12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
клинчаева лариса захаровна58
0

Рабочая программа по географии, 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 8 класса составлена на основе:

программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс. Москва Дрофа 2011г. Составитель С.В. Курчина, автор И.В. Душина.

Рабочей программе соответствует учебник:

Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Рассчитана на общее число учебных часов за год обучения 70 (2 часа в неделю).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географическо­го мышления.

Основные задачи курса— формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов; форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными ис­точниками географической информации; создание образа своего родного края.

1.Планируемые предметные результаты освоения географии.

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России;

иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования.

используя карту, называть типы почв и их свойства;

объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных.

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира

объяснять причины зонального и азонального-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов

объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

 

2. Содержание учебного предмета (География 8 класс)

Содержание

Основные виды деятельности

Формы учебных занятий

ВВЕДЕНИЕ (6 ч)

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI – начала XVII в.

Открытия нового времени (XVIIXVIII вв.)

Исследования XIXXX вв.

Экспедиции Российского географического общества.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Анализ и сопоставление карт атласа. Работа с различными источниками

географической информации. Обозначение границ России на контурной карте.

Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России

Решение задач на определение местного и поясного времени

Сбор информации из разных источни ков о русских ученых, землепроход цах— открывателях земель на севере и востоке страны

Индивидуальная работа

Самостоятельная

Работа

Работа в паре

Подготовка презентации

Практическая работа

РАЗДЕЛ I.

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (23 ч)

Тема 1: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6ч)

Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России.

Анализ и сопоставление физической и тектонической карт

Характеристика размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных место рождений. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Коллективная работа

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

(6 ч.)

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Агроклиматическая карта. Агрокли­матические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Анализ климатических карт и диа грамм.

Характеристика разных типов климата.

Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1— 2явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой

Работа в группе

Защита презентаций

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч.)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Характеристика реки. Объяснение влияние климата на реки

Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты

Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов.

Практика

Подготовка и защита проектов

Самостоятельная работа

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4 ч.)

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир (4 ч.)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока.

Выявление зависимости распростра нения почв от климата, рельефа, рас -тительности и других факторов.

Анализ карт атласа. Объяснение при- способления животных и растений к условиям окружающей среды

Работа с текстом

Индивидуальная работа

Защита презентации

РАЗДЕЛ II.

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

РОССИИ (27 ч.)

Тема 1: Природное районирование (7 ч)

Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Повторение и систематизации ранее усвоенных знаний и умений.

Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных ис точников географической информации.

Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешан ных лесов

Работа с текстом

Индивидуальная работа

Работа в группе

Тема 2: Природа регионов России (20 ч)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа, самые высокие горы России. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. Муссонный климат. Причины своеобразия природных зон территории. Стихийные природные явления: вулканы, землетрясения, цунами. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей.

Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебник

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон.

Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи

Фронтальная работа

Работа в группах

Защита проектов

Индивидуальная работа

Защита презентации

Коллективная работа

РАЗДЕЛ III

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (4 ч.)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своем крае.

Практическая работа. 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

2. Составление карты «Природные уникумы России».

3. Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

 

Объяснение географии природных стихийных явлений— землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей— на территории нашей страны.

Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края

Подготовка и защита презентаций

Работа в группе

РАЗДЕЛ IV.

ПРИРОДА СВОЕГО РЕГИОНА. Ставропольский край (8 ч.)

Географическое положение и границы области. Рельеф и полезные ископаемые. Внутренние воды и водные ресурсы. Климат края.. Почвенные ресурсы края. Природные зоны края. Растительный и животный мир. Экологическая ситуация вкрае.

Практическая работа. Комплексная физико-географическая характеристика Ставропольского края..

Работа с картами атласа, интернет ресурсами. Подготовка презентации

Защита презентации

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ (2 ч.)

Обобщение и систематизация знаний по курсу «География России».

Итоговая контрольная работа по курсу «Физическая география России»

Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Подготовка презентации

Коллективная работа

 

3. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть(1 6ч)

1

Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

1

 

2

Географическое положение России.

Пр.р.1. «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

1

 

3

Моря, омывающие берега России.

1

 

4

Россия на карте часовых поясов. Время.

Пр.р. 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

1

 

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

 

6

Обобщение по теме «Россия на карте мира».

1

 

7

Особенности рельефа России.

1

 

8

Геологическое летоисчисление.

1

 

9

Геологическое строение территории России.

Пр.р.3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений крупных полезных ископаемых от строения земной коры»

1

 

10

Минеральные ресурсы России.

1

 

11

Развитие форм рельефа.

1

 

12

Обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

   

13

От чего зависит климат нашей страны. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

1

 

14

Закономерности распространения тепла и влаги на территории России.

Пр.р. №4. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

1

 

15

Типы климатов России.

   

16

Климат и человек. Климатические ресурсы.

Пр.р. 5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

1

 

2 четверть(16 ч)

17

Обобщение по теме «Климат».

1

 

18

Контрольная работа №1 по темам «Рельеф и «Климат»

1

 

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Пр.р. 6«Составление характеристики одной из рек»

1

 

20

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Пр. р.7 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

1

 

21

Водные ресурсы. Охрана вод.

Пр. р. 8 . Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

1

 

22

Обобщение по теме «Внутренние воды России».

1

 

23

Образование почв и их разнообразие.

1

 

24

Главные типы почв России и закономерности их распространения. Пр. р.9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

1

 

25

Почвенные ресурсы России. Обобщающее повторение по теме «Почвы

1

 

26

Диагностическая работа №1

1

 

27

Растительный мир России.

1

 

28

Животный мир. Охрана окружающего мира.

1

 

29

Охрана биологических ресурсов.

1

 

30

Пр.р.10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

1

 

31

Контрольная работа №2 по итогам II четверти

1

 

32

Природное районирование.

Пр. р.11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

1

 

3 четверть(20 ч)

33

Моря, как крупные природные комплексы.

1

 

34

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

1

 

35

Лесные зоны России.

1

 

36

Безлесные зоны на юге России.

Пр. р. 12. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

1

 

37

Высотная поясность.

1

 

38

Обобщение по теме «Природные комплексы России».

1

 

39

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

 

40

Природные комплексы Русской равнины.

1

 

41

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования.

1

 

42

Кавказ

1

 

43

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

 

44

Урал.

Пр. р. 13. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

1

 

45

Своеобразие природы Урала

1

 

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

1

 

47

Западная Сибирь.

1

 

48

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины проблемы их освоения

1

 

49

Восточная Сибирь.

Пр. р.14. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

1

 

50

Природные комплексы Восточной Сибири

1

 

51

Озеро Байкал- жемчужина Сибири

1

 

52

Пояс гор Южной Сибири

1

 

4 четверть(18ч)

53

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

 

54

Дальний Восток: край контрастов.

1

 

55

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

 

56

Природные ресурсы Дальнего Востока.

1

 

57

Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России»

1

 

58

Контрольная работа №3 по разделу «Природа регионов России»

1

 

59

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Пр. р. 15.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

1

 

60

Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.

Пр. р.16. Составление карты «Природные уникумы России».

1

 

61

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Пр.р.17. «Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)».

1

 

62

Диагностическая работа №2

1

 

63

Географическое положение и границы СК

1

 

64

Рельеф и полезные ископаемые.

1

 

65

Внутренние воды

1

 

66

Климат края.

1

 

67

Природные зоны Растительный и животный мир

1

 

68

Ресурсы края

1

 

69

Итоговая контрольная работа по курсу «Физическая география России»

1

 

70

Обобщение материала.

Пр.р.18. «Комплексная физико-географическая характеристика Ставропольского края»

1

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.