Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение Самарской области
«Академия для одаренных детей (Наяновой)»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы развития устных и письменных речетворческих способностей»
Направленность: культурологическая
Класс: 16-18 лет (10 - 11 класс)
Учебный год: 2021 – 2022
Разработала:
Чернышева Т.Г., учитель русского
2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей» культурологической направленности для 10 и 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по русскому языку «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей. 10-11 кл.», созданной Львовой С.И. Программа составлена согласно положению, разработанному в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Актуальность рабочей программы, решаемая проблема.
Программа «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей» создана в целях предпрофильной подготовки обучающихся 10 и 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций.
Данный курс должен помочь обучающимся оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель - совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Основные задачи:
Образовательные:
• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;
• закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;
• освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад).
Развивающие:
• развивать языковые компетенции старшеклассников, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
• повышать уровень культуры речи;
• совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
• формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к русскому языку, приобщать к культуре и литературе русского народа;
• формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
В связи с этим обучающиеся получат возможность :
- освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
-уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования коммуникативных умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной обучающимся теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить обучающихся с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов.
Таким образом, курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, поиски уместных цитат из разных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.
Курс «Основы развития устных и письменных речетворческих способностей» связан с содержанием учебного предмета русский язык, но не дублирует его содержание, значительно расширяя, а также реализуя практический аспект соответствующего уровня (10-11 классы).
Принципы, лежащие в основе построения настоящей рабочей программы:
- системности, научности и доступности;
- преемственности и перспективности между различными разделами курса;
- принципы единства:
- личностно – ориентированные (развитие, творчество, психологическая комфортность);
- деятельностно – ориентированные (деятельность, смысловое отношение к миру, адаптивность, переход от совместной учебно –познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 и 11 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Планируемые результаты:
На базовом уровне обучающиеся научатся (смогут):
• владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью, осознанно используя речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре).
На повышенном уровне обучающиеся получат возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, реферат, исследовательскую работу; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• давать самооценку на основе наблюдения за собственной речью;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: сочинение, доклад, презентация; по организации проведения предусмотрены формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые. Форма подведения итогов реализации программы - реферат, презентация.
Место предмета
Курс рассчитан в 10 и 11 классе по 34 часа (1 час в неделю). Всего: 68 часов.
Содержание программы
10 КЛАСС (34 ч)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (16ч.)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 ч.)
Речь как деятельность.
Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т.п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (12 ч.)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
11 КЛАСС (34 ч)
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ (9 часов)
Язык художественной словесности. Язык художественной словесности: система словесно художественных средств воплощения художественного содержания произведения, возникающая на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка.
Свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность на создание художественной действительности. Образность слова — обогащение его значения в художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Язык художественного произведения как результат творчества, соединение в нем предметно логического и субъективно авторского начал. Язык как средство осуществления замысла автора. Выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и организации словесного материала замыслу автора. Точность художественного слова, его емкость, ассоциативность, способность вызывать реминисценции.
Понятия о языке художественной словесности, его свойствах и качествах — выразительности, точности, емкости, ассоциативности. Развитие умения воспринимать художественное произведение через его языковую форму, оценивать художественное произведение с точки зрения выразительности его языка. Создание рассуждения о специфике языка художественной словесности при сопоставлении художественного и нехудожественного текстов.
Эстетическая функция языка. Язык как средство выражения эстетического чувства. Эстетическое переживание: осознание смысла явлений действительности в свете эстетического идеала.
Эстетическая функция языка художественной словесности: направленность языка на создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в художественном произведении явления, так и самого языка.
Свойства языка в его эстетической функции. Эстетическая значимость языка в художественном произведении, мотивированность использования различных языковых средств. Стремление к совершенству языка, его «общая образность». Художественная правда, совершенство произведения. Самоценность языка художественной словесности.
Понятия об эстетической природе художественной словесности и эстетической функции ее языка, о художественной правде. Развитие умения эстетически воспринимать произведение, понимать роль языковых средств выражения художественного содержания, видеть художественную правду как в жизнеподобном, так и в условном образах, оценивать произведение, составить рецензию, аннотацию, рек ламу художественного произведения.
Историческое развитие языка русской художественной словесности. Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Развитие языка художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка и внутренними законами словесности.
Язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения христианского эстетического идеала. Стремление передать средствами языка знаки духовного, вечного, проявляющиеся в жизни. Канон и принцип абстрагирования.
Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка.
Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова. Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета изображения и его эстетической авторской оценки.
Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.
Пушкинская реформа языка художественной словесности: синтез всех разновидностей общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической окраски языковых средств.
Новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.
Пути развития словесности в XX веке. Открытие новых ресурсов языка в творчестве поэтов Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов.
Понятия о важнейших законах развития русского языка, о расширении его выразительных возможностей в процессе эволюции. Формирование умения полноценного восприятия произведений разных эпох через их языковую форму, умения понять и передать в выразительном чтении и сочинении идейно художественное значение текстов. Сочинение рассуждение или тезисы о современном значении произведений прошлого и о языке современного произведения.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ (25 часов)
Художественное произведение и его автор. Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Художественная действительность.
Основа единства произведения — образ автора: созданный писателем обобщенный образ создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения. Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Образ автора и биографический автор. Образ автора и лирический герой. Воплощение образа автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств создания художественной действительности.
Понятия о художественном произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его выражения, об образе автора художественного произведения, о художественной действительности. Развитие умения эстетически воспринимать произведение словесности, проникать в художественную мысль, раскрываемую словесными средствами, понимать значение образа автора как носителя идеи произведения.
Эпос как род словесности и его виды. Эпос как род словесности: повествование о событии и герое.
Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина, сказка, небылица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица, поговорка, загадка, анекдот. Реальность и вымысел, роль фантастики. Воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.
Виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица, загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.
Понятие об эпосе как роде словесности и о его видах и жанрах в устной народной словесности и в литературе. Формирование умения воспринимать эпические произведения в их жанрово родовой специфике.
Автор и повествователь в эпическом произведении. Своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью героев, диалогичность и полифонизм.
Авторское повествование в эпическом произведении. Автор повествователь как художественный образ, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы извне. Образ повествователя и образ автора. Языковые средства создания авторского повествования: употребление глаголов и местоимений в третьем лице.
Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Художественный образ рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора.
Языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и местоимений в первом лице.
Образ автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Стилизация: воспроизведение какого либо стиля — народной словесности, другой эпохи, иной национальной культуры — с целью изображения картины жизни. Пародия: воспроизведение стиля какого либо автора или произведения с целью его оценки. Сказ: повествование от лица, обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в языке. Понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Развитие умения воспринимать образ автора в разных видах повествования. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.
Автор, герой и событие в эпическом произведении. Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения: описание — портрет, характеристика, пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог — прямая, косвенная, несобственно прямая речь. Способы выражения эстетической оценки характера героя. Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.
Раскрытие образов автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции эпического произведения. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.
Понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в эпическом произведении. Развитие умения воспринимать эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения, понимать эстетическую мысль автора, воплощенную в характерах, в развитии сюжета, в композиции. Создание тезисов, сочинения, сообщения о выражении художественного содержания языковыми средствами в художественном произведении.
Драматическое произведение. Драма как род словесности. Виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе.
Трагедия, комедия и драма.
Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта, образов пространства и времени. Значение художественной детали и подтекста для выражения художественного содержания драматического произведения.
Понятия о драматическом произведении, о его видах и жанрах, о своеобразии воплощения образа автора в драматическом произведении, о способах изображения средствами языка характеров персонажей, о значении сюжета и композиции. Развитие умения эстетически воспринимать драматическое произведение, раскрыть смысл драматического произведения в чтении по ролям, в сочинении, докладе.
Анализ эпического и драматического произведения. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную ткань, открыть личностный смысл прочитанного.
Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.
Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.
Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о принципах и приемах анализа. Самостоятельный анализ эпического произведения. Самостоятельный анализ драматического произведения.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристики основных видов деятельности обучающихся |
Формы контроля |
|
Аудиторные/ Теоретические |
Внеаудиторные / Практические |
|||||
Тема 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (16ч.)
|
||||||
1.1 |
Функциональные стили современного русского языка.
|
2 |
1 |
1 |
Работая в группах, получают тексты разной стилевой принадлежности, читают их, определяют речевую ситуацию, сферу употребления, цель высказывания и записывают стиль текста, проверяют себя по диагностичес кой карте, делают выводы об особенностях стилей и сфере их употребления, составляют таблицы о функциональных стилях языка. |
Составление таблицы по стилям. Вычленение признаков, формулирование выводов |
1.2 |
Научный стиль, его назначение. Основные признаки научного стиля. |
1 |
1 |
- |
Слушают лекцию учителя о научном стиле, дополняют таблицу, составленную на предыдущем уроке, из нескольких текстов выбирают те, которые написаны в научном стиле, аргументируют свою позицию, подбирают сами тексты научного стиля и опрашивают по ним других обучающихся. |
Анализ текста |
1.3 |
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. |
2 |
1 |
1 |
Читают текст, определяют тему, основную мысль, стиль, указывают признаки научного стиля, анализируют лексические, морфологические и синтаксические единицы данного текста, делают выводы об особенностях научного стиля, записывают их в таблицу. |
Анализ текста |
1.4 |
Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля.
|
1 |
- |
1 |
Слушают лекцию учителя об основных жанрах научного стиля, записывают её. В парах работают над одним из жанров: докладом, статьёй, сообщением, аннотацией, рецензией, рефератом, тезисами, конспектом. Публично защищают выполненную работу. |
Определение стилистических особенностей текстов, анализ текста |
1.5 |
Официально-деловой стиль, его назначение. Основные признаки официально- делового стиля.
|
1 |
- |
1 |
Слушают сообщение ученика об основных признаках официально-делового стиля, дополняют таблицу, рассматривают образцы расписок, объяснительных, заявлений, анкет, самостоятельно пишут одну из официально-деловых бумаг, осуществляют взаимопроверку, обсуждают особенности написания резюме. |
Анализ текста |
1.6 |
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. |
1 |
1 |
- |
Слушают лекцию учителя о публицистическом стиле, дополняют таблицу, составленную на первом уроке, из нескольких текстов выбирают те, которые написаны в публицистическом стиле, аргументируют свою позицию, подбирают сами тексты публицистического стиля и опрашивают по ним других обучающихся. |
Определение стилистических особенностей текстов, анализ текста |
1.7 |
Основные признаки публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. |
1 |
- |
1 |
Читают текст, определяют тему, основную мысль, стиль, указывают признаки стиля, анализируют лексические, морфологические и синтаксические единицы данного текста, делают выводы об особенностях публицистического стиля, записывают их в таблицу. |
Анализ текста |
1.8 |
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи. |
1 |
1 |
- |
Слушают сообщение ученика об основных качествах публичной речи, выбирают тему своего публичного выступления, записывают тезисы, основную мысль, составляют текст выступления, дополняют его цитатами и примерами, выступают перед обучающимися, слушатели оценивают выступление. |
Сообщение об основных качествах публичной речи |
1.9 |
Разговорная речь, её назначение. Основные признаки разговорной речи. |
1 |
1 |
- |
Слушают лекцию учителя о разговорной речи, дополняют таблицу, составленную на первом уроке, из нескольких текстов выбирают те, которые написаны в разговорном стиле, аргументируют свою позицию, подбирают или сочиняют сами тексты разговорного стиля. |
Анализ языкового материала |
1.10 |
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
|
1 |
- |
1 |
Слушают сообщения о невербальных средствах общения, о языковых знаках, жестикуляции и мимике у разных народов, придумывают пантомимы-загадки, показывают и отгадывают, составляют памятку «Культура разговорной речи». |
Составление таблицы «Культура разговорной речи» |
1.11 |
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. |
2 |
1 |
1 |
Слушают лекцию учителя о языке художественной литературы, дополняют таблицу, составленную на первом уроке, называют отличия художественного стиля от других, из нескольких текстов выбирают те, которые написаны в художественном стиле, аргументируют свою позицию, подбирают сами тексты художественного стиля и опрашивают по ним других обучающихся. |
Анализ языкового материала |
1.12 |
Изобразительно-выразительные средства в текстах художественного стиля. |
2 |
- |
2 |
Повторяют по словарику тропы и стилистические фигуры языка, дополняют его новыми понятиями, подбирают стихотворные примеры, находят изобразительно-выразительные средства в текстах художественного стиля, анализируют предложенные стихи. |
Анализ языкового материала |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Тема 2. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6 ч.) |
||||||
2.1 |
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности. |
2 |
1 |
1 |
Читают лекционный материал на тему «Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности», конспектируют, составляют вопросы по лекции и, работая попарно, опрашивают друг друга. |
Доклад |
2.2 |
Виды речевой деятельности. |
1 |
- |
1 |
Работая в команде, читают и конспектируют материал об одном из видов речевой деятельности; затем, поменяв команду, каждый в новой группе рассказывает о том виде деятельности, о котором он читал; все записывают новый материал и, возвращаясь в первоначальную команду, обсуждают услышанное. |
Презентация |
2.3 |
Чтение как вид речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. |
1 |
- |
1 |
Подытоживают всё, что услышали на прошлом уроке, о чтении, работают с учебной книгой и другими информационными источниками, используя разные приёмы. |
Анализ языкового материала |
2.4 |
Аудирование как вид речевой деятельности. |
1 |
- |
1 |
Подытоживают всё, что услышали на первом уроке по теме, об аудировании, выступают с небольшими сообщениями, задают слушателям вопросы, проверяя их на внимательность, а также, пытаясь понять, насколько хорошо усваивается содержание при слушании. |
Аудирование |
2.5 |
Говорение и письмо как вид речевой деятельности. |
1 |
- |
1 |
Подытоживают всё, что услышали на первом уроке о видах речевой деятельности, про говорение и письмо; рассказывают о проблемах, поднимаемых автором в прочитанной книге, остальные обучающиеся оценивают рассказ, пишут письмо одиннадцатикласснику, собирающемуся на ЕГЭ по русскому языку. |
Письмо |
|
Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - владение всеми видами речевой деятельности; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (12 ч.) |
||||||
3.1 |
Особенности устной речи. |
2 |
1 |
1 |
Слушают лекцию учителя об особенностях устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Пишут конспект, разыгрывают сценки тех ситуаций, где возможно пользоваться только жестами и мимикой. Составляют список советов другу, как надо говорить, чтобы тебя услышали и поняли.
|
Составление таблицы «Лексические ошибки в речи». Анализ текстов и исправление лексических ошибок. Индивидуальная работа – создание авторских текстов |
3.2 |
Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания.
|
3 |
1 |
2 |
Слушают учителя, записывают лекцию, зачитывают составленные на предыдущем уроке советы другу, обсуждают их, составляют общий список, выбирая главное. Разыгрывают диалоги, характерные для разных речевых ситуаций, цитируют монологи литературных персонажей. |
Подготовка сообщений |
3.3 |
Риторика как искусство мыслить и говорить. |
1 |
- |
1 |
Слушают лекцию учителя, записывают главное, обсуждают, что выбрал каждый, слушают сообщение обучающегося «Из истории ораторского искусства», показывают сценки «Убеди меня в том, что я не прав». |
Сообщение |
3.4 |
Особенности письменной речи. |
1 |
- |
1 |
Проводят мозговой штурм с целью выявления преимуществ письменной речи и её особенностей, записывают полученную информацию.
|
Анализ языкового материала |
3.5 |
Формы письменных высказываний и их признаки. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
|
3 |
1 |
2 |
Работая в команде, читают и конспектируют материал о письменных высказываниях и их признаках, основных требованиях к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания, затем, поменяв команду, каждый в новой группе рассказывает о том виде деятельности, о котором он читал; все записывают новый материал и, возвращаясь в первоначальную команду, обсуждают услышанное. Рассматривают образцы русской письменной речи. |
Анализ языкового материала |
3.6 |
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях, на тематических чатах Интернета.
|
2 |
1 |
1 |
Слушают лекцию учителя, записывают её тезисы, составляют список правил письменного общения в виртуальных дискуссиях, на конференциях, на тематических чатах Интернета, работая попарно, презентуют свои правила, оценивают работы других пар. |
Презентация |
|
Познавательные УУД: - нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. - владение всеми видами речевой деятельности; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
|||||
|
ИТОГО |
34 |
12 |
22 |
|
|
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристики основных видов деятельности обучающихся |
Формы контроля |
|
Аудиторные/ Теоретические |
Внеаудиторные / Практические |
|||||
Материал словесности |
||||||
Тема 1. Язык художественной словесности- 1 час |
||||||
1.1. |
Свойства языка художественной словесности. Образность слова. |
1 |
1 |
- |
Определяют язык художественного произведения как результат творчества и как средство осуществления замысла автора. Делают выводы о выразительности языка художественной словесности, точности художественного слова, его емкости, ассоциативности, способности вызывать реминисценции. |
Беседа |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Тема 2. Эстетическая функция языка- 1 час. |
||||||
2.1. |
Язык как средство выражения эстетического чувства.
|
1 |
1 |
- |
Определяют язык как средство выражения эстетического чувства. Выясняют, что такое стетическое переживание. Определяют эстетическую функцию языка художественной словесности. Выясняют свойства языка в его эстетической функции. |
Лекция |
|
Познавательные УУД: - нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. - владение всеми видами речевой деятельности; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной |
|||||
Тема 3. Историческое развитие языка русской художественной словесности- 7 часов. |
||||||
3.1. |
Возникновение русского литературного языкаь |
1 |
1 |
- |
Усваивают историю возникновения русского литературного языка, определяют его уникальные свойства. Слушают лекцию о языке художественной словесности Древней Руси. Усваивают канон и принцип абстрагирования. |
Лекция с элементами беседы, исследование |
3.2. |
Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка. |
1 |
- |
1 |
Слушают лекцию о развитии языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка. Разыгрывают исторические сценки. |
Деловая игра. |
3.3. |
Возникновение представления о стилях. |
1 |
- |
1 |
Проводят исследование возникновения представления о стилях. Определяют значение языковой реформы Ломоносова. Усваивают принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Выясняют своеобразие языка произведений Державина. |
Исследование, деловая игра. |
3.4. |
Лексика и синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков. |
1 |
- |
1 |
Усваивают особенности использования лексики и синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков. |
Беседа, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
3.5. |
Пушкинская реформа языка художественной словесности. |
1 |
1 |
- |
Слушают лекцию о Пушкинской реформе языка художественной словесности |
Лекция. |
3.6. |
Новые принципы употребления языка в искусстве реализма.
|
2 |
1 |
1 |
Усваивают новые принципы употребления языка в искусстве реализма. Анализируют обогащение словаря и историю возникновения индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы. Слушают лекцию о путях развития словесности в XX веке. Беседуют об открытии новых ресурсов языка в творчестве поэтов Серебряного века. |
Исследование, лекция с элементами беседы, деловая игра. |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Произведение словесности |
||||||
Тема 4. Художественное произведение и его автор- 2 часа. |
||||||
4.1. |
Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения.
|
2 |
1 |
1 |
Определяют художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Анализируют понятие художественной действительности. Выясняют, что основа единства произведения — образ автора. Исследуют диалогическую природу образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Различают понятия: образ автора, биографический автор, лирический герой. |
Исследование, лекция с элементами беседы, деловая игра. |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Тема 5. Эпос как род словесности и его виды- 4 часа. |
||||||
5.1. |
Эпос как род словесности.
|
2 |
1 |
1 |
Определяют эпос как род словесности. Рассматривают виды и жанры эпических произведений устной народной словесности. Анализируют понятия: реальность, вымысел, роль фантастики. Проводят практическую работу по воплощению эстетической оценки изображаемого средствами языка. |
Лекция, беседа, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
5.2. |
Виды и жанры литературных эпических произведений. |
2 |
1 |
1 |
Усваивают виды и жанры литературных эпических произведений. Усваивают особенности воплощения смысла литературных эпических произведений средствами языка. |
Лекция, беседа, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
|
Познавательные УУД: - нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. - владение всеми видами речевой деятельности; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной |
|||||
Тема 6. Автор и повествователь в эпическом произведении- 9 часов. |
||||||
6.1. |
Образ повествователя и образ автора в эпическом стихотворении |
1 |
1 |
- |
Определяют своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя. Различают понятия: образ повествователя и образ автора. |
Лекция, деловая игра, исследование, практическая работа. |
6.2. |
Языковые средства создания авторского повествования.
|
2
|
1 |
1 |
Анализируют языковые средства создания авторского повествования, повествования рассказчика. Усваивают понятия: стилизация, пародия, сказ. Проводят практическую работу по созданию сочинения, рецензии, отзыва о произведении. |
Лекция, беседа, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
6.3. |
Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения. |
2 |
1 |
1 |
Усваивают способы выражения эстетической оценки характера героя, языковые средства его изображения. Соотносят язык повествователя и языка героя. Определяют различия в понятиях: образ героя и образ автора. |
Исследование, лекция с элементами беседы, деловая игра. |
6.4. |
Раскрытие образов автора и героя в сюжете и композиции. |
2 |
1 |
1 |
Проводят практическую работу по раскрытию образов автора и героя в сюжете и композиции. Определяют значение хронотопа, смены точек зрения. Сопоставляют эпизоды, сравнивают системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала. |
Лекция, исследование, практическая работа.
|
6.5. |
Понятия об образе автора, литературном герое, характере героя, образе героя в эпическом произведении. |
2 |
1 |
1 |
Создают тезисы, усваивают правила написания сочинения, сообщения о выражении художественного содержания языковыми средствами в художественном произведении. |
Исследование, лекция с элементами беседы. |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
|||||
Тема 7. Драматическое произведение – 3 часа. |
||||||
7.1. |
Драма как род словесности.
|
1 |
1 |
- |
Слушают лекцию о драме как роде словесности. Усваивают виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе. Усваивают понятия: трагедия, комедия и драма. |
Лекция. Практическая работа. |
7.2. |
Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. |
2 |
1 |
1 |
Определяют специфику образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Усваивают значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Определяют роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Усваивают понятия: сюжет, композиция, драматический конфликт, образ пространства и времени. Выясняют, что такое художественная деталь, подтекст. |
Лекция, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
|
Познавательные УУД: - нахождение и извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. - владение всеми видами речевой деятельности; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
|||||
Тема 8. Анализ эпического и драматического произведения - 4 часа. |
||||||
8.1. |
Анализ художественного произведения, его творческий характер. |
2 |
1 |
1 |
Анализируют художественное произведение, определяют его творческий характер. Выясняют цель филологического анализа художественного текста. |
Лекция, деловая игра, исследование, практическая работа по совершенствованию написанного. |
8.2. |
Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.
|
2 |
1 |
1 |
Определяют эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения. Слушают лекцию о путях и приемах анализа эпического и драматического произведения. |
Исследование, лекция с элементами беседы, деловая игра. |
|
Познавательные УУД: - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов различных стилей; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); - способность выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемый учебно-методический комплект
Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. - М.: Мнемозина, 2009.
Список литературы для учителя
1. Горбачевич К.С. Нормы русского литературного языка. М., 1989.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 1998.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М., 1991.
4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995.
Список литературы для обучающихся
1. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М.,2002
2. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1992
3. Вагаков Д. Риторика. М., 2001.
4. Барашков В.Ф. Как у вас говорят? Л., 1986.
5. Ожегов А.А. Словарь русского языка. Изд. 2. М., 1973.
6. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991
7. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975.
Словари
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.
Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. М., 1984.