Рабочая программа по истории в 5 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС
№ п/п |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Образовательные ресурсы |
Домашнее задание |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
Введение в курс История Древнего мира |
||||||||||
1 |
04.09 |
1 |
История, как наука |
Научатся определять происхождения и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получать возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: осознают свою идентичность, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности |
Презентация «Что изучает история», изображения исторических источников |
Учебник, с. 8; написать в тетрадях исследование исторических источников (на выбор): вещественные, письменные и устные источники |
||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов) |
||||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) |
||||||||||
2 |
06.09 |
1 |
Древнейшие люди |
Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получать возможность научится: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; иллюстрации «Древнейшие люди» |
Учебник, §1, рабочая тетрадь с. 5-7, задания 1-6 |
||||
3 |
11.09 |
1 |
Родовые общины охотников и собирателей |
Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копье, гарпун, мамонт. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Иллюстрации: мамонт, охота на козлов, древние охотники (копье и стрелы), видеофрагмент по теме урока |
Учебник §2, рабочая тетрадь с. 9-11, по желанию: подготовить сообщение о находках останков мамонтов в нашей стране |
||||
4 |
13.09 |
1 |
Возникновение искусства и религиозных верований |
Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов; учится быть толерантным |
Презентация по теме урока, изображения наскальных рисунков |
Учебник §3, рабочая тетрадь с. 11-13, задания 1,2,4,5, ответить письменно на вопрос: «Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного нарисованного в пещере?» |
||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) |
||||||||||
5 |
18.09 |
1 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги Получать возможность научится: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Иллюстрация «Древние земледельцы и скотоводы». Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» |
Учебник §4, рабочая тетрадь с. 14-15, ответить устно на вопрос: «Почему сородичи слушали старейшин? Ведь все были равны» |
||||
6 |
20.09 |
1 |
Появление неравенства и знати |
Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность |
Схема «Родовая и соседская община», изображения ремесел |
Учебник §5, с. 29, рабочая тетрадь с. 15-17, задания 1-4, 5 задание в рабочей тетради по желанию |
||||
7 |
25.09 |
1 |
Счет лет в истории |
Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию Получать возможность научится: называть век, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», вести счет лет, решать познавательные задачи Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог; участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности |
Решение исторических задач. Составление исторических задач с использованием «ленты времени»9- |
Учебник с. 29-32, По желанию подготовить презентацию «Счет лет в истории» |
||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» (1 час) |
||||||||||
8 |
27.09 |
1 |
Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» |
Научатся овладевать целостными представлениями об историческом пути первобытных людей, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей Получать возможность научится: формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Познавательные: умеют определять век по дате, работают с «лентой времени», объясняют исторические процессы, явления, связи и отношения Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества |
Контроль знаний по темам «Жизнь первобытных людей», «Счет лет в истории» |
|||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов) |
||||||||||
Глава 1. Древний Египет (7 часов) |
||||||||||
9 |
02.10 |
1 |
Государство на берегах Нила |
Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Древний Египет» |
Учебник §6, рабочая тетрадь с. 20-22, задания 1-5 |
||||
10 |
04.10 |
1 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте |
Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества |
Изображения фараона, вельмож и т.д., Предметы и картинки для игры «Меновая торговля» (рыба, горшочки с маслом, мешок зерна) |
Учебник §7, рабочая тетрадь с. 22-24, задания 1-3. По желанию презентация на тему: «Устройство древнеегипетского общества» |
||||
11 |
09.10 |
1 |
Жизнь египетского вельможи |
Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получать возможность научится: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта «Древний Египет», презентация по теме |
Учебник §8, с.46 задание «Познакомьтесь с документом» выполнить письменно в тетради |
||||
12 |
11.10 |
1 |
Военные походы фараонов |
Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Древний Египет», презентация «Военные походы фараонов» |
Учебник §9, рабочая тетрадь с. 28-31, задания 3-6. |
||||
13 |
16.10 |
1 |
Религия древних египтян |
Научатся определять понятия, храм, жрецы, мумия, саркофаг Получать возможность научится: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Изображения божеств Египта, презентация «Религия Древнего Египта» |
Учебник §10, с. 56 задание «Подумайте» устно. рабочая тетрадь с. 31-32, 35, задания 1, 6 |
||||
14 |
18.10 |
1 |
Искусство Древнего Египта |
Научатся определять понятия: пирамида, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет Получать возможность научится: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Изображения «7 чудес света», Презентация по теме |
Учебник §11, рабочая тетрадь с. 37-38, задание 3, по желанию подготовить презентацию «Загадки пирамид» |
||||
15 |
23.10 |
1 |
Письменность и знания древних египтян Проверочная работа по теме «Древний Египет» |
Научатся определять понятия: иероглиф, папирус, свиток, геометрия, астрономия, определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов, самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме: «Древний Египет» Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания |
Презентация: «Письменность и занятия древних египтян», Проверочная работа по теме «Древний Египет» |
Учебник §12, ответы на вопросы после параграфа устно |
||||
Глава 2. Западная Азия в древности (7 часов) |
||||||||||
16 |
25.10 |
1 |
Древнее Двуречье |
Научатся определять понятия: клинопись, сыновья школы. Получать возможность научится: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье» |
Учебник §13, с. 69, выполнить задание «Подумайте» письменно |
||||
17 |
1 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
Научатся определять понятия: законы, ростовщик Получать возможность научится: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Фрагменты «Свода законов Хаммурапи», Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье» |
Учебник §14, рабочая тетрадь с. 42-45, задания 1-7, с. 46-47, задание 1, по желанию рабочая тетрадь с. 47-49, задание 4 |
|||||
18 |
1 |
Финикийские мореплаватели |
Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит Получать возможность научится: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье», изображения финикийских мореплавателей |
Учебник §15, рабочая тетрадь с. 49-51, задания 1-6, по желанию подготовить сообщение на тему «Изобретения Финикийцев» |
|||||
19 |
1 |
Библейские сказания |
Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали Получать возможность научится: определять главное отличие религии других древних народов и находить общие черты Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Презентация «Библейские сказания» |
Учебник §16, рабочая тетрадь с. 53-54, задания 1-4, по желанию рабочая тетрадь с. 55, задание 6 |
|||||
20 |
1 |
Древнееврейское царство |
Научатся определять понятия: праща, жертвенник, объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия Получать возможность научится: работать с исторической картой Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог; участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности |
Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье», презентация по теме |
Учебник §17, с. 85, выполнить устно задание «Подумайте» |
|||||
21 |
1 |
Ассирийская держава |
Научатся определять термин: «таран» Получать возможность научится: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решения учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Карта «Ассирийская держава», иллюстративный материал по теме |
Учебник §18, рабочая тетрадь с. 60-61, задания 7-8, по желанию нарисовать рисунок на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?» |
|||||
22 |
1 |
Персидская держава «царя царей» Терминологический диктант «Западная Азия в Древности» |
Научатся определять термин: «бессмертные» Получать возможность научится: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: планируют учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта «Персидская держава в VI в. до н.э.», презентация «Персидская держава», материал для терминологического диктанта |
Учебник §19, рабочая тетрадь с. 65-66, задание 9 |
|||||
Глава 3. Индия и Китай в древности (4 часа) |
||||||||||
23 |
1 |
Природа и люди в Древней Индии |
Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ Получать возможность научится: показывать на карте Индию, реки Инд, и Ганг, характеризовать природу и климат Индии Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействия в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности |
Карта «Индия в древности», иллюстративный материал по теме |
Учебник §20, рабочая тетрадь с. 67-69, задания 1-4 |
|||||
24 |
1 |
Индийские касты |
Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые Получать возможность научится: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулирует ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу |
Карта « Индия и Китай в древности», презентация «Индийские касты» |
Учебник §21, рабочая тетрадь с. 70, 72, задания 2, 6, по желанию подготовить сообщение на тему: «Жизнь Будды» |
|||||
25 |
1 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций |
Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба. Получать возможность научится: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учения Конфуция Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Карта « Индия и Китай в древности» |
Учебник §22, рабочая тетрадь с. 72-73, , задания 1,2, |
|||||
26 |
1 |
Первый властелин единого Китая |
Научатся определять термины: компас, бойницы Получать возможность научится: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта « Индия и Китай в древности», портрет «Конфуций», пакет с рабочими материалами |
Учебник §23, рабочая тетрадь с.77-78, задания 7,9 |
|||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток» (1 час) |
||||||||||
27 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток» |
Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняя мотивацию к учебной деятельности |
Материалы для контроля знаний по разделу «Древний Восток» |
||||||
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час) |
||||||||||
Глава 1. Древнейшая Греция (5 часов) |
||||||||||
28 |
1 |
Греки и критяне |
Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре Получать возможность научится: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта «Древняя Греция», изображения древней посуды |
Учебник §24, рабочая тетрадь с. 5-8, задания 1-5,7,11 Индивидуальное занятие: подготовить сценку «Яблоко раздора» (§25) |
|||||
29 |
1 |
Микены и Троя |
Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны Получать возможность научится: работать с исторической картой и историческими источниками Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: вступают в речевое общение участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Древняя Греция», яблоко, видеофрагмент из х/ф о «троянском коне» |
Учебник §25, рабочая тетрадь с. 8-10, задания 1-5 По желанию подготовить сообщение о происхождении крылатого выражения «троянский конь» |
|||||
30 |
1 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
Научатся давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята» Получать возможность понять суть содержания «Илиады» И «Одиссея», имена главных героев Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Изображение атрибутов богов, карта «Греция в IV в. до н.э.» |
Учебник §26, 27 рабочая тетрадь с. 10-11, 11-12 задания 1-4, 1-4 |
|||||
31 |
1 |
Религия древних греков |
Научатся определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Схема «Боги и богини Греции», карта «Греция в IV в. до н.э.», презентация по теме |
Учебник §28, творческая работа, подготовить 2 подгруппам сценки по мифам «о Прометее», «миф о Дионисе и морских разбойниках» |
|||||
32 |
1 |
Мифы и боги Греции Терминологический диктант «Древнейшая Греция» |
Научатся объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами; давать оценку персонажам Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Реквизит для постановок, вопросы для самоконтроля, материал для терминологического диктанта |
||||||
Глава 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) |
||||||||||
33 |
1 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
Научатся определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, аропаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины Получать возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Карта «Аттика в древности», изображение «знатные и простые греки» |
Учебник §29, рабочая тетрадь с. 17-18, задания 1-5 |
|||||
34 |
1 |
Зарождение демократии в Афинах |
Научатся определять понятия: долговые камни, народное собрание, граждане. Получать возможность научиться извлекать полезную информацию из исторических источников давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Карта «Греция в IV в до н.э.», схема «Изменение в Афинах в результате реформ Солона» |
Учебник §30, рабочая тетрадь с. 19-20, задания 1-3, по желанию подготовить сообщение на тему: «Выборный суд» |
|||||
35 |
1 |
Древняя Спарта |
Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. Получать возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Видеофрагмент из к/ф «300 спартанцев», карта «Греция в IV в до н.э.», камешки для голосования |
Учебник §31, рабочая тетрадь с. 22-24, задания 5-8, по желанию задание 2 |
|||||
36 |
1 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей |
Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получать возможность научиться называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Схема «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» |
Учебник §32, рабочая тетрадь с. 25-27, задания 1-4, по желанию приготовить сообщение: «Виды олимпийских игр» |
|||||
37 |
1 |
Олимпийские игры в древности |
Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получать возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания |
Презентация «Олимпийские игры в древности» |
Учебник §33, придумать рассказ об античных Олимпийских играх от имени участника или от имени зрителя |
|||||
38 |
1 |
Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу |
Научатся определять понятия: стратег, фаланга, марафон. Получать возможность научиться анализировать причины побед греков над персами Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Греция в IV в до н.э.», презентация «Греко-персидские войны» |
Учебник §34, 35, рабочая тетрадь с. 34, задание 7, по желанию приготовить презентацию на тему: «Флот афинян и персов» |
|||||
39 |
1 |
Обобщающее повторение по разделу «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» |
Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: показывать на карте государства Древнейшей Греции, полисы Греции, характеризовать военные действия при персидском сражении Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняя мотивацию к учебной деятельности |
Материалы для контроля зананий по разделам «Древнейшая Греция» и «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» |
||||||
Глава 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) |
||||||||||
40 |
1 |
В гаванях афинского порта Пирей |
Научатся определять термины: верфи, пошлина, казан, вольноотпущенники Получать возможность научится: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин Познавательные: расширяют имеющиеся знания и представления о греческих городах Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Схема «Социальная структура афинского общества в V в. до н.э. |
Учебник §36, рабочая тетрадь с. 35-36, задание 1-4 |
|||||
41 |
1 |
В городе богини Афины |
Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды Получать возможность научится: давать описание города и его главных достопримечательностей Познавательные: сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Карта «Греция V в до н.э.», иллюстрация по теме |
Учебник §37, рабочая тетрадь с. 36-37, задание 1-3, по желанию индивидуальное задание: подготовить речь от имени ученого (Аристотель, Гиппократ, Геродот) |
|||||
42 |
1 |
В афинских школах и гимназиях |
Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие Получать возможность научится: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Хитоны, презентация « В афинских полисах и гимнасиях» |
Учебник §38, рабочая тетрадь с. 38-40, задание 1,3,4 |
|||||
43 |
1 |
В театре Диониса |
Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия Получать возможность научится: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Маски для спектаклей |
Учебник §39, рабочая тетрадь с. 40-41, задания 1,3 |
|||||
44 |
1 |
Афинская демократия при Перикле |
Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получать возможность научится: давать характеристику афинской демократии Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Презентация «Афинская демократия при Перикле» |
Учебник §40, рабочая тетрадь с. 42-44, задания 1-4 |
|||||
Глава 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа) |
||||||||||
45 |
1 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определять причину подчинения греческих полисов Македонии Получать возможность научится: работать с исторической картой Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Образование и распад державы А. Македонского. Эллинские государства», видеофрагмент из к/ф «Александр» |
Учебник §41, рабочая тетрадь с. 45-46, задания 1-3 |
|||||
46 |
1 |
Поход Александра Македонского на Восток |
Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского Получать возможность научится: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Карта походы «А. Македонского на Восток», видеофрагмент из к/ф «Александр» |
Учебник §42, рабочая тетрадь с. 46, задания 1-2 |
|||||
47 |
1 |
В Александрии Египетской |
Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского Получать возможность научится: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Карта «Образование и распад державы А. Македонского. Эллинские государства», видеофрагмент из к/ф «Александр» |
Учебник §43, рабочая тетрадь с. 48-49, задания 1-5, 7, 8 |
|||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» (1 час) |
||||||||||
48 |
1 |
Обобщающее повторение по разделам «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» |
Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческого государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Материалы для контроля знаний по разделам «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» |
||||||
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 ЧАСОВ) |
||||||||||
Глава 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) |
||||||||||
49 |
1 |
Древнейший Рим |
Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат Получать возможность научится: показывать на карте древнюю Италию Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Карта «Древний Рим», иллюстративный материал по теме |
Учебник §44, рабочая тетрадь с. 51, задания 2,4,5 |
|||||
50 |
1 |
Завоевание Римом Италии |
Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы Получать возможность научится: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Карта «Древняя Италия до середины III в до н.э.», презентация по теме |
Учебник §45, рабочая тетрадь с. 53, задания 1-4, по желанию подготовить презентацию «Римская армия» |
|||||
51 |
1 |
Устройство римской республики |
Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника Получать возможность научится: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания |
Схема «Устройство римской республики», Карта «Древняя Италия до середины III в до н.э.» |
Учебник §46, рабочая тетрадь с. 55-56, задания 1-5, по желанию подготовить презентацию «Римская армия» |
|||||
Глава 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) |
||||||||||
52 |
1 |
Вторая война Рима с Карфагеном |
Научатся определять термины: пуны, ворон Получать возможность научится: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войны Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Презентация по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном» |
Учебник §47, рабочая тетрадь с. 57-58, задание 1 |
|||||
53 |
1 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье |
Научатся определять термины: триумф, император, провинция Получать возможность научится: давать самостоятельно оценку факту установления господства римлян, высказывания при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Презентация по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье» |
Учебник §48, рабочая тетрадь с. 58-60, задание 2-8 |
|||||
54 |
1 |
Рабство в Древнем Риме |
Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр Получать возможность научится: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания |
Иллюстративный материал по теме, презентация по теме: «Рабство в Древнем Риме» |
Учебник §49, рабочая тетрадь с. 60-61, задание 1-2, по желанию подготовить презентацию на тему: «Рабство в Древнем Риме» |
|||||
Глава 3. Гражданские войны в Риме (4 часа) |
||||||||||
55 |
1 |
Земельный закон братьев Гракхов |
Научатся определять понятие «гражданская война» Получать возможность научится: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Иллюстративный материал по теме: «Земельный закон братьев Гракхов» |
Учебник §50, рабочая тетрадь с. 62-63, задание 1-4 |
|||||
56 |
1 |
Восстание Спартака |
Научатся определять понятие «восстание» Получать возможность научится: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Презентация по теме: «Восстание Спартака» |
Учебник §51, рабочая тетрадь с. 63, задание 1-4 |
|||||
57 |
1 |
Единовластие Цезаря |
Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получать возможность научится: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Презентация по теме: «Единовластие Цезаря» |
Учебник §52, рабочая тетрадь с. 64-65, задание 1-5 |
|||||
58 |
1 |
Установление империи |
Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя Получать возможность научится: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Иллюстративный материал по теме урока |
Учебник §53, рабочая тетрадь с. 66-67, задание 1-5, по желанию подготовить сообщение на тему: «Судьба Клеопатры» |
|||||
Глава 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
||||||||||
59 |
1 |
Соседи Римской империи |
Научатся определять терминам: венеда, германцы Получать возможность научится: иметь представление о соседях Римской империи; развивать умения работать с историческим источником Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности |
Карта «Римская империя в первые века н.э.» |
Учебник §54, рабочая тетрадь с. 68-69, задание 1-4 |
|||||
60 |
1 |
Рим при императоре Нероне |
Научатся определять основные черты правления Нерона Получать возможность научится: давать оценку личностным качествам, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Презентация на тему: «Рим при императоре Нероне» |
Учебник §55, рабочая тетрадь с. 69-70, задание 1-5, по желанию подготовить сообщение на тему: «Нерон и его воспитатели» |
|||||
61 |
1 |
Первые христиане и их учение |
Научатся определять понятия: христианство, Евангилие, Странный суд, христиане, апостолы Получать возможность научится: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме |
Учебник §56, рабочая тетрадь с. 70-71, задание 1-6, по желанию задание 7 |
|||||
62 |
1 |
Расцвет римской империи во II в н.э. |
Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получать возможность научится: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме «Расцвет римской империи во II в н.э.» |
Учебник §57, рабочая тетрадь с. 72-73, задание 1, 3-6, по желанию подготовить сообщение на тему: «Как покончили с доносчиками при Траяне?» |
|||||
63 |
1 |
«Вечный город» и его жители |
Научатся определять понятия: «триумфальная арка», купол, термы, Табуларий Получать возможность научится: называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
Карта «Римская империя в первые века н.э.» |
Учебник §58, рабочая тетрадь с. 73-74, задание 1-3, по желанию подготовить презентацию на тему: «карта города Рима» |
|||||
Глава 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) |
||||||||||
64 |
1 |
Римская империя при Константине |
Научатся определять термины: епископ, церковь, папа; характеризовать личные качества императора Константина Получать возможность научится: определять отличие политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме |
Учебник §59, рабочая тетрадь с. 75-76, задание 1-3 |
|||||
65 |
1 |
Взятие Рима варварами |
Научатся определять понятия: готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника Получать возможность научится: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме: «Взятие Рима готами» |
Учебник §60, рабочая тетрадь с. 76-77, задание 1-4 |
|||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим» (1 час) |
||||||||||
66 |
1 |
Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» (применение знаний и умений) |
Научатся определять термины изученные в разделе «Древний Рим» Уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений |
Материалы для контроля знаний к разделу «Древний Рим» |
||||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «История Древнего мира» (1 час) |
||||||||||
67 |
1 |
Особенности истории Древнего мира |
Особенности развития человека в древнем мире Познавательные: Самостоятельно делают вывод, перерабатывают информацию, преобразовывая ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов |
Материал для итогового повторения |
||||||
Контрольная работа (1час) |
||||||||||
68 |
1 |
Урок итогового контроля |
Индивидуальные тестовые задания |