Рабочая программа по технологии (5-8 класс)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО директор МОБУ СОШ №7
протокол № 1 от ________И.А. Гарипова
25.08.2017г. Приказ № 145 от 29.08. 2017 г.
Рабочая программа
по технологии
(срок освоения - 4 года)
Разработал учитель технологии
Васильев Алексей Фёдорович
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение технологии в 5-8 классах направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественного полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоение обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
сознательное использование речевых средств в соответствии в задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; выбор для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и сознательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технологии» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации природных объектов;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах или будущей профессии в учреждениях начального профессионального и среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Технология» включает:
5 класс:
Технология обработки древесины
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Общие сведения о сборочных чертежах. Правила чтения сборочных чертежей. Практическая работа выполнения чертежа разделочной доски.
Столярный верстак, его устройство. Правила закрепления заготовки в зажимах и между клиньями. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, выпиливание, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий. Точность измерений и допуски при обработке.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Практическая работа (разделочная доска) - отработка приёмов обработки древесины (технологических операций: сверление, строгание, пиление, шлифование)
Основы конструирования
Разработка конструкции изделия, Сборка изделия, Изготовление изделия кормушка и планера, машинки.
Электротехнические работы
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Соединение проводов, Паяние, Монтаж электрической цепи фонарика.
Элементы техники
Понятие о механизмах машин, Конструирование самоходной машинки, Монтаж электрической цепи самоходной машинки
Творческий проект
Творческий проект. Этапы проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара.
6 класс:
Технология обработки древесины
Механические свойства древесины. Рациональное оборудование рабочего места. Чертеж детали цилиндрической формы. Устройство токарного станка. Подготовка заготовок к обработке на токарном станке. Точение детали цилиндрической формы на токарном станке по чертежам. Соединение деталей шипами, вполдерева, шкантами и нагелями. Склеивание деталей, отделка древесины. Выполнение контурной резьбы по черному лаку. Выпиливание внутреннего контура детали из фанеры (бабочки). Основы росписи по дереву
Обработка металла и пластмасс
Чёрные и цветные металлы. Механические свойства металлов и сплавов. Сортовой прокат виды и способы получения. Измерение размеров деталей с помощью щтангенциркуля. Технологическая карта. Составление технологической карты изделия. Резанье слесарной ножовкой металла. Опиливание заготовок напильником. Разметка листового металла, развертка. Резка слесарными ножницами и рубка металла зубилом. Виды заклепочных соединений и их установка. Пластмасс виды и свойства. Применение и обработка пластмасс
Электротехнические работы
Электромагнит и его применение. Принцип действия электромагнита. Изготовление электромагнита. Разработка конструкции изделия на электромагните.
Элементы техники
Различие рабочих машин. Принципы резанья и вращения. История появления транспортных машин. Современное развитие транспортных средств в технике.
Конструирование
Разработка конструкции изделия, Сборка изделия, Изготовление изделия конструкции на резино - моторе.
Творческий проект
Творческий проект. Этапы проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара.
7 класс:
Технология обработки древесины
Технологические свойства древесины. Пороки и дефекты древесины. Сушка древесины. Изготовление плоских изделий криволинейной формы (выпиливание плоской лопаточки). Точение конических и фасонных деталей на деревообрабатывающем станке (ножка подсвечника, ручка напильника). Художественное точение изделий из древесины. Мозаика на изделиях из древесины. Маркетри. Практическая работа выпиливание брелка в технике маркетри. Окрашивание древесины. Гальванопластика. Современный дизайн изделий из древесины в интерьере, квадратный подсвечник (стилизация кубика).
Художественная обработка металла
Технологические свойства сталей. Маркировка сталей. Термическая обработка металлов. Ажурная скульптура. Практическая работа фигурка из проволоки. Мозаика с металлическим контуром филигрань. Практическая работа в технике филигрань.
Художественная обработка древесины
Резьба их виды. Бордюры из трёхгранных выемок. Тренировочная работа вырезания трехгранных выемок простые бордюры.
Творческий проект
Творческий проект. Этапы проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара.
8 класс:
Технологии ведения дома
Утепление оконных и дверных проемов. Новые способы отделки помещений. Основы технологии оклейки помещений обоями. Основы технологии малярных работ. Резка стекла. Пробивание отверстий в стене, установка крепежных элементов. Основы технологии плиточных работ. Бюджет и планирование расходов семьи. Потребности семьи в Башкортостане. Торговые символы, этикетки, штрихкоды.
Электротехника
Элементарная база электротехники. Практическая работа сбор схемы светильника. Электродвигатели. Электрические провода. Виды соединения проводов. Электроосветительные приборы Лампы и их виды. Бытовые электроприборы.
Художественная обработка древесины и металла
Геометрическая резьба Давлекановского района. Пр. широкие бордюры. Пр. Розетки. Чеканка в Давлекановском районе. Пр. Тиснение с мотивами Республики Башкортостан.
Создание изделий из поделочных материалов
Производство пластмасс на территории Башкортостана. Переработка втор сырья пластиковых бутылок. Нарезка на ленты и плетение короба из пластиковых бутылок.
Современное производство и профессиональное образование
Роль профессии в жизни человека. Виды профессий и их классификация. Профессиональные интересы, склонности и способности. Пути освоения профессий. Личный профессиональный план. Практические работы тестирование на проф пригодность.
Тематическое планирование.
5 класс
№ п/п |
Изучаемый материал |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Технология обработки древесины |
26 |
|
2 |
Основы конструирования |
14 |
|
3 |
Электротехнические работы |
4 |
|
4 |
Элементы техники |
8 |
|
5 |
Творческий проект |
16 |
|
Итого : |
68 |
6 класс
№ п/п |
Изучаемый материал |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Технология обработки древесины |
18 |
|
2 |
Обработка металла и пластмасса |
16 |
|
3 |
Электротехнические работы |
6 |
|
4 |
Элементы техники |
4 |
|
5 |
Конструирование |
8 |
|
6 |
Творческий проект |
16 |
|
Итого : |
68 |
7 класс
№ п/п |
Изучаемый материал |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Технология обработки древесины |
24 |
|
2 |
Художественная обработка металла |
10 |
|
3 |
Художественная обработка древесины |
12 |
|
4 |
Творческий проект |
22 |
|
Итого : |
68 |
8 класс
№ п/п |
Изучаемый материал |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Технологии ведения дома |
10 |
|
3 |
Электротехника |
5 |
|
4 |
Художественная обработка древесины и металла |
7 |
|
5 |
Создание изделий из поделочных материалов |
7 |
|
6 |
Современное производство и профессиональное образование |
4 |
|
Итого : |
34 |