Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса

35
8
Материал опубликован 10 July 2019 в группе

                                                     Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по речевой практике составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»   

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 4 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.          

Задачи:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);                                                                                                                             
  • Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;                                          
  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;                                                                                                                                 
  • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • Развитие навыков устной коммуникации;                                                                                                                                            
  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;                                                                                                                
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;                                                                                                                                 
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;                                                                                                                   
  • Формировать выразительную сторону речи;                                                                                                                                    
  • Учить строить устные связные высказывания;                                                                                                                                    
  • Воспитывать культуру речевого общения.      

 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:                                                                                                                              

  1. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);                                                                                                                      
  2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);                                                                                                                                    
  3. практический метод (упражнения, практическая работа);                                                                                                                                              
  4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);                                                                                                                                                     
  5. коллективный,индивидуальный;                                                                                           
  6. творческий метод.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Предметные результаты обучения                                                                                                                    

Достаточный уровень:                                                                                                        

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;                               
  • уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;                                                                                                                                                                                                  
  • правильно   выражать   свои   просьбы,   уметь   здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;                                                                                                                          
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;                                                                              
  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.                                                                                                                        

Минимальный уровень:                                                                                                        

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;                                                                                                                                    
  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;                                                                                                                                                                      
  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);                                           
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;                                                                                                                  
  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;                                                                           
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;                                                                                            
  • участвовать в беседе;                                                                                                          
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

 

Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:                                                                                               

  • расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;                                                                
  • закрепление  представлений  о  различных  социальных  ролях  - собственных и окружающих людей;                                                                   
  • соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства  образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования; 

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование и понимание речи                                                                                                                      

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.                                                                                                                  Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи                                                                                         

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.                                                                                                                  

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.                                               

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни                                                                                                                       

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?                                                                                 

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Учебно - методическое обеспечение.                                                                                                                 

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.                                                                                            Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.                                  

Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.                                                                                                                                     Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.                                                                                                      Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос                                                                                                             

 

Дидактические материалы

Раздаточные  дидактические материалы по темам;

Демонстрационные материалы: предметные  и сюжетные картинки по темам;  

Мультфильмы;

Аудиосказки;

Стихи, загадки, чистоговорки  по темам;

Настольные игры;

Пазлы.

                          Календарно-тематическое планирование по речевой практике

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

9

 

 

 

 

1-2

Делимся новостями

 

2

Ориентироваться в пространстве класса

Освоить роль ученика

Составление  рассказа  по  серии  картинок.  Знакомство  с фиксированной структурой текста.

 

3-4

Я выбираю книгу

 

2

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро»,

«природа», «семья»

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план

 

5-6

Сказка "Петушок - Золотой гребешок"

 

2

понимание содержания небольших по объему сказок

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь

к родителям

Закрепление  содержания  сказки  (пересказ  с  опорой  на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки.

 

7-9

Сочиняем сказку

 

3

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план

 

 

2 четверть

 

7

 

 

 

 

1-3

Я- пассажир

 

3

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций

Ролевая игра «В автобусе»

 

4-6

У телевизора

 

3

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей

Коллективное  обсуждение  «Моя  любимая  программа» 

 

7

Повторение изученного

 

1

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

Составление персональных телевизионных программ обучающимися

 

 

3 четверть

 

10

 

 

 

 

1-3

Знаки - помощники

 

3

Знать основные условные знаки

участвовать в беседе

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе

 

4-6

В гостях у леса

 

3

Уметь обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей

участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

 

7-9

Задушевный разговор

 

3

Уметь анализировать, участвовать в диалогах

закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

 

10

Повторение изученного

 

1

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни

Творческая   работа   «Что   может   нанести   вред   лесу?»

 

 

4 четверть

 

8

 

 

 

 

1-3

Приглашение

 

3

Уметь составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру

выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми

Моделирование   диалогов,   содержащих   приглашение   и вежливый отказ

 

4-6

Поздравляю!

 

3

Уметь адресно подбирать пожелания

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя)

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления    на    открытке.    Тренировочные    упражнения    в подписывании поздравительных открыток

 

7

Здравствуй, лето!

 

1

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций

уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта ответы на вопросы на основе иллюстраций

 

8

Летние каникулы.

 

1

знание основных правил культуры речевого общения

Участвовать в беседе

Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

 

 

Комментарии

Спасибо за материал, Елена Николаевна!!

10 July 2019

Благодарю за первый отзыв, Елена Аркадьевна!

10 July 2019

Спасибо за качественный материал.

10 July 2019

Благодарю, Татьяна Петровна! Всегда рада поделиться с коллегами!

10 July 2019

Интересная программа! Познакомилась с удовольствием!

10 July 2019

Этот предмет у нас ввели с 2016 года с "приходом" ФГОС в коррекционную школу) Спасибо за оценку и внимание!

10 July 2019

Спасибо за интересный материал, Елена Николаевна!!

11 July 2019

Подготовка к новому учебному году идет полным ходом, молодец, Елена Николаевна!

11 July 2019

Похожие публикации