Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бальный танец»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА «Бальный танец»
Для учащихся 10-11 класса
Срок реализации 2 года
Авторы-составители программы
Лучкина М.Г. –
педагог дополнительного
Образования 1 категории
Лучкина С.Г. –
Педагог дополнительного
Образования 1 категории
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы 1-ый год обучения (10класс)
4. Содержание программы 2-ой год обучения (11 класс)
8. Методическое обеспечение программы
9. Список литературы
Пояснительная записка
Направленность: художественная.
Актуальность: Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Это связано с тем, что бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Бальный танец – это многогранный вид искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми и органически связаны с усвоением норм этики. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.
Освоение бального танца, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях, и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно- физическую нагрузку.
Цель обучения бальному танцу – эстетическое развитие учащихся, формирование культуры поведения и общения.
Задачи:
- развить физические способности, выносливость, ловкость;
- воспитать дисциплину, чувство ответственности;
- воспитать художественный вкус, интерес;
- расширить кругозор учащихся;
- сформировать знания, умения и навыки в области хореографии;
- развить танцевальные способности.
Отличительная особенность: Главное достоинство данной программы в том, что учащиеся становятся не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонически развитой личности.
Бальный танец является эффективным средством организации досуга молодежи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодежи, наполняет ее бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, зрелище, игре. Бальный танец выступает также как средство массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, подружиться.
Методы обучения:
- словесный
(рассказ педагога, объяснение педагога, беседа);
- наглядный
(показ, исполнение педагогом, показ видеоматериала);
- практический
(тренинг, выступления).
Принципы обучения:
- дифференцированный подход;
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей.
Возраст детей: с 16 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Форма и режим занятий:
1 год обучения 10 класс (16-17 лет) – 10--12 человек
2 год обучения 11 класс (17-18 лет) - 10-12 человек
Режим занятий
1 год обучения |
1 раз в неделю по 1 часу |
2 год обучения |
1 раз в неделю по 1часу |
Ожидаемые результаты:
- Овладение основами бального танца.
- Расширение знаний в области культуры.
- Выражение своего отношения к искусству через танец.
Способами проверки результатов занятий являются:
- контрольный срез;
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях;
- педагогический отзыв и отзыв родителей.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля.
Форма подведения итогов:
- устное;
- тестирование;
- опрос;
- открытые уроки.
На каждый год дается материал по основным разделам:
1. Основы бального танца.
2. Европейские бальные танцы.
3. Латиноамериканские бальные танцы.
4. Постановка танцев.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Практика |
Теория |
Всего |
|
Первый год обучения (10 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4.
|
Основы бального танца Европейские бальные танцы: Медленный вальс Фигурный вальс Латиноамериканские бальные танцы: Ча-ча-ча Самба Постановка танцев ИТОГО |
4,5
6 4,5
4,5 3,5 7 30
|
0,5
1 0,5
0,5 0,5 1 4 |
5
7 5
5 4 8 34 |
|
Второй год обучения (11 класс) |
|
|
|
1. 2.
3.
4. |
Основы бального танца Европейские бальные танцы: Медленный вальс Быстрый фокстрот (Квикстеп) Венский вальс Латиноамериканские бальные танцы: Джайв Ча-ча-ча Постановка танцев ИТОГО |
5
4 3 3,5
3,5 4 8 31
|
1
0 0 0,5
0,5 0 1 3 |
6
4 3 4
4 4 9 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения (10 класс)
Первый год обучения включает в себя изучение основных элементов бального танца. Разучиваются движения танцев «Медленный вальс», «Фигурный вальс», «Ча-ча-ча», «Самба».
Задачи первого года обучения:
- формирование умений свободно держать корпус, голову, руки в
позах парного танца;
- формирование умений грамотно исполнять программные
движения и танцы;
- формирование знаний о движении по линии и против линии танца,
роли центра и интервалов в формировании рисунка.
Раздел 1 . ОСНОВЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА
1. Позиции ног, характерные для бального танца: I, II, III, YI.
2. Позиции рук, характерные для бального танца: подготовительное
положение, 1, 2, 3 позиции.
3. Положения рук: за платье, за спину, опущенные вниз с отведенными от
корпуса кистями.
4. Шаги: танцевальный в ритме марша, полонеза, вальса.
5. Поклоны:
- в ритме вальса,
- в ритме полонеза.
Раздел 2. ЕВРОПЕЙСКИЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
1. «Медленный вальс».
Основные положения в паре (закрытое) и положение в променаде.
Подготовительные и основные движения (приседания и подъемы на
полупальцы, повороты корпуса, отведение ноги в сторону, шаги на
месте, шаги вперед и назад).
Основной шаг с переступанием.
Закрытая перемена вперед и назад, закрытая перемена в паре.
Четвертной поворот.
Правый поворот.
2. «Фигурный вальс».
Вальсовая дорожка: вперед, назад.
Балансе: вперед, назад, в сторону.
Вальсовые повороты: вправо, влево.
Вальсовые повороты в паре.
Переход до-за-до.
Раздел 3. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ
1. «Ча-ча-ча».
Основные движения вперед, назад.
Основной ход в паре.
Выпад вперед, выпад вперед в паре.
Соло-поворот вправо, влево.
2. «Самба».
Основные положения в паре и соединение рук.
Подготовительные движения (пружинящее движение по YI позиции,
пружинящее движение на шагах и приставках).
Основной ход на месте, вперед.
Соединение основного хода с поступательным.
Самба-ход вперед, боковой самба-ход, самба-ход на месте.
Виск в паре.
Соло-поворот дамы.
Раздел 4. ПОСТАНОВКА ТАНЦЕВ
Композиция танца «Медленный вальс».
Композиция танца «Фигурный вальс».
Композиция танца «Ча-ча-ча».
Композиция танца «Самба».
Второй год обучения (11класс)
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Наряду с прохождением нового материала повторяется и закрепляется пройденный материал за счет усложнения комбинаций.
Задачи второго года обучения:
- повторение и закрепление предыдущего материала обучения;
- отработка техники движений;
- грамотное и выразительное исполнение различных танцев.
Раздел 1. ОСНОВЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА
1. Вытягивание и подтягивание ноги вперед, назад, в сторону.
2. То же с переносом веса.
3. Полуприседание.
4. Подъем ступни.
5. Соединение: полуприседание и подъем ступни.
6. Круговые вращения корпуса.
7. Перенесение веса тела с одной ноги на другую в координации с
движением бедра.
Раздел 2. ЕВРОПЕЙСКИЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
1. «Медленный вальс».
Правый спин-поворот.
Синкопированное шассе.
Виск.
Левый поворот.
2. «Быстрый фокстрот» («Квик-степ»).
Поступательное шассе.
Четвертной поворот.
Правый спин-поворот.
3. «Венский вальс».
Приседания и подъемы на полупальцы.
Повороты корпуса.
Отведение ноги в сторону.
Шаги на месте, вперед и назад.
Раздел 3. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
1. «Джайв».
Основные положения в паре и соединение рук.
Основной ход по одному и в паре.
Раскрытие, закрытие.
Смена рук за спиной.
Повороты в паре.
Переходы.
2. «Ча-ча-ча».
Раскрытие вперед.
Совместный поворот.
«Веер».
Рука в руке.
Раздел 4. ПОСТАНОВКА ТАНЦЕВ
Композиция танца «Медленный вальс».
Композиция танца «Быстрый фокстрот».
Композиция танца «Венский вальс».
Композиция танца «Джайв».
Композиция танца «Ча-ча-ча».
Методическое обеспечение:
- разработка мероприятий, концертов, бесед;
- рекомендации по проведению праздников, тематических уроков.
Материально-техническое оснащение занятий:
- хореографический класс;
- зеркала;
-сцена;
- музыкальные инструменты (фортепиано, баян);
- магнитофон;
- книги;
- открытки;
- аудио- и видеокассеты;
- CD и DVD диски;
- USB-носитель и др.
Список литературы использованной учителем:
1 .Баттомер П. Учимся танцевать: Методическое пособие. М.: Эксмо – Пресс, 2001
2. Ги Дени, Люк Дассвиль .Все танцы, Киев, 1987
3. Ермаков Д.А. В вихре танца, 2003
4. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. Ростов на Дону: Феникс, 2004
5. Мур А. Бальные танцы: Методическое пособие. М.: ООО Астрель, 2004
6. Полятьков С. Основы современного танца, Ростов-на-Дону, 2006
7. Шутиков Ю.И. Учебно-методические рекомендации по организации
работы с целым классом, С-Петербург, 2006
Список литературы рекомендуемой учащимся:
1. Энциклопедия, Русский балет, М., 1997
3. Прокопов К. Прокопова В. Клубные танцы, М, 2006