Рабочая программа по алгебре в 8 классе
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 36-40)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. На изучение алгебры отводится 3 часа в неделю, всего 105 часов в год, в том числе на контрольные работы 10 часов.
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков С.Б. Суворова. – М.: Прсвещение, 2010.
2. Жохов В. И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2010.
3. Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры. 7-9 классы: книга для учителя / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2010.
5. Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010.
Цели программы обучения: развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений учащихся до уровня, позволяющего уверенно использовать при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии и др.); усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
– интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
– формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
– воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Количество учебных часов:
В год -105 часов (3 часа в неделю, всего 105 часов)
В том числе:
Контрольных работ – 10 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: в начале года предусмотрены уроки вводного повторения и вводный срез знаний (2 часа) за счет уроков заключительного повторения.
Внесение данных изменений позволит, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
По алгебре для 8 класса
Кол-во часов за год:
Всего _____105___________________
В неделю ____3 часа____
Плановых контрольных работ:____10_____
№ урока | План сроки | Фактич. дата | № п. | Содержание материала | Тип занятия | Повто рение | Приме чание |
1 | 3.09 | Вводное повторение | |||||
2 | 5.09 | Вводное повторение | |||||
Глава I Рациональные дроби | 23 | ||||||
Рациональные дроби и их свойства | 5 | ||||||
3 | 7.09 | 1 | Рациональные выражения Вводный срез | ИНМ | ВК | ||
4 | 10.09 | 1 | Рациональные выражения. | УЗ | |||
5 | 12.09 | 2 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | ИНМ | |||
6 | 14.09 | 2 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | УКПЗ | |||
7 | 17.09 | 2 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | ВК | |||
Сумма и разность дробей | 6 | ||||||
8 | 19.09 | 3 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ИНМ | |||
9 | 21.09 | 3 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ЗПЗ | КТ | ||
10 | 24.09 | 4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ИНМ | |||
11 | 26.09 | 4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | УЗ | |||
12 | 28.09 | 4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | УКПЗ | |||
13 | 1.10 | 4 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ОСМ | |||
14 | 3.10 | Контрольная работа №1. Сложение и вычитание рациональных дробей | КЗ | ||||
Произведение и частное дробей | 10 | ||||||
15 | 5.10 | 5 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | ИНМ | |||
16 | 8.10 | 5 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | УЗ | КТ | ||
17 | 10.10 | 6 | Деление дробей | ИНМ | |||
18 | 12.10 | 6 | Деление дробей | УЗ | |||
19 | 15.10 | 7 | Преобразование рациональных выражений | ИНМ | МД | ||
20 | 17.10 | 7 | Преобразование рациональных выражений | ЗПЗ | |||
21 | 19.10 | 7 | Преобразование рациональных выражений | УЗ | |||
22 | 22.10 | 7 | Преобразование рациональных выражений | ПМ | |||
23 | 23.10 | 8 | Функция у=k/х и ее график | ИНМ | КТ | ||
24 | 2.11 | 8 | Функция у=k/х и ее график | УКПЗ | |||
25 | 7.11 | Контрольная работа №2. Преобразование рациональных выражений | КЗ | ||||
Глава II Квадратные корни | 19ч | ||||||
Действительные числа | 2 | ||||||
26 | 9.11 | 10 | Рациональные числа | ИНМ | |||
27 | 12.11 | 11 | Иррациональные числа | ИНМ | |||
Арифметический квадратный корень | 5 | ||||||
28 | 14.11 | 12 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | ИНМ | КТ | ||
29 | 16.11 | 12 | Арифметический квадратный корень | УЗ | |||
30 | 19.11 | 13 | Уравнение х2 = a | ИНМ | |||
31 | 21.11 | 14 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | ИНМ | |||
32 | 23.11 | 15 | Функция у = и ее график | ИНМ | МД | ||
Свойства арифметического квадратного корня | 3 | ||||||
33 | 26.11 | 16 | Квадратный корень из произведения и дроби | ИНМ | |||
34 | 28.11 | 16 | Квадратный корень из произведения и дроби | ЗПЗ | КТ /к ГИА/ | ||
35 | 30.11 | 17 | Квадратный корень из степени | УЗ | |||
36 | 3.12 | Контрольная работа №3. Квадратные корни | КЗ | ||||
Применение свойств арифметического квадратного корня | 7 | ||||||
37 | 5.12 | 18 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | ИНМ | |||
38 | 7.12 | 18 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | ЗПЗ | МД | ||
39 | 10.12 | 18 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | УКПЗ | КТ | ||
40 | 12.12 | 19 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ИНМ | |||
41 | 14.12 | 19 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ЗПЗ | СР | ||
42 | 17.12 | 19 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | УЗ | |||
43 | 19.12 | 19 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ПР | |||
44 | 21.12 | Контрольная работа №4. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | КЗ | ||||
Глава III Квадратные уравнения | 21ч | ||||||
Квадратное уравнение и его корни | 10 | ||||||
45 | 24.12 | 21 | Неполные квадратные уравнения | ИНМ | |||
46 | 26.12 | 22 | Решение квадратных уравнений по формуле | ИНМ | КТ | ||
47 | 11.01 | 22 | Решение квадратных уравнений по формуле | ЗПЗ | |||
48 | 14.01 | 22 | Решение квадратных уравнений по формуле | УЗ | КТ | ||
49 | 16.01 | 22 | Решение квадратных уравнений по формуле | УЗ | |||
50 | 18.01 | 22 | Решение квадратных уравнений по формуле | КЗ | СР /к ГИА/ | ||
51 | 21.01 | 23 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | ИНМ | |||
52 | 23.01 | 23 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | УЗ | |||
53 | 25.01 | 24 | Теорема Виета | ИНМ | МД | ||
54 | 28.01 | 24 | Теорема Виета | ОСЗ | |||
55 | 30.01 | Контрольная работа №5. Решение квадратных уравнений | КЗ | ||||
Дробные рациональные уравнения | 9 | ||||||
56 | 1.02 | 25 | Решение дробных рациональных уравнений | ИНМ | |||
57 | 4.02 | 25 | Решение дробных рациональных уравнений | ЗПЗ | |||
58 | 6.02 | 25 | Решение дробных рациональных уравнений | ПР | |||
58 | 8.02 | 25 | Решение дробных рациональных уравнений | КЗ | КТ /к ГИА/ | КТ /к ГИА/ | |
60 | 11.02 | 26 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | ИНМ | |||
61 | 13.02 | 26 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | ЗПЗ | МД | ||
62 | 15.02 | 26 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | УЗ | СР | ||
63 | 18.02 | 26 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | ПР | |||
64 | 20.02 | 26 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | УКПЗ | |||
65 | 22.02 | Контрольная работа №6. Решение дробных рациональных уравнений | КЗ | ||||
Глава IY Неравенства | 20ч | ||||||
Числовые неравенства и их свойства | 8 | ||||||
66 | 25.02 | 28 | Числовые неравенства | ИНМ | |||
67 | 27.02 | 29 | Свойства числовых неравенств | ИНМ | |||
68 | 1.03 | 29 | Свойства числовых неравенств | ЗПЗ | КТ | ||
69 | 4.03 | 29 | Свойства числовых неравенств | УЗ | |||
70 | 6.03 | 30 | Сложение и умножение числовых неравенств | ИНМ | |||
71 | 11.03 | 30 | Сложение и умножение числовых неравенств | УЗ | КТ | ||
72 | 13.03 | 30 | Сложение и умножение числовых неравенств | ОСМ | |||
73 | 15.03 | 31 | Погрешность и точность приближения | ||||
74 | 18.03 | Контрольная работа №7. Решение систем неравенств с одной переменной | КЗ | ||||
Неравенства с одной переменной и их системы | 10 | ||||||
75 | 20.03 | 32 | Пересечение и объединение множеств | ИНМ | |||
76 | 22.03 | 33 | Числовые промежутки | ИНМ | КТ | ||
77 | 1.04 | 34 | Решение неравенств с одной переменной | ИНМ | |||
78 | 3.04 | 35 | Решение неравенств с одной переменной | ЗПЗ | |||
79 | 5.04 | 35 | Решение неравенств с одной переменной | УЗ | МД | ||
80 | 8.04 | 35 | Решение неравенств с одной переменной | КЗ | СР /к ГИА/ | ||
81 | 10.04 | 36 | Решение систем неравенств с одной переменной | ИНМ | |||
82 | 12.04 | 36 | Решение систем неравенств с одной переменной | ЗПЗ | |||
83 | 15.04 | 36 | Решение систем неравенств с одной переменной | УЗ | КТ | ||
84 | 17.04 | 36 | Решение систем неравенств с одной переменной | ОСМ | |||
85 | 19.04 | Контрольная работа №8. Решение систем неравенств с одной переменной | КЗ | ||||
Глава Y Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11ч | ||||||
Степень с целым показателем и ее свойства | 6 | ||||||
86 | 22.04 | 37 | Определение степени с целым отрицательным показателем | ИНМ | |||
87 | 24.04 | 38 | Свойства степени с целым показателем | ИНМ | КТ | ||
88 | 26.04 | 38 | Свойства степени с целым показателем | УЗ | |||
89 | 29.04 | 38 | Свойства степени с целым показателе | УЗ | КТ /к ГИА/ | ||
90 | 30.04 | 39 | Стандартный вид числа | ИНМ | |||
91 | 3.05 | 39 | Стандартный вид числа | УКПЗ | |||
92 | 6.05 | Контрольная работа №9. Степень с целым показателем | КЗ | ||||
Элементы статистики | 4 | ||||||
93 | 8.05 | 40 | Сбор и группировка статистических данных | ИНМ | |||
94 | 10.05 | 40 | Сбор и группировка статистических данных | ЗПЗ | МД | ||
95 | 13.05 | 41 | Наглядное представление статистической информации | ИНМ | КТ | ||
96 | 15.05 | 41 | Наглядное представление статистической информации | УЗ | |||
Повторение | 9ч | ||||||
97 | 17.05 | Повторение. Рациональные дроби. Квадратные корни | ППМ | КТ | |||
98 | 20.05 | Повторение. Квадратные уравнения. Неравенства | ППМ | СР | |||
99 | 22.05 | Повторение. Повторение. Степень с целым показателем. Элементы статистики | ППМ | МД | |||
100 | 24.05 | Итоговый зачёт | КЗ | ||||
101 | 24.05 | Повторение. Решение текстовых задач | ПМ | ||||
102 | 27.05 | Итоговая контрольная работа | КЗ | ||||
103 | 28.05 | Итоговая контрольная работа | КЗ | ||||
104 | 29.05 | Повторение. Решение нестандартных задач | УКПЗ | ||||
105 | 30.05 | Повторение. Решение комбинированных заданий | УКПЗ | КТ |
Условные обозначения
Колонка: Тип учебного занятия ИНМ – изучение нового материала ЗПЗ – закрепление первичных знаний УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ – контроль знаний УЗ – урок закрепления ОСМ – урок обобщения и систематизации знаний ППМ – повторение пройденного материала ПР - практикум ПМ – повторение материала по теме | Колонка: Подготовка к ГИА П– повторение пройденного ранее материала. ВК - входной контроль КТ - контроль знаний в форме теста КР - контрольная работа СР - самостоятельная работа МД – математический диктант |
Содержание программы
1. Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.
Преобразование рациональных выражений. Функция и её график.
Цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
2. Квадратные корни (20/17 ч)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней, преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения (23/22 ч)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, теорему Виета и обратную.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
4. Неравенства (19/18 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Цель – выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.
5. Степень с целым показателем (10/7 ч)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
Цель – сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа.
Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять
действия над приближенными значениями.
6. Элементы статистики и теории вероятностей (6 ч)
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации
7. Повторение. Решение задач (8/9 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Формы и средства контроля
Контрольные работы. Источник: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. – М.Просвещение, 2008-255с
Самостоятельные работы. Источник: Алгебра: дидакт.материалы для 7 кл. / Л.И.Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. – 13-е изд.- М.:Просвещение, 2008.- 160 с.
Перечень учебно-методических средств
Литература
Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010.
Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2005—2008.
Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005— 2008.
Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Лабораторно-практическое оборудование
Линейка, транспортир, циркуль, угольники