Рабочая программа (вариант 1) по предмету: «Чтение» предметная область: «Язык и речевая практика», 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Чтение»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 1
2016 -2017 учебный год
Разработала: учитель начальных классов
Шатрова Ольга Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка……………………………………. |
3 |
2. |
Общая характеристика учебного предмета «Чтение»……… |
4 |
3. |
Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане…………………………………………... |
6 |
4. |
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение»…………………………. ......................... |
6 |
5. |
Программа формирования базовых учебных действий…….. |
7 |
6. |
Содержание учебного предмета «Чтение»………………… |
10 |
7. |
Тематическое планирование………………………………… |
13 |
8. |
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………… |
38 |
9. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………. |
38 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для 1 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)МБОУ «Майкорская С(К)ШИ VIII вида»
Преподавание предмета «Чтение» ведётся по программе опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. Воронковой Москва «Просвещение», 2013 год . Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
В системе предметов образовательной школы курс «Чтение» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели: формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
способствовать формированию у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
развитие умений пользоваться речью как средством общения, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;
обучение учащихся правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных для понимания текстов, обеспечение постепенного перехода на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Нарушения всех сторон психики умственно отсталых детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения чтению. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в специальной школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтического этапа (добукварного периода) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе - исправления различных нарушений речи школьников.
Задачи по обучению чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
способствовать привитию интереса к обучению;
выявить особенности общего и речевого общения;
формировать общеречевые навыки по развитию слухового и зрительного восприятия;
формировать правильную артикуляцию и дикцию;
Обучение грамоте в школе VIII вида (букварный период) осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Основные задачи букварного периода:
способствовать исправлению недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
создать условия для изучения букв и звуков, формирования навыка чтения правильных слоговых структур;
развитие артикуляционного аппарата;
формировать умение строить простые предложения;
воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, узнавание элементов буквы и их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и т.д. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву – произнеси звук, обвел пальчиком в воздухе контур буквы – произнеси звук, произнес звук – покажи букву и т.д.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а-у, у-а), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются трехбуквенные закрытые слоги (шар, мыш-ка), слоги с мягкими согласным (рис, гусь) и, наконец, слоги со стечением двух согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, пти – ца) и т.д. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается необходимая основа для развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают дети. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука /М/; я назвала слог СЫ, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце? и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приемы.
Обучение чтению предполагает обязательное использование различных видов наглядности: настенная касса букв, «городок букв» (который заполняется по мере прохождения азбуки), таблицы оппозиционных слогов, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные наборы букв и слогов, наборы полосок для условно-графического обозначения звуков, слогов, слов и предложений.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана МБОУ «Майкорская С(К)ШИ VIII вида».
Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. Программа реализуется через систему уроков чтения.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувствдоброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметными результатами изучения курса «Чтения» в 1-м классе является формирование следующих умений:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение, русский язык»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками; слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства. знать наизусть короткие стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. |
различать звуки на слух и в произношении, соотносить их с буквами; выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 3-4 букв (с помощью учителя); читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; знать наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. |
6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные базовые учебные действия |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия |
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; оценивать действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
Познавательные базовые учебные действия |
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. |
Коммуникативные базовые учебные действия |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Добукварный период
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать учителя.
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работе.
Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом)
Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдением окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка – лапка).
Деление простого предложения на слова. Деление простых слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м), различение их в словах.
Уточнение и различение зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1 – й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление слов и чтение из двух усвоенных слоговых структур (ма – ма, мы – ла).
Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и. з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (на, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух – трёх слов.
4 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих; твёрдых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Повторение пройденного материала.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Добукварный период |
18 |
2 |
Букварный период |
81 |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Добукварный период
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание |
БУД |
Область развития жизненных компетенций |
Дата |
|
|
Беседа «Первый день в школе» |
1 |
Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы. |
||
|
Школьные вещи. Понятие «слово». |
1 |
Дать первоначальное понятие о слове |
входить и выходить из учебного помещения со звонком |
|||
|
Семья. Условно-графическая запись отдельных слов. |
1 |
Дать первоначальное понятие об условно-графической схеме слов. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. |
||
|
Игрушки. Обобщённое название «игрушки». Работа над понятием «слово». |
1 |
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями |
Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом. |
|||
|
Предложение. Составление и анализ предложений. |
1 |
Формировать навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи. |
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями |
Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
||
|
Беседа на тему «режим школьника». Составление и анализ предложений. |
1 |
Формировать навык составления предложений по картине. |
пользоваться учебной мебелью |
Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
||
|
Составление и анализ предложений. |
1 |
Формировать навык составления предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение». |
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) |
Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. |
||
|
Беседа на тему «Школьный сад». Понятие «слог» или «часть слова». |
1 |
Дать первоначальное понятие о слоге |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
||
|
Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. |
1 |
Формировать навык деления слов на слоги. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове. |
||
|
Понятие «звук». Гласный звук. Выделение из слова звука «а». |
1 |
Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
||
|
Гласный звук. Выделение из слова звука «у». |
1 |
Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
||
|
Беседа на тему «В лесу». Согласный звук. Выделение в словах звука «м». |
1 |
Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. |
||
|
Рассказывание и работа по содержанию над сказкой «Колобок». |
1 |
Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
||
|
Рассказывание и работа по содержанию над сказкой «Репка». |
1 |
Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. |
||
Букварный период |
|||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание |
БУД |
Область развития жизненных компетенций |
Дата |
|
|
Звук и буква Аа. Выделение звука «а». Знакомство с буквой. Чтение буквы А, а. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Аа |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. |
||
|
Звук и буква Уу. Выделение звука «у». Знакомство с буквой. Чтение слов ау, уа. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Уу. Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбука. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. |
||
|
Звук и буква Мм. Чтение закрытых слогов: ам, ум и открытых слогов: ма, му |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». |
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов |
Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы со слогами Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. Формировать навык звуко- буквенного анализа, развивать умение составлять и читать слоги из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. |
||
|
Звук и буква Оо. Составление и чтение слогов ом-мо. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Оо. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о]. |
||
|
Составление и чтение слова ма-ма. Предложение.
|
1 |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Звук и буква Сс. Сравнение открытых и закрытых слогов. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Сс. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой Сс. |
1 |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Звук и буква Хх. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Хх. |
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой Хх. |
1 |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Составление и чтение слов со звуком и буквой Хх. Предложения с данными словами. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
|||
|
Повторение изученных букв. Чтение слов, слогов, предложений. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
||||
|
Звук и буква Шш. Чтение двусложных слов с буквой ш. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Шш. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Дифференциация звуков с-ш. |
1 |
Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. |
||
|
Звук и буква Л л. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Лл. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой Л л. |
1 |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога. |
1 |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
||||
|
Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой ы. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой ы. Работа над предложением |
1 |
Формировать навык чтения слогов и слов. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Звук и буква Нн. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Нн. |
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой Н н. |
1 |
Формировать навык чтения слогов и слов. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Чтение слогов и предложений с изученными буквам. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. |
||
|
Звук и буква Рр. Слоги и слова со звуком и буквой Р р. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Рр. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Работа над предложением. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Дифференциация Л- Р. |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков Л- Р. |
перерабатывать полученную информацию. |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Закрепление изученного. |
1 |
Закрепить и обобщить знания об изученных буквах и звуках. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция памяти, мышления на основе работы со страницами учебника. |
||
|
Чтение слогов и слов с изученными буквами. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов |
Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. |
||
|
Звук и буква Кк. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Кк. |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Чтение слогов и слов с буквой Кк. |
1 |
Формировать навык чтения слоговых структур, составления предложений. |
перерабатывать полученную информацию. |
Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много. |
||
|
Закрепление изученного. |
1 |
Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника. |
||
|
Звук и буква Пп. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Пп. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой П п. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов с изученными буквами. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Составление чтение двусложных трехсложных слов. |
1 |
Формировать навык чтения слов, предложений. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений. |
||
|
Закрепление изученного. |
1 |
Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника. |
||
|
Звук и буква Тт. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Тт. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». |
преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Слоги , слова с буквой Тт. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов с изученными буквами. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Чтение слов, предложений. Чтение текста «Утром». |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Звук и буква Ии. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Ии. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. |
||
|
Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии. |
1 |
Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. |
преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. |
||
|
Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ. |
1 |
Формировать навык чтения слога ши. |
перерабатывать полученную информацию. |
Коррекция фонематического слуха, мышления. |
||
|
Звук и буква Зз. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Зз. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция артикуляции и дикции на основе чтения чистоговорок. |
||
|
Слоги и слова со звуком и буквой З з в твёрдом и мягком варианте. |
1 |
Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Сравнение звуков з-с. Работа над текстом «Зима». |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков З-С. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками. |
||
|
Звук и буква Вв. Слоги и слова со звуком и буквой В в в твёрдом и мягком варианте. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». |
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. |
||
|
Работа над текстом «Наши повара». |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Звук и буква Жж. Чтение и анализ слов |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Жж. |
преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Сочетания Жи |
1 |
Формировать первоначальные навыки о сочетаниях жи |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Дифференциация Ж-Ш. |
1 |
Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Сочетания Жи-Ши. |
1 |
Формировать первоначальные навыки о сочетаниях жи-ши. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний. |
||
|
Звук и буква Бб. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Бб. |
перерабатывать полученную информацию. |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Чтение слов и предложений с буквой Бб. |
1 |
Формировать навык чтения слов с изученными буквами. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. |
||
|
Дифференциация Б-П. |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков Б-П. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Звук и буква Гг. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Гг. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Дифференциация Г-К. |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков Г-К. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
перерабатывать полученную информацию. |
Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний. |
||
|
Чтение и анализ слов. Анализ текста «Кира и Вика» |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Звук и буква Дд. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Дд. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Чтение слоговых структур и текстов. |
1 |
Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами.. |
преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коррекция памяти, внимания на основе работы со слоговыми структурами, схемами предложений |
||
|
Дифференциация Д-Т. |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков Д-Т. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Звук и буква й. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой й. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Чтение слов и предложений с буквой й. |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Дифференциация и-й. |
1 |
Формировать навык различать на слух и-й. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с данными звуками. |
||
|
Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. |
1 |
Формировать знания о ь – как показателе мягкости согласных звуков. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция фонематического слуха при чтении слов с ь. |
||
|
Чтение слов с Ь в конце и в середине слова. Чтение слов, предложений. |
1 |
Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами.. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Чтение слов с сочетанием согласных в начале слова. Сравнение слов. Текст «В саду». Звукобуквенный анализ слов. |
1 |
Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами.. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
|||
|
Работа над текстом «Зоопарк». |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
||||
|
Звук и буква Ее. |
1 |
Познакомить с буквой Е в начале слова. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. |
||
|
Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу». |
1 |
Познакомить с буквой е – показателем мягкости согласных звуков. Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. |
||
|
Звук и буква Ёё. |
1 |
Познакомить с буквой Ё в начале слова. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. |
||
|
Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. |
1 |
Познакомить с буквой Ё – показателем мягкости согласных звуков. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. |
||
|
Звук и буква Яя. |
1 |
Познакомить с буквой Я в начале слова. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. |
||
|
Буква Я – показатель мягкости согласного звука. |
1 |
Познакомить с буквой я – показателем мягкости согласных звуков. Формировать навык чтения текста с изученными буквами. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. |
||
|
Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. |
1 |
Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с оппозиционными звуками. |
||
|
Звук и буква Юю. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Ю. Формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и после гласной. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. |
||
|
Буква ю – показатель мягкости согласного звука. |
1 |
Познакомить с буквой ю– показателем мягкости согласных звуков. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с буквой ю. |
||
|
Звук и буква Цц. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Цц. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов. |
||
|
Чтение слов с буквой ц. Анализ текста «Курица и лисица» |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
|||
|
Звук и буква Чч. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Чч. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным шипящим звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов. |
||
|
Чтение слов с буквой ч. Анализ текста «Милка и Жучка» |
1 |
Формировать навык осмысленного чтения. |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; |
|||
|
Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Курочка ряба» |
1 |
Познакомить с правописанием ча-чу. |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
Коррекция фонематического слуха, памяти на основе работы с данными сочетаниями, чтением и заучиванием скороговорок. |
||
|
Звук и буква Щщ. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Щщ. |
преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Сочетание ча-ща, чу-щу |
1 |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
||||
|
Звук и буква Фф. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Фф. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов. |
||
|
Дифференциация В-Ф. |
1 |
Формировать навык дифференциации звуков В-Ф. |
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками, чтении слогов и слов со стечением согласных |
||
|
Звук и буква Ээ. |
1 |
Познакомить со звуком и буквой Ээ. Формировать навык чтения слов с буквой Ээ в начале слова и после гласной. |
обращаться за помощью и принимать помощь |
Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. |
||
|
Буква ъ. различение слогов с ъ и без него. |
1 |
Формировать навык чтения слогов с ъ. |
работать с учебными принадлежностями |
Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами предложений. |
||
|
Закрепление изученного. |
1 |
Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. |
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками. |
8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник В. В. Воронковой и И. В. Коломыткиной Букварь для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.; «Просвещение», 1998.
Обучение чтению в специальных коррекционных классах, 1 класс / авт.-сост. Л. И. Рудченко.-Волгоград: Учитель 2007.
Наглядные средства:
наборы картинной азбуки;
наборы предметных картинок;
образцы начертания рукописных букв;
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
Технические средства:
персональный компьютер
принтер
сканер