РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ 8 «А» класс на 2024 – 2025 учебный год.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Согласована Заместитель директора по УР Ветохина И.В. ________________________ | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2024 Протокол № _____ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2024 Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
8 «А» класс
на 2024 – 2025 учебный год.
Учитель: Кобзарева Е.А.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;
2) Развитие и коррекция слухового восприятия;
3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия.
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и учащегося.
Планируемые предметные результаты освоения программы.
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание основных цветов радуги.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умение составлять предмет из 2—3 частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук с его источником.
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Знание частей суток и названий дней недели.
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Способность узнавать продукт по вкусу.
Способность различать объект по запаху.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Домоводство»:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Базовые учебные действия, формируемые в процессе реализации программы.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2024-2025 учебный год.
Содержание программы
Содержание предмета «сенсорное развитие» включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие».
1 Зрительное восприятие
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
2 Слуховое восприятие
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
3 Кинестетическое восприятие.
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела Формирование адекватной реакции на положение тела Формирование адекватной реакции на изменение положения тела Формирование адекватной реакции на положение частей тела Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов
4 Восприятие запаха.
Формирование адекватной реакции на запахи Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема. | Количество часов. | Электронные учебно-методические материалы. |
1. 2. 3. 4. | Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Восприятие запаха и вкуса. | 8 8 10 8 | http://school-collection.edu.ru/catalog/ |
34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Сенсорное развитие»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Электронные учебно- методические материалы | Мониторинг | |
Предметные | Личностные | ||||||
I четверть 8 ч. | |||||||
1. 2. | Игры с кинетическим песком «Найди предмет» | 2 | 04.09 11.09 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Текущий контроль. | |
3. 4. | Найди соответствующую тень, соотноси правильно. «Найди отличия». | 1 1 | 18.09 25.09 | ||||
5. 6. | Дидактические игры «Наложенные картинки» | 2 | 02.10 09.10 | ||||
7. 8. | Работа с картинками «Что перепутал художник?» | 2 | 16.10 23.10 | ||||
II четверть 9 ч. | |||||||
1. 2. | Игры с семенами, крупами, прищепками. | 2 | 06.11 13.11 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Развитие и коррекция знаний пяти цветов спектра: красный, синий, жёлтый, зеленый, черный их названий. | Овладение начальными навыками адаптации. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | Текущий контроль. | |
3. 4. | Пространственные понятия «Расставь предметы по порядку». | 2 | 20.11 27.11 | ||||
5. 6. | «Времена года» -работа с иллюстрациями. | 2 | 04.12 11.12 | ||||
7. 8. | Развитие тактильной чувствительности. | 2 | 18.12 25.12 | ||||
III четверть 11ч. | |||||||
1. 2. | Игра «Я – твой друг». Игра «Ладошки». | 2 | 15.01 22.01 | Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Развитие и коррекция кинестетического восприятия. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | http://school-collection.edu.ru/catalog/ | Текущий контроль. |
3. 4. | Игры с водой. Игры с пеной. | 2 | 29.01 05.02 | ||||
5. 6. | Игра «Обнимашки». Игра – массаж. | 2 | 12.02 19.02 | ||||
7. 8. | Играем сидя. Играем лёжа. | 2 | 26.02 05.03 | ||||
9. 10. | Игра «Холодно». Игра «Тепло». Игры с кинетическим песком. | 2 | 12.03 19.03 | ||||
IV четверть 6 ч. | |||||||
1. 2. | Ароматерапия. Лимон. Ароматерапия. Кофе. | 2 | 02.04 09.04 | Для привлечения внимания ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса. Использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Текущий контроль. | |
3. 4. | Игра «Всё попробовать хочу» (лимон, мёд, соль). Опробование: сладкий, кислый, солёный. | 2 | 16.04 23.04 | ||||
5. 6. 7. 8. | Мое настроение (учимся понимать эмоции «Я плачу…», «Я радуюсь…» Покажи настроение (учимся с помощью карточек). | 2 2 | 30.04 07.05 14.05 21.05 |