12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Синюгина Татьяна Анатольевна298 Россия, Ульяновская обл., Базарный Сызган Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая программа по чтению и развитию речи
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по КР директор МКОУ Базарносызганская СОШ №1
___________ Н.П.Павлушина ___________________А.В. Исачкин
« ___»____________2015г. Приказ №____ от «……» ………2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи для 9 класса
коррекционный
срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Разработчик программы: Синюгина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА:
на МО учителей коррекционных классов
протокол № 1 от «…..» августа 2015 г.
Руководитель____________________
Пояснительная записка
Чтение и развитие речи 9 класс 102 часа
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа «Чтение и развитие речи», как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Цель – формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
1.Воспитание интереса и любви к чтению
2.Формирование способности грамотного, беглого, осознанного чтения по доступным пониманию детей произведениями детской литературы..
3.Коррекции речи и мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, говорение, слушание);
5. Формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
6.Обогащать словарный запас;
7. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Изучение курса «Чтение и развитие речи» обеспечивает функции:
- коррекционного обучения;
- коррекционно - развивающего обучения;
- коррекционно - воспитательного обучения;
- воспитание положительных качеств личности;
- адаптации в обществе
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
- коррекционная направленность обучения:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- оптимистическая перспектива обучения и воспитания;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – медико - педагогических технологий
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Программа по чтению и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы у учащихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5, 7, 9 классов. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение чтения и развития речи в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 4 час в неделю (136 часов).
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Планируемые результаты
В результате уроков чтения и развития речи учащиеся 9 класса должны уметь:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи спрочитанным.
учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Содержание
Устное народное творчество
Русские народные песни. Былины. Сказки.
Произведения русской литературы XIX века
Произведения В.А.Жуковского,И.А.Крылова, А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,А.А.Фета, А.П.Чехова.
Произведения русской литературы XX века
Произведения Максима Горького, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой,К.Г.Паустовского,С.А.Есенина,М.А.Шолохова,Е.И.Носова,Н.М.Рубцова,ЮИ.Коваля.
Произведения зарубежной литературы
Произведения Р.Л. Стивенсона, Э.Томпсона, Д.Даррелла.
Информационно – методический материал для чтения и развития речи
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:5-9 кл.:В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой
Литература для обучающихся:
Чтение. 9 класс. Учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- 6 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-270с.:ил.
Тематическое планирование чтения и развития речи
№ п/п | Тема | Всего: 102 часа |
1-2 | Устное народное творчество | 2 |
3 | Русские народные песни | 1 |
4-5 | Былины | 2 |
6-7 | Сказка про Василису Премудрую | 2 |
8 | Сказка «Лиса и тетерев» | 1 |
9 | Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок. | 1 |
10-11 | В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса» | 2 |
12 | Внеклассное чтение по сказкам и былинам | 1 |
13 | Проверка техники чтения | 1 |
14 | И.А.Крылов Биография | 1 |
15 | И.А.Крылов «Кот и повар» | 1 |
16 | А.С. Пушкин Биография | 1 |
17-21 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» | 5 |
22-25 | А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» | 4 |
26 | Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина | 1 |
27 | М.Ю.Лермонтов Биография | 1 |
28 | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | 1 |
29 | М.Ю.Лермонтов «Баллада» | 1 |
30 | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» | 1 |
31 | Н.В.Гоголь. Биография | 1 |
32-36 | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» | 5 |
37 | Н.А.Некрасов. Биография | 1 |
38 | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» | 1 |
39 | Н.А.Некрасов Саша» | 1 |
40 | Повторение. Вспомним прочитанное | 1 |
41 | А.А.Фет Биография | 1 |
42 | А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 1 |
43 | А.А.Фет «Старушка няня» | 1 |
44 | А.А.Фет «Это утро» | 1 |
45 | А.П.Чехов. Биография | 1 |
46-47 | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 |
48 | А.П.Чехов Внеклассное чтение | 1 |
49 | Максим Горький Биография | 1 |
50 | Максим Горький «Песня о соколе» | 1 |
51 | В.В.Маяковский Биография | 1 |
52 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с…» | 1 |
53 | В.В.Маяковский Внеклассное чтение | 1 |
54 | Проверка техники чтения | 1 |
55 | М. И. Цветаева Биография | 1 |
56 | М. И. Цветаева «Рябина» | 1 |
57 | М. И. Цветаева «Вчера» | 1 |
58 | К.Г.Паустовский Биография | 1 |
59-60 | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» | 2 |
61 | Повторение Вспомним прочитанное | 1 |
62 | С.А.Есенин Биография | 1 |
63 | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» | 1 |
64 | С.А.Есенин «Собаке Качалова» | 1 |
65 | С.А.Есенин Внеклассное чтение | 1 |
66 | Сочинение по картине | 1 |
67 | М.А.Шолохов Биография | 1 |
68-71 | М.А.Шолохов «Судьба человека» | 2 |
72 | Е.И.Носов Биография | 1 |
73-74 | Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 2 |
75 | Н. М. Рубцов Биография | 1 |
76 | Н. М. Рубцов «Тихая моя родина» | 1 |
77 | Н. М. Рубцов «Русский огонёк» | 1 |
78 | Н. М. Рубцов «Зимняя песня» | 1 |
79 | Н. М. Рубцов Внеклассное чтение | 1 |
80 | Ю.И.Коваль Биография | 1 |
81-85 | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 2 |
86 | Роберт Луис Стивенсон Биография | 1 |
87-88 | Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд» | 2 |
89 | Эрнест Сетон Томпсон Биография | 1 |
90-93 | Эрнест Сетон Томпсон Снап» | 2 |
94 | Эрнест Сетон Томпсон Внеклассное чтение | 1 |
95 | Джеральд Даррелл Биография | 1 |
96-99 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф» | 2 |
100 | Экскурсия в лес | 1 |
101 | Контрольные вопросы и задания | 1 |
102 | Техника чтения | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 9 класса.
Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для школьников.
Поурочные разработки по чтениюБайкова М.И., Гостимская Е.С.
Интернет ресурсы:
Дополнительные средства обучения для учащихся
Наглядные пособия.
Дополнительные средства обучения для учащихся
Чтение 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.-М.: Просвещение, 2014.- 270с.:ил.
Учебно-тематическое и календарное планирование по чтению и развитию речи 9 класс
Количество часов: 102
Планирование составлено на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки РФ.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание | Виды деят-ти | Коррекционная работа | Планируемые результаты | Дата | Д/з | |||||||
план | факт | |||||||||||||||
1-2 | Устное народное творчество | 2 | Урок сообщения новых знаний | Чтение статьи об УНТ. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать жанры УНТ, умение объяснять смысл пословиц. | 1.09 3.09 | С.6-7 С.8-9 | |||||||
3 | Русские народные песни | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа с иллюстрацией. 2.Словарь: колыбельная, угомон. Диалоги. |
Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказать о колыбельной песне. | 5.09 | С.10-12 | |||||||
4-5 | Былины | 2 | Урок сообщения новых знаний | Иллюстрация, план пересказа. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказать былины | 8.09 10.09 | С.13-14 С.15-16 | |||||||
6-7 | Сказка про Василису Премудрую | 2 | Урок сообщения новых знаний | 1.Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём. 2.Пересказ сказки по плану. | Чтение и пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». | 12.09 15.09 | С.19-22 С.23-29 | |||||||
8 | Сказка «Лиса и тетерев» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Работа с иллюстрацией. 2.Анализ пословицы: Речи, как мёд, а дела, как полынь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. 3. Чтение сказки по ролям. | Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать характерные особенности скозок о животных, уметь приводить примеры сказок. | 17.09 | С.30-32 | |||||||
9 | Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Репродукции картин В.М. Васнецова на темы русских народных сказок. | Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение составлять связный текст. | 19.09 | С.35. | |||||||
10-11 | В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса» | 2 | Урок сообщения новых знаний | Портрет автора. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказать о творчестве писателя. 1.Умение объяснять смысл слов Людмилы, с каким жанром можно их сравнить. 2. Умение рассуждать на тему: «Что важнее для семейной жизни: физическая | 22.09 24.09 | С.36-39 С.40-45 | |||||||
12 | Внеклассное чтение по сказкам и былинам | 1 | Урок формирования и закрепления знаний и умений | 1.Работа с подстрочным словарём. 2.Чтение сказки по ролям. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | красота и богатство невесты или её душевная красота?» | 26.09 | Читать сказки и былины | |||||||
13 | Проверка техники чтения | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Произведения | Чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Проверка ЗУН. | 29.09 | ||||||||
14 | И.А.Крылов Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет, папка «архитектурные памятники, текст пятиминутки. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказать об интересных страницах жизни И.А. Крылова. | С.48-50 | ||||||||
15 | И.А.Крылов «Кот и повар» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Банк рисунков, иллюстрация, подстрочный словарь. | Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова. | С. 51-53 | ||||||||
16 | А.С. Пушкин Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет А.С. Пушкина, книги автора, репродукция картины Н.Н. Ге «И. Пущин в селе Михайловском». | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества А.С.Пушкина, произведения поэта. | С.54-58 | ||||||||
17-21 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» | 5 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём. 2. Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Умение описать каждого из претендентов на руку Людмилы, подтвердив словами из текста. 2. Уметь рассказывать о встрече Руслана с головой. 3. О Руслане и Людмиле. | С.58-64 С.65-71 С.72-79 С.54-79 С.80-81 | ||||||||
22-25 | А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» | 4 | Урок сообщения новых знаний | 1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. | Чтение по ролям, беседа по вопросам, пересказ текста | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Умение рассказать о воспитании Лизы. 2. Об отношениях Лизы и Насти. 3.Встреча Лизы с сыном и отцов Берестовыми. 4. Умение объяснить смысл повести в названии произведения. | 23.10 | С.82-86 С.87-92 С.93-103 | |||||||
26 | Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина | 1 | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Выставка книг | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение коллективно составлять отзыв по прочитанному произведению. | Читать сказки | ||||||||
27 | М.Ю.Лермонтов Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет М.Ю. Лермонтова, книги автора, текст пятиминутки. | Чтение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С.105-108 | ||||||||
28 | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Выразительное чтение стих-я | Чтение, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказать о взаимоотношениях девушки и юноши; можно ли добиться любви, выполнив любое желание возлюбленной? | С.109 наизусть | ||||||||
29 | М.Ю.Лермонтов «Баллада» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Выразительное чтение баллады. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста. | С.110-112 | ||||||||
30 | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Работа с иллюстрациями. 2. Работа с устаревшими словами. 3. Текст пятиминутки. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста. | С.113-115 | ||||||||
31 | Н.В.Гоголь. Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет Н.В. Гоголя. 2. Текст пятиминутки. 3.Выставка произведений автора. | Беседа по вопросам, чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки» | С. 117-118 | ||||||||
32-36 | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» | 5 | Урок сообщения новых знаний | Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки» | Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Умение передать чувства Левко и Ганны друг к другу. 2. Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста. | С.119-121 С.121-123 С125-129 С.129-132 | ||||||||
37 | Н.А.Некрасов. Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | портрет Н.А. Некрасова, книги автора, текст для пятиминутки. | Беседа по вопросам, | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С. 134-135 | ||||||||
38 | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа в тетрадях. 2. Выразительное чтение стихов. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям. | С. 137-138 | ||||||||
39 | Н.А.Некрасов Саша» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа в тетрадях. 2. Выразительное чтение стихов. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение выразить отношение Саши к природе. | С. 138-140 | ||||||||
40 | Повторение. Вспомним прочитанное | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Портрет и стихи поэта. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С. 142 | ||||||||
41 | А.А.Фет Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение находить в тексте художественные определения, сравнения. | С.143-144 | ||||||||
42 | А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди». | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение находить в тексте художественные определения, сравнения. | С. 144-145 | ||||||||
43 | А.А.Фет «Старушка няня» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа со словарём. 2. Репродукция с картины Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце». | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении. | С. 145-146 | ||||||||
44 | А.А.Фет «Это утро» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Выразительное чтение стихотворения. 2. Описание весеннего пейзажа. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать признаки весны, уметь приводить примеры весенних примет из стихотворения | С. 146-147 | ||||||||
45 | А.П.Чехов. Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет автора. 2.Текст пятиминутки. | Беседа по вопросам, чтение и пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова. | С. 148-149 | ||||||||
46-47 | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 | Урок сообщения новых знаний | 1.Подстрочный словарь 2.Работа с иллюстрацией. 3.Чтение по ролям. | Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла) | С. 150-155 С.156-161 | ||||||||
48 | А.П.Чехов Внеклассное чтение | 1 | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Выставка книг | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь объяснить смысл названия рассказа. | Чтение произведений | ||||||||
49 | Максим Горький Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет автора, книги Горького. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь рассказывать о поучительных страницах из жизни А.М. Горького. | С.164-165 | ||||||||
50 | Максим Горький «Песня о соколе» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Описание иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. | Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение находить определения из текста, характеризующие сокола, умение работать с текстом. | С.166-169 | ||||||||
51 | В.В.Маяковский Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С. 171-172 | ||||||||
52 | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с…» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет В.В. Маяковского, стихи поэта. | Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать образные средства, используемые автором, умение пересказывать содержание стихотворения. | С. 172-176 | ||||||||
53 | В.В.Маяковский Внеклассное чтение | 1 | Урок формирования и закрепления знаний и умений | 1.Выразительное чтение стихотворения. 2.Чтение по ролям. 3. Работа в тетради. | Беседа по вопросам, чтение и пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся. | Чтение произведений | ||||||||
54 | Проверка техники чтения | 1 | Урок сообщения новых знаний | Чтение произведений | Чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Проверка ЗУН. | |||||||||
55 | М. И. Цветаева Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет М. И. Цветаевой, стихи, тетради. | Беседа по вопросам, чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | С.178 | ||||||||
56 | М. И. Цветаева «Рябина» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Беседа, выраз-е чтеиие | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся. | С. 179 | |||||||||
57 | М. И. Цветаева «Вчера» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Беседа, выраз-е чтеиие | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся. | С.179-180 | ||||||||
58 | К.Г.Паустовский Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет и книги писателя. | Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | С.182-182 | ||||||||
59-60 | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» | 2 | Урок сообщения новых знаний | Иллюстрация, подстрочный словарь. | Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Формирование читательской самостоятельности 2. Учить работе с новыми словами. 3. Учить выделять главную мысль произведения. 4. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении. | С.182-185 С.186-198 | ||||||||
61 | Повторение Вспомним прочитанное | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся. | С.190-191 | ||||||||
62 | С.А.Есенин Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет поэта и его стихи. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. | С.192-193 | ||||||||
63 | С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Обсуждение репродукции с картины Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка» | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Выучить стихотворение наизусть. | С. 193-194 | ||||||||
64 | С.А.Есенин «Собаке Качалова» | 1 | Урок сообщения новых знаний | Репродукция с картины В.Д. Поленова «Ранний снег». | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Учить работе над планом. Развитие речи учащихся. | С.194-195 | ||||||||
65 | С.А.Есенин Внеклассное чтение | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Выразительное чтение стихотворения 2.Рассуждение над прочитанным | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся. | Чтение произведений | ||||||||
66 | Сочинение по картине | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Картина | Сочинение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся | 20.02 | |||||||||
67 | М.А.Шолохов Биография | Урок сообщения новых знаний | Портрет, книги автора. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | 23.02 | 26.02 | С. 196-197 | |||||||
68-71 | М.А.Шолохов «Судьба человека» | 4 | Урок сообщения новых знаний | 1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера. 2.Пересказ отрывка к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план письменного. изложения. | Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение описать мужественный характер Андрея Соколова. | 26.02 27.02 | С. 197-199 С. 200-202 С. 203-204 | |||||||
72 | Е.И.Носов Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет и книги писателя, текст пятиминутки. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С. 206 | ||||||||
73-74 | Е.И.Носов «Трудный хлеб» | 2 | Урок сообщения новых знаний | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение объяснить смысл названия произведения. | С.207-209 С.210-212 | ||||||||
75 | Н. М. Рубцов Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет поэта, репродукция с картины И. Левитана «Озеро». | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С. 214 | ||||||||
76 | Н. М. Рубцов «Тихая моя родина» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1. Работа с иллюстрацией. 2. Словарь | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение описать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста. | С. 215-216 | ||||||||
77 | Н. М. Рубцов «Русский огонёк» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение аргументировать свою точку зрения по поводу неуверенного ответа автора на вопрос : «Будет ли война?» | С.216-218 | ||||||||
78 | Н. М. Рубцов «Зимняя песня» | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради. | Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение объяснить словами из стихотворения, что позволяет поэту забыть о нелёгкой жизни. | С.219-220 | ||||||||
79 | Н. М. Рубцов Внеклассное чтение | 1 | Урок формирования и закрепления знаний и умений | Выставка книг | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Развитие связной речи учащихся | Чтение произведений | ||||||||
80 | Ю.И.Коваль Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | Портрет, беседа | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества поэта. | С.221 | ||||||||
81-85 | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» | 5 | Урок сообщения новых знаний | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. | Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Умение описать главного героя и историю, произошедшую с ним. 2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. | С.222-226 С.227-230 С.231234 | ||||||||
86 | Роберт Луис Стивенсон Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет Стивенсона, иллюстрация. 2. Выразительное чтение баллады. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Знать основные этапы творчества писателя | С.236 | ||||||||
87-88 | Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд» | 2 | Урок сообщения новых знаний | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение рассуждать на тему жестокости. | С. 236 | ||||||||
89 | Эрнест Сетон Томпсон Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет, иллюстрация. 2. Выразительное чтение баллады. | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | 1.Умение описывать первое знакомство автора со щенком. 2. Описание поведение щенка на ферме. | С. 236-240 | |||||||||
90-93 | Эрнест Сетон Томпсон Снап» | 4 | Урок сообщения новых знаний | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. | Беседа по вопросам, чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение описывать взаимоотношения животных. | С. 243-246 С.246-248 С.250-254 | ||||||||
94 | Эрнест Сетон Томпсон Внеклассное чтение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. | Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Умение ориентироваться в тексте. | Чтение произведений | ||||||||
95 | Джеральд Даррелл Биография | 1 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь пересказывать прочитанный отрывок. | С.255-256 | ||||||||
96-99 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф» | 4 | Урок сообщения новых знаний | 1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану. | Беседа по вопросам, выразительное чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь пересказывать прочитанный отрывок. | С. 256-260 С.261264 С. 265 | ||||||||
100 | Экскурсия в лес | 1 | Урок сообщения новых знаний | Наблюдение, беседа | Наблюдение, беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Уметь наблюдать за окружающей природой | |||||||||
101 | Контрольные вопросы и задания | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | Беседа по вопросам | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Проверка ЗУНов | Чтение доп. литературы | ||||||||
102 | Техника чтения | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Рекомендательный список литературы на лето. | Чтение | Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы | Проверка ЗУНов | Чтение доп. литературы |