Рабочая индивидуальная образовательная программа по письму и развитию речи для учащегося 9 класса
Календарно-тематическое планирование по предмету письмо и развитие речи, 9класс
№ п/п |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
Кол часов. о\м |
Кол. Часов с\р |
Дата |
Планируемые результаты |
КИМ |
||
знания |
умения |
общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
||||||
I.Повторение. (34ч) I четверть Предложение (25ч). |
||||||||
1 |
Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. |
3 |
3 |
Знать понятие о предложении. Связи слов в предложении. |
Уметь заканчивать мысль и правильно записывать предложения. |
Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома. |
Тек. конт |
|
2 |
Составление предложений, используя вопросы. |
3 |
3 |
Уметь составлять предложения по вопросам. |
Тек. конт. |
|||
3 |
Связь слов в предложении. |
3 |
3 |
Уметь изменять слова, данные в начальной форме, по смыслу. |
Раб. с учебником: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, схемами. |
Тест Тек. Конт Тек. конт |
||
4 |
Схематическое изображение предложения. |
3 |
3 |
|||||
5 |
Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. |
3 |
3 |
|||||
6 |
Разделение сплошного текста на предложения. |
3 |
3 |
Уметь выделять предложения из речи и текста. |
Тек. конт |
|||
7 |
Составление предложений по опорным картинкам. |
3 |
3 |
Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце.
|
У. составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в нач. форме. |
Правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, логического уд). |
Контрольное списывание |
|
8 |
Работа с деформированным текстом. |
2 |
2 |
|||||
IIчетверть Предложение (10ч). |
||||||||
9 |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
3 |
3 |
Уметь восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. |
Оформлять тетради и пись. работы в соответствии с принятыми нормами. |
Тек. конт |
||
10 |
Составление рассказа по опорным картинкам. |
3 |
3 |
Уметь составлять предложения по схеме и опорным словам. |
Считать, решать. |
Тек. конт |
||
11 |
Составление рассказа по плану. |
3 |
3 |
Знать правило написания предложения: большая буква - в начале предложения, точка – в конце. |
Уметь расположить предложения так, чтобы получился рассказ. |
План (Начало. Главная часть. Конец.) |
Тек. конт |
|
12 |
Составление рассказа из перепутанных предложений. |
1 |
1 |
Развитие связной речи. |
Конт. списывание. |
|||
II.Звуки и буквы. Алфавит (11ч). |
||||||||
13 |
Алфавит. Звуки и буквы. |
3 |
3 |
З. Алфавит, расположение слов в алфавит. Порядке в словаре, отличие звука от буквы. |
Уметь находить слова в словаре. |
Упорядочивать информацию по алфавиту. |
Сл/ дик. |
|
14 |
Расположение слов в алфавитном порядке. |
3 |
3 |
Знать порядок букв в русской азбуке. |
Уметь располагать слова в алфавитном порядке. |
Уметь слушать учителя. |
Раб/ карт |
|
15 |
Составление списков по алфавиту. |
3 |
3 |
Знать место буквы в алфавите. |
Уметь работать с алфавитом. |
Тек. Конт |
||
16 |
Гласные и согласные звуки. |
2 |
2 |
Знать гласные и согласные звуки. |
Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы. |
Уметь классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи. |
Контрольный диктант |
|
IIIчетверть Алфавит (12ч) |
||||||||
17 |
Запись слов по ходу действия в тексте. |
3 |
3 |
Уметь работать с алфавитом. |
Тек. конт |
|||
18 |
Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. |
3 |
3 |
Знать различие звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных. |
Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные на слух, в произношении, написании. Уметь чисто и скоро писать. |
Тек. конт |
||
19 |
Звонкие и глухие согласные. Закрепление. |
3 |
3 |
Различать звонкие и глухие согласные. |
Тек. конт |
|||
20 |
Твердые и мягкие согласные. Закрепление. |
3 |
3 |
Различать мягкие и твердые согласные. |
Замена твердых согласных на мягкие. Запиши пары слов. |
Контрольное спис. |
||
Мягкий знак на конце и в середине слова (19ч). |
||||||||
21 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
3 |
3 |
Знать правописание мягкого знака на конце и середине слова |
Уметь анализировать слова по звуковому составу. |
Находить в учебнике указанные упражнения, задания. |
Сл/ дик. |
|
22 |
Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
3 |
3 |
Уметь обозначать мягкость согласных на письме Ь знаком. |
Работать с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. |
Тек. конт Тек. конт |
||
23 |
Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова. |
3 |
3 |
|||||
24 |
Различение на слух в произношении и в написании твердых и мягких согласных. |
3 |
3 |
Знать, что Ь показывает мягкость согласных звуков и букв. |
Уметь правильно читать слова с Ь на конце слова. |
Тек конт |
||
25 |
Различие звуков и букв. |
3 |
3 |
Уметь определять, почему в словах букв больше, чем звуков. |
Корабль |
|||
26 |
Работа со словами-родственниками. |
3 |
3 |
Знать правила выделения Ь на письме. |
||||
27 |
Обобщающий урок. Повторение. |
1 |
1 |
Уметь различать слова с противоположным значением. |
Тест |
|||
IV четверть Разделительный мягкий знак (15ч). |
||||||||
28 |
Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. |
3 |
3 |
Знать значение разделительного мягкого знака. |
Уметь читать слоги и слова с разделительным Ь знаком. |
Находить в учебнике указанные упражнения, задания. |
Тек. конт |
|
29 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
3 |
3 |
Знать правописание слов с разделительным мягким знаком. |
Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком. Контролировать правильность выполнения работы. |
Раб/ карт |
||
30 |
Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим. |
3 |
3 |
Знать правописание раздел. Ь и Ь, обозначающего мягкость согласных на конце и в середине слова. |
У. различать слова с разделит. Ь и Ь, обозначающим мягкость согласных на конце и в середине слова. |
У. классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. |
Пред/ дикт |
|
31 |
Перенос слов. |
3 |
3 |
Знать правило переноса части слова. |
Уметь переносить слова с разделительным Ь знаком. |
Применять изученные правила. |
Тек. конт |
|
32 |
Разделительный мягкий знак. Закрепление. |
2 |
2 |
Знать правописание Ь мягкого знака. |
Уметь писать под диктовку предложения и тексты (I-II гр).Списывать печатный текст (III – IV гр). Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку. |
Конт/ раб. |
||
33 |
Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам. |
1 |
1 |
Знать изученные орфограммы. |
Уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. |
Уметь видеть и исправлять ошибки на изученные правила. |
Тек. конт |
|
Гласные после шипящих(7ч). |
||||||||
34 |
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. |
3 |
3 |
Знать правописание гласных после шипящих. |
Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. |
Выполнять инструкции, точно следовать образцу.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. |
Сл/ дик. |
|
35 |
Упражнения в написании гласных после шипящих. |
3 |
3 |
Тек. конт |
||||
36 |
Обобщающий урок. Повторение. |
1 |
1 |
Тест |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 9 класса индивидуального обучения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цель курса: создать условия для овладения учащимся элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
При изучении тем курса используются:
-
учебники,
наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Нормативно-правовая база:
1. Примерный учебный план (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 10.07 2002г. 2. Учебный план общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (приложение к письму от 18.02.2000г. №3885/04 3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.