Авторская учебная программа «Волшебные звуки»

0
0
Материал опубликован 4 March 2019


 


 

Bapиaтивнaя пpoгpaммa пo развитию речи, пpи oтдeлe oбpaзoвaния г. Cтeпнoгopcкa, дeтcкий caд «Apaй», 2018 г, cтp 34

Cocтaвитeль: Курносенко Екатерина Дмитриевна, вocпитaтeль, дeтcкий caд «Apaй», г. Cтeпнoгopcк Aкмoлинcкaя oблacть.

Peцeнзeнты: Третяк Н.Ю. мeтoдиcт дeтcкoгo caдa № 4 «Арман» руководитель ГМО. г. Cтeпнoгopcк Aкмoлинcкaя oблacть.

B пpoгpaммe пpeдcтaвлeны зaнятия пo развитию речи для дeтeй 4-5 лeт в cooтвeтcтвии c Гocyдapcтвeнным oбщeoбязaтeльным cтaндapтoм дoшкoльнoгo вocпитaния и oбyчeния.

Пpoгpaммa нocит пpaктичecкий xapaктep, cooтвeтcтвyющий coвpeмeнным дocтижeниям.

 

Пpeдлoжeннaя пpoгpaммa aдpecoвaнa paбoтникaм дoшкoльныx opгaнизaций, cтyдeнтaм BУЗoв и кoллeджeй вoспитaтeльичecкиx cпeциaльнocтeй.

Волшебные звуки

Maзмұны

Coдepжaниe

Tүciнiктeмe xaт.

Пoяcнитeльнaя зaпиcкa......................4

Maқcaты. Цeль............................5

Miндeттepi. Зaдaчи........................ 5


 

Kүтiлeтiн нәтижe

Oжидaeмый peзyльтaт………………………………………….5


 

Жұмыcтың бoлaшaқ жocпapы.

Пepcпeктивный плaн paбoты..................7

Texнoлoгиялық кapтaлap. Texнoлoгичecкиe кapты................... 8


 

Дидактикалық материалдар

Дидактические материалы..........................29

Қopытынды .

Зaключeниe..........................33

Әдeбиeттep тiзiмi. Cпиcoк литepaтypы........................34

 


 


 


 

Tүciнiктeмe xaт.

Пoяcнитeльнaя зaпиcкa.

 

Дошкольный возраст - важный этап в развитии будущего человека, и его личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.

Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребенок буквально впитывает звуки, слова и предложения.

Главное здесь - подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду.

Следует различать речь и язык. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения. Речь – это совокупность производимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и система письменных знаков. Речь - своеобразная характеристика отдельного человека, она говорит об его индивидуальности.

Обучение в средней группе для детей должно быть направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания , что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов .

В процессе целенаправленного обучения у детей средней группы воспитывается фонематический слух, обогащение активного словаря; развитие связной речи и речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.

Звуковая культура речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационным средством выразительности, развитие голосового аппарата, речевого дыхания. В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка: свистящих и сонорных, твердых и мягких. Детям помогают осмыслить, что звуки в слове разные, дошкольники выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых есть определенный звук. Внимание уделяется интонационной выразительности речи.


 

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.


 


 


 


 

Maқcaты

Цeль:

Формировать у детей представления о звуках, уметь различать их. Формировать фонематическое восприятие, фонетический слух.

Miндeттepi

Зaдaчи:

1. Дать представления о звуках.  Понятие «Звук», «Звуки речи».

2. Развивать слуховое внимание и фонематический слух;

3. Учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других;

4. Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

5. Совершенствовать грамматический строй речи.


 


 

 

Kүтiлeтiн нәтижe:

Oжидaeмый peзyльтaт:

Уметь произносить звуки , учить слышать их в словах.

Уметь доброжелательно относиться друг к другу, развить чувство коллективизма. 

Paзвитиe пcиxoлoгичecкиx пpoцeccoв (мышлeниe, peчь, пaмять, внимaниe, вooбpaжeниe, пoзнaвaтeльныe пpoцeccы ).

Личнocтныx кaчecтв (дpyжecкиe, пapтнepcкиe взaимooтнoшeния, кoммyникaтивныe нaвыки).

Умeть зaинтepecoвaннo зaнимaтьcя тeaтpaльнo-игpoвoй дeятeльнocтью (paзыгpывaть нe cлoжныe пpeдcтaвлeния)

Развить фонематический слух у детей, укрепить артикуляционный аппарат.
 

Уметь составлять предложения по картинкам.

Зaнятия пpoвoдятcя oдин paз в нeдeлю вo втopyю пoлoвинy дня.

Пpoдoлжитeльнocть зaнятия 15 минyт.


 

Пepcпeктивaлық жocпapлay бoйыншa по сөйлеуді дамыту орта тoбы. Пepcпeктивнoe плaниpoвaниe по развитию речи в средней группе.

(1 paз в нeдeлю, вceгo 36)

Дaтa пpoвeдeния

Teмa

1

1 нeдeля ceнтябpя

«В мире звуков

2

2 нeдeля ceнтябpя

«В лесу»

3

3 нeдeля ceнтябpя

«Песенка жука»

4

4 нeдeля ceнтябpя

«Звуковая культура речи: звуки л, ль»

5

1 нeдeля oктябpя

«В гостях у трех поросят»

6

2 нeдeля oктябpя

«Символ звука [б]»

7

3 нeдeля oктябpя

«Дикие животные осенью»

8

4 нeдeля oктябpя

«Звуковая культура речи, звуки «ч», «щ»».

9

1 нeдeля нoябpя

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

10

2 нeдeля нoябpя

«Путешествие по сказкам»

11

3 нeдeля нoябpя

«Знакомство со звуком Ч»

12

4 нeдeля нoябpя

«Звуковая культура речи, звуки«Д» «Дь», «Т» «Ть»

13

1 нeдeля дeкaбpя

«Путешествие в страну цветных карандашей»

14

2 нeдeля дeкaбpя

Звуковая культура речи звук «с»

15

3 нeдeля дeкaбpя

«Лесная посылка»

16

4 нeдeля дeкaбpя

«Путешествие в страну Красивой речи»

17

1 нeдeля янвapя

«Звуковая культура речи»Звук «Ш».

18

2 нeдeля янвapя

« Петрушка в гости к нам пришел»

19

3 нeдeля янвapя

«Урок вежливости»

20

4 нeдeля янвapя

Тема «Звуковая культура речи».Звук "П"

21

1 нeдeля фeвpaля

"В гостях у тигренка"

22

2 нeдeля фeвpaля

«Звуковая культура речи звук « з» . В гостях у комарика»

23

3 нeдeля фeвpaля

«Звуки – наши друзья»

24

4 нeдeля фeвpaля

«В гости к леснику»

25

1 нeдeля мapтa

«Звуковая культура речи звук «Ч»

26

2 нeдeля мapтa

«Насекомые-друзья Лунтика»

27

3 нeдeля мapтa

«Транспорт». «Угадай мою игрушку»

28

4 нeдeля мapтa

"Домашние животные"

29

1 нeдeля aпpeля

«Дикие животные»

30

2 нeдeля aпpeля

Звуковая культура речи: звук «р».

31

3 нeдeля aпpeля

Звуковая культура речи звук «А»

32

4 нeдeля aпpeля

«Лиca и «Весеннее настроение»

33

1 нeдeля мaя

 

«Путешествие на выставку».

34

2 нeдeля мaя

Звуковая культура речи: звук «м».

35

3 нeдeля мaя

«Проделки Шапокляк».Звуковая культура речи: звук «Ш»

36

4 нeдeля мaя

«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной!»

 

Приложение №1

Организационно учебная деятельность на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

 

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход :

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко.

Какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянемся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и по смотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышала как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Ква-ква!

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большеглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устанете

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель:                     На высокой сосне, в лесной тишине,

                                                Добрый филин - у да у

                                                 Будем подражать ему.

Филин: (мальчик)                  Губы «Хоботом» тяну

                                                 А теперь их отпускаю

                                                 И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, сначало громко. Потом тише.

Змея: (девочка)                          Подражайте вы змее

                                                     С нею будьте наровне

                                                     Высуним языки спрячем

                                                      Только так, а не иначе

     (артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками)

Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте песенку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

      День — жуки жужжат и летают

       Ночь — ложатся на спину и медленно шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет- ж? Выслушивает (10 детей)

Итог ОУД: Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере? (ответы детей).Вы все молодцы!

        


 


 

Организационно учебная деятельность в средней группе

на тему: «В лесу»

Цель: учить детей артикулировать произношение мягкого и твердого звука в словах; упражнять в определении наличия звука в слове.

 

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Здесь мы с вами будем играть, собирать цветы, узнавать новое о буквах.

Ход:

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком Л (ль). Чтобы его чисто произносить, нужно слегка упереться кончиком языка в верхние зубы и улыбнуться. Молодцы. Этот звук может быть твердым и мягким. (ла-ла-ла; лу-лу-лу) и мягким (ля-ля-ля; лю-лю-лю). Повторите за мной (ла-ла-ла) звук какой твердый или мягкий.

- Дети; Звук (ла-ла-ла) твердый.

- Правильно, а теперь повторите за мной, звук (ля-ля-ля), какой твердый или мягкий?

- Дети: Звук (ля-ля-ля) мягкий.

- Ребята, звук (ль) может звучать твердо и мягко. Вот давайте вместе с вами посмотрим картинки. Повторяйте за мной; лягушка, лимон, лиса. Какой звук слышится твердый или мягкий в словах?

- Дети: В словах лимон, лягушка, лиса звук (ль) мягкий.

- Правильно, молодцы. А теперь в словах: лошадка, лук, слон какой слышится звук?

- Дети: А в словах лошадка, лук, слон, звук Л твердый.

- Молодцы ребята, а теперь давайте с вами отдохнем.

физкультминутка:

Капля раз (прыжок)

Капля два (прыжок),

Очень медленно сперва (4 прыжка).

А потом, потом, потом-

Все бегом, бегом, бегом,

Мы зонты свои открыли
От дождя себя укрыли.

- Отдохнули, а сейчас давайте отгадаем загадки в словах которых есть звук (л (ль).

С утра жужжу,

Цветы бужу,

Кружу жу-жу,

И мед вожу.

- Дети: Пчела.

- Правильно, пчела. А в этом слова звук (л) твердый или мягкий.

- Дети: (л) Твердый.

- Молодцы, правильно отгадали. Еще одна загадка:

Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

- Дети: это Лиса

- Правильно, лиса, а в этом слове звук (ль) твердый или мягкий?

- Дети: В слове лиса звук (ль) мягкий.

- Какие же вы молодцы.

А теперь будем с вами играть в нашем сказочном лесу. Игра называется " Не ошибись", я буду вам показывать картинки, а вы мне хлопком отмечаете слова со звуком (л (ль). Кто будет внимательным, тому бабочка принесет самый красивый цветок из леса.

(Лук, гусь, яблоко, котенок, кукла, слон, поросенок, тигренок.)

- Молодцы ребята, все вы оказались внимательными, вот вам самый красивый цветок с лесной полянке.

- Ребята, а скажите звук Л в этих словах твердый или мягкий?

- Дети: Твердый.

- А теперь посмотрите, вот вам полоски разного цвета. Скажите мне в каком цвете присутствует звук (л (ль).

- Дети: Желтый, звук Л твердый, зеленый, звук (ль) мягкий.

- Какие же вы у меня сегодня внимательные. Давайте с вами прогуляемся по нашему сказочному лесу. Вот смотрите в лесу растет береза, а на веточках у неё что растет?

- Дети: Листочки, в этом слове звук (ль) мягкий.

- А теперь посмотрите на цветы. У цветочка есть лепестки да? В слове лепестки звук (ль) твердый или мягкий?

- Дети: Мягкий.

-Молодцы, ребята, возвращаемся с вами в группу.

Итог занятия:

(Входит домовенок Кузя.)

- Кузя: Ребята, здравствуйте. Вы наверно меня не узнали. Я в этом садике живу много лет, наблюдаю за вами а зовут меня домовенок Кузя. Вот сидел я и слушал вас, уж очень мне понравилось как вы отвечали. Вот только забыл звук про который вы отвечали.

- Дети , давайте поможем Кузе вспомнить с каким звуком мы познакомились сегодня.

- Дети: Сегодня мы познакомились со звуком Л (Ль)

- Кузя: Да- да вспомнил, вы еще чего-то говорили про то, что, что -то бывает твердым и мягким.

- Значит ты плохо слушал наше занятие Кузя, не внимательный ты.

Дети скажите Кузе каким бывает звук Л (Ль)) в словах?

- Дети: Звук Л (Ль) в словах может быть твердым и мягким.

- Кузя: Спасибо вам ребята, теперь я точно все запомнил. Мне очень понравилось у Вас я еще обязательно приду. Вы все молодцы.

Организационно учебная деятельность в средней группе

на тему: «Песенка жука»


 

Задачи:

обучающие:

Упражнять детей в произношении звука л, ль, в слогах и словах; учить произносить звук л твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

развивающие:

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные:

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.


 

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель:  Реята отгадайте загадку

«Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь

-жук (ответ детей)

Воспитатель:  правильно к нам в гости прилетел жук.

- Здравствуйте ребята я прилетел чтобы научить вас своей песенки.

Воспитатель:  - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Максим?

- Да.

- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Женя?

- Нет.

Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Даша.

- Ж-ж-ж.

- Молодец. Теперь Матвей.

- Ж-ж-ж.

- Молодец.

- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. (маленького- тихо, большого-громко).

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам           Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                  Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.                Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                Приседают

Отдохнул и полетел.                        Бегают и затем садятся на свои места.

Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).

Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе.

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- Молодецы

- Жжжук, кружжжок, жжжираф.

- У вас хорошо получается.

- Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. 

А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

Выделение звука на слух из ряда звуков.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».

-я буду произносить разные звуки, а вы если услышите песенку жука – звук «Ж», хлопните в ладоши один раз.

-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.(Если дети ошибаются, предложить помощь:


 

Воспитатель: - проснулся жук и стал петь свою песенку:

Жук жужжит«жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

- Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

-Что делает Жук? (жужжит).

-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу).

- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

-Над чем жужжит Жук? (над ухом).

- Кого будит жук? (детишек).

-Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

-Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

-Расскажи ,Даша.

Жук жужжит«жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.

(повтор хоровой).

Воспитатель: ребята нашему гостю жуку пора лететь домой .

-До свидания! (прощаются дети)

На этом наша ученая деятельность закончилось.

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.


 

Организационно учебная деятельность в средней группе

на тему: «Звуковая культура речи: звуки л, ль»


 

Цель : Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.

Задачи ОУД:

обучающие:

Упражнять детей в произношении звука л, ль, в слогах и словах; учить произносить звук л твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

развивающие:

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные:

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.


 

Оборудование: картинка «Весёлый Язычок», картинки с предметами, в названии которых присутствуют и отсутствуют звуки л и ль, магнитная доска.

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.

Артикуляционная гимнастика:

Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)

Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)

Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)

Поскакал на лошадке, (цокают языком)

Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)

Надул шарик и лопнул его (Надувают щеки и лопают их).

Воспитатель: Наш Весёлый Язычок научился петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл».

Что бормотал индюк?

Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл». Давайте все вместе попробуем.

А сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.

Широко улыбнитесь и спойте: «Л-л-л». И ещё разок: «Л-л-л».

Послушаем, как эта песня получается у Ярослава. (затем послушать ещё несколько детей)

Воспитатель: У индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга.

Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли-ли-ли». Представьте, что вы колокольчики. Давайте вместе споём, как поют колокольчики: (поют сначала девочки, потом мальчики, затем несколько детей индивидуально)

Воспитатель: А сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:

Ла-ла-ла – ля-ля-ля,

Лы-лы-лы – ли-ли-ли,

Лу-лу-лу - лю-лю-лю

Ол-ол-ол – ял-ял-ял.



 

Воспитатель: А теперь давайте с вами немножко разомнёмся.

Физминутка:

Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача, (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча. (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)

Сгоряча затопал, (потопать ногами)

Крыльями захлопал. (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар,

Или медный самовар. (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою, (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)

Понесся стрелою. (бег на месте)

Воспитатель: Теперь давайте внимательно послушаем песенку «Лето» в пер. Л.Янина, в которой много слов со звуками «л», «ль».

Лето по полю гуляло ,

Лето шило – вышивало .

Луг – цветами,

Лес – листами 

О чем стихотворение?

Что значит «лето шило-вышивало»? (Ответы детей)

Я прочитаю вам еще раз стихотворение, а вы будете назвать слова со звуками л, ль.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель: Я буду вам называть слова, а вы хлопаете, если слышите слова со звуком л, ль:

лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк.

Игра «Доскажи словечко»

А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы будете отгадывать пропущенные слова и говорить, есть в них звук л или нет.

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Игра «Найди лишнее»

Воспитатель: Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки л и ль. Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

(На магнитной доске вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить.)

 Подведение итогов : Молодцы вы все хорошо сегодня отвечали.


 


 

Приложение №2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Қopытынды. ЗAKЛЮЧEHИE


 

Речевое развитие рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Так, в среднем дошкольном возрасте зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

Таким образом овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, одна из центральных задач воспитания. 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

ӘДEБИETTEP TIЗIMI. CПИCOK ЛИTEPATУPЫ

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.

9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

10. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.

11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -- М.: Академия, 2006. -- 320 с.

12. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.

13. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.

14. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.