Рабочая программа по чтению и развитию речи (для коррекционного 9 класса)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по КР директор МКОУ Базарносызганская СОШ №1
___________ Н.П.Павлушина ___________________А.В. Исачкин
« ___»____________2015г. Приказ №____ от «……» ………2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи для 9 класса
коррекционный
срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Разработчик программы: Синюгина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА:
на МО учителей коррекционных классов
протокол № 1 от «…..» августа 2015 г.
Руководитель____________________
Пояснительная записка
Чтение и развитие речи 9 класс 102 часа
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа «Чтение и развитие речи», как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Цель – формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
1.Воспитание интереса и любви к чтению
2.Формирование способности грамотного, беглого, осознанного чтения по доступным пониманию детей произведениями детской литературы..
3.Коррекции речи и мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, говорение, слушание);
5. Формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
6.Обогащать словарный запас;
7. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Изучение курса «Чтение и развитие речи» обеспечивает функции:
- коррекционного обучения;
- коррекционно - развивающего обучения;
- коррекционно - воспитательного обучения;
- воспитание положительных качеств личности;
- адаптации в обществе
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
- коррекционная направленность обучения:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- оптимистическая перспектива обучения и воспитания;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – медико - педагогических технологий
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Программа по чтению и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы у учащихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5, 7, 9 классов. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение чтения и развития речи в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 4 час в неделю (136 часов).
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Планируемые результаты
В результате уроков чтения и развития речи учащиеся 9 класса должны уметь:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи спрочитанным.
учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Содержание
Устное народное творчество
Русские народные песни. Былины. Сказки.
Произведения русской литературы XIX века
Произведения В.А.Жуковского,И.А.Крылова, А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,А.А.Фета, А.П.Чехова.
Произведения русской литературы XX века
Произведения Максима Горького, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой,К.Г.Паустовского,С.А.Есенина,М.А.Шолохова,Е.И.Носова,Н.М.Рубцова,ЮИ.Коваля.
Произведения зарубежной литературы
Произведения Р.Л. Стивенсона, Э.Томпсона, Д.Даррелла.
Информационно – методический материал для чтения и развития речи
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:5-9 кл.:В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой
Литература для обучающихся:
Чтение. 9 класс. Учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- 6 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-270с.:ил.
Тематическое планирование чтения и развития речи
№ п/п |
Тема |
Всего: 102 часа |
1-2 |
Устное народное творчество |
2 |
3 |
Русские народные песни |
1 |
4-5 |
Былины |
2 |
6-7 |
Сказка про Василису Премудрую |
2 |
8 |
Сказка «Лиса и тетерев» |
1 |
9 |
Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок. |
1 |
10-11 |
В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса» |
2 |
12 |
Внеклассное чтение по сказкам и былинам |
1 |
13 |
Проверка техники чтения |
1 |
14 |
И.А.Крылов Биография |
1 |
15 |
И.А.Крылов «Кот и повар» |
1 |
16 |
А.С. Пушкин Биография |
1 |
17-21 |
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» |
5 |
22-25 |
А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» |
4 |
26 |
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина |
1 |
27 |
М.Ю.Лермонтов Биография |
1 |
28 |
М.Ю.Лермонтов «Тучи» |
1 |
29 |
М.Ю.Лермонтов «Баллада» |
1 |
30 |
М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» |
1 |
31 |
Н.В.Гоголь. Биография |
1 |
32-36 |
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» |
5 |
37 |
Н.А.Некрасов. Биография |
1 |
38 |
Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» |
1 |
39 |
Н.А.Некрасов Саша» |
1 |
40 |
Повторение. Вспомним прочитанное |
1 |
41 |
А.А.Фет Биография |
1 |
42 |
А.А.Фет «На заре ты её не буди» |
1 |
43 |
А.А.Фет «Старушка няня» |
1 |
44 |
А.А.Фет «Это утро» |
1 |
45 |
А.П.Чехов. Биография |
1 |
46-47 |
А.П.Чехов «Злоумышленник» |
2 |
48 |
А.П.Чехов Внеклассное чтение |
1 |
49 |
Максим Горький Биография |
1 |
50 |
Максим Горький «Песня о соколе» |
1 |
51 |
В.В.Маяковский Биография |
1 |
52 |
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с…» |
1 |
53 |
В.В.Маяковский Внеклассное чтение |
1 |
54 |
Проверка техники чтения |
1 |
55 |
М. И. Цветаева Биография |
1 |
56 |
М. И. Цветаева «Рябина» |
1 |
57 |
М. И. Цветаева «Вчера» |
1 |
58 |
К.Г.Паустовский Биография |
1 |
59-60 |
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» |
2 |
61 |
Повторение Вспомним прочитанное |
1 |
62 |
С.А.Есенин Биография |
1 |
63 |
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» |
1 |
64 |
С.А.Есенин «Собаке Качалова» |
1 |
65 |
С.А.Есенин Внеклассное чтение |
1 |
66 |
Сочинение по картине |
1 |
67 |
М.А.Шолохов Биография |
1 |
68-71 |
М.А.Шолохов «Судьба человека» |
2 |
72 |
Е.И.Носов Биография |
1 |
73-74 |
Е.И.Носов «Трудный хлеб» |
2 |
75 |
Н. М. Рубцов Биография |
1 |
76 |
Н. М. Рубцов «Тихая моя родина» |
1 |
77 |
Н. М. Рубцов «Русский огонёк» |
1 |
78 |
Н. М. Рубцов «Зимняя песня» |
1 |
79 |
Н. М. Рубцов Внеклассное чтение |
1 |
80 |
Ю.И.Коваль Биография |
1 |
81-85 |
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» |
2 |
86 |
Роберт Луис Стивенсон Биография |
1 |
87-88 |
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд» |
2 |
89 |
Эрнест Сетон Томпсон Биография |
1 |
90-93 |
Эрнест Сетон Томпсон Снап» |
2 |
94 |
Эрнест Сетон Томпсон Внеклассное чтение |
1 |
95 |
Джеральд Даррелл Биография |
1 |
96-99 |
Джеральд Даррелл «Живописный жираф» |
2 |
100 |
Экскурсия в лес |
1 |
101 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
102 |
Техника чтения |
1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 9 класса.
Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для школьников.
Поурочные разработки по чтениюБайкова М.И., Гостимская Е.С.
Интернет ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
http://pedsovet.su
4. http://www.zavuch.ru
Дополнительные средства обучения для учащихся
Наглядные пособия.
Дополнительные средства обучения для учащихся
Чтение 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.-М.: Просвещение, 2014.- 270с.:ил.
Учебно-тематическое и календарное планирование по чтению и развитию речи 9 класс
Количество часов: 102
Планирование составлено на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки РФ.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Содержание |
Виды деят-ти |
Коррекционная работа |
Планируемые результаты |
Дата |
Д/з |
|||||||
план |
факт |
|||||||||||||||
1-2 |
Устное народное творчество |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
Чтение статьи об УНТ. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать жанры УНТ, умение объяснять смысл пословиц. |
1.09 3.09 |
С.6-7 С.8-9 |
|||||||
3 |
Русские народные песни |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа с иллюстрацией. 2.Словарь: колыбельная, угомон. Диалоги. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказать о колыбельной песне. |
5.09 |
С.10-12 |
|||||||
4-5 |
Былины |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
Иллюстрация, план пересказа. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказать былины |
8.09 10.09 |
С.13-14 С.15-16 |
|||||||
6-7 |
Сказка про Василису Премудрую |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём. 2.Пересказ сказки по плану. |
Чтение и пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». |
12.09 15.09 |
С.19-22 С.23-29 |
|||||||
8 |
Сказка «Лиса и тетерев» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Работа с иллюстрацией. 2.Анализ пословицы: Речи, как мёд, а дела, как полынь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. 3. Чтение сказки по ролям. |
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать характерные особенности скозок о животных, уметь приводить примеры сказок. |
17.09 |
С.30-32 |
|||||||
9 |
Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок. |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Репродукции картин В.М. Васнецова на темы русских народных сказок. |
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение составлять связный текст. |
19.09 |
С.35. |
|||||||
10-11 |
В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса» |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет автора. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказать о творчестве писателя. 1.Умение объяснять смысл слов Людмилы, с каким жанром можно их сравнить. 2. Умение рассуждать на тему: «Что важнее для семейной жизни: физическая |
22.09 24.09 |
С.36-39 С.40-45 |
|||||||
12 |
Внеклассное чтение по сказкам и былинам |
1 |
Урок формирования и закрепления знаний и умений |
1.Работа с подстрочным словарём. 2.Чтение сказки по ролям. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
красота и богатство невесты или её душевная красота?» |
26.09 |
Читать сказки и былины |
|||||||
13 |
Проверка техники чтения |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Произведения |
Чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Проверка ЗУН. |
29.09 |
||||||||
14 |
И.А.Крылов Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет, папка «архитектурные памятники, текст пятиминутки. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказать об интересных страницах жизни И.А. Крылова. |
С.48-50 |
||||||||
15 |
И.А.Крылов «Кот и повар» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Банк рисунков, иллюстрация, подстрочный словарь. |
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова. |
С. 51-53 |
||||||||
16 |
А.С. Пушкин Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет А.С. Пушкина, книги автора, репродукция картины Н.Н. Ге «И. Пущин в селе Михайловском». |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества А.С.Пушкина, произведения поэта. |
С.54-58 |
||||||||
17-21 |
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» |
5 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём. 2. Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» |
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Умение описать каждого из претендентов на руку Людмилы, подтвердив словами из текста. 2. Уметь рассказывать о встрече Руслана с головой. 3. О Руслане и Людмиле. |
С.58-64 С.65-71 С.72-79 С.54-79 С.80-81 |
||||||||
22-25 |
А.С.Пушкин «Барышня крестьянка» |
4 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Чтение отрывков по ролям. 2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план ответа. |
Чтение по ролям, беседа по вопросам, пересказ текста |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Умение рассказать о воспитании Лизы. 2. Об отношениях Лизы и Насти. 3.Встреча Лизы с сыном и отцов Берестовыми. 4. Умение объяснить смысл повести в названии произведения. |
23.10 |
С.82-86 С.87-92 С.93-103 |
|||||||
26 |
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина |
1 |
Урок формирования и закрепления знаний и умений |
Выставка книг |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение коллективно составлять отзыв по прочитанному произведению. |
Читать сказки |
||||||||
27 |
М.Ю.Лермонтов Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет М.Ю. Лермонтова, книги автора, текст пятиминутки. |
Чтение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С.105-108 |
||||||||
28 |
М.Ю.Лермонтов «Тучи» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Выразительное чтение стих-я |
Чтение, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказать о взаимоотношениях девушки и юноши; можно ли добиться любви, выполнив любое желание возлюбленной? |
С.109 наизусть |
||||||||
29 |
М.Ю.Лермонтов «Баллада» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Выразительное чтение баллады. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста. |
С.110-112 |
||||||||
30 |
М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Работа с иллюстрациями. 2. Работа с устаревшими словами. 3. Текст пятиминутки. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста. |
С.113-115 |
||||||||
31 |
Н.В.Гоголь. Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет Н.В. Гоголя. 2. Текст пятиминутки. 3.Выставка произведений автора. |
Беседа по вопросам, чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
С. 117-118 |
||||||||
32-36 |
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» |
5 |
Урок сообщения новых знаний |
Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки» |
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Умение передать чувства Левко и Ганны друг к другу. 2. Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста. |
С.119-121 С.121-123 С125-129 С.129-132 |
||||||||
37 |
Н.А.Некрасов. Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
портрет Н.А. Некрасова, книги автора, текст для пятиминутки. |
Беседа по вопросам, |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С. 134-135 |
||||||||
38 |
Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа в тетрадях. 2. Выразительное чтение стихов. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям. |
С. 137-138 |
||||||||
39 |
Н.А.Некрасов Саша» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа в тетрадях. 2. Выразительное чтение стихов. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение выразить отношение Саши к природе. |
С. 138-140 |
||||||||
40 |
Повторение. Вспомним прочитанное |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Портрет и стихи поэта. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С. 142 |
||||||||
41 |
А.А.Фет Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение находить в тексте художественные определения, сравнения. |
С.143-144 |
||||||||
42 |
А.А.Фет «На заре ты её не буди» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди». |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение находить в тексте художественные определения, сравнения. |
С. 144-145 |
||||||||
43 |
А.А.Фет «Старушка няня» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа со словарём. 2. Репродукция с картины Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце». |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении. |
С. 145-146 |
||||||||
44 |
А.А.Фет «Это утро» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Выразительное чтение стихотворения. 2. Описание весеннего пейзажа. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать признаки весны, уметь приводить примеры весенних примет из стихотворения |
С. 146-147 |
||||||||
45 |
А.П.Чехов. Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет автора. 2.Текст пятиминутки. |
Беседа по вопросам, чтение и пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова. |
С. 148-149 |
||||||||
46-47 |
А.П.Чехов «Злоумышленник» |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Подстрочный словарь 2.Работа с иллюстрацией. 3.Чтение по ролям. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла) |
С. 150-155 С.156-161 |
||||||||
48 |
А.П.Чехов Внеклассное чтение |
1 |
Урок формирования и закрепления знаний и умений |
Выставка книг |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь объяснить смысл названия рассказа. |
Чтение произведений |
||||||||
49 |
Максим Горький Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет автора, книги Горького. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь рассказывать о поучительных страницах из жизни А.М. Горького. |
С.164-165 |
||||||||
50 |
Максим Горький «Песня о соколе» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Описание иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение находить определения из текста, характеризующие сокола, умение работать с текстом. |
С.166-169 |
||||||||
51 |
В.В.Маяковский Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С. 171-172 |
||||||||
52 |
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с…» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет В.В. Маяковского, стихи поэта. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать образные средства, используемые автором, умение пересказывать содержание стихотворения. |
С. 172-176 |
||||||||
53 |
В.В.Маяковский Внеклассное чтение |
1 |
Урок формирования и закрепления знаний и умений |
1.Выразительное чтение стихотворения. 2.Чтение по ролям. 3. Работа в тетради. |
Беседа по вопросам, чтение и пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся. |
Чтение произведений |
||||||||
54 |
Проверка техники чтения |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Чтение произведений |
Чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Проверка ЗУН. |
|||||||||
55 |
М. И. Цветаева Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет М. И. Цветаевой, стихи, тетради. |
Беседа по вопросам, чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. |
С.178 |
||||||||
56 |
М. И. Цветаева «Рябина» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Беседа, выраз-е чтеиие |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся. |
С. 179 |
|||||||||
57 |
М. И. Цветаева «Вчера» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Беседа, выраз-е чтеиие |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся. |
С.179-180 |
||||||||
58 |
К.Г.Паустовский Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет и книги писателя. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. |
С.182-182 |
||||||||
59-60 |
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
Иллюстрация, подстрочный словарь. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Формирование читательской самостоятельности 2. Учить работе с новыми словами. 3. Учить выделять главную мысль произведения. 4. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении. |
С.182-185 С.186-198 |
||||||||
61 |
Повторение Вспомним прочитанное |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Беседа |
Беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся. |
С.190-191 |
||||||||
62 |
С.А.Есенин Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет поэта и его стихи. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя. |
С.192-193 |
||||||||
63 |
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Обсуждение репродукции с картины Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка» |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Выучить стихотворение наизусть. |
С. 193-194 |
||||||||
64 |
С.А.Есенин «Собаке Качалова» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Репродукция с картины В.Д. Поленова «Ранний снег». |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Учить работе над планом. Развитие речи учащихся. |
С.194-195 |
||||||||
65 |
С.А.Есенин Внеклассное чтение |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Выразительное чтение стихотворения 2.Рассуждение над прочитанным |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся. |
Чтение произведений |
||||||||
66 |
Сочинение по картине |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Картина |
Сочинение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся |
20.02 |
|||||||||
67 |
М.А.Шолохов Биография |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет, книги автора. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
23.02 |
26.02 |
С. 196-197 |
|||||||
68-71 |
М.А.Шолохов «Судьба человека» |
4 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера. 2.Пересказ отрывка к иллюстрации. 3. Работа с подстрочным словарём, план письменного. изложения. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение описать мужественный характер Андрея Соколова. |
26.02 27.02 |
С. 197-199 С. 200-202 С. 203-204 |
|||||||
72 |
Е.И.Носов Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет и книги писателя, текст пятиминутки. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С. 206 |
||||||||
73-74 |
Е.И.Носов «Трудный хлеб» |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа с подстрочным словарём. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение объяснить смысл названия произведения. |
С.207-209 С.210-212 |
||||||||
75 |
Н. М. Рубцов Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет поэта, репродукция с картины И. Левитана «Озеро». |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С. 214 |
||||||||
76 |
Н. М. Рубцов «Тихая моя родина» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1. Работа с иллюстрацией. 2. Словарь |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение описать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста. |
С. 215-216 |
||||||||
77 |
Н. М. Рубцов «Русский огонёк» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение аргументировать свою точку зрения по поводу неуверенного ответа автора на вопрос : «Будет ли война?» |
С.216-218 |
||||||||
78 |
Н. М. Рубцов «Зимняя песня» |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение объяснить словами из стихотворения, что позволяет поэту забыть о нелёгкой жизни. |
С.219-220 |
||||||||
79 |
Н. М. Рубцов Внеклассное чтение |
1 |
Урок формирования и закрепления знаний и умений |
Выставка книг |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Развитие связной речи учащихся |
Чтение произведений |
||||||||
80 |
Ю.И.Коваль Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Портрет, беседа |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества поэта. |
С.221 |
||||||||
81-85 |
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» |
5 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Работа со словарём. 3. Чтение по ролям. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Умение описать главного героя и историю, произошедшую с ним. 2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав. |
С.222-226 С.227-230 С.231234 |
||||||||
86 |
Роберт Луис Стивенсон Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет Стивенсона, иллюстрация. 2. Выразительное чтение баллады. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Знать основные этапы творчества писателя |
С.236 |
||||||||
87-88 |
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд» |
2 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение рассуждать на тему жестокости. |
С. 236 |
||||||||
89 |
Эрнест Сетон Томпсон Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет, иллюстрация. 2. Выразительное чтение баллады. |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
1.Умение описывать первое знакомство автора со щенком. 2. Описание поведение щенка на ферме. |
С. 236-240 |
|||||||||
90-93 |
Эрнест Сетон Томпсон Снап» |
4 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. |
Беседа по вопросам, чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение описывать взаимоотношения животных. |
С. 243-246 С.246-248 С.250-254 |
||||||||
94 |
Эрнест Сетон Томпсон Внеклассное чтение |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1.Пересказ отрывка к иллюстрации. 2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Умение ориентироваться в тексте. |
Чтение произведений |
||||||||
95 |
Джеральд Даррелл Биография |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь пересказывать прочитанный отрывок. |
С.255-256 |
||||||||
96-99 |
Джеральд Даррелл «Живописный жираф» |
4 |
Урок сообщения новых знаний |
1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь. 2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану. |
Беседа по вопросам, выразительное чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь пересказывать прочитанный отрывок. |
С. 256-260 С.261264 С. 265 |
||||||||
100 |
Экскурсия в лес |
1 |
Урок сообщения новых знаний |
Наблюдение, беседа |
Наблюдение, беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Уметь наблюдать за окружающей природой |
|||||||||
101 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Самостоятельная работа |
Беседа по вопросам |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Проверка ЗУНов |
Чтение доп. литературы |
||||||||
102 |
Техника чтения |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Рекомендательный список литературы на лето. |
Чтение |
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы |
Проверка ЗУНов |
Чтение доп. литературы |