Рабочая программа по географии, 8 класс

5
0
Материал опубликован 14 January 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»

Принято

методическим советом школы

протокол №______ от ______

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сретенская ООШ №2»

___________С.Н. Ельчина

«_____»_______2014 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

предмета «География России. Природа»

для 8 класса

на 2015-2016 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Пикалкина Наталья Борисовна,

учитель географии 1 категории

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

           Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии. Авторы программы  И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы». Составитель В.В.Курчина— М.:Дрофа, 2011г.

 Изучение географии в 8 классе  направлено на достижение следующих основных целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:

Учебник «География России. Природа» 8 класс  И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;

Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.

Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Характеристика класса

          В классе 13 учащихся. По уровню сформированности ЗУН,  общеучебных умений и личных качеств учащихся данного класса можно разделить на две группы: 1)  учащиеся данной группы имеют прочные знания, умеют самостоятельно работать с новым учебным материалом, у них развито логическое мышление, речь, память, выработаны навыки самоконтроля; знают  основные понятия географии, умеют работать с картой, легко находят по ней географические объекты; 2)   Успешность обучения учащихся этой группы   зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение.

8

Особенности природы и природные ресурсы России.

25

Природные комплексы России.

35

Итого:

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Забайкальского края.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

 Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Часть 2. Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

 Природа регионов России.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Часть 3.   Человек и природа.  

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Используемая литература

Основная литература:

Учебник «География России. Природа» 8 класс  И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;

Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.

Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.

 

Дополнительная литература:

И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России . К учебнику И.И. Бариновой  «География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен, 2008г.

Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.

И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен                        

    знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;   

           уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 

Учебно-тематическое планирование на 8 класс

Название тем и уроков

Кол-во часов

Дата

Основные понятия и термины

Повторение изученного

Самостоятельно-познавательная деятельность уч-ся

Использование ИКТ

 

Введение

7

 

 

 

 

 

1

Что изучает география России

1

06.09

Родина, край

 

 

 

2

ГП России и границы

1

11.09

граница, территориальные воды, полуанклав

характеристика ГП материка

работа в раб. тетради

работа над проектом

3

ГП Забайкальского края

1

13.09

границы области

 

работа с картой

 

4

Практическая работа №1

 «Характеристика географического положения России и своего региона»

1

15.09

 

 

практикум

 

5

Моря, омывающие берега России

1

18.09

номенклатура, окраинные. внутренние, Северный морской путь

соленость

работа с картой

подготовка презентации

6

Россия на карте часовых поясов

1

25.09

местное, поясное, декретное время, линии перемены дат

пар.2

работа в раб. тетрадях,

 

7

Практическая работа№ 2

« Решение задач на определение поясного времени»

1

28.09

 

 

практикум, решение задач

 

 

Раздел1. История заселения и освоения России

2

 

 

 

 

 

8

Как осваивали и изучали территорию России

1

02.10

поморы

 

сообщения, работа с картами атласа

 

9

Освоение территории Забайкальского края

1

05.10

номенклатура по теме

 

сообщение

 

 

Раздел 11. Природа. Особенности и ресурсы

Тема1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

 

29

 

6

 

 

 

 

 

10

Особенности рельефа

1

09.10

номенклатура по теме

пар.4

практикум

презентация

11

Геологическое строение территории

1

12.10

геосинклинали, геологический возраст

пар.5

работа с картой

 

12

Минеральные ресурсы Практическая работа№3 

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры»

1

16.10

магматические, метаморфические, бассейн

 

практикум

 

13

Развитие форм рельефа

1

19.10

равнина, плато, низменность

пар.6

практикум

 

14

Рельеф и полезные ископаемые своего региона

1

23.10

номенклатура

 

работа с картой

 

15

Итоговый урок по теме

 

26.10

 

 

тестирование

 

 

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

 

 

 

 

 

16

От чего зависит климат нашей страны

1

06.11

климатообразующие факторы

климатические пояса

работа с картами

 

17

Типы климатов России

1

09.11

резко континентальный муссонного типа

климатические пояса мира

чтение климатограмм

 

18

Практическая работа № 4 «Расчет коэффициента увлажнения для пяти пунктов»

1

13.11

 

 

практикум

 

19

Климат Забайкальского края

1

16.11

климатограмма

пар.4-5

решение задач

 

20

Зависимость человека от климатических условий

1

20.11

климатозависимость, экстремальные ситуации

 

сообщения

мини-проект

21

Итоговый урок по теме

1

23.11

 

 

тестирование

 

 

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

 

 

 

 

 

22

Разнообразие вод. Реки.

1

27.11

годовой сток, бассейн, межень

границы бассейнов, питание, режим

работа с картами

мини-проект

23

Озера, болота, подземные воды, ледники.

1

30.11

многолетняя мерзлота, верховодки

озерные котловины

работа с картами

 

24

Водные ресурсы

1

04.12

водный кадастр, сели, оползни

пар.13

практикум

мини-проект

25

Практическая работа № 5«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»

1

07.12

 

 

исследование

 

26

Внутренние воды Забайкальского края

1

11.12

стихийные бедствия

 

работа с картами

 

27

Итоговый урок

1

14.12

 

 

тестирование

 

 

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

5

 

 

 

 

 

28

Образование почв и их разнообразие

1

18.12

гумус, почвенный профиль

плодородие почв

работа с картой

 

29

Закономерности распространения почв

1

21.12

широтная зональность почв

почвы мира

работа с картами

 

30

Почвенные ресурсы

1

25.12

эрозия орошение, мелиорация

 

сообщение

 

31

Почвы  своего региона

1

28.12

солончаки, солонцы

пар.6

чтение профилей

презентация

32

Итоговый урок по теме

1

15.01

 

 

тестирование

 

 

        Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

 

5

 

 

 

 

 

33

Растительный и животный мир России

1

18.01

флора, фауна, эндемики

эндемики умеренного пояса

работа с картой

презентация

34

Биологические ресурсы и их охрана

1

22.01

номенклатура по теме

заповедник, заказник

исследование

 

35

Природно-ресурсный потенциал

1

25.01

природные условия, природные ресурсы

флора и фауна России

сообщение

 

36

Флора и фауна Своего региона

1

29.01

Хвалынский  нац. парк

Красная книга

 

презентация

37

Итоговый урок по теме

 

01.02

 

 

Тестирование

 

 

Раздел 111. Природные комплексы России

Тема 6. Природное районирование

25

 

 

9

 

 

 

 

 

38

Разнообразие ПК России

1

05.02

агроклиматические, рекреационные ресурсы

пар.20

тест

 

39

Моря как крупные ПК Практическая работа №6 «Характеристика моря России ( по выбору)»

1

08.02

течения, типы морей

флора и фауна морей

вычерчивание схемы

проект

40

ПЗ России

1

12.02

тайга, тундра, субтропики, степь

ПЗ Евразии

заполнение таблицы

работа над проектом

41

 Разнообразие лесов России

1

15.02

смешанные, хвойные, леса муссонного типа

 

сообщения

проект

42

Безлесные зоны юга России

1

19.02

степь, лесостепь, полупустыни

тропические пустыни

таблица

проект

43

Высотная поясность

1

22.02

 

 

тематический контроль

 

44

 ПЗ Забайкальского края

1

26.02

природный комплекс

пар.9

составление схемы

 

45

Практическая работа №7

Практическая работа 

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

1

01.03

 

 

практикум

 

46

Итоговый урок по теме

1

 

 

 

тестирование

 

 

Тема 2. Природа регионов России

16

 

 

 

 

 

47

Русская равнина

1

12.03

платформа, щиты, низменность

 

 

презентация

48

Природные комплексы. Памятники природы

1

15.03

природный комплекс

пар.27

сообщение

рекламный ролик

49

Рациональное использование природных ресурсов

1

19.03

рекультивация земель, рекреационные ресурсы

 

работа с атласом, сообщение

проект

50

Северный Кавказ

1

22.03

фен, бора

пар.29

работа с картой

заочное путешествие

51

ПК Северного Кавказа

1

02.04

бальнеологический курорт, номенклатура

пар.30

сообщение

мини-проект

52

Урал

1

05.04

горный лен, карстовые пещеры, самоцветы

пар.31

работа с картой

реферат

53

Природные уникумы. Экологические проблемы

1

09.04

минералогический заповедник

 

практикум

работа над проектом

54

Западная Сибирь

1

12.04

урманы, гривы, колки

темно-хвойная и светло-хвойная тайга

тестирование

работа над проектом

55

Природные ресурсы и их освоение

1

16.04

 

 

практикум

 

56

Восточная Сибирь

1

19.04

гидролакколиты

пар.36

практикум

проект

57

Природные районы

1

23.04

траппы, тарыны, полюс холода, отуряхи, булгуняхи

 

практикум

 

58

Байкал

1

26.04

сарма, баргузин, верховик, номенклатура по теме

типы котловин

сообщения

заочное путешествие

59

Дальний Восток

1

30.04

кайнозойская складчатость, цунами

молевой сплав

практикум

проект

60

Природные комплексы и природные уникумы

1

03.05

вулканология, уссурийская тайга, долина гейзеров

леса муссонного типа

исследование

презентация

61

Природные ресурсы и их освоение

1

07.05

энергетические ресурсы

цунами

тестирование, работа с картой

 

62

Итоговый урок. Зачет

1

10.05

 

 

 

 

 

Раздел 4. Человек и природа

6

 

 

 

 

 

63

Влияние природных условий на человека

1

14.05

медицинская география

землетрясения, вулканизм

сообщение

 

64

Антропогенное воздействие на природу

1

17.05

природные ресурсы

агроклиматические, минеральные

работа с картой

 

65

Рациональное природопользование

1

21.05

прогноз

заповедники, заказники

практикум

рефераты

66

Экологическая ситуация в России

1

24.05

мониторинг. Биосферный заповедник

экол. ситуация в Саратовской области

сообщения

 

67

Зачет по теме

1

28.05

 

 

тестирование

 

68

Итоговый урок

1

31.05

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.