Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», для 7 «А» класса, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Общая цель образования с учетом специфики учебного предмета.
Формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, содействие выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, грамотно вести себя в условиях чрезвычайной ситуации, сохранять свое здоровье.
Основные задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Ознакомление учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с основными (базовыми) знаниями в области безопасности жизнедеятельности;
привитие обучающимся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальных умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, транспортной среде, чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера;
формирование потребности обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в приобретении знаний в области личной безопасности, культуры безопасного поведения;
формирование у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний по финансовой безопасности и безопасности в сети «Интернет»;
выработка у обучающихся антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению людей в современном обществе.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с требованиями к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение направлено на достижение учащимися личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
знать и соблюдать правила безопасного поведения, права и обязанности пешехода; знать и соблюдать правила безопасного поведения в транспорте, обязанности пассажира; знать и соблюдать правила движения велосипедистов (проезжая часть, велодорожка, тротуар, дорожные знаки, регулирующие движение велосипедиста). знать возможные опасные и аварийные ситуации в городской и сельской местности, источники их возникновения, знать правила безопасного поведения в возникшей чрезвычайной и опасной ситуации, избежание данных ситуаций; знать основные службы безопасности, номера телефонов для их вызова, уметь позвонить в пожарную часть, полицию, скорую помощь для получения помощи; знать о телефоне доверия, его назначении и помощи, которую по нему можно получить о правилах безопасного обращения с личными деньгами, соблюдать правила общения в социальных сетях. знать и соблюдать правила безопасного поведения на улице, дома уметь попросить помощи при возникновении опасной ситуации социального характера уметь находить выход из опасных ситуаций, которые могут возникнуть на улице, в общественном месте, при отсутствии взрослых способы утилизации мусора. | соблюдать правила передвижения пешехода (тротуар, проезжая часть); знать обозначение знаков дорожного движения, регулирующих движение пешехода, выполнять их; называть и уметь определять виды общественного транспорта, соблюдать правила поведения в них; знать причины возникновения и виды опасных ситуаций в доме (квартире), уметь предупреждать их, безопасно действовать при их возникновении; правила безопасности при обнаружении возгорания (что нельзя делать, как себя вести, что делать, если помещение задымлено, действия, если нельзя покинуть место пожара) уметь пользоваться подручными и первичными средствами пожаротушения уметь пользоваться с соблюдением правил безопасности средствами бытовой химии; знать и соблюдать условия хранения продуктов питания, знать об опасности нахождения и правилах безопасности в большом количестве людей, правила поведения в опасных ситуациях знать и соблюдать правила собственного безопасного поведения дома, таких как запрет на открывание дверей чужим и незнакомым людям, впускание их в дом, сообщение по телефону о наличии дома других членов семьи; знать о правила собственного безопасного поведения на улице; знать об уровнях террористической опасности; знать и соблюдать правила безопасности при нахождении оставленных, бесхозных вещей соблюдать личную безопасность при угрозе и возникновении террористического акта уметь самостоятельно поддерживать чистоту в помещениях, убирать мусор, самостоятельно выполнять очистку воды путем отстаивания и кипячения. |
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2024-2025 учебный год.
Содержание учебного предмета
Раздел. Основы комплексной безопасности. Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Раздел. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Раздел. Основы здорового образа жизни. О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления организма. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Телевизор, компьютер и их влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах (практическое занятие). Первая помощь при отравлениях (практическое занятие).
Учебно - методическое обеспечение.
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник. А..Т. Смирнов, Б.О.Хренников М. Просвещение, 2007
Безопасность дорожного движения. Учебное пособие для учащихся 5-9 кл. А.Л.Рыбин, Б.О.Хренников М. Просвещение, 2008
Тематическое планирование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
№ | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы |
1 | Раздел. Основы комплексной безопасности. | | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения https://www.jigsawplanet.com/ интерактивные упражнения презентация |
2 | Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ. | | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения https://www.jigsawplanet.com/ интерактивные упражнения презентация |
3 | Основы здорового образа жизни. | | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения https://www.jigsawplanet.com/ интерактивные упражнения презентация |
4 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Первая | | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения https://www.jigsawplanet.com/ интерактивные упражнения презентация |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности».
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
минимальный | достаточный | ||||||
| 1 четверть | | 16 | | | | |
1-2 | Город как среда обитания. | 4.09 4.0.9 | 2 | знать и соблюдать правила движения велосипедистов (проезжая часть, велодорожка, тротуар, дорожные знаки, регулирующие движение велосипедиста). | знать обозначение знаков дорожного движения, регулирующих движение пешехода, выполнять их; | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения | Текущий контроль |
3-4 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | 11.09. 11.09 | 2 | уметь позвонить в пожарную часть, полицию, скорую помощь для получения помощи; | уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения; | Текущий контроль | |
5-6 | Особенности природных условий в городе. | 18.09 18.09 | 2 | знать и соблюдать правила движения велосипедистов (проезжая часть, велодорожка, тротуар, дорожные знаки, регулирующие движение велосипедиста). | овладеть основными бытовыми умениями и навыками; | https://www.jigsawplanet.com/ интерактивные упражнения презентация | Текущий контроль |
7-8 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 25.09 25.09 | 2 | знать и соблюдать правила безопасного поведения на улице, дома | Знать правила поведения в опасных ситуациях | https://learningapps.org/myapps.php презентация | Текущий контроль |
9-10 | Безопасность в повседневной жизни. | 2.10 2.10 | 2 | знать и соблюдать правила безопасного поведения на улице, дома | правила поведения в опасных ситуациях | https://www.jigsawplanet.com/ | Текущий контроль |
11 12 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | 9.10 9.10 | 2 | Знать правила дорожного движения | называть и уметь определять виды общественного транспорта, соблюдать правила поведения в них; | презентация | Текущий контроль |
13 14 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 16.10 16.10 | 2 | Знать правила поведения пешехода | уметь самостоятельно передвигаться по маршруту «школа –дом», с соблюдением правил дорожного движения и мер безопасности. | https://learningapps.org/myapps.php | Текущий контроль |
15-16 | Пассажир. Безопасность пассажира | 23.10 23.10 | 2 | Знать правила поведения пассажира | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
| 2 четверть | | 16 | | | | |
1 | Водитель. | 6.11 | 1 | | | Текущий контроль | |
2-3 | Пожарная безопасность. | 6.11 13.11 | 2 | знать правила безопасного поведения в возникшей чрезвычайной и опасной ситуации, избежание данных ситуаций; | уметь пользоваться подручными и первичными средствами пожаротушения | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
4-5 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 13.11 20.11 | 2 | знать правила безопасного поведения в возникшей чрезвычайной и опасной ситуации, избежание данных ситуаций; | знать и соблюдать правила собственного безопасного поведения дома, таких как запрет на открывание дверей чужим и незнакомым людям, впускание их в дом, сообщение по телефону о наличии дома других членов семьи; | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
6-7 | Погодные явления и безопасность человека. | 20.11 27.11 | 2 | | | Текущий контроль | |
8-9 | Безопасность на водоемах. | 27.11 4.12 | 2 | | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
10 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | 4.12 | 1 | знать основные службы безопасности, номера телефонов для их вызова | | Текущий контроль | |
11 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 11.12 | 1 | знать основные службы безопасности, номера телефонов для их вызова | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
12 | Антиобщественное поведение и его опасность. | 11.12 | 1 | уметь позвонить в пожарную часть, полицию, скорую помощь для получения помощи; | знать об опасности нахождения и правилах безопасности в большом количестве людей, | Текущий контроль | |
13 14 | Обеспечение личной безопасности дома. | 18.12 18.12 | 2 | знать основные службы безопасности, номера телефонов для их вызова | уметь предупреждать их, безопасно действовать при их возникновении; правила безопасности при обнаружении возгорания (что нельзя делать, как себя вести, что делать, если помещение задымлено, действия, если нельзя покинуть место пожара) | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
15 16 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 25.12 25.12 | 2 | уметь позвонить в пожарную часть, полицию, скорую помощь для получения помощи; | | Текущий контроль | |
| 3 четверть | | 22 | | | | Текущий контроль |
1 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | 8.01 | 1 | знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС; | уметь преодолевать страх, при возникновении опасной ситуации; проявлять уверенность и спокойствие | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
2 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | 8.01 | 1 | Знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; | знать об уровнях террористической опасности; | Текущий контроль | |
3-4 | Виды террористических актов и их последствия. | 15.01 15.01 | 2 | | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
5-6 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 22.01 22.01 | 2 | Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности | | Текущий контроль | |
7-8 | О здоровом образе жизни. | 29.01 29.01 | 2 | | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
9 10 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления организма | 5.02 5.02 | 2 | Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение нанесение иного вреда здоровью. | | Текущий контроль | |
11 12 | Рациональное питание. | 12.02 12.02 | 2 | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
13 14 | Гигиена питания. | 19.02 19.02 | 2 | понимание личной и общественной современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение нанесение иного вреда здоровью. | знать и соблюдать условия хранения продуктов питания, | Текущий контроль | |
15 16 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 26.02 26.02 | 2 | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
17 18 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 5.03 5.03 | 2 | понимание личной и общественной современной культуры безопасности жизнедеятельности | | Текущий контроль | |
19 20 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления. | 12.03 12.03 | 2 | формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение нанесение иного вреда здоровью. | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
21 22 | Телевизор, компьютер и их влияние на здоровье. | 19.03 19.03 | 2 | | | Текущий контроль | |
| 4 четверть | | 16 | | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
1-2 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 2.04 2.04 | 2 | | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
3-4 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 9.04 9.04 | 2 | | | Текущий контроль | |
5-6 | Первая помощь при различных видах повреждений. | 16.04 16.04 | 2 | Уметь оказывать первую медицинскую помощь. | уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения; | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
7-8 | Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах (практическое занятие). | 23.04 23.04 | 2 | Уметь применять знания на практике. | Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС; | Текущий контроль | |
9-10 | Первая помощь при отравлениях (практическое занятие). | 30.04 30.04 | 2 | Уметь применять знания на практике. | умение оказывать первую помощь пострадавшим. | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
11 12 | Повторение по теме: «Первая помощь и правила ее оказания» | 7.05 7.05 | 2 | Уметь применять знания на практике. | | Текущий контроль | |
13 14 | Практическое занятие: «Безопасность пешехода» | 14.05 14.05 | 2 | Уметь применять знания на практике. | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
15 16 | Повторение изученного. | 21.05 21.05 | 2 | знать основные службы безопасности, номера телефонов для их вызова, | | https://www.jigsawplanet.com | Текущий контроль |
12