Программа работы кружка «Мастерская Самоделкина» (4 класс)

9
0
Материал опубликован 26 July 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2.

Утверждена

Приказ по школе

от 1 сентября 2015 г.

Директор школы: Зрулина С.А.

 

Кружок

«Мастерская Самоделкина» 4 класс

 

 

Составил: Лещёва С.Н.

учитель начальных классов.

 

Пояснительная записка.

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

раскрыть истоки народного творчества;

формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

формирование творческих способностей, духовной культуры;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


 

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.


 

Организация деятельности кружка.

Режим работы кружка – занятие в неделю по 1 часу.

УУД.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности ,

учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;

работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;

вступать в беседу и обсуждение темы;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

К концу 4 года обучения учащиеся узнают:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

применение линогравюры, монотипии, туши;

применение чеканки в жизни;

способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся научатся:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

выполнять работу в любой изученной технике рисования;

самостоятельно выполнять чеканку;

контролировать правильность выполнения работы.


 

Содержание программы.

1. Вводное занятие (1 час) Ознакомление с работой кружка. Техника

безопасности, правила поведения на занятиях. Просмотр образцов поделок.

Экскурсия в природу (сбор природного материала).

2. Работа с нитками, тканью, мехом (10 часов).

Знакомство с тканями растительного происхождения (хлопчатобумажные,

льняные), шелковыми и шерстяными тканями; нитками (Швейные,

штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением.

Обращение внимания детей на рациональное и экономное

расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность.

Изготовление игрушек. Вышивка.

3. Коллаж из природного материала (2 часа).

а) Игрушки-сувениры: петушок, котик, белочка, аист.

б) Панно «Чудеса из леса».

Знакомство с приемами обработки природных материалов: резанием,

прокалыванием шилом, а также правилами техники безопасности при работе

с ножом и шилом. Осторожность при работе с шишками, перьями,

проволокой, пластилином. Предварительная подготовка природного

материала.

4. Лепка изделий из пластилина, глины (2 часа).

а) Рельефное изображение животных.

б) Лепка фруктов процарапыванием.

Глина и пластилин-прекрасные пластические материалы, позволяющие

учащимся лепить объемные предметы.

Обучение приемам наблюдения натуры, приемам лепки из целого куска,

приемам лепки процарапыванием, рельефной лепки.

5 Папье-маше (3 час).

Знакомство с технологическим процессом по изготовлению работ из папье-

маше (лепка формы, получение бумажного оттиска, отделка).Покрытие

изделий водоэмульсионной краской белого цвета, раскрашивание гуашевыми

6 Мозаика из разных материалов (опилки, стружки, яичная скорлупа,

мочало, вата, песок) (4 часов).

Мозаика-это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с

использованием разных материалов.

Знакомство с приемами обработки разных материалов.

а) Мозаика из опилок, стружек.

Знакомство с порядком выполнения аппликации из опилок, подготовкой

опилок к работе (просеивание, окрашивание в различные цвета). Обучение

приемам нанесения опилок на картон, дорисовывание мелких деталей

красками.

б) Мозаика из яичной скорлупы.

Знакомство с порядком выполнения аппликации из яичной скорлупы,

подготовкой яичной скорлупы к работе (промывание, окрашивание красками

в различные цвета). Обучение приемам нанесения яичной скорлупы на

картон, придавливая ее тряпочкой. Покрытие изделий лаком.

7 Объемная аппликация. Игрушки-сувениры из соленого теста (3часа).

Сложность работы над объемной аппликацией. Объемная аппликация с

применением металлической ложки.

Конструирование изделий: грибы, лиса, заяц, сова, кораблик, цветок,

муравей, черепаха. Покрытие изделий водоэмульсионной краской белого

цвета, раскрашивание гуашевыми красками.

8. Роспись по дереву (4 часа).

Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе.

Роспись по дереву (на разделочных досках) .

9. Вязание спицами. (4 часа)

Приемы вязания. Набор петель начального ряда. Лицевые петли. Кромочные петли. Изнаночные петли. Накиды. И.т.б. Прибавление и убавление петель. Вязка «Резинка». Вязание шапочки для куклы «резинкой».

10. Итоговое занятие. Выставка детских работ.(1час)

Список литературы.

Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007

Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.

Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

Т.И. Еременко “Рукоделие”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

 

Календарно-тематическое планирование 34 часа – 1 раз в неделю.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Дата

п ф

1

Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Экскурсия в лес.

1

1

-

 

.

2

Работа с природным материалом.

1) Игрушки-сувениры: петушок, котик, белочка, аист.

2) Панно «Чудеса из леса».

2

-

2

1

1

 

3

Работа с тканью

1) «Виды тканей» составление коллекций в парах. Сообщения.

2) Мягкая игрушка «Львенок». Составление плана работы.

3) Львенок Изготовление выкроек.

4) Львенок Раскрой ткани. Сшивание деталей.

5) Львенок. Сшивание деталей.

6) Львенок Набивка деталей ватой.

7) Львенок. Заключительная работа. Оформление изделия. Выставка игрушек.

8) Отделка ткани. Петлеобразные стежки. Разметка ткани. Перенос рисунка на ткань

9) Мулине. Вышивание рисунка на салфетке петлеобразными стежками.

10 Вышивание рисунка на салфетке петлеобразными стежками. Завершение работы.

10

2

1

1

8

-

1

1

1

1

1

1

-

1

1

 

4

Работа с бумагой и картоном. Папье-маше.

1) Знакомство с технологическим процессом по изготовлению работ из папье-маше (лепка формы) Гриб.

2) Папье-маше. Гриб. Получение бумажного оттиска, отделка.

3) Покрытие

изделий водоэмульсионной краской белого цвета, раскрашивание гуашевыми красками. Покрытие лаком.

3

1

1

2

-

1

1

 

5

Роспись по дереву .

1) Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе.

2) Роспись по дереву (на разделочных досках). Нанесение рисунка по собственному замыслу.

3) Роспись рисунка на разделочной доске.

4) Завершение работы по росписи разделочной доски. Покрытие изделия лаком.

4

1

1

3

-

1

1

1

 

6

Вязание спицами.

1. Приемы вязания. Набор петель начального ряда. Лицевые петли. Кромочные петли. Изнаночные петли. Накиды. И.т.б.

2. Прибавление и убавление петель.

3. Вязка «Резинка». Вязание шапочки для куклы «резинкой».

4. Продолжение работы над изделием «Шапочка для куклы».

4

1

1

3

-

1

1

1

 

7

Работа

с пластилином

1) Рельефное изображение животных. Приемы лепки из целого куска пластилина.

б) Лепка фруктов процарапыванием. Рельефная лепка.

2

1

1

1

-

1

 

8

Работа с бросовым материалом.

1) Мозаика из опилок (цветок)

Знакомство с порядком выполнения аппликации из опилок, подготовкой

опилок к работе (просеивание, окрашивание в различные цвета).

2) Приемы нанесения опилок на картон, дорисовывание мелких деталей красками.

3) Мозаика из яичной скорлупы (сюжет сказки)

Подготовкой яичной скорлупы к работе (промывание, окрашивание красками

в различные цвета).

4) Приемы нанесения яичной скорлупы на

картон, придавливая ее тряпочкой. Покрытие изделий лаком.

4

2

1

1

2

-

1

-

1

 

9

Объемная аппликация. Игрушки-сувениры из соленого теста.

1) Сложность работы над объемной аппликацией. Объемная аппликация с

применением металлической ложки.

Конструирование изделий по выбору.

2) Покрытие изделий водоэмульсионной краской белого цвета.

3) Раскрашивание изделий гуашевыми красками. Покрытие лаком.

3

1

1

2

-

1

1

 

10

Итоговое занятие. Выставка детских работ.

1

1

-

 

 

Итого

34

11

23

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.