Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Речевая практика», 1 класс
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА"
1 КЛАСС
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Устная речь" под редакцией С.В.Комаровой, Москва "Просвещение" 2014г. Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Цель:
Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
Коррекция нарушений психофизического развития детей;
Социализация личности учащихся;
Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы). Задачи раздела «Устная речь»:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.
- Формировать выразительную сторону речи.
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Устная речь»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Раздел устная речь включает в себя несколько подразделов:
1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
2. Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2014.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Давайте познакомимся! Выявление представлений по ситуации. |
1 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; |
Игра "Наши имена". Употребление слов здравствуйте, до свидания. |
Беседа |
|
Давайте познакомимся. Приветствия в школе. |
1 |
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя. |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; |
Прослушивание песни "Улыбка" В.Шаинского. Диалог "Как войти в класс". |
Фронтальный опрос |
||
3 |
Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи. |
1 |
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; |
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; |
Игра "Подари улыбку". Экскурсия по школе. |
Беседа |
|
4 |
Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций. |
1 |
высказывание своих просьб и желаний; |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Составление предложений по картинкам; |
||
5 |
Знакомство во дворе. |
1 |
выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. |
Беседа |
|
6-7 |
Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. |
2 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Обыгрывание ситуации "Знакомство во дворе" |
Беседа |
|
8 |
Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя. |
1 |
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Просмотр мультфильма "Теремок" |
Фронтальный опрос |
|
9 |
Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. |
1 |
восприятие на слух сказок и рассказов. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Коллективное рассказывание сказки. |
Фронтальный опрос |
|
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Теремок. Ролевая игра. |
1 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; |
Инсценирование сказки. |
||
2 |
Знакомство в гостях. |
1 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
Коллективное составление рассказа "Как мы ходили в гости". |
беседа |
|
3 |
Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации. |
1 |
высказывание своих просьб и желаний; |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Коллективное составление рассказа "Как я гостей встречал" по вопросам учителя. |
Беседа |
|
4 |
Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. |
1 |
ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. |
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Составление диалога при прощании с гостями. |
Беседа |
|
5 |
Покупка школьных принадлежностей. Выражение просьбы. |
1 |
высказывание своих просьб и желаний; |
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома. |
Разучивание чистоговорки; игра "Расскажи мне про покупку" |
Беседа |
|
6 |
Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов. |
1 |
выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения |
Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; |
Ролевая игра "Магазин". Отгадывание загадок. |
Беседа |
|
7 |
Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра. |
1 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка |
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Игра "Отгадай мою покупку" |
||
3 четверть |
9 |
||||||
1 |
В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку. |
1 |
ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. |
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Составление предложений об игрушках |
||
2 |
В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними. |
1 |
Названия игрушек. |
Беседа "Моя любимая игрушка". |
Фронтальный опрос |
||
3 |
В магазине игрушек. Ролевая игра. |
1 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
Ролевая игра "Ночью в магазине игрушек". |
|||
4,5,6 |
Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год. |
3 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. |
Беседа |
|
7 |
Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. |
1 |
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Диалог приглашения гостей на новогодний праздник. |
||
8 |
Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях. |
1 |
Разучивание новогодних песен. |
||||
9 |
Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре. |
1 |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Работа с учебником. |
Беседа |
||
4 четверть |
8 |
||||||
1 |
Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра. |
1 |
Знать названия зимней одежды. |
Заучивание чистоговорок. |
|||
2 |
Зимняя прогулка. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. |
1 |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Проигрывание ситуации "Кукла одевается на прогулку". |
|||
3 |
Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно- символического плана. |
1 |
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку. |
|||
4 |
Помощники. Слушание стихотворения А.Барто "Помощница", выбор картинок. |
1 |
Слушание стихотворения А. Барто "Помощница" |
Беседа |
|||
5 |
Помощники. Выражение просьбы и желания. |
1 |
Умение поддерживать диалог. |
Составление диалога "Делаем уборку вместе". |
|||
6 |
Помощники. Использование выразительных средств. |
1 |
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Составление рассказа по сюжетной картинке. |
Устный опрос |
||
7 |
Спокойной ночи. Слушание отрывка из сказки "Сказки о глупом мышонке", выкладывание картинок. |
1 |
восприятие на слух сказок. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Составление рассказ "Как я ложусь спать". |
Устный опрос |
|
8 |
Спокойной ночи! Ролевая игра. |
1 |
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном. |
|||
9 |
Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре. |
1 |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Составление диалогов по заданной ситуации "С добрым утром!" |
Дементьева Ирина Михайловна
Артеменко Елена Николаевна