12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Морозова Татьяна2733
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
4

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по письму и развитию речи
DOCX / 53.98 Кб

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

Солигаличского муниципального района Костромской области.

 

 

«Рассмотрено»

На заседании методического объединения

 

Протокол № 1 от «     » сентября 2019 г

Руководитель МО ___________________

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

 

 

«      » сентября   2019 г.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»

 

 

«          » сентября  2019 г.

 

Рабочая программа по предмету

«Письмо и развитие речи»

для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

9 класс

(надомное обучение)

 

 

2019-2020 уч. г.

 

Письмо и развитие речи.

Пояснительная записка

      

Программа по  письму и развитию речи  составлена на основе программы  под редакцией В.В.Воронковой  для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Русский (родной) язык. В.В.Воронкова.

Письмо и развитие речи  является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9 классах) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

    Основной целью курса является формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;

- заложить основы для овладения устной и письменной речью;

- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;

- развивать познавательную деятельность воспитанника, способствовать коррекции мышления, его умственному и речевому развитию;

- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическому отношению к языку и речи.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие фонетико-фонематических представлений;

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- развитие высших психических функций;

- развитие речи, владение техникой речи;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Учебник, обеспечивающий реализацию программы:

     Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение», 2006г.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа).

Требования к уровню подготовки.                                                                              

Учащийся должен знать:

-части речи, использование их в речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащийся  должен уметь:

- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование раздела, темы

Количество

часов

1

Предложение.

4

2

Звуки и буквы.

5

3

Состав слова.

8

4

Части речи. Имя существительное.

8

5

Имя прилагательное.

7

6

Личные местоимения.

8

7

Глагол.

16

8

Имя числительное.

4

9

Наречие.

4

10

Предложение. Части речи.

2

11

Повторение за год.

2

 

 

68

 

 

 

Содержание программы

 

Название раздела

Содержание тем учебного курса

Повторение.              

Простое  предложение.  Простое предложение с однородными членами.  Сложное предложение с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные.

Слово.                                                                                                    

Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.                                                                             Сложные слова.

 Имя существительное.     

Роль существительного в речи. Основные грамматические  категории  имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.                                                                                     

 Имя прилагательное.        

Роль  прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем  существительным.                                                                                                                                                                                                                  Правописание падежных окончаний имен прилагательных.               

Личные местоимения.                                     

Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.                                             

Глагол.                                           

Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Частица не с глаголами.

Имя числительное.   

Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.

Наречие.                    

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.

Предложение.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространен-ные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение.   Прямая речь (после слов автора). Знаки препинания.        

Повторение пройденного за год.                                                                                                                         

Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

 

Учебно- методический комплекс.

  1. Учебный комплекс
  1. Галунчикова Н.Г.,  Якубовская Э.В. Учебник  по русскому языку для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -М.: Просвещение, 2013г .
  2. Галунчикова Н.Г.,  Якубовская Э.В. Пособие для учащихся 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   «Рабочие тетради по русскому языку »  

 Рабочая тетрадь по русскому языку № 1. Состав слова. – М.: Просвещение, 2002;                                                         Рабочая тетрадь по русскому языку № 2. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2002;                                                                                                                       Рабочая тетрадь по русскому языку № 3. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2002;

Рабочая тетрадь по русскому языку № 4. Глагол. – М.: Просвещение, 2002

                                                                                                                       

     2.Учебно-методические пособия

1.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

3.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н.  Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.

4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

.

     3.Учебно-практические издания

1. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.       2.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                      

 3. Жидкова  Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.

4. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.

5. . «М.В.Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь  для 1-2, 3-4 классов. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области.» Челябинск, «Взгляд»,2007.»

6. 5. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996.

     4.Учебно-наглядные издания

Таблицы: 

«Состав слова», «Фонетический разбор слова», «Части речи». «Имя существительное»: «Склонение имён существительных»; «»Род имён существительных»; «Числа имён существительных»; «Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего , женского рода»;  «Изменение  местоимений по лицам, числам и родам»; «Простое предложение», «Сложное предложение», «Главные и второстепенные члены предложения»,  «Знаки препинания при однородных членах предложения» и др.

 картины, карточки со словарными словами,

 «Портреты детских писателей .ХХ век.».

ООО Издательство «Гном и Д», М., 2008.

 

Календарно-тематическое  планирование по письму 9 класс

 

№ урока

в теме

№ урока

по п/п

Темы  программы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к подготовке учащихся

Дата

план

факт

Предложение. ( 4 часа)

1

1

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.

комбинированный

Простое предложение. Подлежащее и сказуемое в простом предложении.

  • находить грамматическую основу предложения;
  •   строить: простое распространенное предложение с однородными членами;  с обращением; сложное предложение;
  •   ставить знаки препинания при однородных членах предложения, в сложных предложениях, при обращении;
  •   связно высказываться устно и письменно;
  •   грамотно писать под диктовку;
  •  пользоваться словарем.

 

 

 

2

2

Обращение.

комбинированный

Обращение в начале предложения, выделение обращения при письме. Знаки препинания.

 

 

3

3

Сложное предложение.

комбинированный

запятые в сложном предложении, составление предложений из слов, текста из предложений.

 

 

4

4

Обобщающий урок.

урок контроля знаний и умений

Учить расставлять знаки препинания в предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений

 

 

Звуки и буквы (5 часов)

1

5

Звуки и буквы.

комбинированный

Различение букв и звуков, гласные – согласные, парные звонкие и глухие, шипящие.

  • Различать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные
  • Правильно применять разделительные Ь и Ъ
  • Уметь правильно ставить ударение
  • Уметь проверять безударную гласную
  • Уметь проверять парные звонкие и глухие согласные

 

 

2

6

Разделительный Ь и разделительный Ъ.

комбинированный

Буквы не обозначающие звуков, значение.

 

 

3

7

Гласные ударные и безударные.

комбинированный

Написание ударных и безударных гласных, ударение.

 

 

4

8

Парные звонкие и глухие согласные.

комбинированный

Проверка написания звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные.

 

 

5

9

Деловое письмо «Объявление».

урок-практикум

 Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Состав слова. (8 часов)

1

10

Состав слова. Разбор слова по составу.

комбинированный

Понятия «приставка», корень», «суффикс», «окончание».

Разбор слова по составу.

- уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- уметь подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- знать способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;

- знать алфавит;

- знать наиболее распространённые правила проверки слов.

 

 

2

11

Проверяем в корне.

комбинированный

Проверка безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Подбор проверочных слов.

 

 

3

12

Правописание приставок.

комбинированный

Образование слов с помощью приставок, выделение приставок, отличие приставки от предлога.

 

 

4

13

Правописание приставок раз-(рас-); без- (бес-); из- (ис-); воз- (вос-).

комбинированный

Произношение и правописание приставок. Способ проверки.

 

 

5

14

Сложные слова.

комбинированный

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

 

 

6

15

Сложносокращённые слова.

комбинированный

Образование сложносокращённых слов из словосочетаний, расшифровка сложносокращённых слов.

 

 

7

16

Диктант.

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученное.

 

 

 

8

17

Деловое письмо «Расписка».

урок-практикум

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Имя существительное. (8 часов)

1

18

Значение предметности Кто? Что?

комбинированный

Применение разных по значению существительных в соответствующем определённой теме тексте.

- знать названия частей речи, их значение, использование в речи;

- уметь доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

 

 

 

2

19

Грамматические признаки имени существительного.

комбинированный

Постоянные и непостоянные признаки.

 

 

3

20

Написание имён собственных и нарицательных.

комбинированный

Значение понятия ИМЯ СОБСТВЕННОЕ и ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ.

Написание имён собственных.

 

 

4

21

Склонение имён существительных.

комбинированный

Повторение падежей и падежных вопросов; склонение имён существительных по падежам, определение падежа заданных слов.

 

 

5

22

Безударные падежные окончания имён существительных.

комбинированный

Определение падежа существительного для правильного написания окончания.

 

 

6

23

Правописание имён существительных с шипящей на конце.

комбинированный

Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.

 

 

7

24

Обобщающие упражнения по теме «Существительное»

комбинированный

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

8

25

Диктант.

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученное.

 

 

Имя прилагательное. (7 часов)

1

26

Признаки, свойства, качества предмета

комбинированный

Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж.

  •   различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного;
  •  согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже;
  •  правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;
  •    писать небольшие изложения (с помощью учителя);
  •   писать под диктовку грамотно;
  •    пользоваться словарем.

 

 

 

2

27

Род, число, падеж имён прилагательных.

комбинированный

Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж.

 

 

3

28

Безударные окончания имён прилагательных.

комбинированный

Проверка безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов

 

 

4

29

Склонение и правописание прилагательных на (ий, ья, ье, ьи).

комбинированный

 Определение рода прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу прилагательного и падежа)

 

 

5

30

Практические упражнения в правописании окончаний у прилагательных

комбинированный

Применение на практике изученного.

 

 

6

31

Обобщающие упражнения по теме «Прилагательное».

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученного.

 

 

7

32

Деловое письмо. Объяснительная.

урок-практикум

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Личные местоимения. (8 часов)

1

33

Личные местоимения. Лицо и число местоимений.

комбинированный

познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока

  •   распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять;
  •   заменять местоимением существительное;
  •   определять лицо, число и падеж  местоимений;
  •   склонять местоимения;
  •  правильно писать местоимения с предлогами.
  •   правильно писать падежные окончания  местоимений в единственном и множественном числе;
  •   работать с деловыми бумагами;
  •   писать под диктовку грамотно;

 следить за своей речью

 

 

 

2

34

Склонение личных местоимений. 1 лицо.

комбинированный

Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в  тексте, исправление ошибок в деформированном тексте

 

 

3

35

Склонение личных местоимений. 2 лицо.

комбинированный

Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в  тексте, исправление ошибок в деформированном тексте

 

 

4

36

Склонение личных местоимений. 3 лицо.

комбинированный

Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в  тексте, исправление ошибок в деформированном тексте

 

 

5

37

Личные местоимения с предлогами.

комбинированный

Раздельное написание предлогов с местоимениями

Использование местоимения в тексте, заменяя ими существительные

 

 

6

38

Правописание личных местоимений 3 лица.

комбинированный

Написание личных местоимений 3 лица, добавление согласной к местоимению при написании.

 

 

7

39

Диктант.

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученное.

 

 

8

40

Деловое письмо. Заявление.

урок-практикум

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Глагол.(16 часов)

1

41

Глагол. Различие глаголов по значению

комбинированный

Значение глаголов в речи. Использование различных по значению глаголов при составлении связных высказываний.

  • Уметь:
  •   находить глаголы в тексте;
  •   изменять глаголы по временам, лицам и числам;
  •   по окончанию определять 2 лицо глагола;
  •   правильно писать НЕ с глаголами; окончания глаголов неопределённой формы; 
  •   определять временные формы глагола;
  •   правильно писать глаголы 2 л. ед.ч., употреблять их в речи;
  •   писать изложения и сочинения (с помощью учителя);
  •   писать грамотно под диктовку. 
  •   выполнять морфологический разбор глагола;
  •   писать деловые бумаги.

 

 

 

2

42

Грамматические признаки глагола.

комбинированный

Определенне грамматических признаков глаголов, нахождение глагола в тексте, составление словосочетаний с глаголом.

 

 

3

43

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени.

комбинированный

Изменение глаголов по временам, уметь поставить глагол в нужном времени, определить время заданного глагола с помощью вопроса

 

 

4

44

Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти.

комбинированный

Запись глагола в неопределённой форме, умение поставить глагол в неопределённую форму с помощью вопроса, нахождение глаголов неопределённой формы в тексте.

 

 

5

45

Правописание частицы «не» с глаголами

комбинированный

Придание любому глаголу отрицательного значения, правило написания НЕ с глаголами, нахождение ошибок в тексте. Подбор к именам существительным глаголов со значением отрицания.

 

 

6

46

Изменение глаголов по лицам и числам.

комбинированный

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

 

 

7

47

Правописание личных окончаний глаголов

комбинированный

Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме

 

 

8

48

I и II спряжения глаголов

комбинированный

Учить различать глаголы 1 и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме

 

 

9

49

Окончания  глаголов II спряжения.

комбинированный

Окончания глаголов и определение по ним спряжений.

 

 

 

10

50

Окончания глаголов  1 спряжения.

комбинированный

Окончания глаголов и определение по ним спряжений.

 

 

11

51

Глаголы в повелительной форме.

комбинированный

Знакомство с глаголами в повелительной форме, нахождение глагола в повелительном наклонении в тексте.

 

 

12

52

Окончания глаголов в повелительной форме

комбинированный

Правило письма окончаний глаголов в повелительном наклонении

 

 

13

53

Мягкий знак в глаголах.

комбинированный

Правила написания мягкого знака в глаголах.

 

 

14

54

Обобщающие упражнения.

комбинированный

Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам.

 

 

15

55

Диктант.

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученного.

 

 

16

56

Деловое письмо «Анкета».

урок-практикум

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Наречие. ( 4 часа)

1

57

Грамматическое значение наречия. Вопросы наречия.

комбинированный

Знакомство с наречием, умение использовать его в речи, нахождение наречия в тексте.

Различать наречия и имена прилагательные. Подбирать к наречиям однокоренные имена прилагательные. Уметь точно употреблять наречия в письменной и устной речи. Уметь применять изученные правила на практике.

 

 

2

58

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

комбинированный

Определение у наречий времени, места и способа действий.

 

 

3

59

Правописание наречий с а и о на конце

комбинированный

Определение написания наречия по приставке.

 

 

4

60

Обобщающие упражнения.

комбинированный

Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам

 

 

Имя числительное. (4 часа)

1

61

Грамматическое значение числительного.

комбинированный

Знакомство с числительными. Количественные и порядковые числительные.

Находить имена числительные в предложении и тексте, уметь ставить вопросы к ним. Различать простые и составные имена числительные. Находить словосочетания числительного и имени существительного в предложении и тексте, употреблять имена числительные с именем существительным в единственном и множественном числе. Уметь записывать числа словами.

 

 

2

62

Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900.

комбинированный

Правописание числительных, склонение числительных по падежам.

 

 

3

63

Правописание числительных (тренировочные упражнения).

комбинированный

Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам

 

 

4

64

Деловое письмо «Доверенность».

урок-практикум

Составление деловых документов.

Выделение главного в тексте.

 

 

Части речи. Предложение. (2 часа) (повторение)

 

1

65

Части речи.

комбинированный

Определение частей речи.

  • уметь применять изученные орфограммы
  •   писать под диктовку грамотно;
  • пользоваться словарем

 

 

2

66

Предложение.

комбинированный

Определение границ предложения в тексте. Построение предложений по схемам. Определение вида предложения

 

 

Повторение пройденного за год. (4 часа)

1

67

Повторение пройденного.

комбинированный

Применение на практике изученное.

  • уметь применять изученные орфограммы
  •   писать под диктовку грамотно;
  •    пользоваться словарем

 

 

2

68

Контрольный диктант по итогам учебного года

урок контроля знаний и умений

Применение на практике изученное.

 

 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.