Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 3 класса
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ ____________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
3 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ п/п |
Наименования разделов и тем |
Кол-во часов |
1. |
Снова в школу! |
3 |
2. |
Мы собрались поиграть… |
3 |
3. |
В библиотеке |
3 |
4. |
Сказки про Машу |
3 |
5. |
Отправляюсь в магазин |
3 |
6. |
Телефонный разговор |
3 |
7. |
Я – зритель |
3 |
8. |
Какая сегодня погода? |
3 |
9. |
Снегурочка |
2 |
10. |
Весёлый праздник |
2 |
11. |
Учимся понимать животных |
2 |
12. |
Узнай меня! |
2 |
13. |
Впереди лето! |
3 |
Итого:35ч. |
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1-3 |
Снова в школу! |
3 |
Знать правила приветствия. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. |
||
4-6 |
Мы собрались поиграть. |
3 |
Уметь соблюдать правила во время игры. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Разучивание считалок; Подготовка и составление предложений, рассказов по тем к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). |
||
7-9 |
В библиотеке. |
3 |
Знать правила поведения в библиотеке. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; |
Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку; Ролевая игра «В библиотеке» |
||
2 четверть |
7 |
||||||
1-3 |
Сказки про Машу. |
3 |
Знать названия сказок со сказочным героем Машей. |
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Слушание аудиозаписей сказк «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. |
||
4-6 |
Отправляюсь в магазин. |
3 |
Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Конструирование возможных диалогов с продавцом; ролевая игра «В магазине»; экскурсия в магазин. |
||
7 |
Телефонный разговор. |
1 |
Знать правила общения по телефону. |
воспитание уважительного отношения к иному мнению; |
Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; Чтение фрагментов сказки по ролям; Ролевые игры «Телефонный разговор» |
||
3 четверть |
10 |
||||||
1-2 |
Телефонный разговор. |
2 |
|||||
3-5 |
Я – зритель. |
3 |
Знать правила вежливого зрителя. |
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; |
Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Кинотеатр». |
||
6-8 |
Какая сегодня погода? |
3 |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». |
|||
9-10 |
«Снегурочка» |
2 |
Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; |
Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. |
||
4 четверть |
9 |
||||||
1-2 |
Весёлый праздник. |
2 |
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; |
Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций; Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Приём гостей». Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
|||
3-4 |
Учимся понимать животных. |
2 |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств |
Составление правил ухода за домашними животными. |
|||
5-6 |
Узнай меня! |
2 |
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; |
Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. |
|||
7-9 |
Впереди лето! |
Знать правила безопасного поведения во время летних каникул. |
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; |
Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
Перминова Елена Федоровна
Артеменко Елена Николаевна
Перминова Елена Федоровна
Артеменко Елена Николаевна
Перминова Елена Федоровна
Зинаида Григорьевна
Артеменко Елена Николаевна