Рабочая программа по истории в 8 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету) История
Класс - 8
Всего часов на учебный год - 70ч.
Количество часов в неделю - 2ч в неделю
Учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России
А. Я. Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История нового времени. 1800-1900,
Учитель:
Фамилия: Давыденко
Имя: Оксана
Отчество: Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по курсу :"Россия и мир в новое время.XIXв."
разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) « Об образовании в РФ», содержания Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по новой истории А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной (Просвещение , 2007г.), авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. ( М.: Просвещение, 2008г.) и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки. В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
ЦЕЛИ КУРСА НОВОЙ ИСТОРИИ
1. В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
3. В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры. 4. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
ЦЕЛИ КУРСА история России в XIX в.
Дать представления об основных этапах и содержании истории России XIX века.
Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и
доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Место учебного предмета в учебном плане:
В 8 классе учебный предмет история состоит из 2 часов в неделю федерального компонента Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения истории в 7 классе из федерального компонента 70 часов из расчёта 2 часа в неделю при 35 учебных неделях. На изучение истории России в 8 классе отводится 44 часа. , а новой истории 26часов.
Ценностные ориентиры в содержании учебных предметов.
Назначение предмета «История» в 8-ом классе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об истории эпохи Нового времени как закономерном периоде Всеобщей истории и Истории России, знать, понимать причины и особенности возникновения и развития идей и институтов современного человека и гражданина (нормы морали и права, законы, государство).
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Задача курса: формирование ключевых компетентностей:
– освоению школьниками совокупности знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества;
- развитию у них способностей рассматривать события и явления прошлого с позиции историзма, овладению элементами исторического анализа явлений прошлого (раскрытие принадлежности событий к определённому времени, выявлению причинно- следственных связей и др.)
- овладению умениями работать с различными историческими источниками (извлечение, систематизация, переработка исторической информации;
- выработке у учеников первичного опыта оценки событий, явлений, достижений культуры, исторических деятелей, определению собственного отношения к прошлому страны и мира.
Гуманизация при изучении данного курса
Она прослеживается:
— |
в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии); |
— |
в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям); |
— |
в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности); |
— |
в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур; |
— |
в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории — то, что развивает способность понимания исторических эпох; |
— |
в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников; |
— |
в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения). |
Содержание учебного предмета
Россия в XIX в. (44ч.)
Тема1. Россия в первой половине XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.
Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Россия во второй четверти XIX в.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.
Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.
Тема 2. Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.
Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.
Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
История нового времени. 1800-1900.
Тема . Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения.
Тема . Строительство новой Европы. Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Англия: сложный путь к великому процветанию. Национальные идеи в странах Европы Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи.
Тема . Европа: время реформ и колониальных захватов Германская империя в конце XIX -начале XX вв.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Создание Британской империи. Франция: Третья республика Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Италия: время реформ и колониальных захватов..
Тема . Две Америки. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Страны Латинской Америки . Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Тема .Художественная культура XIXв Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе.( Д.Байрон, В.Гюго, Г.Гейне, Ч.Дикенс, О.Бальзак). Натурализм Э.Золя. Р.Киплинг. воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя. Э.Делакруа. реализм в живописи. О.Домье. К.Писсарро, О.Ренуар. Скульптура. О.Роден. постимпрессионизм. Рождение кино.
Тема . Традиционные общества в XIX веке. 3 часа. Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Тема . Международные отношения в конце XIX Начало борьбы за передел мира. Отсутствие системы европейского равновесия в 19в. Империалистические войны
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _8_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 11 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 7. По итогам успеваемости за 7 класс имеют "5" -2, "4"-3, "3"-5. Качество знаний за прошлый год - 45%. Кораблина Аня, по результатам прошлого года неаттестованна по всем предметам из-за не посещаемости занятий.
Две ученицы, Гребенщикова Кристина и Булгакова Вера, имеют по предмету оценку «пять». Они обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения. Тамарова Кристина, Романюк Екатерина и Шматова Людмила, учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Слабыми учениками в классе являются Лубянецкий Сергей и Новичихина Виктория. Дети часто не выполняют домашнего задания, теоретический материал усвоен на низком уровне, задания в рабочих тетрадях часто не выполнены. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса ученик должен:
дать понятие о таких явлениях, как:
— |
уровень развития индустриального и традиционного обществ (условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азии и Африки); |
— |
прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии; |
— |
личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе; |
— |
принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции; |
— |
модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для человека (экологические проблемы, грозящие существованию человечества, зависимость человека от источников энергии и т. д.); |
— |
роль революций и реформ в развитии общества, движение общества к реформам, необходимость разумного компромисса в политической жизни; |
— |
демократизация общественного и государственного устройства; |
— |
формирование правового государства и гражданского общества (на примере истории стран Европы и США); |
— |
прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении; |
— |
человек в истории, его ответственность за выбор решений, соотношение субъективного и объективного факторов в историческом процессе. |
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний; составлять характеристику исторических деятелей; участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
рассматривать общественные явления в развитии;
анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности, определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
уметь давать характеристику историческому деятелю,
с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
ориентироваться во временном пространстве,
составлять сложный план по тексту,
обладать первичными навыками составления конспекта лекции,
работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
обладать навыками работы с картой ( знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
анализа и составления исторических схем,
ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
исследования различных источников,
составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение:
В учебной программе используется следующий учебно-методический
комплект:
Учебники: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России.XIXв.. М.: Просвещение 2010-2014г.
А. Я. Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина История нового времени1800-1900, 8кл,М.: Просвещение 2010-2014г
Поурочные разработки к учебникам «История России.8кл » ,История нового времени. 8кл. методическое пособие для учителя.
Рабочие тетради к учебникам «История России.8кл »., "История нового времени" 8кл
Список литературы для учителя
-
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по истории.
Список литературы для обучающихся
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 8кл. - М.: Просвещение, 2010-2014г. Учебник.
Рабочая тетрадь к учебнику «История России. 19в.». пособие для учащихся.
А. Я. Юдовская История нового времени.1800 -1900 8кл. 2010-2014г. Учебник
Рабочая тетрадь к учебникам «История России.8кл »., "Новоя история" 8кл
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. –В, 1995.
Ключевский Русская история. – М, 1997
Е.В.Пчёлов Государственные символы России. М, 2002.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История России в лицах. М., 1997.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. 5часов. |
|
|||||||
1 |
От традиционного общества к обществу индустриальному. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Основные черты индустриального общества: свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершения промышленного переворота. |
||||
2 |
Время технического прогресса |
1 |
Комбини-рованный |
Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции, переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, империализм, основные черты капитализма. |
||||
3 |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире |
1 |
Комбини-рованный |
Социальная структура общества. Новые условия быта Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия» |
||||
4 |
Наука: создание научной картины мира |
1 |
Комби нированн ный |
Создание научной картины мира. Развитие образования. Радиоактивность, микрочастица, пастеризация |
||||
5 |
Общественно-политические учения. |
1 |
Комбини-рованный |
Консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм. Рождение ревизионизма. Э.Бернштейн. I Интернационал. |
||||
Тема 2. Строительство новой Европы. 7часов |
||||||||
6 |
Франция в период консульства и империи. |
1 |
Комбини-рованный |
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. |
||||
7 |
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс |
1 |
Комбини-рованный |
Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. |
||||
8 |
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. |
1 |
Комбини-рованный |
Революция 1830г. Кризис июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848г. |
||||
9 |
Англия: сложный путь к великому процветанию |
1 |
Комбини-рованный |
Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения:, чартисты, тред-юнионы Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира» |
||||
10-11 |
Борьба за объединение Германии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. |
2 |
Комбини-рованный |
Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза. Национальное объединение Италии |
||||
12 |
Франко-прусская война и Парижская коммуна. |
1 |
Комбини-рованный |
Франко-прусская война. Парижская Коммуна Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш |
||||
Тема3. Россия в первой половине XIX в. (20 часов+1ч) |
||||||||
13 |
Россия на рубеже веков. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. |
||||
14 |
Внутренняя политика в 1801-1806гг. |
1 |
Ком-бини-рован-ный |
Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы Либерализм, самодержавная власть, манифест, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право |
||||
15 |
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. |
1 |
Комбини-рованный |
Внешняя политика. Международное положение России в начале века. |
||||
16 |
Отечественная война 1812 г. |
1 |
Комбини-рованный |
Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России |
||||
17 |
Заграничный поход русской армии |
1 |
Комбини-рованный |
Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. |
||||
18 |
Внутренняя политика в 1814-1825гг. |
1 |
Комбини-рованный |
Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление консервативных тенденций |
||||
19 |
Социально-экономическое развитие |
1 |
Комбини-рованный |
Экономический кризис 1812-1815гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. развитие промышленности и торговли. |
||||
20 |
Общественное движение |
1 |
Урок изучения нового материала |
Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Тайные общества Северное и Южное, их программы |
||||
21 |
Династический кризис 1825г. Восстание декабристов. |
1 |
Урок-диалог |
Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825г. Восстание Черниговского полка.Суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов. |
||||
22 |
Внутренняя политика Николая I |
1 |
Урок изучения нового материала |
Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. Ill Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов |
||||
23 |
Социально-экономическое развитие |
1 |
Ком-бини-рован-ный |
Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.ф.Канкрина. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах». |
||||
24 |
Внешняя политика Николая I. |
1 |
Комбини-рованный |
Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Восточный вопрос во внешней политике России. |
||||
25 |
Народы России. |
1 |
Комбини-рованный |
Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. |
||||
26 |
Крымская война |
1 |
Комбини-рованный |
Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения |
||||
27 |
Общественное движение |
1 |
Комбини-рованный |
Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы |
||||
28-29 |
Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели |
2 |
Урок изучения нового материала |
Создание системы общеобразовательных учреждений. Сословность образования. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями |
||||
30-31 |
Художественная культура |
2 |
Урок изучения нового материала |
Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии |
||||
32 |
Культура народов Российской империи. |
1 |
Комбини-рованный |
Взаимное обогащение. |
||||
33 |
Повторительно- обобщающий урок по разделу:" Мир в первой половине XIXв." |
1 |
Повторительно- обобщающй урок |
Россия на пороге перемен. |
||||
Раздел 2. Мир во второй половинеXIXв. Тема 4. Европа: время реформ и колониальных захватов. 5 часов. |
||||||||
34 |
Германская империя в конце XIX -начале XX вв. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Германская империя в конце XIX -начале XX вв. Урок изучения нового материала |
||||
35 |
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Создание Британской империи. |
1 |
Комбини-рованный |
Английский парламент. Черты гражданского общества пора реформ. Особенности экономического развития. Колониальные захваты |
||||
36 |
Франция: Третья республика |
1 |
Комбини-рованный |
Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция–светское государство. Создание колониальной империи. Реваншизм |
||||
37 |
Италия: время реформ и колониальных захватов. |
1 |
Комбини-рованный |
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. эмиграция. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны. |
||||
38 |
Австро-Венгрия. |
1 |
Комбини-рованный |
«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика. |
||||
Тема 5. Две Америки. 3 часа |
||||||||
39 |
США в XIXв. |
1 |
Комбини-рованный |
Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине 19в. идеал американского общества – фермер. Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Аболиционизм. Гражданская война. Отмена рабства. Победа северян. |
||||
40 |
США в период монополистического капитализма. |
1 |
Комбини-рованный |
Экономическое развитие после гражданской войны. Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США. |
||||
41 |
Латинская Америка |
1 |
Комбини-рованный |
Национально-освободительная борьба народов латинской Америки. С.Боливар. образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел». |
||||
Тема 6.Художественная культура XIXв. 2 часа |
||||||||
42-43 |
Художественная культура XIXв |
2 |
Комбини-рованный |
Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе.( Д.Байрон, В.Гюго, Г.Гейне, Ч.Дикенс, О.Бальзак). Натурализм Э.Золя. Р.Киплинг. воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф.Х.Гойя. Э.Делакруа. реализм в живописи. О.Домье. К.Писсарро, О.Ренуар. Скульптура. О.Роден. постимпрессионизм. Рождение кино. |
||||
Тема 7. Традиционные общества в XIX веке. 3 часа. |
||||||||
44 |
Япония |
1 |
Комбини-рованный |
Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. |
||||
45 |
Китай, сопротивление реформам |
1 |
Комбини-рованный |
Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов. Раздел Китая на сферы влияния. Восстание 1899-1900гг. превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. |
||||
46 |
Индия |
1 |
Комбини-рованный |
Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859гг. аграрное перенаселение страны. ИНК. |
||||
Тема 8 . Международные отношения в конце XIX. 1 час. |
||||||||
47 |
Международные отношения |
1 |
Урок изучения нового материала |
Отсутствие системы европейского равновесия в 19в. Империалистические войны |
||||
Тема 9. Россия во второй половине XIXв. 21 ЧАСОВ |
||||||||
48 |
Накануне отмены крепостного права. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Александр II. Накануне отмены крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. |
||||
49 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
1 |
Комбинированный |
Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Значение отмены крепостного права |
||||
50-51 |
Либеральные реформы 60-70-х гг. |
2 |
Комбинированный |
Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России |
||||
52 |
Национальный вопрос в царствование Александра II. |
1 |
Комбини-рованный |
Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. |
||||
53 |
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права |
1 |
Комбини-рованный |
Особенности модернизации России..Отработочная система. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. |
||||
54 |
Общественное движение: либералы и консерваторы |
1 |
Комбини-рованный |
Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения, их особенности. Земское движение. Консерваторы и реформы. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» |
||||
55 |
Зарождение революционного народничества и его идеология. |
1 |
Комбини-рованный |
Радикальные течения. Теория революционного народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. |
||||
56 |
Революционное народничество второй половины 60-х начала 80-х гг. |
1 |
Комбинированный |
«Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. |
||||
57 |
Внешняя политика Александра II |
1 |
Комбини-рованный |
Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны |
||||
58 |
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. |
1 |
Комбини-рованный |
Русско-турецкая война Балканский кризис, национально-освободительная война |
||||
59 |
Внутренняя политика Александра III |
1 |
Комбини-рованный |
Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения |
||||
60 |
Экономическое развитие в годы правления Александра III. |
1 |
Комбини-рованный |
Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли. Понятия: протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение |
||||
61 |
Положение основных слоев российского общества. |
1 |
Комбини-рованный |
Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. |
||||
62 |
Общественное движение в 80-90-х гг. |
1 |
Комбини-рованный |
Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Земское движение. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» |
||||
63 |
Внешняя политика Александра III |
1 |
Урок изучения нового материала |
Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабления российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. |
||||
64 |
Развитие образования и науки во второй половине XIXв. |
1 |
Комбини-рованный |
Подъем российской демократической культуры. Просвещение. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. |
||||
65-66 |
Художественная культура во второй половине XIXв. |
2 |
Комбини-рованный |
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр. |
||||
67 |
Быт: новые черты в жизни города и деревни. |
1 |
Комбини-рованный |
Рост населения. Урбанизация. Изменения облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». и городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. |
||||
68 |
Повторительно- обобщающий урок по разделу : "Мир во второй половине XIXв." |
1 |
Повторительно- обобщающй урок |
Россия и мир на пороге XXв. |
||||
69-70 |
Итоговое повторение по курсу:"Россия и мир в новое время" |
2 |
Итоговый урок |
Систематизировать и обобщить материал по изученному курсу |