12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенчукова Юлия Сергеевна898
Россия, Тверская обл., д.Рязаново

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области


 

Утверждаю
директор школы
____________ О.Л.Сазанова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Искусство устной и письменной речи»

Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное

11 класс

Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории


 

2016-2017 учебный год

 

1.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;

- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

Назначение программы

Основное назначение программы «Искусство устной и письменной речи» - это углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.

Актуальность и перспективность курса

Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ЕГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (1 часа в неделю) в 11 классе зачастую не хватает времени.

В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его вы­ражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваива­ют учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфогра­фии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд обще­ния. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. Основное внимание уделя­ется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развива­ются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возмож­ностей родного языка, а также при строгом соблюдении языко­вых норм.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

16-17 лет

Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа

Продолжительность одного занятия: 40 минут

2.Цели и задачи реализации программы

Цель: совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

Задачи курса:

Обучающие:

Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.

Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.

Развивающие:

Развить культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.

Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.

Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.

Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка - воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.

Формы и методы работы:

Форма организации занятий - индивидуально – групповая:

Виды работ учащихся:

Подготовка устного ответа по разным источникам.

Составление плана ответа, тезисов.

Подбор аргументов к тезису учителя.

Решение и составление тестов.

Редактирование текста.

Лингвистический анализ текста.

Работа со словарями.

Словарный диктант.

Работы, связанные с подбором букв и постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)

3.Структура курса

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов

Разделы программы

Количество часов

1

Функциональные разновидности русского языка

5

2

Виды речевой деятельности

5

3

Особенности устной и письменной речи

6

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

3

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

7

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

5

7

Публичная защита реферата

2

Итого:

33

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

Разделы программы

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

1

Функциональные разновидности русского языка

Знать разновидности функций русского языка

2

Виды речевой деятельности

Знать и понимать виды речевой деятельности.

3

Особенности устной и письменной речи

Знать и понимать особенности письменной и устной речи.

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

Уметь работать со справочной и научной литературой, словарями.

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание.

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

Уметь использовать в речи эмоциональное воздействие на слушателя и читателя.

7

Публичная защита реферата

Научиться основам ораторского мастерства.

В результате освоения программы курса обучающиеся должны:

освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами моноло­га (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование меж­личностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

соб­людать в практике речевого общения основные нормы современно­го русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);

уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматичес­кие и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

совершенство­вать и редактировать собственные тексты.

4.Календарно – тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Примечания

Дата

1

Функциональные разновидности русского языка

1Функциональные стили

   

2 Разговорная речь как функциональная разновидность СРЛЯ.

   

3 Язык художественной литературы как функциональная разновидность СРЛЯ.

   

4 Стили языка.

   

5 Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей СРЛЯ.

   

2

Виды речевой деятельности

1 Речь как деятельность

   

2 Виды речевой деятельности

   

3 Чтение и аудирование как виды речевой деятельности.

   

4 Говорение как вид речевой деятельности

   

5 Письмо как вид речевой деятельности.

   

3

Особенности устной и письменной речи

1 Особенности устной речи

   

2 Основные требования к содержанию, построению и языково­му оформлению устного высказывания

   

3 Риторика как искусство мыслить и говорить.

   

4 Из истории рус­ского ораторского искусства.

   

5 Особенности письменной речи

   

6 Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

   

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

1 Выбор темы реферата и обдумывание основ­ной мысли.

   

2 Выбор коммуникативной стратегии.

   

3 Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.

   

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

1 Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

   

2 Ос­новные причины нарушения точности речи.

   

3 Языковая норма и её признаки

   

4 Виды норм русского литера­турного языка

   

5 Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники

   

6 Уместное использование языковых средств с учётом особен­ностей речевой ситуации.

   

7 Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, ясности и стилистической уместности речи.

   

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

1 Источник богатства и вырази­тельности русской речи

   

2 Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи

   

3 Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

   

4 Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя.

   

5 Особенности речевого этикета

   

7

Защита реферата

1 Основные критерии оценки выступления на защите реферата

   

2 Защита реферата

   

5. Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература

1.ЕГЭ Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.

2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.

3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.

6.Предполагаемая результативность курса

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

1 уровень – приобретению знаний по риторике и ораторскому искусству.

2 уровеньформирование позитивного отношения к русскому литературному языку.

3 уровень - приобретение опыта выступлений перед публикой.

Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.

Портфель достижений школьников

  Портфель достижений ученика имеет четыре основных раздела: портрет, коллекторрабочие материалы и достижения.

Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.

Коллектор - это папка, куда собирается материал занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.

Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.

Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах».

Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

Портфель достижений нацелен на выявление:

- уровня сформированности УУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

- пробелов в подготовке;

- трудностей усвоения;

- положительных мотивов учения;

- интереса к предмету;

- уровня развития мыслительной деятельности;

- уровня критического отношения к учебной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.