12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Заика Екатерина Андреевна36 |
Рабочая программа по истории, 5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые результаты | Образовательные ресурсы | Домашнее задание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Введение в курс История Древнего мира | ||||||||||
1 | 04.09 | 1 | История, как наука | Научатся определять происхождения и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получать возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: осознают свою идентичность, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Презентация «Что изучает история», изображения исторических источников | Учебник, с. 8; написать в тетрадях исследование исторических источников (на выбор): вещественные, письменные и устные источники | ||||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов) | ||||||||||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) | ||||||||||
2 | 06.09 | 1 | Древнейшие люди | Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получать возможность научится: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; иллюстрации «Древнейшие люди» | Учебник, §1, рабочая тетрадь с. 5-7, задания 1-6 | ||||
3 | 11.09 | 1 | Родовые общины охотников и собирателей | Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копье, гарпун, мамонт. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Иллюстрации: мамонт, охота на козлов, древние охотники (копье и стрелы), видеофрагмент по теме урока | Учебник §2, рабочая тетрадь с. 9-11, по желанию: подготовить сообщение о находках останков мамонтов в нашей стране | ||||
4 | 13.09 | 1 | Возникновение искусства и религиозных верований | Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов; учится быть толерантным | Презентация по теме урока, изображения наскальных рисунков | Учебник §3, рабочая тетрадь с. 11-13, задания 1,2,4,5, ответить письменно на вопрос: «Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного нарисованного в пещере?» | ||||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) | ||||||||||
5 | 18.09 | 1 | Возникновение земледелия и скотоводства | Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги Получать возможность научится: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Иллюстрация «Древние земледельцы и скотоводы». Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» | Учебник §4, рабочая тетрадь с. 14-15, ответить устно на вопрос: «Почему сородичи слушали старейшин? Ведь все были равны» | ||||
6 | 20.09 | 1 | Появление неравенства и знати | Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | Схема «Родовая и соседская община», изображения ремесел | Учебник §5, с. 29, рабочая тетрадь с. 15-17, задания 1-4, 5 задание в рабочей тетради по желанию | ||||
7 | 25.09 | 1 | Счет лет в истории | Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию Получать возможность научится: называть век, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», вести счет лет, решать познавательные задачи Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог; участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности | Решение исторических задач. Составление исторических задач с использованием «ленты времени»9- | Учебник с. 29-32, По желанию подготовить презентацию «Счет лет в истории» | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» (1 час) | ||||||||||
8 | 27.09 | 1 | Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» | Научатся овладевать целостными представлениями об историческом пути первобытных людей, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей Получать возможность научится: формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Познавательные: умеют определять век по дате, работают с «лентой времени», объясняют исторические процессы, явления, связи и отношения Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества | Контроль знаний по темам «Жизнь первобытных людей», «Счет лет в истории» | |||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов) | ||||||||||
Глава 1. Древний Египет (7 часов) | ||||||||||
9 | 02.10 | 1 | Государство на берегах Нила | Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Древний Египет» | Учебник §6, рабочая тетрадь с. 20-22, задания 1-5 | ||||
10 | 04.10 | 1 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | Изображения фараона, вельмож и т.д., Предметы и картинки для игры «Меновая торговля» (рыба, горшочки с маслом, мешок зерна) | Учебник §7, рабочая тетрадь с. 22-24, задания 1-3. По желанию презентация на тему: «Устройство древнеегипетского общества» | ||||
11 | 09.10 | 1 | Жизнь египетского вельможи | Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получать возможность научится: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта «Древний Египет», презентация по теме | Учебник §8, с.46 задание «Познакомьтесь с документом» выполнить письменно в тетради | ||||
12 | 11.10 | 1 | Военные походы фараонов | Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско. Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Древний Египет», презентация «Военные походы фараонов» | Учебник §9, рабочая тетрадь с. 28-31, задания 3-6. | ||||
13 | 16.10 | 1 | Религия древних египтян | Научатся определять понятия, храм, жрецы, мумия, саркофаг Получать возможность научится: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Изображения божеств Египта, презентация «Религия Древнего Египта» | Учебник §10, с. 56 задание «Подумайте» устно. рабочая тетрадь с. 31-32, 35, задания 1, 6 | ||||
14 | 18.10 | 1 | Искусство Древнего Египта | Научатся определять понятия: пирамида, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет Получать возможность научится: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Изображения «7 чудес света», Презентация по теме | Учебник §11, рабочая тетрадь с. 37-38, задание 3, по желанию подготовить презентацию «Загадки пирамид» | ||||
15 | 23.10 | 1 | Письменность и знания древних египтян Проверочная работа по теме «Древний Египет» | Научатся определять понятия: иероглиф, папирус, свиток, геометрия, астрономия, определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения Получать возможность научится: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов, самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме: «Древний Египет» Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания | Презентация: «Письменность и занятия древних египтян», Проверочная работа по теме «Древний Египет» | Учебник §12, ответы на вопросы после параграфа устно | ||||
Глава 2. Западная Азия в древности (7 часов) | ||||||||||
16 | 25.10 | 1 | Древнее Двуречье | Научатся определять понятия: клинопись, сыновья школы. Получать возможность научится: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье» | Учебник §13, с. 69, выполнить задание «Подумайте» письменно | ||||
17 | 1 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Научатся определять понятия: законы, ростовщик Получать возможность научится: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Фрагменты «Свода законов Хаммурапи», Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье» | Учебник §14, рабочая тетрадь с. 42-45, задания 1-7, с. 46-47, задание 1, по желанию рабочая тетрадь с. 47-49, задание 4 | |||||
18 | 1 | Финикийские мореплаватели | Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит Получать возможность научится: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье», изображения финикийских мореплавателей | Учебник §15, рабочая тетрадь с. 49-51, задания 1-6, по желанию подготовить сообщение на тему «Изобретения Финикийцев» | |||||
19 | 1 | Библейские сказания | Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали Получать возможность научится: определять главное отличие религии других древних народов и находить общие черты Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Презентация «Библейские сказания» | Учебник §16, рабочая тетрадь с. 53-54, задания 1-4, по желанию рабочая тетрадь с. 55, задание 6 | |||||
20 | 1 | Древнееврейское царство | Научатся определять понятия: праща, жертвенник, объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия Получать возможность научится: работать с исторической картой Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог; участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности | Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье», презентация по теме | Учебник §17, с. 85, выполнить устно задание «Подумайте» | |||||
21 | 1 | Ассирийская держава | Научатся определять термин: «таран» Получать возможность научится: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решения учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Карта «Ассирийская держава», иллюстративный материал по теме | Учебник §18, рабочая тетрадь с. 60-61, задания 7-8, по желанию нарисовать рисунок на тему «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?» | |||||
22 | 1 | Персидская держава «царя царей» Терминологический диктант «Западная Азия в Древности» | Научатся определять термин: «бессмертные» Получать возможность научится: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: планируют учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта «Персидская держава в VI в. до н.э.», презентация «Персидская держава», материал для терминологического диктанта | Учебник §19, рабочая тетрадь с. 65-66, задание 9 | |||||
Глава 3. Индия и Китай в древности (4 часа) | ||||||||||
23 | 1 | Природа и люди в Древней Индии | Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ Получать возможность научится: показывать на карте Индию, реки Инд, и Ганг, характеризовать природу и климат Индии Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействия в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неспешности) учебной деятельности | Карта «Индия в древности», иллюстративный материал по теме | Учебник §20, рабочая тетрадь с. 67-69, задания 1-4 | |||||
24 | 1 | Индийские касты | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые Получать возможность научится: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулирует ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Карта « Индия и Китай в древности», презентация «Индийские касты» | Учебник §21, рабочая тетрадь с. 70, 72, задания 2, 6, по желанию подготовить сообщение на тему: «Жизнь Будды» | |||||
25 | 1 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба. Получать возможность научится: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учения Конфуция Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Карта « Индия и Китай в древности» | Учебник §22, рабочая тетрадь с. 72-73, , задания 1,2, | |||||
26 | 1 | Первый властелин единого Китая | Научатся определять термины: компас, бойницы Получать возможность научится: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта « Индия и Китай в древности», портрет «Конфуций», пакет с рабочими материалами | Учебник §23, рабочая тетрадь с.77-78, задания 7,9 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток» (1 час) | ||||||||||
27 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток» | Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняя мотивацию к учебной деятельности | Материалы для контроля знаний по разделу «Древний Восток» | ||||||
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час) | ||||||||||
Глава 1. Древнейшая Греция (5 часов) | ||||||||||
28 | 1 | Греки и критяне | Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре Получать возможность научится: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта «Древняя Греция», изображения древней посуды | Учебник §24, рабочая тетрадь с. 5-8, задания 1-5,7,11 Индивидуальное занятие: подготовить сценку «Яблоко раздора» (§25) | |||||
29 | 1 | Микены и Троя | Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны Получать возможность научится: работать с исторической картой и историческими источниками Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: вступают в речевое общение участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Древняя Греция», яблоко, видеофрагмент из х/ф о «троянском коне» | Учебник §25, рабочая тетрадь с. 8-10, задания 1-5 По желанию подготовить сообщение о происхождении крылатого выражения «троянский конь» | |||||
30 | 1 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Научатся давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята» Получать возможность понять суть содержания «Илиады» И «Одиссея», имена главных героев Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Изображение атрибутов богов, карта «Греция в IV в. до н.э.» | Учебник §26, 27 рабочая тетрадь с. 10-11, 11-12 задания 1-4, 1-4 | |||||
31 | 1 | Религия древних греков | Научатся определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Схема «Боги и богини Греции», карта «Греция в IV в. до н.э.», презентация по теме | Учебник §28, творческая работа, подготовить 2 подгруппам сценки по мифам «о Прометее», «миф о Дионисе и морских разбойниках» | |||||
32 | 1 | Мифы и боги Греции Терминологический диктант «Древнейшая Греция» | Научатся объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами; давать оценку персонажам Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Реквизит для постановок, вопросы для самоконтроля, материал для терминологического диктанта | ||||||
Глава 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) | ||||||||||
33 | 1 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Научатся определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, аропаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины Получать возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Карта «Аттика в древности», изображение «знатные и простые греки» | Учебник §29, рабочая тетрадь с. 17-18, задания 1-5 | |||||
34 | 1 | Зарождение демократии в Афинах | Научатся определять понятия: долговые камни, народное собрание, граждане. Получать возможность научиться извлекать полезную информацию из исторических источников давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Карта «Греция в IV в до н.э.», схема «Изменение в Афинах в результате реформ Солона» | Учебник §30, рабочая тетрадь с. 19-20, задания 1-3, по желанию подготовить сообщение на тему: «Выборный суд» | |||||
35 | 1 | Древняя Спарта | Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. Получать возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Видеофрагмент из к/ф «300 спартанцев», карта «Греция в IV в до н.э.», камешки для голосования | Учебник §31, рабочая тетрадь с. 22-24, задания 5-8, по желанию задание 2 | |||||
36 | 1 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получать возможность научиться называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Схема «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» | Учебник §32, рабочая тетрадь с. 25-27, задания 1-4, по желанию приготовить сообщение: «Виды олимпийских игр» | |||||
37 | 1 | Олимпийские игры в древности | Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получать возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | Презентация «Олимпийские игры в древности» | Учебник §33, придумать рассказ об античных Олимпийских играх от имени участника или от имени зрителя | |||||
38 | 1 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу | Научатся определять понятия: стратег, фаланга, марафон. Получать возможность научиться анализировать причины побед греков над персами Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Греция в IV в до н.э.», презентация «Греко-персидские войны» | Учебник §34, 35, рабочая тетрадь с. 34, задание 7, по желанию приготовить презентацию на тему: «Флот афинян и персов» | |||||
39 | 1 | Обобщающее повторение по разделу «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: показывать на карте государства Древнейшей Греции, полисы Греции, характеризовать военные действия при персидском сражении Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала Личностные: сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняя мотивацию к учебной деятельности | Материалы для контроля зананий по разделам «Древнейшая Греция» и «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» | ||||||
Глава 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) | ||||||||||
40 | 1 | В гаванях афинского порта Пирей | Научатся определять термины: верфи, пошлина, казан, вольноотпущенники Получать возможность научится: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин Познавательные: расширяют имеющиеся знания и представления о греческих городах Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Схема «Социальная структура афинского общества в V в. до н.э. | Учебник §36, рабочая тетрадь с. 35-36, задание 1-4 | |||||
41 | 1 | В городе богини Афины | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды Получать возможность научится: давать описание города и его главных достопримечательностей Познавательные: сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Карта «Греция V в до н.э.», иллюстрация по теме | Учебник §37, рабочая тетрадь с. 36-37, задание 1-3, по желанию индивидуальное задание: подготовить речь от имени ученого (Аристотель, Гиппократ, Геродот) | |||||
42 | 1 | В афинских школах и гимназиях | Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие Получать возможность научится: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Хитоны, презентация « В афинских полисах и гимнасиях» | Учебник §38, рабочая тетрадь с. 38-40, задание 1,3,4 | |||||
43 | 1 | В театре Диониса | Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия Получать возможность научится: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Маски для спектаклей | Учебник §39, рабочая тетрадь с. 40-41, задания 1,3 | |||||
44 | 1 | Афинская демократия при Перикле | Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получать возможность научится: давать характеристику афинской демократии Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Презентация «Афинская демократия при Перикле» | Учебник §40, рабочая тетрадь с. 42-44, задания 1-4 | |||||
Глава 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа) | ||||||||||
45 | 1 | Города Эллады подчиняются Македонии | Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определять причину подчинения греческих полисов Македонии Получать возможность научится: работать с исторической картой Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Образование и распад державы А. Македонского. Эллинские государства», видеофрагмент из к/ф «Александр» | Учебник §41, рабочая тетрадь с. 45-46, задания 1-3 | |||||
46 | 1 | Поход Александра Македонского на Восток | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского Получать возможность научится: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Карта походы «А. Македонского на Восток», видеофрагмент из к/ф «Александр» | Учебник §42, рабочая тетрадь с. 46, задания 1-2 | |||||
47 | 1 | В Александрии Египетской | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского Получать возможность научится: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Карта «Образование и распад державы А. Македонского. Эллинские государства», видеофрагмент из к/ф «Александр» | Учебник §43, рабочая тетрадь с. 48-49, задания 1-5, 7, 8 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» (1 час) | ||||||||||
48 | 1 | Обобщающее повторение по разделам «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» | Научатся определять изученные термины Получать возможность научится: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческого государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Материалы для контроля знаний по разделам «Возвышение Афин в V в до н.э.» и «Македонские завоевания в IV в до н.э.» | ||||||
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 ЧАСОВ) | ||||||||||
Глава 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) | ||||||||||
49 | 1 | Древнейший Рим | Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат Получать возможность научится: показывать на карте древнюю Италию Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Карта «Древний Рим», иллюстративный материал по теме | Учебник §44, рабочая тетрадь с. 51, задания 2,4,5 | |||||
50 | 1 | Завоевание Римом Италии | Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы Получать возможность научится: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Карта «Древняя Италия до середины III в до н.э.», презентация по теме | Учебник §45, рабочая тетрадь с. 53, задания 1-4, по желанию подготовить презентацию «Римская армия» | |||||
51 | 1 | Устройство римской республики | Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника Получать возможность научится: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания | Схема «Устройство римской республики», Карта «Древняя Италия до середины III в до н.э.» | Учебник §46, рабочая тетрадь с. 55-56, задания 1-5, по желанию подготовить презентацию «Римская армия» | |||||
Глава 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) | ||||||||||
52 | 1 | Вторая война Рима с Карфагеном | Научатся определять термины: пуны, ворон Получать возможность научится: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войны Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Презентация по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном» | Учебник §47, рабочая тетрадь с. 57-58, задание 1 | |||||
53 | 1 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Научатся определять термины: триумф, император, провинция Получать возможность научится: давать самостоятельно оценку факту установления господства римлян, высказывания при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Презентация по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье» | Учебник §48, рабочая тетрадь с. 58-60, задание 2-8 | |||||
54 | 1 | Рабство в Древнем Риме | Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр Получать возможность научится: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания | Иллюстративный материал по теме, презентация по теме: «Рабство в Древнем Риме» | Учебник §49, рабочая тетрадь с. 60-61, задание 1-2, по желанию подготовить презентацию на тему: «Рабство в Древнем Риме» | |||||
Глава 3. Гражданские войны в Риме (4 часа) | ||||||||||
55 | 1 | Земельный закон братьев Гракхов | Научатся определять понятие «гражданская война» Получать возможность научится: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Иллюстративный материал по теме: «Земельный закон братьев Гракхов» | Учебник §50, рабочая тетрадь с. 62-63, задание 1-4 | |||||
56 | 1 | Восстание Спартака | Научатся определять понятие «восстание» Получать возможность научится: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Презентация по теме: «Восстание Спартака» | Учебник §51, рабочая тетрадь с. 63, задание 1-4 | |||||
57 | 1 | Единовластие Цезаря | Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получать возможность научится: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникновения трудностей Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Презентация по теме: «Единовластие Цезаря» | Учебник §52, рабочая тетрадь с. 64-65, задание 1-5 | |||||
58 | 1 | Установление империи | Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя Получать возможность научится: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Иллюстративный материал по теме урока | Учебник §53, рабочая тетрадь с. 66-67, задание 1-5, по желанию подготовить сообщение на тему: «Судьба Клеопатры» | |||||
Глава 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) | ||||||||||
59 | 1 | Соседи Римской империи | Научатся определять терминам: венеда, германцы Получать возможность научится: иметь представление о соседях Римской империи; развивать умения работать с историческим источником Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускаю существование различных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Карта «Римская империя в первые века н.э.» | Учебник §54, рабочая тетрадь с. 68-69, задание 1-4 | |||||
60 | 1 | Рим при императоре Нероне | Научатся определять основные черты правления Нерона Получать возможность научится: давать оценку личностным качествам, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Презентация на тему: «Рим при императоре Нероне» | Учебник §55, рабочая тетрадь с. 69-70, задание 1-5, по желанию подготовить сообщение на тему: «Нерон и его воспитатели» | |||||
61 | 1 | Первые христиане и их учение | Научатся определять понятия: христианство, Евангилие, Странный суд, христиане, апостолы Получать возможность научится: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме | Учебник §56, рабочая тетрадь с. 70-71, задание 1-6, по желанию задание 7 | |||||
62 | 1 | Расцвет римской империи во II в н.э. | Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получать возможность научится: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме «Расцвет римской империи во II в н.э.» | Учебник §57, рабочая тетрадь с. 72-73, задание 1, 3-6, по желанию подготовить сообщение на тему: «Как покончили с доносчиками при Траяне?» | |||||
63 | 1 | «Вечный город» и его жители | Научатся определять понятия: «триумфальная арка», купол, термы, Табуларий Получать возможность научится: называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Карта «Римская империя в первые века н.э.» | Учебник §58, рабочая тетрадь с. 73-74, задание 1-3, по желанию подготовить презентацию на тему: «карта города Рима» | |||||
Глава 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа) | ||||||||||
64 | 1 | Римская империя при Константине | Научатся определять термины: епископ, церковь, папа; характеризовать личные качества императора Константина Получать возможность научится: определять отличие политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из исторического источника Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебная деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме | Учебник §59, рабочая тетрадь с. 75-76, задание 1-3 | |||||
65 | 1 | Взятие Рима варварами | Научатся определять понятия: готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника Получать возможность научится: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Карта «Римская империя в первые века н.э.», презентация по теме: «Взятие Рима готами» | Учебник §60, рабочая тетрадь с. 76-77, задание 1-4 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим» (1 час) | ||||||||||
66 | 1 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» (применение знаний и умений) | Научатся определять термины изученные в разделе «Древний Рим» Уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: оценивают осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Материалы для контроля знаний к разделу «Древний Рим» | ||||||
Повторительно-обобщающий урок по теме: «История Древнего мира» (1 час) | ||||||||||
67 | 1 | Особенности истории Древнего мира | Особенности развития человека в древнем мире Познавательные: Самостоятельно делают вывод, перерабатывают информацию, преобразовывая ее, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов | Материал для итогового повторения | ||||||
Контрольная работа (1час) | ||||||||||
68 | 1 | Урок итогового контроля | Индивидуальные тестовые задания |