12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93175
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»

                                                     Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по речевой практике составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»   

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 4 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.          

Задачи:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);                                                                                                                             
  • Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;                                          
  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;                                                                                                                                 
  • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • Развитие навыков устной коммуникации;                                                                                                                                            
  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;                                                                                                                
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;                                                                                                                                 
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;                                                                                                                   
  • Формировать выразительную сторону речи;                                                                                                                                    
  • Учить строить устные связные высказывания;                                                                                                                                    
  • Воспитывать культуру речевого общения.      

 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:                                                                                                                              

  1. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);                                                                                                                      
  2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);                                                                                                                                    
  3. практический метод (упражнения, практическая работа);                                                                                                                                              
  4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);                                                                                                                                                     
  5. коллективный,индивидуальный;                                                                                           
  6. творческий метод.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Предметные результаты обучения                                                                                                                    

Достаточный уровень:                                                                                                        

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;                               
  • уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;                                                                                                                                                                                                  
  • правильно   выражать   свои   просьбы,   уметь   здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;                                                                                                                          
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;                                                                              
  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.                                                                                                                        

Минимальный уровень:                                                                                                        

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;                                                                                                                                    
  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;                                                                                                                                                                      
  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);                                           
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;                                                                                                                  
  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;                                                                           
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;                                                                                            
  • участвовать в беседе;                                                                                                          
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

 

Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:                                                                                               

  • расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;                                                                
  • закрепление  представлений  о  различных  социальных  ролях  - собственных и окружающих людей;                                                                   
  • соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства  образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования; 

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование и понимание речи                                                                                                                      

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.                                                                                                                  Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи                                                                                         

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.                                                                                                                  

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.                                               

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни                                                                                                                       

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?                                                                                 

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Учебно - методическое обеспечение.                                                                                                                 

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.                                                                                            Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.                                  

Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.                                                                                                                                     Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.                                                                                                      Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос                                                                                                             

 

Дидактические материалы

Раздаточные  дидактические материалы по темам;

Демонстрационные материалы: предметные  и сюжетные картинки по темам;  

Мультфильмы;

Аудиосказки;

Стихи, загадки, чистоговорки  по темам;

Настольные игры;

Пазлы.

                          Календарно-тематическое планирование по речевой практике

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

9

 

 

 

 

1-2

Делимся новостями

 

2

Ориентироваться в пространстве класса

Освоить роль ученика

Составление  рассказа  по  серии  картинок.  Знакомство  с фиксированной структурой текста.

 

3-4

Я выбираю книгу

 

2

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро»,

«природа», «семья»

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план

 

5-6

Сказка "Петушок - Золотой гребешок"

 

2

понимание содержания небольших по объему сказок

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь

к родителям

Закрепление  содержания  сказки  (пересказ  с  опорой  на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки.

 

7-9

Сочиняем сказку

 

3

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план

 

 

2 четверть

 

7

 

 

 

 

1-3

Я- пассажир

 

3

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций

Ролевая игра «В автобусе»

 

4-6

У телевизора

 

3

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей

Коллективное  обсуждение  «Моя  любимая  программа» 

 

7

Повторение изученного

 

1

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

Составление персональных телевизионных программ обучающимися

 

 

3 четверть

 

10

 

 

 

 

1-3

Знаки - помощники

 

3

Знать основные условные знаки

участвовать в беседе

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе

 

4-6

В гостях у леса

 

3

Уметь обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей

участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

 

7-9

Задушевный разговор

 

3

Уметь анализировать, участвовать в диалогах

закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

 

10

Повторение изученного

 

1

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни

Творческая   работа   «Что   может   нанести   вред   лесу?»

 

 

4 четверть

 

8

 

 

 

 

1-3

Приглашение

 

3

Уметь составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру

выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми

Моделирование   диалогов,   содержащих   приглашение   и вежливый отказ

 

4-6

Поздравляю!

 

3

Уметь адресно подбирать пожелания

знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя)

Знакомство с правилами оформления письменного поздравления    на    открытке.    Тренировочные    упражнения    в подписывании поздравительных открыток

 

7

Здравствуй, лето!

 

1

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций

уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта ответы на вопросы на основе иллюстраций

 

8

Летние каникулы.

 

1

знание основных правил культуры речевого общения

Участвовать в беседе

Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.

 

 

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.07.19 в 09:10 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Елена Николаевна!!
Артеменко Елена Николаевна, 10.07.19 в 09:20 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за первый отзыв, Елена Аркадьевна!
Медведева Татьяна Петровна, 10.07.19 в 09:31 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный материал.
Артеменко Елена Николаевна, 10.07.19 в 09:58 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Татьяна Петровна! Всегда рада поделиться с коллегами!
Горбачёва Марина Юрьевна, 10.07.19 в 18:41 2Ответить Пожаловаться
Интересная программа! Познакомилась с удовольствием!
Артеменко Елена Николаевна, 10.07.19 в 18:45 2Ответить Пожаловаться
Этот предмет у нас ввели с 2016 года с "приходом" ФГОС в коррекционную школу) Спасибо за оценку и внимание!
Янова Татьяна Викторовна, 11.07.19 в 09:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал, Елена Николаевна!!
Перминова Елена Федоровна, 11.07.19 в 18:00 1Ответить Пожаловаться
Подготовка к новому учебному году идет полным ходом, молодец, Елена Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.