Рабочая программа 5 класса по технологии (технический труд)
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Коряжмы»
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
2022-2023 учебный год
основное общее образование
5 класс
Учитель: Бочкарев И.Н.,
учитель технологии,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классах по 2 часа в неделю, общий объем составляет 68 часов.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе учебника «Технология» 5 класс: а в т о р ы: Е.С Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др. // Издательство «Дрофа».
Структура и содержание рабочей программы учебного предмета в 5 классе соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программе основного общего образования МОУ «СОШ №6».
Содержание
5-6 КЛАССЫ
Модуль «Производство и технология»
Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека. Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел 2. Простейшие машины и механизмы. Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов. Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Раздел 3. Задачи и технологии их решения. Технология решения производственных задач в информационной среде как важнейшая технология 4-й промышленной революции. Чтение описаний, чертежей, технологических карт. Обозначения: знаки и символы. Интерпретация знаков и знаковых систем. Формулировка задачи с использованием знаков и символов. Информационное обеспечение решения задачи. Работа с «большими данными». Извлечение информации из массива данных. Исследование задачи и её решений. Представление полученных результатов.
Раздел 4. Основы проектной деятельности. Понятие проекта. Проект и алгоритм. Проект и технология. Виды проектов. Творческие проекты. Исследовательские проекты. Паспорт проекта. Этапы проектной деятельности. Инструменты работы над проектом. Компьютерная поддержка проектной деятельности.
Раздел 5. Технология домашнего хозяйства. Порядок и хаос как фундаментальные характеристики окружающего мира. Порядок в доме. Порядок на рабочем месте.
Раздел 6. Мир профессий. Какие бывают профессии. Как выбрать профессию.
Модуль «Технология обработки материалов»
Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.
Раздел 2. Материалы и их свойства. Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей. Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов. Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока. Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами. Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.
Раздел 3. Основные ручные инструменты. Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом. Компьютерные инструменты.
Раздел 4. Трудовые действия как основные слагаемые технологии. Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи. Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
Раздел 5. Технологии обработки конструкционных материалов. Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Резание заготовок. Строгание заготовок из древесины. Гибка, заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Зачистка и отделка поверхностей деталей из конструкционных материалов. Изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом. Правила безопасной работы.
Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов. Организация и оборудование кухни. Санитарные и гигиенические требования к помещению кухни и столовой, посуде, к обработке пищевых продуктов. Безопасные приёмы работы. Сервировка стола. Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и пищевых отходов. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Приготовление пищи в походных условиях. Основы здорового питания. Основные приёмы и способы обработки продуктов. Технология приготовления основных блюд. Основы здорового питания в походных условиях
Содержание предмета «Технология» в 5 классе.
Блок 1. Введение в технологию – 2 часа
Блок 2. Технология получения и преобразования древесины и искусственных материалов – 14 часов
Блок 3. Техника и техническое творчество – 4 часа
Блок 4. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов – 12 часов
Блок 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов – 8 часов
Блок 6. Технологии ведения дома – 4 часа
Блок 7 . Современные и перспективные технологии – 4 часа
Блок 8. Технология обработки пищевых продуктов – 9 часов
Блок 9. Электротехнические работы – 4 часа
Блок 10. Промежуточная аттестация – 1 час
Блок 11. Проектная деятельность – 6 часов
Планируемые образовательные результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание: активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и
процесс её достижения.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме; выявлять причины и последствия развития техники и технологий; характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития; уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности; использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция); уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»; классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,
технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов
из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов; правильно хранить пищевые продукты; осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую
ценность;
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Кол-во часов | ЦОР | Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания |
1 | Введение в технологию | 2 часа. | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
2 | Технологии получения и преобразования древесины и искусственных материалов | 14 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. |
3 | Техника и техническое творчество | 4 часа | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения). Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. |
4 | Технологии получения и преобразования металлов и искусственных | 12 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
5 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 8 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т. п. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
6 | Электротехнические работы. Введение в робототехнику. | 4 часа | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. |
7 | Современные и перспективные технологии | 4 часа | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
8 | Электротехнические работы | 5 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
9 | Технология обработки пищевых продуктов | 9 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Способствовать развитию навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки. Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
10 | Промежуточная аттестация | 1 час |
11 | Проектная деятельность | 6 часов | https://uchi.ru/ https://rosuchebnik.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://educont.ru/ | Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Создавать доверительный психологический климат во время урока. |
Итого: 68 часов