РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Историко-бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца» «Творческое объединение «Мерцание эпох»
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________________/ __________/ Протокол МО №____ от «____»___________2020 г. | «Согласовано» Председатель Методического совета _____________________/ _________/ Протокол МС №____ от «____»___________2020 г. | «Утверждено» Директор ЧОУ НПГ ____________________/ _________/ Приказ №____ от «____»___________2020 г. |
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Историко-бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца»
«Творческое объединение «Мерцание эпох»
4,5 часа в неделю, всего 171 часов
Автор / составитель:
Захарова А.Е.
Педагог ДО
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________2023 г.
2023-2024 учебный год
г. Ноябрьск
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Историко-бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца» - «Творческое объединение «Мерцание эпох» разработана в соответствии со следующими документами:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442;
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21); 1432031/2021- 13835.
Реализация программы проходит на базе Центра Духовно – Нравственного воспитания, город Ноябрьск.
Программа «Историко-бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца»
«Творческое объединение «Мерцание эпох», направлена на укрепление семейных ценностей в современном обществе, духовному развитию и укреплении связи между людьми старшего и младшего поколений. За основу взята программа Н. П. Ивановского «Бальный танец XVI-XIX веков», программа переработана и дополнена с учетом возрастных особенностей исполнителей, уровнем физической и профессиональной подготовки.
Программа предполагает освоение азов азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение историко-бытовых танцев, что способствует приобщению обучающихся и пониманию искусства танца. Знакомит с богатейшей художественной культурой прошлого, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу включены элементы классического и историко-бытового танцев, доступные для выполнения людьми старшего возраста, обеспечивающие улучшение осанки, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Основные виды учебной деятельности — практическая двигательно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира.
Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры XIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму. В последние годы наблюдается рост интереса к культуре прошлых веков, в том числе к возрождению традиций проведения балов, это видно по количеству открывающихся студий, а также школ исторического танца и введением данной дисциплины в различные лицеи. Так же возникла традиция проведение балов в кадетских и общеобразовательных школах, где исполняются традиционные танцы, и заявляется бальный дресс-код.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа готовит учащихся к участию в творческом мероприятии «Бал», где собираются все освоившие искусство танца, изучившие схемы и перестроения с целью презентации пройденного материала.
Срок реализации программы 1 год, занятия три раза в неделю по 1,5 часа, всего 171 час, в приоритете выходные дни и вечернее время.
Направленность.
Программа «Историко-бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца» «Творческое объединение «Мерцание эпох» имеет художественную направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.
Актуальность.
«Танцы» в наши дни являются одним из популярных и любимых видов деятельности многих. Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место. Через танцы происходит формирование и закрепление интереса к танцевальному искусству, развиваются хореографические и творческие способности, совершенствуются физические данные. Занятия танцем учат также понимать и создавать прекрасное. Развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое и пластическое развитие. Программа «Историко-бытовой танец» предназначена для работы с учащимися в возрасте от 50 лет, без специальной хореографической подготовки, в приоритете – семейные пары 50+.
Занятия хореографией формирует правильную осанку, увеличивает подвижность в суставах, улучшает координацию движений, совершенствует чувство равновесия. Развиваются такие физические качества, как: выносливость, быстрота, реакция, сила, грация, гибкость. Танцевальная подвижность способствует оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ, повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы, увеличению работоспособности.
Данная программа актуальна в связи с тем, что занятия хореографией являются важным фактором повышения самооценки обучающихся, т.к. дают выход физической энергии, способствуют снятию физического, эмоционального напряжения, развивают чувства ритма, гармонии; воспитывают у занимающихся устойчивый интерес к танцевальной деятельности, искусству и культуре в целом.
В задачи предмета историко-бытовой танец входит обучение и осмысление хореографического текста, развитие координации, музыкальности, выразительности. Помимо всего это данная дисциплина знакомит воспитанников не только с историей танца, но и с этикетом, историей костюма, манерами и учтивым отношением к даме. Таким образом, историко-бытовой танец, благодаря своей многогранности, позволяет решить задачи музыкального, пластического, физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.
Отличительные особенности.
Программа способствует выработке чувства ответственности, аккуратности, воспитывает дисциплинированность, трудолюбие и терпение в соответствии с нормами поведения обучающихся и постигаемыми законами этикета и красоты.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В отличие от большинства программ в области хореографического искусства, программа рассчитана на обучение людей с любым уровнем исходных природных данных (наличие/отсутствие «выворотности», «танцевального» шага, пропорционального телосложения и т.д.).
Основные нормы и положения программы относятся к области классической хореографии и историко-бытового танца.
На занятиях выстраиваются отношения с обучающимися так, чтобы каждый раскрыл свой душевный потенциал, интеллектуальные и творческие качества. Характер общения учителя с обучающимися строится на доверии, взаимоуважении и сотрудничестве – партнерские отношения. Это позволяет говорить о том, что на занятиях создаются комфортные условия, учитывающие желания и потребности обучающих, создающие для каждого ситуацию успеха и позволяющие сохранить душевное спокойствие, эмоциональный настрой.
Программа «Историко-бытовой танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к общеобразовательной (общеразвивающей) программе по внеурочной деятельности.
Особенность изучения программы заключается в сочетании теоретических и практических занятий. Рекомендуется знакомить обучающихся с наиболее важными событиями из жизни каждой эпохи, с одеждой и бытом того времени, а также со стилевыми особенностями танцев.
В программе предлагается изучение материала бытового танца не в исторической последовательности их развития, а исключительно по доступности материала (исходя из возрастных особенностей, обучающихся и освоенных ими движений). Проблемы формирования и развития личности чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности историко-бытового танца, можно формировать культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.
Данный курс по хореографии содержит богатые возможности для формирования общеучебных умений и навыков, что создаёт основу для целостного развития личности. Показателем этого являются раскрытые ниже межпредметные связи, которые влияют на успешное прохождение этой программы и усвоение других учебных дисциплин.
Непосредственная связь хореографии с музыкой прослеживается на всём этапе, так как музыка является не только сопровождением, но и идеей самого танца. Характер музыкального произведения рождает замысел воплощения в движении его идеологической основы.
Кроме того, обучающиеся знакомятся с основами музыкальной грамоты при усвоении понятий «ритм», «счёт», «размер», узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, учатся слышать вступление, основную мелодию (тему), различать музыкальные фразы.
Каждый танец, который включён в программу, имеет определённые исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению танца, обучающиеся знакомятся с историей его создания, узнают какой стране и какому народу он обязан своим происхождением, узнают уклад, культурные традиции, обычаи, характер и темперамент народа, который непосредственно отражается в танце.
При изучении общих понятий в хореографии обучающиеся сталкиваются с определениями «угол поворота», «направление движения» (по или против линии танца, диагональ), «музыкальный размер» (1/4, 2/4, 3/4, и т. д.), «доли счёта» (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), то есть, в процессе работы дети получают навыки математического мышления.
Непосредственную связь хореографии и физкультуры предполагает построение занятия, его насыщенность по физической нагрузке. Каждая разминка и само занятие преследуют конкретную цель – натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Адресат программы.
Программа направлена на привлечение к активной творческой жизни людей в возрасте 50+,- семейные пары, желающие обрести новые навыки, интересующихся историей и не имеющие противопоказаний к занятиям (справка от врача обязательна).
Объем и срок реализации программы.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения: 171 час в год, 4,5 часа в неделю, три урока по 1,5 часа. Группа осваивает программу согласно графика занятий, возможны корректировки ввиду возраста участников.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала, развития творческих способностей, учащихся и воспитания гармонично-развитой личности, по средствам изучения историко-бытового танца.
Образовательные:
изучение комплекса разминочных упражнений;
обучение основным элементам классической хореографии;
изучение истории танцевальной культуры историко – бытового танца;
обучение основам историко-бытового танца;
дать определенные теоретические знания;
обучение основными средствами музыкальной выразительности;
получение знаний, умений и овладение практическими навыками, стилем и манерой исполнения историко-бытового танца различных эпох.
Развивающие:
формирование и сохранение правильной осанки, укрепление мышечного корсета, развитие гибкости, координации движений; укрепление здоровья;
обогащение художественного воображения, моторно-двигательной и логической памяти;
формирование чувства ритма, музыкальности, умения свободно двигаться и ориентироваться в пространстве;
развитие способностей, учащихся к импровизации в танце.
создание условий для развития личности, развития мотивации личности к познанию и творчества.
Воспитательные:
привить интерес к хореографическому искусству;
поддержание потребности к музыкально-танцевальной двигательной деятельности;
формирование потребности к здоровому и гармоничному образу жизни;
способствовать формированию адекватной самооценки;
воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «Я» в коллективе путем приобщения к совместным формам занятий;
формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры эмпатического общения.
Технологии, методы, формы, приемы и принципы организации занятий:
Учащиеся допускаются до занятий при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья. Количество учащихся на занятии не более 14 (7 пар) человек. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;
смена личностных интересов и запросов учащихся.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Широко применяются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная и парная форма организации учебной деятельности, а также нетрадиционные формы занятий: занятие - спектакль; занятие -путешествие; занятие – фантазия; занятие – творчество; репетиционные занятия, занятие -концерт, занятие-соревнование, занятие - экскурсия, конкурсы, праздники, видео - занятия; занятия-консультации; занятие взаимообучения учащихся; занятие - Бал;
Формы организации учебной деятельности на занятиях с учащимися:
Фронтальная – наиболее часто используется в подготовительной и в заключительной части при выполнении несложных танцевальных элементов. В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся.
Поточная – при поточном способе занимающиеся, выполняют движения поочередно, применяется, когда необходимо обеспечить контроль за действиями каждого из них.
Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся недостатков или для углубленного освоения учебного материала (технике исполнения элементов).
Основной формой обучения являются: тематические, комбинированные, репетиционные занятия, концерты, соревновательные и игровые занятия, конкурсы, лекции, тематические программы, праздники, видео и мультимедиа занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого воспитанника.
Основной формой учебного процесса в хореографической направленности остаются занятия: репетиционные, коллективные занятия, на которых учащиеся практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и учащихся коллектива.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы, построение сценических фигур танцев и их перестроение. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития ребенка.
Приемы обучения:
повтор на принципах подражания;
сравнение;
комментирование;
инструктирование;
корректирование;
исправление ошибок и закрепление материала;
объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
индивидуальный и фронтальный опрос;
обращение к образу;
разучивание танцевальной лексики в умеренном (более медленном) темпе;
смена видов деятельности;
обобщение.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о значении хореографии для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической активности и здоровье как факторах успешной работы и социализации.
Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижность и т.д.).
Устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека.
Освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений;
Знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Выполнение простейших элементов и композиций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
Умение участвовать в танцевальной жизни коллектива, класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
Личностные результаты:
Формирование ценностей многонационального российского общества.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с младшим поколением и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
Позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты за 1 год.
Знать правила техники безопасности в классе и на концертной площадке/концертном зале, выполнять разминочные упражнения согласно техники.
Исполнять танцевальные комбинации и композиции, участвовать в концертной деятельности. Иметь представление о исторической составляющей предмета, ориентироваться в многочисленности эпох, стилей и направлений, умение подстраиваться под заданный ритм и ориентироваться на концертной площадке. Уметь работать в группе, исполнять композиции с учетом музыкального построения, разбираться в нюансах переходов от историко-бытового к авторскому танцу.
Материально техническая база.
Хорошо проветриваемое помещение;
Аудиоаппаратура;
Зеркала;
Хореографические станки;
Специальное хореографическое напольное покрытие.
Гимнастические коврики;
Инвентарь для растяжки (гимнастические кубики, резинки);
Декорации;
Костюмы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 3 | 1,5 | 1,5 | Комплектование, рассказ, наблюдение. |
2 | Четыре века бальной хореографии | 3 | 1,5 | 1,5 | Показ, рассказ, демонстрация. |
3 | Элементы бального танца. | 13,5 | 0 | 13,5 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. |
4 | Танцевальное положение в бальном танце | 6 | 1,5 | 4,5 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. |
5 | Формы CHASSE | 9 | 0 | 9 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. |
6 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
7 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
8 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
9 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
10 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
11 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ. | ||||
12 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ | ||||
13 | Показ, демонстрация, наблюдение, анализ | ||||
14 | Итоговое занятие (Бал) | 1,5 | 0 | 1,5 | Наблюдение |
Итого: | 171 | 18 | 153 |
Тематический план уроков
Наименование темы урока: | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Раздел №1 Введение (3 часа) | |||
Тема 1: Введение. Техника безопасности в учебном классе, на концерте, за кулисами, в бальном зале. | 3 | 1,5 | 1,5 |
Раздел №2 «Четыре века бальной хореографии» (3 часа) | |||
Тема 1: Понятие «Бальный танец, его разновидности и этапы развития» | 1,5 | 1,5 | 0 |
Тема 2: Основные рисунки и схемы построения в бальном зале. | 1,5 | 1,5 | 0 |
Раздел №3 «Элементы бального танца» (13,5 часов) | |||
Наименование темы урока: | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: Учебное положение рук (муж., жен.) позиции рук (I, II, III) | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Позиции ног, классические I, II, III, VI, проходные III, VI | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Plie в различных положениях ног. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Понятие о шаге: обыкновенный, естественный, бытовой. (2/4, 4/4, 3/4 ) | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Pas marche – легкий танцевальный шаг. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Pas glisse – скользящий танцевальный шаг. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: Pas eleve – боковой подъемный шаг. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 8: Pas chasse – двойной скользящий шаг, подбивающий. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 9: Pas degage – I, III, VI позиции. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел №4 «Танцевальное положение в бальном танце» (6 часов) | |||
Тема 1: Croisee, efasse, epaulement | 3 | 1,5 | 1,5 |
Тема 2: Реверанс и мужской поклон ¾, темп менуэта. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Реверанс и мужской поклон 4/4, темп гавота. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел №5 «Формы CHASSE» (9 часов) | |||
Тема 1: Сhasse вперед и назад. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Chasse на efasse | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Chasse на сroise | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Chasse с поворотом | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Chasse круговое | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Double - chosse | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел№6 «Историко – бытовой танец. Постановочная работа: Вальс и кадриль» (18 часов) | |||
Наименование темы урока: | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: Ознакомление: с историей возникновения танцев; с танцевальной лексикой, используемых в композиции; | 1,5 | 1,5 | 0 |
Тема 2: «Вальсовая дорожка» - вперед-назад | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: «Вальсовый поворот» - левый (правый) | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: «Pas Glissad» - скользящий шаг, «Balance» - в стороны, вперед-назад. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Вальс в три pas с вращением вправо по кругу в паре. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Вальс в три pas с вращением влево (au rebours) | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: Вальс в три pas с вращением влево (au rebours) с сочетании с pas balancé. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 8: Кадриль: «Шаг с каблука», «Притоп» | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 9: «Тройной притоп», «Дозадо» - обход. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 10: «Шен» (тетера) – постановка в парах по кругу, затем движение по кругу с переменой рук. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 11: Французская кадриль (1, 2, 3 фигуры). Поклоны и реверансы на 2/4 для французской кадрили. | 3 | 0 | 3 |
Раздел №7 «Репетиционная работа. Актерское мастерство» (16,5 часов) | |||
Тема 1: Введение в курс актёрского мастерства по характеру исполнения танцев: «Полонез», «Полька», «Вальс», «Кадриль». | 3 | 1,5 | 1,5 |
Тема 2: Отработка основного шага. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Репетиционная работа над техникой рук, ног, головы, корпуса | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Репетиционная работа над отдельными танцевальными связками | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Репетиционная работа над синхронностью, музыкальностью, артистизмом. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Репетиционная работа над техникой исполнения графического рисунка. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: Исполнение композиций: «Полонез», «Полька», «Вальс», «Кадриль». | 6 | 0 | 6 |
Раздел №8 Постановочная работа. Авторский танец «Вальс-прогулка» (6 часов) | |||
Наименование темы урока: | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: Основные скользящие шаги, схема движения танца. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Основные фигуры танца. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Манера исполнения, характер движений. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Соединение танцевальной композиции, разбор нюансов. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел №9 Постановочная работа. Авторский танец «Вальс – случайность» (6 часов) | |||
Тема 1: Основные шаги, схема движения танца. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Фигура танца, схема смены рисунка. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Рисунок движения, смена партнера. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Соединение танцевальной композиции, разбор нюансов исполнения. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел №10 «Историко- бытовой танец. Гавот XVIII века. Мазурка». (27 часов) | |||
Тема 1: Гавот XVIII века. Поклоны, легкие шаги с остановкой в различных позах. | 3 | 0 | 3 |
Тема 2: Рas de zephir. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Рas de bourrée с продвижением вперед | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Французская кадриль (IV, V, VI фигуры). | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Рas boiteux (хромое па) вперед и назад | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Рas coupé (режущий шаг) | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: «Голубец (coup de talon) с продвижением в сторону | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 8: Открытый и закрытый повороты | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 9: Рas de bourrée –– balancé | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 10: dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди (движением вальса | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 11: основной женский ход –– pas couru, основной мужской ход –– pas gala. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 12: Рas chassé. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 13: простое заключение (ключ), pas balancé в характере мазурки. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 14: Вальс-мазурка. | 3 | 0 | 3 |
Тема 15: Вальс - гавот | 3 | 0 | 3 |
Раздел №11 «XVI век – общепринятые танцы» (13,5 часов) | |||
Наименование темы урока: | Количество часов: | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: XVI век. Реверанс дамы и салют-поклон кавалера. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Бранль: простой, двойной, с репризой. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Веселый (крестьянский) бранль. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Фарандола. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Бурре. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Павана. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: Вольта. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 8: Историко-бытовой танец в балетах классического наследия (видео): «Танец с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л. Лавровского; сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова), романеска из балета «Раймонда» | 3 | 3 | 0 |
Раздел №12 «XIX век – последнее эхо бала» (19,5 часов) | |||
Тема 1: Реверанс и поклоны. Этикет бала 19 века, бальная мода. | 3 | 1,5 | 1,5 |
Тема 2: Последний Имперский бал маскарад. | 1,5 | 1,5 | 0 |
Тема 3: Бальная мазурка. | 3 | 0 | 3 |
Тема 4: Вальс. | 3 | 0 | 3 |
Тема 5: Лансье. | 3 | 0 | 3 |
Тема 6: Экосез. | 3 | 0 | 3 |
Тема 7: Свободный вальс, ориентация в пространстве. | 3 | 0 | 3 |
Раздел №13 «XX век» (18 часов) | |||
Тема 1: Танго. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 2: Чарльстон. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 3: Фокстрот. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 4: Вальс-бостон. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 5: Твист. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 6: Рок-н-ролл. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 7: Буги Вуги | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 8: Квикстеп. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 9: Ча-ча-ча | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 10: Джайв | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 11: Самба | 1,5 | 0 | 1,5 |
Тема 12: Латиноамериканский танец. | 1,5 | 0 | 1,5 |
Раздел №14 «Итоговое занятие – Бал» (1,5 часа) | |||
Тема 1: «Весенний бал» | 1,5 | 0 | 1,5 |
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Историко – бытовой танец. Авторская стилизация историко-бытового танца» - «Творческое объединение «Мерцание эпох» на 2023-2024 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 группа (50+ лет) | 1.09.2023 | 31.05.2024 | 38 | 114 | 171 | 3 раза в неделю по 1,5 часа |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Арапова М. Психология отношений в семье. Танец и целительные объятия. – Москва: АМРИТА-РУСЬ, 2022.
Арбо Т. Оркезография. Трактат о искусстве танца Франции XVI века : учебник. — СПб. : Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.
Александрова, Н.А. Вальс. История и школа танца: / Н.А. Александрова, А.Л. Васильева. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013.
Басалаев С.Н. Теория и практика театральной деятельности: сценическое общение: учебное пособие. /С.Н. Басалаев, Н.В. Григорьянц. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2022.
Богданов Г.Ф. Основы хореографической драмматургии: учебное пособие/Г.Ф.Богданов. – 6-е изд., стер. – СПб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020.
Блок Л.Д. Возникновение и развитие техники классического танца/Л.Д. Блок – Москва: ЮРАЙТ, 2023.
Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов: учебное пособие. – Спб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2021.
Григорьянц Т.А. Сценическое движение: пластический этюд: учебное пособие. /Т.А. Григорьянц, В.А. Ладутько, В.В. Чепурина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2022.
Ермилова Д.Ю. История костюма: учебник для вузов/Д.Ю. Ермилова. – Москва: Юрайт, 2023.
Захарова О.Ю. История балов императорской России. – Москва: Центрполиграф, 2021.
Зыков А.И. Сценическая пластика и танец. История театра: учебное пособие./А.И.Зыков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2023.
Рерцман. Е.В. Далекое эхо античной хореографии.- СПб.: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020.
Гиршон А. Интегративная танцевально-двигательная терапия.: Издательско-торговый дом СКИФИЯ, 2023.
Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. – СПб.: Планета музыки, 2010.
Захарова О. Ю. История балов императорской России. Увлекательное путешествие. – М.: Центрполиграф, 2016.
Зайфферт Д. Педагогика и психология танца, заметки хореографа: учебное пособие. – Спб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2022.
Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков: учебное пособие/ Н. П. Ивановский; под ред. Ю.И. Сломинского. – 5-е изд., стер. – СПб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020.
Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Багана Ж. Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии: учебное пособие.//МОСКВА - ИНФРА – М 2023.
Келли Ф., Швабе Р. История костюма и доспехов: от крестоносцев до щеголей. – Москва: Центрполиграф, 2020.
Михайлова-Смольнякова, Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха возрождения: учебник.— СПб. : Лань, Планета музыки, 2022.
Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии: учебное пособие для СПО. /Е.А. Лукьянова. -= 2-е изд., стер. – СПб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023.
Стуколкин, Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев: учебное пособие. - Москва: Юрайт, 2023.
Худеков С.Н. Иллюстрированная история танца.: ОЛМА медиа групп, 2022.
Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства в хореографии. 2-е изд., испр. – СПб: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2011.