Рабочая программа по истории в 8 классе
Пояснительная записка. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Программы по истории для общеобразовательных учреждений «История. 6-11 классы» - М.: «Просвещение», 2007 г.;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов: всеобщая история – 28 часов; история России – 40 часов.
Принцип обучения: концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 19 век. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России 19 в. 8 класс / под. науч. рук. Б.Н.Серова - М.: Вако, 2004
А.Я. Юдовская. Всеобщая история. История нового времени, 1800 - 1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2007.
К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800 – 1913: 8кл.: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800 - 1913. 8 класс» / К.В. Волкова. - М.: Экзамен, 2006.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 8 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 8 класса.
- Электронное приложение для 8 класса (www.drofa.ru).
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении историческим терминам. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Используемая литература:
Данилов А.А., Косулина JI.Г. История России, XIX век: учебник для 8 кл. - М.: Просвещение, 2005.
Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России 19 в. 8 класс / под. науч. рук. Б.Н.Серова - М.: Вако, 2004
К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800 – 1913: 8кл.: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800 - 1913. 8 класс» / К.В. Волкова. - М.: Экзамен, 2006.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина П.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913: учебник для 8 кл. - М.: Просвещение, 2007.
Фортунатов В.В., Снигирёв С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.
Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Брандт М.Ю. Новая история. Тесты 7-8 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.
Наглядные пособия по истории (карты, картины, схемы):
Европа в 1870-1914 гг. (Парижская коммуна; Балканские войны; Русско-турецкая война 1877-1878 гг.).
Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг.
Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века.
Отечественная война 1812 года.
Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 года по 1900 год.).
Россия XIX - начала XX столетия.
Схемы:
Формирование Русского централизованного государства в XVI - начале XVIII в.
Развитие российской абсолютной монархии в 1725-1855 гг.
Структура управления Российской Империи в первой четверти XIX века.
Сословия в России в первой половине XIX века.
Крестьянская реформа в 1861 году.
Судебная система в России после 1864 года
Земская реформа 1864 года.
Россия в 1855-1917 гг.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
1. |
Становление индустриального общества. (6 часов) |
Урок 1. Вводный. От традиционного общества к обществу индустриальному. |
Второй период Новой истории. Хронологические рамки Нового времени. Черты традиционного общества. Процесс, эшелоны, проблемы модернизации. |
||
2. |
Урок 2. Индустриальная революция: достижения и проблемы. |
Технические изобретения и научные открытия XIX в. Экономические кризисы. |
Презентация «Индустриальная революция» |
||
3. |
Урок 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
Изменения в социальной структуре общества. Положение различных слоёв общества. |
|||
4. |
Урок 4. Наука: создание научной картины мира. |
Причины быстрого развития естественно – математических наук |
Презентация «Наука: создание научной картины мира» |
||
5. |
Урок 5. XIX век в зеркале художественных исканий. |
Основные художественные направления XIX века в живописи и музыке. |
|||
6. |
Урок 6. Либералы, консерваторы и социалисты. |
Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XX века. Формирование идеологии либерализма, социализма и консерватизма. Утопические и радикальные течения. Возникновение научного коммунизма. I Интернационал. Причины появления главных идейно – политических течений XIX века. |
|||
7. |
Строительство новой Европы. (8 часов) |
Урок 1. Консульство и образование наполеоновской империи. |
Установление империи. Годы военных триумфов Наполеона. Европа против наполеоновской империи. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи. |
||
8. |
Урок 2. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. |
Причины ослабления империи Наполеона. Франция и Россия: сближение и разрыв. Поход в Россию. Конец эпохи Наполеона в Европе. Ватерлоо. Европейская идея и Венский конгресс. Священный союз и его роль в международной политике. Призрак «Русской угрозы» и «восточный вопрос». Крымская война и зарождение Балканского кризиса. |
Презентация «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс» |
||
9. |
Урок 3. Англия: сложный путь к величию и процветанию. |
Эволюционный путь развития общества. Успехи промышленного переворота. Реформистское движение и чартизм. Экономическое развитие Англии в XIX в. Парламентский режим и реформа 1832 г. Чартизм. |
|||
10. |
Урок 4. Франция Бурбонов и Орлеанов. |
Монархия Бурбонов. Июльская революция. Рост социальных противоречий. Экономическое развитие Франции. Режим Людовика XVIII.Причины и ход революции 1830 г. |
Презентация «Франция Бурбонов и Орлеанов» |
||
11. |
Урок 5. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. |
Революция 1848 года во Франции. Причины и ход революции. Установление Второй республики. |
|||
12. |
Урок 6. Германия: на пути к единству. |
Революция 1848 года в Германии и Италии. Причины, цели и ход революции в Германии и Италии. |
|||
13. |
Урок 7. Германия: процесс объединения. |
Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. Объединение Германии и Италии. Два пути объединения. Начало освободительной борьбы в Италии. О. фон Бисмарк. Общество «Молодая Италия» и начало революции 1848 – 1849 гг. Поражение революции 1848 – 1849 гг. Рождение объединенной Италии. |
Презентация «Германия на пути к единству» |
||
14. |
Урок 8. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
Причины, ход, результаты франко – прусской войны. Причины поражения и роль Парижской коммуны. |
|||
15. |
Страны Запада и Европы на рубеже XIX – XX вв. (5 часов) |
Урок 1. Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. |
Состояние Германских земель к середине XIX века. Предпосылки объединения Германии. Начало Объединения Германии. Общие черты и особенности экономического развития Германии. Форма правления. Основные направления внутренней политики. Завершение объединения Германии. |
||
16. |
Урок 2. Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
Продолжение промышленного подъема. Отношения буржуазии и пролетариата. Падения темпов развития английской экономики. Внутренняя политика Великобритании. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности. Колониальные захваты. Система двух партий и эпоха перемен. |
Презентация «Великобритания: конец викторианской эпохи» |
||
17. |
Урок 3. Франция: Третья республика. |
Вторая империя и ее политика. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Экономическое и политическое развитие, эпоха демократических реформ, внешняя политика. |
|||
18. |
Урок 4. Италия: время реформ и колониальных захватов. |
Особенности экономического и политического развития Италии. Внешняя политика. |
|||
19. |
Урок 5. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. |
Характеристика Австрийской империи, революция 1848 г., политическое и экономическое развитие, внешняя политика. |
|||
20. |
Две Америки. (3 часа) |
Урок 1. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. |
Развитие США в первые десятиле6тия независимости. Промышленный переворот в США. Характеристика экономического и социально – политического развития, причина. Нарастание «неотвратимого конфликта». Начало Гражданской войны. Война «по-революционному». Ход и итоги Гражданской войны. Завершение Гражданской войны. |
Презентация «США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики» |
|
21. |
Урок 2. США: империализм и вступление в мировую политику. |
Реконструкция Юга. Экономическое и политическое развитие США в конце XIX – начале XX века. Успехи экономического развития страны. Положение американских трудящихся. Внешняя политика США. |
|||
22. |
Урок 3. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. |
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX веке. Революция негров в Гаити. Первые успехи и неудачи освободительной борьбы. Освободительная борьба в Венесуэле, Новой Гранаде и Мексике. Перелом в национально-освободительной борьбе латиноамериканцев. Победа национально-освободительных революций. Внутренняя борьба в странах Латинской Америки. Сложные проблемы Мексики. Своеобразие развития стран Латинской Америки. Итоги и значение освободительных войн. Особенности развития. |
|||
23. |
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. (4 часа) |
Урок 1. Япония на пути модернизации: «восточная модель – западная техника» |
Народы Юго-Восточной Европы в XIX веке. Сложные проблемы «закрытой» страны. «Открытие» Японии. «Реформы Мэйдзи». Япония в преддверии мировой войны. Причины реформ и быстрой модернизации, особенности экономического развития. |
||
24. |
Урок 2. Китай: сопротивление реформам. |
Первая «опиумная война». Тайписнкое восстание. Закабаление Китая и подъем национального движения. Борьба с иноземным влиянием и революция 1911 – 1912 гг. «Открытие» Китая, попытки модернизации, причины поражения реформаторского движения. |
|||
25. |
Урок 3. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. |
Разрушение традиционного общества в Индии, Великое восстание 1857 г. Закабаление Индии. |
|||
26. |
Урок 4. Африка: континент в эпоху перемен. |
Египет. Алжир. Махдистское восстание в Судане. Другие страны Африки. Последствия колонизаторской политики в странах Африки. |
|||
27. |
Международные отношения в конце XIX – начале XX в. (1 час) |
Урок 1. Международные отношения: дипломатия или войны? |
Международные отношения в Новое время. Расстановка сил в Европе и мире. Создание Тройственного союза и позиция России. Продолжение размежевания сил в Европе. Причины усиления международной напряженности, основные направления и цели внешней политики, шаги к войне. Борьба за расширение и передел сфер влияния. Англо-бурская война. Окончательное оформление враждебных блоков. Обострение международных отношений накануне мировой войны. Империалистическая стадия капитализма. Новые черты в социальной политике ведущих держав. Социал-демократия и укрепление ее роли в обществе. |
||
28. |
Повторение (1 час) |
Урок 1. Итоговое повторение. |
Повторение и обобщение знаний |
||
29. |
Россия в первой половине XIX в. (18 часов) |
Урок 1. Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. |
Внутренняя политика в первой половине XIX века. XIX век – время коренных изменений в стране, связанных с Отечественной войной 1812 года, отменой крепостного права, развитием капитализма. Смена власти. Император Александр I. «Негласный комитет». Деятельность Негласного комитета. Крестьянский вопрос. |
Презентация «Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806 гг.» |
|
30. |
Урок 2. Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. |
Первые шаги Александра I на международной арене. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Борьба России против наполеоновской Франции. Война со Швецией. Войны с Турцией и Ираном. |
Презентация «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.» |
||
31. |
Урок 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. |
М.М. Сперанский. М.М. Сперанский и его реформа государственного управления. Начало преобразований. Проект политической реформы. Отставка М.М. Сперанского. |
Презентация «Реформы М.М. Сперанского» |
||
32. |
Урок 4. Отечественная война 1812 года. |
Россия и образование Священного союза. Накануне войны. Французское вторжение. В едином порыве. Бородинское сражение. Изгнание наполеоновской армии из России. Вторжение Наполеона в Россию. Бородинское сражение. Население Удмуртии в годы Отечественной войны 1812 года. |
Презентация «Отечественная война 1812 года» |
||
33. |
Урок 5. Внешняя политика в 1813 – 1825 годы. |
Заграничные походы русской армии. Поражение Наполеона. Венский конгресс. |
|||
34. |
Урок 6. Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. |
Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Ожидание реформ. Начало конституционных преобразований. Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Н.Н.Новосильцев. |
|||
35. |
Урок 7. Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года. |
Вопрос об освобождении крестьян. А.А. Аракчеев и военные поселения. Экономический кризис. Проект Аракчеева. Военные поселения. Развитие промышленности. Последние годы правления Александра I. |
|||
36. |
Урок 8. Общественное движение при Александре I. |
Причины возникновения движения. «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Южное общество и «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество и конституция Н.М. Муравьева. Тайные общества. Зарождение общественного движения. |
Презентация «Общественное движение при Александре I» |
||
37. |
Урок 9. Выступление декабристов. |
Движение декабристов. Междуцарствие. Восстание. Династический кризис. Выступление 14 декабря 1825 г. «Из искры возгорится пламя…» |
|||
38. |
Урок 10. Внутренняя политика Николая I. |
Личность Николая I. Кодификация законов. Основы внутренней политики. Население страны. Реформы П.Д. Киселева. |
|||
39. |
Урок 11. Социально – экономическое развитие в 20- 50-е годы XIX века. |
Положение деревни. Крестьянский вопрос. Начало промышленного переворота. Промышленный переворот в России. Промышленность и транспорт. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Торговля и финансы. |
|||
40. |
Урок 12. Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг. |
Великое княжество Финляндское. Царство Польское. Кавказ. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Присоединение Кавказа. Средняя Азия и Казахстан. Россия и революции в Европе. Война в Турции, Иране. Кавказская война. Греческий вопрос. Русско-иранская война 1828 – 1829 гг. Отношение самодержавия к революционным событиям в Европе. |
Презентация «Внешняя политика Николая I» |
||
41. |
Урок 13. Общественное движение в годы правления Николая I. |
Общественная мысль во второй четверти XIX века: официальная государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Особенности. Первые кружки. Либеральное движение: западники и славянофилы. Теория официальной народности П.Я. Чаадаева. Революционное крыло интеллигенции. |
Презентация «Общественное движение во время правления Николая I» |
||
42. |
Урок 14. Крымская война 1853- 1856 гг. Оборона Севастополя. |
Крымская война. Начало войны с Турцией. Причины войны. Силы сторон. Ход военных действий. Итоги войны. Парижский конгресс. Союзники и противники. Оборона Севастополя. Парижский мир. |
Презентация «Крымская война 1853-1856 гг.» |
||
43. |
Урок 15. Образование и наука. |
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Российская система образования. Грамотность. Развитие науки. Просвещение в Удмуртии. |
|||
44. |
Урок 16. Русские первооткрыватели и путешественники. |
Российские путешественники. Русская Америка. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. М. П. Лазарев. А.А. Баранов, Е.В.Путятин, Ф.Ф.Беллинсгаузен. |
|||
45. |
Урок 17. Художественная культура. |
Русская литература, живопись, театр, музыка, архитектура, скульптура. «Солнце нашей поэзии». Последователи А.С. Пушкина. Журналистика. Архитектура Удмуртии. |
Презентация «Художественная культура первой половины XIX века» |
||
46. |
Урок 18. Быт и обычаи. |
Жилище, одежда, питание, досуг и обычаи. Семья и семейные обряды. Дворяне. Горожане. Крестьянство. Быт населения Удмуртии. |
|||
47. |
Россия во второй половине XIX века. (22 часа) |
Урок 1. Накануне отмены крепостного права. |
Новый Император. Император Александр II. Деятельность правительства по подготовке реформы. Причины отмены крепостного права. Последний этап разработки реформы. |
Презентация «Накануне отмены крепостного права» |
|
48. |
Урок 2. Крестьянская реформа 1861 года. |
Великие реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Подготовка, основные положения реформы. Значение отмены крепостного права. Положение крестьян по манифесту 1861 года. Выкуп земли. Крестьянская община. Отмена крепостничества в Удмуртии. |
Презентация «Отмена крепостного права» |
||
49. |
Урок 3. Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века. |
Реформы местного самоуправления, судебная, военная и реформы в области просвещения. Земская реформа – формирование новой системы местного самоуправления. Городская реформа и Городовые положение 1870 г. Судебная реформа. Принципы формирования судов, адвокатуры, прокуратуры и основ их деятельности. |
Презентация «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века» |
||
50. |
Урок 4. Претворение реформ в жизнь. |
Финансовая реформа. Реформа в области образования. Военная реформа: демократизация армии. Конституционные метания, «Диктатура сердца» Лорис-Меликова. |
|||
51. |
Урок 5. Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права. |
Развитие сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Национальная политика. Сельское хозяйство и промышленность Удмуртии. |
|||
52. |
Урок 6. Общественное движение: либералы и консерваторы. |
Общественные движения второй половины XIX века. Консерваторы. Либералы. Особенности и разногласия либерализма, земское движение, консерваторы. |
|||
53. |
Урок 7. Зарождение революционного народничества и его идеология. |
Народничество. Идейные вожди революционного движения. Причины роста революционного движения. Теория революционного народничества. Движения «шестидесятников». Теоретики народничества. Национальная политика. |
|||
54. |
Урок 8. Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX века. |
Народнические организации. «Хождение в народ». « Земля и воля», «Народная воля». Власть и революционеры. |
|||
55. |
Урок 9. Внешняя политика Александра II. |
Действия правительства в Европе после Крымской войны. Европейская политика. Завоевание Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Продажа Аляски. Договоры России с Китаем. Россия в военно-политических блоках. |
|||
56. |
Урок 10. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. |
Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Предпосылки войны. Силы и планы сторон. Ход военных действий. Сан – Стефанский мирный договор. Завершение войны и ее итоги. |
|||
57. |
Урок 11. Начало нового царствования. |
Перед выбором. Смена политического курса. Контрреформы. Личность Александра III. |
|||
58. |
Урок 12. Внутренняя политика Александра III. |
Контрреформы 1880-х гг. Контрреформы или ограничение реформ? |
|||
59. |
Урок 13. Экономическое развитие в годы правления Александра III. |
Аграрные противоречия. Аграрное развитие страны. Землевладение и землепользование. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Российская промышленность. Государственный капитализм. Формирование монополий. Деятельность министерства финансов. Положение рабочих. Иностранный капитал в России. Деятельность Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. |
|||
60. |
Урок 14. Сословия и классы в пореформенном обществе: крестьянство, дворянство, буржуазия. |
Новые явления в крестьянской среде. Слои населения, из которых складывалась буржуазия. |
|||
61. |
Урок 15. Сословия и классы в пореформенном обществе: пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество. |
Особенности русского пролетариата. Положение духовенства. Казачество «особое» сословие. |
|||
62. |
Урок 16. Общественное движение в 80 – 90-х гг. XIX века. |
Либеральное движение. Распространение марксизма. Рабочее движение. От народничества к марксизму. Образование марксисткой рабочей партии. |
|||
63. |
Урок 17. Внешняя политика Александра III. |
Международное положение страны. Смена внешнеполитического курса. Влияние на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика. |
|||
64. |
Урок 18. Просвещение и наука. |
Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX – XX веков. Развитие образования. Успехи естественных и гуманитарных наук. Начальное, среднее и высшее образование. Издательское дело. Наука и техника. Географические открытия. Культура Удмуртии. |
|||
65. |
Урок 19. Литература и изобразительное искусство России. |
Литература. Расцвет русской литературы. Живопись. Скульптура. Литература и изобразительное искусство Удмуртии. |
|||
66. |
Урок 20. Архитектура, музыка, театр, народное творчество. |
Художественные промыслы. Театр. Театры столичные и провинциальные. Архитектура. Музыка. |
|||
67. |
Урок 21. Быт: новые черты в жизни города и деревни. |
Рост населения. Связь. Городской транспорт. Досуг горожан. Первая Всероссийская перепись 1897 года. Народы России. Национальный вопрос и национальная политика. Национальные движения. |
|||
68. |
Урок 22. Повторительно-обобщающий урок. |
Родной край (в XVIII – начале XX века). |