Авторская учебная программа по русскому языку для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татищевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор_____________Е.А. Сидоренко
Приказ №___от____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
всего 102часов, 3часа в неделю
по русскому языку для 8-го класса
Учебник: Л.А.Тросценцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкин
Русский язык 8 класс. «Просвещение».
Составитель Мартынова Елены Михайловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2017 год
Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебном году на изучение предмета «Русский язык » в 8 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.
I.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Обучающиеся должны
Знать/понимать:
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь:
Речевая деятельность:
Дифференцировать главную и второстепенную информацию;
Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной принадлежности языка;
Читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся лингвистах;
Пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
Создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-описания, текста-доказательства.
Пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создавать сочинения - описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, репортаж о событии.
Составлять деловые бумаги.
Фонетика
Правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование.
Разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования.
Пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология.
Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять.
Пользоваться разными видами толковых словарей.
Находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология.
Распознавать части речи и их формы.
Соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов.
Опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография.
Применять орфографические правила
Объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.
Синтаксис и пунктуация.
Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов.
Различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения с учётом их специфики и стилистических свойств.
Правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами.
Проводить интонационный анализ простого предложения.
Использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
П. Содержание курса
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 5–7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания
при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
.Обособленные члены предложения. Понятие об обособленности. Обособленные опре-
деления. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия
в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Рассказ. Цитата.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема |
Количество часов |
Диктанты,тесты и т.д. |
1 |
Русский язык в современном мире |
1час |
|
2 |
Повторение изученного в 5-7 классах |
7часов |
1 к/д. |
3 |
Синтаксис. |
4часа |
1 к/д. |
4 |
Предложение. |
4часа |
1 к/д |
5 |
Главные члены предложения |
7часов |
1 к/д. |
6 |
Второстепенные члены предложения |
9часов |
1к/р. |
7 |
Односоставные предложения |
11часов |
1к/д. |
8 |
Однородные члены предложения |
15часов |
1к/д. |
9 |
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения |
11 часов |
1к/д. |
10 |
Предложения с обособленными членами |
18часов |
1к/д.,1к/р. |
11 |
Прямая и косвенная речь |
8часов |
1к/д. |
12 |
Повторение и обобщение изученного |
7часов |
1к/р.,1тест |
Всего |
102часа |
13часов |
Приложение №1.
Календарно-тематическое планирование.
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
||
План. |
Факт. |
|||
Введение |
1 |
|||
|
01.09.2017 |
Инструктаж по Т.Б.Русский язык в современном мире |
||
Повторение изученного в 5-7 классах |
7 |
|||
|
06.09.2017 |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
1 |
|
|
07.09.2017 |
Знаки препинания в сложных предложениях. |
1 |
|
|
08.09.2017 |
Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
|
|
13.09.2017 |
Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
1 |
|
|
14.09.2017 |
Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко. |
1 |
|
|
15.09.2017 |
Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи |
1 |
|
|
20.09.2017 |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» |
1 |
|
Синтаксис. |
4 |
|||
|
21.09.2017 |
Работа над ошибками. Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса |
1 |
|
|
22.09.2017 |
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. |
1 |
|
|
27.09.2017 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. |
1 |
|
|
28.09.2017 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
1 |
|
Предложение |
4 |
|||
|
29.09.2017 |
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. |
1 |
|
|
04.10.2017 |
Порядок слов в предложении. Интонация. |
1 |
|
|
05.10.2017 |
Диктант по теме « Предложение» |
1 |
|
|
06.10.2017 |
Работа над ошибками. Р/Р Описание памятника культуры |
1 |
|
Главные члены предложения |
7 |
|||
|
11.10.2017 |
Главные члены предложения. Подлежащее. |
1 |
|
|
12.10.2017 |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. |
1 |
|
|
13.10.2017 |
Составное глагольное сказуемое. |
1 |
|
|
18.10.2017 |
Составное именное сказуемое. |
1 |
|
|
19.10.2017 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
|
|
20.10.2017 |
Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения». |
1 |
|
|
25.10.2017 |
Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». |
1 |
|
Второстепенные члены предложения |
9 |
|||
|
26.10.2017 |
Работа над ошибками. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. |
1 |
|
|
27.10.2017 |
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. |
1 |
|
|
08.11.2017 |
Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения |
1 |
|
|
09.11.2017 |
Приложение. Знаки препинания при нём. |
1 |
|
|
10.11.2017 |
Обстоятельство. |
1 |
|
|
15.11.2017 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения. |
1 |
|
|
16.11.2017 |
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». |
1 |
|
|
17.11.2017 |
Работа над ошибками. Р/Р «Характеристика человека» |
1 |
|
|
22.11.2017 |
Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|
Односоставные предложения |
11 |
|||
|
23.11.2017 |
Главный член односоставного предложения. |
1 |
|
|
24.11.2017 |
Определённо-личные предложения. |
1 |
|
|
29.11.2017 |
Неопределённо-личные предложения. |
1 |
|
|
30.11.2017 |
Р/Р Инструкция |
1 |
|
|
01.12.2017 |
Безличные предложения. |
1 |
|
|
06.12.2017 |
Р/Р Рассуждение |
1 |
|
|
07.12.2017 |
Назывные предложения. |
1 |
|
|
08.12.2017 |
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении |
1 |
|
|
13.12.2017 |
Синтаксический разбор односоставного предложения. |
1 |
|
|
14.12.2017 |
Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|
|
15.12.2017 |
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|
Однородные члены предложения |
15 |
|||
|
20.12.2017 |
Работа над ошибками. Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения |
1 |
|
|
21.12.2017 |
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения |
1 |
|
|
22.12.2017 |
Однородные и неоднородные определения. |
1 |
|
|
27.12.2017 |
Однородные и неоднородные определения. |
1 |
|
|
28.12.2017 |
Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика |
1 |
|
|
29.12.2017 |
Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
1 |
|
|
11.01.2018 |
Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
1 |
|
|
12.01.2018 |
Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
1 |
|
|
17.01.2018 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
1 |
|
|
18.01.2018 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
1 |
|
|
19.01.2018 |
Синтаксический разбор предложений с однородными членами. |
1 |
|
|
24.01.2018 |
Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. |
1 |
|
|
25.01.2018 |
Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
|
|
26.01.2018 |
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» . |
1 |
|
|
31.01.2018 |
Р/р. Контрольное сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» |
1 |
|
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения |
11 |
|||
|
01.02.2018 |
Работа над ошибками. Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении |
1 |
|
|
02.02.2018 |
Употребление обращений |
1 |
|
|
07.02.2018 |
Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма |
1 |
|
|
08.02.2018 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
1 |
|
|
09.02.2018 |
Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. |
1 |
|
|
14.02.2018 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
1 |
|
|
15.02.2018 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
1 |
|
|
16.02.2018 |
Р/Р Контрольное сжатое изложение. |
1 |
|
|
21.02.2018 |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
1 |
|
|
22.02.2018 |
Междометия в предложении |
1 |
|
|
28.02.2018 |
Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия» |
1 |
|
Предложения с обособленными членами |
18 |
|||
|
01.03.2018 |
Работа над ошибками. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. |
1 |
|
|
02.03.2018 |
Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|
|
07.03.2018 |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|
|
14.03.2018 |
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. |
1 |
|
|
15.03.2018 |
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|
|
16.03.2018 |
Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. |
1 |
|
|
21.03.2018 |
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. |
1 |
|
|
22.03.2018 |
Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. |
1 |
|
|
04.04.2018 |
Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК |
1 |
|
|
05.04.2018 |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. |
1 |
|
|
06.04.2018 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельства» |
1 |
|
|
11.04.2018 |
Работа над ошибками. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|
|
12.04.2018 |
Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов |
1 |
|
|
13.04.2018 |
Обособление дополнений с предлогами |
1 |
|
|
18.04.2018 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. |
1 |
|
|
19.04.2018 |
Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» |
1 |
|
|
20.04.2018 |
Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» |
1 |
|
|
25.04.2018 |
Р/Р Контрольное сжатое изложение. |
1 |
|
Прямая и косвенная речь |
8 |
|||
|
26.04.2018 |
Работа над ошибками. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. |
1 |
|
|
26.04.2018 |
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. |
1 |
|
|
27.04.2018 |
Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
|
|
27.04.2018 |
Р/Р Диалог. |
1 |
|
|
03.05.2018 |
Р/Р Рассказ. |
1 |
|
|
03.05.2018 |
Цитата и знаки препинания при ней. |
1 |
|
|
04.05.2018 |
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». |
1 |
|
|
10.05.2018 |
Контрольный диктант по теме «Чужая речь» |
1 |
|
Повторение и обобщение изученного |
7 |
|||
|
11.05.2018 |
Работа над ошибками. Синтаксис и морфология |
1 |
|
|
16.05.2018 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
17.05.2018 |
Синтаксис и культура речи |
1 |
|
|
18.05.2018 |
Р/Р Контрольное изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442) |
1 |
|
|
23.05.2018 |
Синтаксис и орфография |
1 |
|
|
24.05.2018 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
|
25.05.2018 |
Итоговый контрольный тест за курс 8 класса |
1 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________Н.Г. Черкасских
«____» __________________2017 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол от «__» ______ 2017 г. №__
Руководитель ШМО____________