12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Таунова Зоя Логаевна18



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Управление образования, культуры и туризма АЮРМО

МКОУ Цаганаманская гимназия

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор


______________Таунова З. Л.

______________Улюмджиева Н. Б.

______________Горяев Б. С.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №

от "29" августа2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "29" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4933651)

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 4 класса начального общего образования

на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Таунова Зоя Логаевна

учитель калмыцкого языка и литературы

Цаган Аман 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 34 ч

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также



сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Стихотворения Н. Санджиева “Завср” (“Перемена”), В. Шуграевой “Өдрин кемҗән” (“Время дня”), С. Каляева “Һа-һа” дасх кергтә (“Учись говорить “га-га”), Б. Сангаджиевой “Кедү кило?” (“Сколько весит?”), Э. Эльдышева “Дегтр” (“Книга”).

Рассказы Н. Бадмаева “Өдрин диг-даран” (“Режим дня”), А. Балакаева “Багш” (“Учитель”), В. Драгунского “Рыцарьмуд” (“Рыцари”), А. Джимбиева “Герин даалһвр” (“Домашнее задание”).

Рассказ из старомонгольской литературы “Цецн багшин хәрү” (“Ответ мудрого учителя”).

Поэма Э. Эльдышева “Зая-Пандит, эс гиҗ әдстә ном” (“Зая-Пандита или колесо учения”).

Легенда “Өвәрц тод бичг” (“Своеобразное “ясное письмо”).

Стихотворения С. Бадмаева “Ээҗ” (“Бабушка”), А. Тачиева “Аакдан” (“Маме”)

Стихотворения Л. Инджиева “Әрәсәлә даңгин хамдан” (“С Россией вместе на века”), Э. Лиджиева “Цо-Манҗ” (Цо-Манджи), Э. Эльдышева “Нарта Гер” (“Солнечный Дом”), В. Шуграевой “Эклц” (“Начало”), С. Байдыева “Ээҗ эркән эргуләд” (“Перебирая чётки”), Б.Бадмаева “Эрктнә нег хотнд” (“В одном из хотонов Эркетеней”), А. Тачиева “Эрднь” одн” (“Звезда “Эрдни”).

Отрывок из рассказа А. Балакаева “Һурвн зург” (“Три рисунка”).

Отрывок из повести “Бар җилд” (“В год барса” ) О. Манджиева *** (“Үвлин нег асхн...”) (*** (“Однажды зимним вечером”). Рассказы А. Балакаева “Медхд соньн” (“Это интересно”), “Царң” (“Заливной луг”), “Толһа” (“Курган”).

Поэма Б. Дорджиева “Туурмҗ” (“Слава”).

Рассказы А. Кичикова “Эргнин җирн зурһан шиир” (“Ергенинская возвышенность”), Н. Сладкова “Шовуд” (“Птицы”).

Стихотворения Б. Сангаджиевой “Бамб цецг” (“Тюльпан”), А. Кукаева “Бадм Москвад” (“Бадма в Москве”), Д. Кугультинова “Бааськ” (“Баська”).

Стихотворения В. Шуграевой “Зуни цагт” (“Летом”), Е. Буджалова “Намр” (“Осень”), А. Тачиева “Цасн эрг” (“Снежная горка”).

Рассказы А. Тачиева “Зуни амрлһн” (“Летний отдых”), А. Кукаева “Намр ирв” (“Осень пришла”), Д. Шанаева “Хаврин зәңгч” (“Вестник весны”).

Сказка В. Шуграевой “Үвл-эмгн” (“Зима-старуха”)

Стихотворения В. Шуграевой “Басңгин зөвүр” (“Страдания Басанга”), Б. Дорджиева “Өвснд бәәсн чиг мет” (“Подобно росе на траве”), А. Кукаева “Зөрмг йовдл” (“Смелый поступок”), Д. Кугультинова “Ардан үлдәсн нерн” (“Оставить память о себе”), А. Балакаева “Чини һар” (“Твои руки”)

Рассказы В. Сухомлинского “Һару биш - ору” (“Не урон - доход”), Г. Тюмидовой “Бичкн хөөч” (“Маленький чабан”), Г. Кукареки “Туулан толһан тууҗ”

(“История заячьего кургана”, В. Шакуева “Уульнцин нернд мөңкрв...” (“Увековечен в названии улицы”), А. Волошкиной “Иньгүд” (“Друзья”), А. Бадмаева “Шавтсн хун” (“Раненый лебедь”).

Стихотворения А. Кукаева “Хальмг музейд” (“В калмыцком музее”), А. Балакаева “Зул” (“Зул”), В. Нурова “Зул өдр” (“День праздника Зул А. Тачиева “Цаһан Сар” (“Белый Месяц”)

Рассказы К. Эрендженова “Өлзәтә бүүр” (“Счастливое место для дома”), Н. Манджиева “Күр тавлһн” (“Готовим пастушье блюдо“кюр”), Б. Докрунова “Өврмҗ” (“Удивление”), Д. Нандышева “Җилин нойн” (“Хозяин года”)

Калмыцкое устное народное творчество. “Җаңһрин магтал (“Восхваление Джангара”)Рассказ Х. Сян-Белгина “Җаңһрч” (“Джангарчи”)

Сказка “Йовһн Мергн баатр” (“Пеший богатырь Мерген”).



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки



произведений фольклора и художественной литературы;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного



текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.



К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;



различать художественные произведения и познавательные тексты;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;



составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Сурһаль (Школа)

1.1.

Стихотворения Н. Санджиева “Завср” (“Перемена”), В. Шуграевой “Өдрин кемҗән” (“Время дня”), С. Каляева “Һа-һа” дасх кергтә (“Учись говорить “га-га”), Б. Сангаджиевой “Кедү кило?” (“Сколько весит?”), Э. Эльдышева “Дегтр” (“Книга”).

Рассказы Н. Бадмаева “Өдрин диг-даран” (“Режим дня”), А. Балакаева “Багш” (“Учитель”), В. Драгунского “Рыцарьмуд” (“Рыцари”), А. Джимбиева “Герин даалһвр” (“Домашнее задание”).

Рассказ из старомонгольской литературы “Цецн багшин хәрү” (“Ответ мудрого учителя”).

Поэма Э. Эльдышева “Зая-Пандит, эс гиҗ әдстә ном” (“Зая-Пандита или колесо учения”).

Легенда “Өвәрц тод бичг” (“Своеобразное “ясное письмо”).





Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи калмыцких поэтов, воспроизводить их наизусть.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни.

Устный опрос;

newbair.ru

Итого по разделу:

4


Раздел 2. Мана өрк-бүл (Наша семья)

2.1

Стихотворения С. Бадмаева “Ээҗ” (“Бабушка”), А. Тачиева “Аакдан” (“Маме”)






Характеризовать героев произведений на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.Выразительное чтение текста.Чтение по ролям.Работать с текстом художественного произведения, определять главную мысль произведения.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.Задавать вопросы по тексту, в том числе и проблемного характера.Озаглавливать текст.Характеризовать героя произведения, давать оценку его поступкам.Определять последовательность событий.Пересказывать текст по лану.Выборочно пересказыватьтекст.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Устный опрос; Тестирование;

kigiran.com

Итого по разделу:




4


Раздел 3. Мини Төрскн (Моя Родина)

3.1.

Стихотворения Л. Инджиева “Әрәсәлә даңгин хамдан” (“С Россией вместе на века”), Э. Лиджиева “Цо-Манҗ” (Цо-Манджи), Э. Эльдышева “Нарта Гер” (“Солнечный Дом”), В. Шуграевой “Эклц” (“Начало”), С. Байдыева “Ээҗ эркән эргуләд” (“Перебирая чётки”), Б.Бадмаева “Эрктнә нег хотнд” (“В одном из хотонов Эркетеней”), А. Тачиева “Эрднь” одн” (“Звезда “Эрдни”). Отрывок из рассказа А. Балакаева “Һурвн зург” (“Три рисунка”). Отрывок из повести “Бар җилд” (“В год барса” ) О. Манджиева *** (“Үвлин нег асхн...”) (*** (“Однажды зимним вечером”). Рассказы А. Балакаева “Медхд соньн” (“Это интересно”), “Царң” (“Заливной луг”), “Толһа” (“Курган”).

Поэма Б. Дорджиева “Туурмҗ” (“Слава”).





Выразительное чтение текста.Чтение по ролям.Работать с текстом художественного произведения, определять главную мысль произведения.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.Задавать вопросы по тексту, в том числе и проблемного характера.Озаглавливать текст.Характеризовать героя произведения, давать оценку его поступкам.Определять последовательность событий.Пересказывать текст по плану.Выборочно пересказыватьтекст.Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Устный опрос;


Newbair.ru
























Итого по разделу

5







Раздел 4 Мини эргндк орчлң (Мир вокруг меня)

4.1.

Рассказы А. Кичикова “Эргнин җирн зурһан шиир” (“Ергенинская возвышенность”), Н. Сладкова “Шовуд” (“Птицы”).



Стихотворения Б. Сангаджиевой “Бамб цецг” (“Тюльпан”), А. Кукаева “Бадм Москвад” (“Бадма в Москве”), Д. Кугультинова “Бааськ” (“Баська”).





Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический тексты. Сравнивать их. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

;
Устный опрос;

national- museum.kalm.muzkult.ru


Итого по разделу

4







Раздел 5 Җилин дөрвн цаг (Времена года)

5.1

Стихотворения В. Шуграевой “Зуни цагт” (“Летом”), Е. Буджалова “Намр” (“Осень”), А. Тачиева “Цасн эрг” (“Снежная горка”).

Рассказы А. Тачиева “Зуни амрлһн” (“Летний отдых”), А. Кукаева “Намр ирв” (“Осень пришла”), Д. Шанаева “Хаврин зәңгч” (“Вестник весны”).



Сказка В. Шуграевой “Үвл-эмгн” (“Зима-старуха”)






Читать про себя.Работать с текстом художественного произведения, самостоятельно определять тему и главную мысль произведения.Понимать вопросы, поставленные в произведении.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения.Обосновывать свое мнение о литературном герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.Делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа.





Определять средства изображения и выражения чувств героя.

Читать выразительно наизусть стихотворение.

Устный опрос

Newbair.ru


Итого по разделу

4

1






Раздел 6 Шагшавдын сурһмҗ (Нравственное воспитание)


6.1

Стихотворения В. Шуграевой “Басңгин зөвүр” (“Страдания Басанга”), Б. Дорджиева “Өвснд бәәсн чиг мет” (“Подобно росе на траве”), А. Кукаева “Зөрмг йовдл” (“Смелый поступок”), Д. Кугультинова “Ардан үлдәсн нерн” (“Оставить память о себе”), А. Балакаева “Чини һар” (“Твои руки”)



Рассказы В. Сухомлинского “Һару биш - ору” (“Не урон - доход”), Г. Тюмидовой “Бичкн хөөч” (“Маленький чабан”), Г. Кукареки “Туулан толһан тууҗ”

(“История заячьего кургана”, В. Шакуева “Уульнцин нернд мөңкрв...” (“Увековечен в названии улицы”), А. Волошкиной “Иньгүд” (“Друзья”), А. Бадмаева “Шавтсн хун” (“Раненый лебедь”).





Читать выразительно.

Работать с текстом художественного произведения, самостоятельно определять главную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения.

Характеризовать героев произведений на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.


Устный опрос;

newbair.ru


Итого по разделу

5







Раздел 7 Хальмг улсин заңшалмуд (Традиции калмыцкого народа)

7.1

Стихотворения А. Кукаева “Хальмг музейд” (“В калмыцком музее”), А. Балакаева “Зул” (“Зул”), В. Нурова “Зул өдр” (“День праздника Зул А. Тачиева “Цаһан Сар” (“Белый Месяц”)





Рассказы К. Эрендженова “Өлзәтә бүүр” (“Счастливое место для дома”), Н. Манджиева “Күр тавлһн” (“Готовим пастушье блюдо“кюр”), Б. Докрунова “Өврмҗ” (“Удивление”), Д. Нандышева “Җилин нойн” (“Хозяин года”)





Читать выразительно.

Работать с текстом художественного произведения, самостоятельно определять главную мысль в произведении.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Характеризовать героя произведения.

Пересказывать текст по плану.

Находить в тексте средства художественной выразительности.

Строить устное диалогическое и монологическое высказывания.

Использовать в речи выразительные средства языка.

Читать выразительно наизусть стихотворение.

Принимать участие в создании проектной работы

Письменный контроль;

Khurul.ru

.

Итого по разделу

4







Раздел 8 Амн үгин зөөр (Устное народное творчество)




















8.1

Калмыцкое устное народное творчество. “Җаңһрин магтал (“Восхваление Джангара”)

Рассказ Х. Сян-Белгина “Җаңһрч” (“Джангарчи”)



Сказка “Йовһн Мергн баатр” (“Пеший богатырь Мерген”).





Различать жанры фольклора.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Читать по ролям.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять основную мысль произведений.

Высказывать оценочные суждения о героях.

Устный опрос

kalmnlib.ru

kalmteatr.ru




1







ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2



















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Вспомним лето. С. 10, стих. В.Шуграевой «Летом»; с. 12, биография А. Тачиева; р-з А.Тачиева «Летний отдых»

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

2.

Узнаём о «тодо бичиг». С. 29, отрывки «Буквы созданного алфавита» и о детстве Зая-Пандиты (с. 30) из поэмы Э.Эльдышева «Зая-Пандит»; с. 30, биогр. Э.Эльдышева; с. 32, легенда «Особенное «ясное письмо» (без предисловия)

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос;

3.

Учимся с прилежанием. С. 25, «Ответ мудрого учителя»; с. 26, биогр. А.Балакаева; р-з А.Балакаева «Учитель»

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

4.

Говорим на родном языке. С. 34, биогр. С.Каляева; с. 35,стих С.Каляева «Учись говорить «га-га»

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

5.

Поиграем на перемене. С. 38, биогр. Н.Санджиева; стих. Н.Санджиева «Перемена», В.Шуграевой «Время дня»; с. 41, р-з Н.Бадмаева «Режим дня»

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос;

6.

Встречаем осень. С. 49, биогр.Е.Буджалова; с. 50, стих. Е.Буджалова «Осень», р-з А.Кукаева «Осень пришла»

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

7.

С Россией вместе на века. С. 62, стих. Л.Инджиева «С Россией вместе на века»; с. 66, стих. Т.Бембеева об Аюке-хане; с. 68, Это интересно (А.Балакаев о детстве Аюки-хана); с. 72, стих. Э.Лиджиева «Цо-Манджи»

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос;

8.

Есть ли что-нибудь дороже родины? С. 77, стих. Э.Эльдышева «Солнечный Дом»; с. 80, биогр. В.Шуграевой; стих. В.Шуграевой «Начало»

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос;

9.

Знакомимся с просторами нашей степи. С. 89, текст А.Кичикова «Ергенинская возвышенность», с. 92, «Заливной луг», с. 95, «Курган»

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

10.

Защищаем нашу природу. С. 109, Стих. А Кукаева «Бадма в Москве»; с.113, р-з Н.Сладкова «Птицы»; с. 121, р-з В.Шакуева «Увековечен в названии улицы»

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

11.

Поговорим о доме. С.147, стих. А.Кукаева «В калмыцком музее»; с. 149, биогр. К.Эрендженова; «Счастливое место для дома» (отр. из р-за)

1

0

0

23.11.2022

Устный опрос;

12.

Пусть семейный котёл будет полон. С. 156, биогр. Н.Манджиева; «Готовим «Кюр» (отр. из р-за)

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос;

13.

Знай свой род. С. 162, р-з Б.Докрунова «Удивление»; биогр. С.Бадмаева; с. 163, стих. С.Бадмаева «Бабушка»

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;

14.

Радостно встречаем праздник Зул. С. 166, Текст Д.Нандышева «Хозяин года»; стих. А.Балакаева «Зул» ; биогр. В.Нурова; стих. В.Нурова «День праздника Зул»

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

15.

Вспоминая тяжёлые времена. Биогр. О.Манджиева; с. 183, *** (Однажды зимним вечером); с. 185, стих. С.Байдыева «Перебирая чётки»

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос;

16.

Проверка знаний. Тест № 1

1

1

0

11.01.2023

Тестирование




17.

Радуемся приходу зимы. «Ногала», ч.2. , с. 9, стих. В. Шуграевой «Зима-старуха»; с. 12, стих. А.Тачиева «Снежная горка»

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

18.

Путешествуем по страницам книг. Биогр. Б.Сангаджиевой; с. 28, стих Б.Сангаджиевой «Сколько весит?»; с. 23, стих. Э.Эльдышева «Книга»; с. 27, Это интересно!

1

0

0

25.01.2023

Устный опрос;

19.

Посещаем театр. С. 37, Биогр. Б.Басангова; с. 37, стих. Б.Бадмаева «В одном из хотонов Эркетеней»; с. 38, диалог; текст «В театре кукол»

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

20.

Поздравим с праздником Белого Месяца! Биогр. Д.Шанаева; с. 49, р-з Д.Шанаева «Вестник весны»; Благопожелание

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

21.

Вспомним имя Героя. С. 58, биогр. Э.Деликова; стих А. Тачиева «Звезда Эрдни»; Б.Дорджиева «Слава» (отр. из поэмы)

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос;

22.

Поздравим с праздником 8 Марта. С. 70, стих. А.Тачиева «Маме»;с. 71, р-з В. Драгунского «Рыцари»

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос;

23.

Узнаём о силе дружбы. С. 74, сказка А.Волошкиной «Друзья»; с. 75-76, стих. В.Шуграевой «Страдания Басана»; Д.Кугультинова «Васька»

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

24.

Учимся заботиться о живых существах. Биогр. А.Бадмаева; с. 82, р-з А.Бадмаева «Раненый лебедь»

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;

25.

Оставшиеся в благодарной памяти людей. Биогр. Г.Кукареки; с. 52, «История Заячьего кургана»

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос;

26.

Остерегайся лени и лжи. С. 94, биогр. Б.Дорджиева; стих. Б.Дорджиева «Подобно росе на траве»; с. 97, р-з А. Джимбиева «Домашнее задание»

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

27.

Узнаём о силе рабочих рук. С. 106, стих. А.Балакаева «Твои руки»; с. 107, р-з В.Сухомлинского «Не урон - доход»; с. 119, р-з Г.Тюмидовой «Маленький чабан»

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

28.

О человеке судят по его делам. Биогр. А.Кукаева; с.115, р-з А.Кукаева «Смелый поступок»; с. 116, р-з «Смекалистый Бор»

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

29.

Украшаем мир вокруг нас. С. 144, биогр. Д.Кугультинова; стих. Д.Кугультинова «Оставить память о себе»

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос;

30.

Изучаем эпос «Джангар». Биогр. Х.Сян-Белгина; с. 152, р-з Х.Сян-Белгина «Джангарчи»; восхваление Джангара

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

31.

Воздадим хвалу тюльпану. С. 162, текст «Самые крупные и красивые тюльпаны»; с. 163, стих. Б. Сангаджиевой «Тюльпан»

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос;

32.

Вспомним День Победы. С. 173, «Война закончилась» (отр. их р-за А. Балакаева «Три рисунка»)

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос;

33.

Из сказки урок извлекают. С. 168, Сказка «Пеший богатырь Мерген»

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос;

34.

Проверка знаний. Тест № 2

1

1

0

31.05.2023

Письменный контроль;




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

"Ногала" 4 класс.Аристаева Н.Д.;
Богаева Л.Ф.;
Элиста:АУ РК "РИА "Калмыкия";
2015г. ;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Дидактический сборник по развитию речи для 1 -4 кл.- Э:ГУ «Издательский дом «Герел»,2008г. Программа по развитию речи и калмыцкому языку в 1-4 классах национальных школ. Г.Б. Бакланова, Н.Х. Санджи –Горяева –Э:НПП «Джангар»,2009г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Единый банк педагогических практик преподавания родных языков народов России //http://xn--80aab4aibbttky.xn--p1ai/
2. Единое окно доступа к информационным ресурсам // http://window.edu.ru resource/242/1242 3. Реестр примерных основных общеобразовательных программ
https://fgosreestr.ru/ .

4. Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации http://родныеязыки.рф.

Региональные информационные ресурсы:
1. Министерство образования и науки Республики Калмыкия. /www.monrk.ru/
2. Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации. //www.kripkro.ru/ 3. Национальный музей Республики Калмыкия имени Н.Н.Пальмова. // national-
museum.kalm.muzkult.ru
4. Национальный драматический театр имени Б.Б. Басангова. // kalmteatr.ru
5. Музей Калмыцкого научного центра Российской академии наук. // http://kigiran.com/museum 6. Музей истории буддизма «Золотая обитель Будды Шакьямуни». // http://khurul.ru/
7. Национальная библиотека имени А.М. Амур-Санана. // https://www.kalmnlib.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, схемы

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук, принтер, мультипроектор

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.