Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие сенсорной системы
Конспект коррекционно-развивающего занятия
на развитие сенсорной системы
Задачи:
- активизировать сенсорное восприятие, стимулировать органы чувств: слух, осязание, обоняние и вкус;
- обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Оборудование: проектор, презентация «Органы чувств» для дошкольников, аудио запись спокойной музыки, «Волшебный мешочек» с предметами: мех, резиновый мячик, бумага, наждачная бумага, металлическая ложка, деревянная ложка, музыкальные инструменты, капсулы от киндер-сюрпризов с запахами, фрукты и овощи, повязка на глаза.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог-психолог: Дети, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам посетить страну Чувств. Садитесь на «волшебные стульчики», которые нас перенесут в сказочное место. Чтобы отправиться в путешествие, нужно сказать, сколько органов чувств есть у человека и как они называются?
(Рассматривание иллюстрации)
Дети: У человека пять органов чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа.
Педагог-психолог: Правильно. В сказочном месте правит королева Эмоция. И ее верные подданные - ощущения - в тяжелых ситуациях они всегда приходят на помощь жителям сказочной страны. Итак, в путь!
2. Основной этап
Звучит спокойная музыка, дети передают друг другу имитацию зажжённой свечи, в закрытом подсвечнике. В это время педагог надевает корону и накидку.
Королева Эмоция: Здравствуйте, дети, я - королева Эмоция. Добро пожаловать в страну Чувств. Я приглашаю вас на экскурсию по моему родному городу. Итак, перед нами дом. Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?
На ночь два окошка
Сами закрываются,
А с восходом солнца,
Сами открываются. (Глаза)
Королева Эмоция: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть?
Дети: Зрение.
Королева Эмоция: Глаза помогают нам видеть. Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его характер и настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Какими еще?
Дети: Умными, интересными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т.д. (если дети не отвечают, педагог помогает, дети-повторяют).
Королева Эмоция: Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человека нужен этот орган?
Дети: Различать цвета, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.
Королева Эмоция: Я приготовила для ваших глаз интересные задания. Внимательно посмотрите и найдите 5 отличий на картинках.
(Для слабой подгруппы - найти 5 отличий, для более сильной 10 отличий)
Королева Эмоция: Теперь переходим к следующему домику. Кто в нем живет, скажут нам «дружеские пальчики».
Пальчиковая гимнастика «Дружеские пальчики»
Исходная позиция: пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать пальцы к счету 10. Выполнять сначала каждой рукой поочередно, а потом обеими руками одновременно. После упражнения - стряхнуть кисти рук.
Исходная позиция: Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны - пальчики «поссорились». Потом все пальцы прижать друг к другу - «помирились». Чередовать эти две позиции.
Королева Эмоция: Вы хорошо потренировали свои пальчики. Руки, пальцы, кожа это орган и чувства, а как называется это действие чувства?
Дети: Прикосновение.
Королева Эмоция: Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек с тактильными крышками»
Упражнение для развития тактильного восприятия, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.
Материал: 2 комплекта крышек, покрытых разными материалами: шерсть, наждачная бумага, пленка - самоклеящаяся, ткань, мех и т.д., мешочек из ткани.
Описание: Дети получают по одной тактильной крышечке с разной фактурой. У ведущего мешочек с тактильными крышечками разной фактуры (второй комплект). Дети по очереди «обследуют» тактильное крышечки и рассказывают о своих ощущениях
Дети: У меня крышечка на ощупь мягкая и пушистая. (Ребенок называет, что бывает мягким и пушистым.)
Далее дети по очереди подходят к Волшебному мешочку, опускают руку и находят пару к своей крышечке.
Королева Эмоция: Поспешим в дорогу.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле ... (Ушки)
Королева Эмоция: Уши - это орган ощущения, а как называется чувство?
Дети: Слух.
Королева Эмоция: А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите. Педагог предлагает детям прослушать различные инструменты, дети отгадывают их по звуку.
Королева Эмоция: Давайте отправимся в гости к следующему домику.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Королева Эмоция: Нос - это орган чувства, а как называется чувство? (Обоняние). Есть ли у человека обоняние и как оно помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи.
Королева Эмоция: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах (от киндер-сюрприза).
Дидактическая игра «Отгадай по запаху»
Упражнение проводится для формирования умения различать запахи.
Материал: 2 набора капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: лимон, апельсин, яблоко, груша, лук, чеснок.
Описание: Дети получают по одной капсуле от киндера с запахом. У ведущего капсулы с разными запахами (второй комплект). Дети по очереди «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях (например: у меня капсула с запахом лимона) Далее дети по очереди подходят к столу, и с закрытыми глазами находят пару к своей капсуле.
Королева Эмоция: Итак, какие бывают запахи?
Дети: Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.
Королева Эмоция: Может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т.д.
Королева Эмоция: Чтобы ваши носики были здоровы, предлагаю выполнить упражнения.
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем считать опять.
Отдыхать тоже умеем
Руки за спину положим,
Голову выше поднимем
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох через нос,
поднять руки вверх, локти свести вместе. Подняться на носки,
потянуться вверх, задержав дыхания. Медленный глубокий выдох со звуком АА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Королева Эмоция: Следующая остановка - конечная
Если бы не было его, не сказали-бы ничего. (Язык)
Так зачем нам язык?
Дети: Ответ: чтобы кушать, разговаривать.
Королева Эмоция: А еще, чтоб чувствовать вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а вторым - яблоки. Кто-то любит соленое, другие - сладкое.
Но не все стоит пробовать на вкус. Например, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать незнакомые продукты)
Королева Эмоция: - Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»
Дети надевают на глаза повязку, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый». Если дети не справятся с заданиями, помочь подсказками.
3. Рефлексия
Королева Эмоция: Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране?
(Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
Как выдумаете, нужны ли нам эти чувства?
Вы должны беречь ваши органы чувств, ухаживать за ними. Ну, а в память о путешествии в мою страну Чувств, я подарю вам эмблемы с изображением солнца. Пусть хорошее настроение не оставляет вас. Ну, а теперь пришло время возвращаться.