12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93196
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
11

Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Речевая практика», 1 класс

 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА"

1 КЛАСС

на 2016 – 2017 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Устная речь" под редакцией С.В.Комаровой, Москва "Просвещение" 2014г. Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.  Цель:

Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;

Коррекция нарушений психофизического развития детей;

Социализация личности учащихся;

Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.

Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы). Задачи раздела «Устная речь»:

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

- Формировать выразительную сторону речи.

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Устная речь»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов;

-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

Личностные результаты

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

Раздел устная речь включает в себя несколько подразделов:

1.   Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2.  Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи.

3. Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4.  Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Учебно - методическое обеспечение.

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2014.

1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Давайте познакомимся! Выявление представлений по ситуации.

 

1

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

Игра "Наши имена". Употребление слов здравствуйте, до свидания.

Беседа

 

Давайте познакомимся. Приветствия в школе.

 

1

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Прослушивание песни "Улыбка" В.Шаинского. Диалог "Как войти в класс".

Фронтальный опрос

3

Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи.

 

1

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Игра "Подари улыбку".

Экскурсия по школе.

Беседа

4

Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций.

 

1

высказывание своих просьб и желаний;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по картинкам;

 

5

Знакомство во дворе.

 

1

выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки.

Беседа

6-7

Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

 

2

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Обыгрывание ситуации "Знакомство во дворе"

Беседа

8

Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя.

 

1

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Просмотр мультфильма "Теремок"

Фронтальный опрос

9

Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

 

1

восприятие на слух сказок и рассказов.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Коллективное рассказывание сказки.

Фронтальный опрос

 

2 четверть

 

7

       

1

Теремок. Ролевая игра.

 

1

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Инсценирование сказки.

 

2

Знакомство в гостях.

 

1

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Коллективное составление рассказа "Как мы ходили в гости".

беседа

3

Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.

 

1

высказывание своих просьб и желаний;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Коллективное составление рассказа "Как я гостей встречал" по вопросам учителя.

Беседа

4

Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

 

1

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал.

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Составление диалога при прощании с гостями.

Беседа

5

Покупка школьных принадлежностей. Выражение просьбы.

 

1

высказывание своих просьб и желаний;

Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Разучивание чистоговорки; игра "Расскажи мне про покупку"

Беседа

6

Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.

 

1

выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Ролевая игра "Магазин". Отгадывание загадок.

Беседа

7

Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра.

 

1

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Игра "Отгадай мою покупку"

 
 

3 четверть

 

9

       

1

В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

 

1

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Составление предложений об игрушках

 

2

В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.

 

1

Названия игрушек.

 

Беседа "Моя любимая игрушка".

Фронтальный опрос

3

В магазине игрушек. Ролевая игра.

 

1

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

 

Ролевая игра "Ночью в магазине игрушек".

 

4,5,6

Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год.

 

3

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

Беседа

7

Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

 

1

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Диалог приглашения гостей на новогодний праздник.

 

8

Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях.

 

1

   

Разучивание новогодних песен.

 

9

Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.

 

1

 

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Работа с учебником.

Беседа

 

4 четверть

 

8

       

1

Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра.

 

1

Знать названия зимней одежды.

 

Заучивание чистоговорок.

 

2

Зимняя прогулка. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

 

1

 

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Проигрывание ситуации "Кукла одевается на прогулку".

 

3

Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно- символического плана.

 

1

 

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку.

 

4

Помощники. Слушание стихотворения А.Барто "Помощница", выбор картинок.

 

1

   

Слушание стихотворения А. Барто "Помощница"

Беседа

5

Помощники. Выражение просьбы и желания.

 

1

Умение поддерживать диалог.

 

Составление диалога "Делаем уборку вместе".

 

6

Помощники. Использование выразительных средств.

 

1

 

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Устный опрос

7

Спокойной ночи. Слушание отрывка из сказки "Сказки о глупом мышонке", выкладывание картинок.

 

1

восприятие на слух сказок.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Составление рассказ "Как я ложусь спать".

Устный опрос

8

Спокойной ночи! Ролевая игра.

 

1

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

 

Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном.

 

9

Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре.

 

1

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Составление диалогов по заданной ситуации "С добрым утром!"

 
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 25.09.17 в 17:57 1Ответить Пожаловаться
МОЛОДЕЦ!!! Добавила в избранное для своих девочек!!! СПАСИБО!!!

Отредактировано 25-09-2017 17:58

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.