Рабочая карта к уроку литературы для 5 класса по рассказу А. П. Чехова «Хирургия»
Рабочая карта по рассказу А. Чехова "Хирургия"PDF / 1.2 Мб
Пояснительная записка
Автор: Игнатьева Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
Название: Рабочий лист по произведению А.П. Чехова «Хирургия»
Предмет: литература
УМК: "Литература 5 класс" В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
Аудитория: обучающиеся 5 класса
Тип урока: изучение нового материала
Тема: А.П.Чехов «Хирургия»
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова, с рассказом «Хирургия»
Задачи:
пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова;
выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов;
познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия», помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы оценки героев, значение фамилий, выразительность, яркость художественной детали, динамику повествования и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуальность речи;
развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
развивать культуру речи, читательские умения; навыки сравнительного анализа;
На примере художественного текста прививать качества высоконравственной личности.
Планируемые образовательные результаты Предметные умения:знать содержание прочитанного произведения;
уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
- работать с информацией в нестандартной форме
Тип задания: индивидуальное, парное
Время выполнения: 40 минут
Способ проверки: фронтальный опрос класса
Деятельность учащихся на уроке организована посредством рабочей карты. Работа с картой позволяет развивать у обучающихся способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни. А также формировать метапредметные УУД читательской грамотности.
Описание
Рабочая карта по рассказу А. П. Чехов «Хирургия» подготовлена для проведения урока литературы в 5 классе. Материал рабочей карты рассчитан на организацию деятельности обучающихся 5 класса на всех этапах урока. Учитель распечатывает раздаточный материал в необходимом количестве и выдает учащимся.
Содержание рабочего листа
Мотивационно-целевой этап. Тема урока. Знакомство с личностью писателя.
Задание 1: Рассмотри фотографии. Какая была первая профессия у писателя Чехова?
Задание 2: Составь из слов предложения. Запиши получившийся рассказ. Прочитай текст.
Изучение биографии Чехова по статье в учебнике. Виртуальная экскурсия в дом-музей Чехова (QR-код по ссылке в рабочей карте)
Актуализация. Подготовка учащихся к восприятию произведения (Проверка на знание содержания текста рассказа). Словарная работа.
Работа с филвордом. Задание 3-4: Найди ответы на вопросы викторины. Закрась верные ответы в клетках филворда цветным карандашом.
Словарная работа. Задание 5: Соотнеси картинку с названием.
Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.
Введение понятия «говорящая фамилия». Ассоциации с фамилией главного героя.
Задание 7: Работа с таблицей «Ожидание/Реальность» по отношению к поведению врача
Анализ эмоционально-образного содержания текста. Характеристика героев
Задание 8-10: Как характеризует фельдшера Курятина отношение к понятию «хирургия»? Дайте характеристику герою. Выберите несколько определений из списка, которые подходят для характеристики персонажей
Задание 11-12: Подумайте, вызывает ли симпатию дьячок? Над чем смеётся автор? Что подвергает осмеянию?На какие качества направлена сатира?
Рефлексия.
Задание 13.Составьте «Скорбный лист » на героев рассказа.
Карточка домашнего задания:
Прочитайте рассказы А. П. Чехова «В аптеке», «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы» (один рассказ на выбор);
Составьте «скорбный лист» на героев рассказов (1 рассказ по выбору)
ИЛИ
Творческий уровень: Составить ментальную карту на рассказ «Лошадиная фамилия»



Использованные источники:
Иллюстрации к рассказу а.чехова хирургия: смотрите и скачивайте изображения — Яндекс Картинки
https://yandex.ru/images/search?lr=11126&text
https://tgliamz.ru/online-museum/panorams.php?ysclid=mhm4mpi9pa728442968
Журнал «Литература в школе» №4, 1998г.