Рабочая программа по внеурочной деятельности «Искусство устной и письменной речи» (11 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области
Утверждаю |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Искусство устной и письменной речи»
Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное
11 класс
Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;
- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).
Назначение программы
Основное назначение программы «Искусство устной и письменной речи» - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.
Актуальность и перспективность курса
Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ЕГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (1 часа в неделю) в 11 классе зачастую не хватает времени.
В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
16-17 лет
Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа
Продолжительность одного занятия: 40 минут
2.Цели и задачи реализации программы
Цель: совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Задачи курса:
Обучающие:
Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развить культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.
Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.
Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.
Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.
Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка - воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.
Формы и методы работы:
Форма организации занятий - индивидуально – групповая:
Виды работ учащихся:
Подготовка устного ответа по разным источникам.
Составление плана ответа, тезисов.
Подбор аргументов к тезису учителя.
Решение и составление тестов.
Редактирование текста.
Лингвистический анализ текста.
Работа со словарями.
Словарный диктант.
Работы, связанные с подбором букв и постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)
3.Структура курса
Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов
№ |
Разделы программы |
Количество часов |
|
1 |
Функциональные разновидности русского языка |
5 |
|
2 |
Виды речевой деятельности |
5 |
|
3 |
Особенности устной и письменной речи |
6 |
|
4 |
Сбор материала для письменного и устного высказывания |
3 |
|
5 |
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств |
7 |
|
6 |
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя |
5 |
|
7 |
Публичная защита реферата |
2 |
|
Итого: |
33 |
Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы
№ |
Разделы программы |
Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы |
1 |
Функциональные разновидности русского языка |
Знать разновидности функций русского языка |
2 |
Виды речевой деятельности |
Знать и понимать виды речевой деятельности. |
3 |
Особенности устной и письменной речи |
Знать и понимать особенности письменной и устной речи. |
4 |
Сбор материала для письменного и устного высказывания |
Уметь работать со справочной и научной литературой, словарями. |
5 |
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств |
Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание. |
6 |
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя |
Уметь использовать в речи эмоциональное воздействие на слушателя и читателя. |
7 |
Публичная защита реферата |
Научиться основам ораторского мастерства. |
В результате освоения программы курса обучающиеся должны:
освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
4.Календарно – тематическое планирование
№ |
Разделы программы |
Темы занятий |
Примечания |
Дата |
1 |
Функциональные разновидности русского языка |
1Функциональные стили |
||
2 Разговорная речь как функциональная разновидность СРЛЯ. |
||||
3 Язык художественной литературы как функциональная разновидность СРЛЯ. |
||||
4 Стили языка. |
||||
5 Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей СРЛЯ. |
||||
2 |
Виды речевой деятельности |
1 Речь как деятельность |
||
2 Виды речевой деятельности |
||||
3 Чтение и аудирование как виды речевой деятельности. |
||||
4 Говорение как вид речевой деятельности |
||||
5 Письмо как вид речевой деятельности. |
||||
3 |
Особенности устной и письменной речи |
1 Особенности устной речи |
||
2 Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания |
||||
3 Риторика как искусство мыслить и говорить. |
||||
4 Из истории русского ораторского искусства. |
||||
5 Особенности письменной речи |
||||
6 Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета |
||||
4 |
Сбор материала для письменного и устного высказывания |
1 Выбор темы реферата и обдумывание основной мысли. |
||
2 Выбор коммуникативной стратегии. |
||||
3 Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. |
||||
5 |
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств |
1 Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. |
||
2 Основные причины нарушения точности речи. |
||||
3 Языковая норма и её признаки |
||||
4 Виды норм русского литературного языка |
||||
5 Нормативные словари современного русского языка и справочники |
||||
6 Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. |
||||
7 Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. |
||||
6 |
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя |
1 Источник богатства и выразительности русской речи |
||
2 Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи |
||||
3 Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. |
||||
4 Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. |
||||
5 Особенности речевого этикета |
||||
7 |
Защита реферата |
1 Основные критерии оценки выступления на защите реферата |
||
2 Защита реферата |
5. Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература
1.ЕГЭ Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.
2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.
3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.
6.Предполагаемая результативность курса
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
1 уровень – приобретению знаний по риторике и ораторскому искусству.
2 уровень – формирование позитивного отношения к русскому литературному языку.
3 уровень - приобретение опыта выступлений перед публикой.
Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.
Портфель достижений школьников
Портфель достижений ученика имеет четыре основных раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.
Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.
Коллектор - это папка, куда собирается материал занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.
Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.
Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения», либо остается в «Рабочих материалах».
Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Портфель достижений нацелен на выявление:
- уровня сформированности УУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- уровня развития мыслительной деятельности;
- уровня критического отношения к учебной деятельности.