Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»
Принято методическим советом школы протокол №______ от ______
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Сретенская ООШ №2» ___________С.Н. Ельчина «_____»_______2014 г. |
Рабочая программа
предмета «География России. Природа»
для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
|
Составитель: Пикалкина Наталья Борисовна, учитель географии 1 категории
|
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии. Авторы программы И.И. Баринова. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы». Составитель В.В.Курчина— М.:Дрофа, 2011г.
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.
Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Характеристика класса
В классе 13 учащихся. По уровню сформированности ЗУН, общеучебных умений и личных качеств учащихся данного класса можно разделить на две группы: 1) учащиеся данной группы имеют прочные знания, умеют самостоятельно работать с новым учебным материалом, у них развито логическое мышление, речь, память, выработаны навыки самоконтроля; знают основные понятия географии, умеют работать с картой, легко находят по ней географические объекты; 2) Успешность обучения учащихся этой группы зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
Введение. |
8 |
Особенности природы и природные ресурсы России. |
25 |
Природные комплексы России. |
35 |
Итого: |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Забайкальского края.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного
использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Часть 2. Природное районирование
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Природа регионов России.
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Часть 3. Человек и природа.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Используемая литература
Основная литература:
Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.
Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.
Дополнительная литература:
И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России . К учебнику И.И. Бариновой «География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен, 2008г.
Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.
И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Учебно-тематическое планирование на 8 класс
№ |
Название тем и уроков |
Кол-во часов |
Дата |
Основные понятия и термины |
Повторение изученного |
Самостоятельно-познавательная деятельность уч-ся |
Использование ИКТ |
|
Введение |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
Что изучает география России |
1 |
06.09 |
Родина, край |
|
|
|
2 |
ГП России и границы |
1 |
11.09 |
граница, территориальные воды, полуанклав |
характеристика ГП материка |
работа в раб. тетради |
работа над проектом |
3 |
ГП Забайкальского края |
1 |
13.09 |
границы области |
|
работа с картой |
|
4 |
Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России и своего региона» |
1 |
15.09 |
|
|
практикум |
|
5 |
Моря, омывающие берега России |
1 |
18.09 |
номенклатура, окраинные. внутренние, Северный морской путь |
соленость |
работа с картой |
подготовка презентации |
6 |
Россия на карте часовых поясов |
1 |
25.09 |
местное, поясное, декретное время, линии перемены дат |
пар.2 |
работа в раб. тетрадях, |
|
7 |
Практическая работа№ 2 « Решение задач на определение поясного времени» |
1 |
28.09 |
|
|
практикум, решение задач |
|
|
Раздел1. История заселения и освоения России |
2 |
|
|
|
|
|
8 |
Как осваивали и изучали территорию России |
1 |
02.10 |
поморы |
|
сообщения, работа с картами атласа |
|
9 |
Освоение территории Забайкальского края |
1 |
05.10 |
номенклатура по теме |
|
сообщение |
|
|
Раздел 11. Природа. Особенности и ресурсы Тема1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
29
6 |
|
|
|
|
|
10 |
Особенности рельефа |
1 |
09.10 |
номенклатура по теме |
пар.4 |
практикум |
презентация |
11 |
Геологическое строение территории |
1 |
12.10 |
геосинклинали, геологический возраст |
пар.5 |
работа с картой |
|
12 |
Минеральные ресурсы Практическая работа№3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» |
1 |
16.10 |
магматические, метаморфические, бассейн |
|
практикум |
|
13 |
Развитие форм рельефа |
1 |
19.10 |
равнина, плато, низменность |
пар.6 |
практикум |
|
14 |
Рельеф и полезные ископаемые своего региона |
1 |
23.10 |
номенклатура |
|
работа с картой |
|
15 |
Итоговый урок по теме |
|
26.10 |
|
|
тестирование |
|
|
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы |
6 |
|
|
|
|
|
16 |
От чего зависит климат нашей страны |
1 |
06.11 |
климатообразующие факторы |
климатические пояса |
работа с картами |
|
17 |
Типы климатов России |
1 |
09.11 |
резко континентальный муссонного типа |
климатические пояса мира |
чтение климатограмм |
|
18 |
Практическая работа № 4 «Расчет коэффициента увлажнения для пяти пунктов» |
1 |
13.11 |
|
|
практикум |
|
19 |
Климат Забайкальского края |
1 |
16.11 |
климатограмма |
пар.4-5 |
решение задач |
|
20 |
Зависимость человека от климатических условий |
1 |
20.11 |
климатозависимость, экстремальные ситуации |
|
сообщения |
мини-проект |
21 |
Итоговый урок по теме |
1 |
23.11 |
|
|
тестирование |
|
|
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы |
6 |
|
|
|
|
|
22 |
Разнообразие вод. Реки. |
1 |
27.11 |
годовой сток, бассейн, межень |
границы бассейнов, питание, режим |
работа с картами |
мини-проект |
23 |
Озера, болота, подземные воды, ледники. |
1 |
30.11 |
многолетняя мерзлота, верховодки |
озерные котловины |
работа с картами |
|
24 |
Водные ресурсы |
1 |
04.12 |
водный кадастр, сели, оползни |
пар.13 |
практикум |
мини-проект |
25 |
Практическая работа № 5«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования» |
1 |
07.12 |
|
|
исследование |
|
26 |
Внутренние воды Забайкальского края |
1 |
11.12 |
стихийные бедствия |
|
работа с картами |
|
27 |
Итоговый урок |
1 |
14.12 |
|
|
тестирование |
|
|
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы |
5 |
|
|
|
|
|
28 |
Образование почв и их разнообразие |
1 |
18.12 |
гумус, почвенный профиль |
плодородие почв |
работа с картой |
|
29 |
Закономерности распространения почв |
1 |
21.12 |
широтная зональность почв |
почвы мира |
работа с картами |
|
30 |
Почвенные ресурсы |
1 |
25.12 |
эрозия орошение, мелиорация |
|
сообщение |
|
31 |
Почвы своего региона |
1 |
28.12 |
солончаки, солонцы |
пар.6 |
чтение профилей |
презентация |
32 |
Итоговый урок по теме |
1 |
15.01 |
|
|
тестирование |
|
|
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы |
5 |
|
|
|
|
|
33 |
Растительный и животный мир России |
1 |
18.01 |
флора, фауна, эндемики |
эндемики умеренного пояса |
работа с картой |
презентация |
34 |
Биологические ресурсы и их охрана |
1 |
22.01 |
номенклатура по теме |
заповедник, заказник |
исследование |
|
35 |
Природно-ресурсный потенциал |
1 |
25.01 |
природные условия, природные ресурсы |
флора и фауна России |
сообщение |
|
36 |
Флора и фауна Своего региона |
1 |
29.01 |
Хвалынский нац. парк |
Красная книга |
|
презентация |
37 |
Итоговый урок по теме |
|
01.02 |
|
|
Тестирование |
|
|
Раздел 111. Природные комплексы России Тема 6. Природное районирование |
25
9 |
|
|
|
|
|
38 |
Разнообразие ПК России |
1 |
05.02 |
агроклиматические, рекреационные ресурсы |
пар.20 |
тест |
|
39 |
Моря как крупные ПК Практическая работа №6 «Характеристика моря России ( по выбору)» |
1 |
08.02 |
течения, типы морей |
флора и фауна морей |
вычерчивание схемы |
проект |
40 |
ПЗ России |
1 |
12.02 |
тайга, тундра, субтропики, степь |
ПЗ Евразии |
заполнение таблицы |
работа над проектом |
41 |
Разнообразие лесов России |
1 |
15.02 |
смешанные, хвойные, леса муссонного типа |
|
сообщения |
проект |
42 |
Безлесные зоны юга России |
1 |
19.02 |
степь, лесостепь, полупустыни |
тропические пустыни |
таблица |
проект |
43 |
Высотная поясность |
1 |
22.02 |
|
|
тематический контроль |
|
44 |
ПЗ Забайкальского края |
1 |
26.02 |
природный комплекс |
пар.9 |
составление схемы |
|
45 |
Практическая работа №7 Практическая работа «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» |
1 |
01.03 |
|
|
практикум |
|
46 |
Итоговый урок по теме |
1 |
|
|
|
тестирование |
|
|
Тема 2. Природа регионов России |
16 |
|
|
|
|
|
47 |
Русская равнина |
1 |
12.03 |
платформа, щиты, низменность |
|
|
презентация |
48 |
Природные комплексы. Памятники природы |
1 |
15.03 |
природный комплекс |
пар.27 |
сообщение |
рекламный ролик |
49 |
Рациональное использование природных ресурсов |
1 |
19.03 |
рекультивация земель, рекреационные ресурсы |
|
работа с атласом, сообщение |
проект |
50 |
Северный Кавказ |
1 |
22.03 |
фен, бора |
пар.29 |
работа с картой |
заочное путешествие |
51 |
ПК Северного Кавказа |
1 |
02.04 |
бальнеологический курорт, номенклатура |
пар.30 |
сообщение |
мини-проект |
52 |
Урал |
1 |
05.04 |
горный лен, карстовые пещеры, самоцветы |
пар.31 |
работа с картой |
реферат |
53 |
Природные уникумы. Экологические проблемы |
1 |
09.04 |
минералогический заповедник |
|
практикум |
работа над проектом |
54 |
Западная Сибирь |
1 |
12.04 |
урманы, гривы, колки |
темно-хвойная и светло-хвойная тайга |
тестирование |
работа над проектом |
55 |
Природные ресурсы и их освоение |
1 |
16.04 |
|
|
практикум |
|
56 |
Восточная Сибирь |
1 |
19.04 |
гидролакколиты |
пар.36 |
практикум |
проект |
57 |
Природные районы |
1 |
23.04 |
траппы, тарыны, полюс холода, отуряхи, булгуняхи |
|
практикум |
|
58 |
Байкал |
1 |
26.04 |
сарма, баргузин, верховик, номенклатура по теме |
типы котловин |
сообщения |
заочное путешествие |
59 |
Дальний Восток |
1 |
30.04 |
кайнозойская складчатость, цунами |
молевой сплав |
практикум |
проект |
60 |
Природные комплексы и природные уникумы |
1 |
03.05 |
вулканология, уссурийская тайга, долина гейзеров |
леса муссонного типа |
исследование |
презентация |
61 |
Природные ресурсы и их освоение |
1 |
07.05 |
энергетические ресурсы |
цунами |
тестирование, работа с картой |
|
62 |
Итоговый урок. Зачет |
1 |
10.05 |
|
|
|
|
|
Раздел 4. Человек и природа |
6 |
|
|
|
|
|
63 |
Влияние природных условий на человека |
1 |
14.05 |
медицинская география |
землетрясения, вулканизм |
сообщение |
|
64 |
Антропогенное воздействие на природу |
1 |
17.05 |
природные ресурсы |
агроклиматические, минеральные |
работа с картой |
|
65 |
Рациональное природопользование |
1 |
21.05 |
прогноз |
заповедники, заказники |
практикум |
рефераты |
66 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
24.05 |
мониторинг. Биосферный заповедник |
экол. ситуация в Саратовской области |
сообщения |
|
67 |
Зачет по теме |
1 |
28.05 |
|
|
тестирование |
|
68 |
Итоговый урок |
1 |
31.05 |
|
|
|
|