Рабочая программа внеурочной деятельности «Час общения» для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа№2
«Утверждаю»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Час общения»
Уровень общего образования: среднее общее образование
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Класс : 5
Количество часов: 34
Классный руководитель: Крыс Ольга Анатольевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего и полного (среднего) образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего и полного (среднего) образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего основного общего и полного среднего образования и предусматривают:
в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• продолжение формирования нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить маленького человека к трем главным ролям жизни – гражданина, семьянина, работоспособной личности.
Цели воспитания должны соответствовать:
Потребностям общества и государства.
Соответствовать психологическим, биологическим, социальным потребностям учащихся.
Цели должны быть конкретным и.
Учитывать возрастные особенности учащихся, особенности формирования, становления и развития детского коллектива, особенности поведения учащихся класса и возможностей их учебной деятельности.
Формирование компетентной личности, способной к адаптации в обществе на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
Работа должна строиться на следующих принципах:
Принцип открытости.
Принцип привлекательности будущего дела.
Принцип деятельности.
Принцип свободы участия.
Принцип обратной связи.
Принцип сотворчества.
Принцип успешности.
Принцип значимости.
Принцип толерантности.
Воспитательные задачи программы:
Формирование здоровья ребенка и его обучение сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.
Развитие творческих способностей, активной жизненной позиции.
Развитие и совершенствование интеллектуальных умений, волевой и эмоциональной сферы.
Формирование культуры общения, культуры поведения.
Развитие интереса к чтению у учащихся через урок литературного чтения, посещение библиотек, семейное чтение.
Формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения.
Развитие общеучебных и предметных умений и знаний.
Данные задачи «Часа общения» в конечном результате деятельности должны сформировать у учащихся следующие качества, которые помогут в будущем состояться во взрослой жизни:
Интерес к самому себе.
Самопризнание себя как личности.
Управление самим собой.
Уважение чужого мнения.
Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Эмоциональная устойчивость.
Мотивация действий и поступков.
Условия реализации программы:
Просторный светлый кабинет для проведения мероприятий.
Компьютер, демонстрационный экран, проектор.
Используемая литература:
Внеклассные мероприятия. М «ВАКО», 2007.
Классные часы . 5-7 классы. В «Феникс», 2006.
Классные часы . 5 класс. В «ВАКО», 2011.
Форма занятий: групповая.
Количество занятий в неделю: одно занятие продолжительностью
15минут.
Основные результаты:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1 2 |
День рождения коллектива «Будем знакомы, будем друзьями» |
1 |
1.09
|
3 |
Классное собрание «Мы выбираем, нас выбирают» |
1 |
3.09 |
4 |
«Дружба. Настоящий друг» |
1 |
10. 09 |
5 |
Беседа с элементами дискуссии «Право быть ребенком» |
1 |
17. 09 |
6 |
Подготовка к празднику «Золотая осень» |
1 |
24 .09 |
7 |
Благотворительная акция ко Дню пожилых людей «Шаг навстречу» |
1 |
1. 10 |
8-9 |
Диалог с элементами игры «Полезны ли полезные привычки?» |
1 |
8. 10 |
10 |
Час самопознания «Что такое мое Я?Знаю ли я себя?» |
1 |
22. 10 |
11 |
Ко Дню народного единства «Герои земли русской» |
1 |
29. 10 |
12 |
Брейн-ринг «Азбука вежливости, или Этикет на каждый день» |
1 |
12. 11 |
13 |
«Домашнее задание и как мы его выполняем» |
1 |
19. 11 |
14 |
Игра-путешествие «Жемчужины русских промыслов» |
1 |
26. 11 |
15 |
Заочное путешествие по родному краю «Тропа испытаний» |
1 |
3. 12 |
16 |
Беседа «За что уважают в семье и обществе?» |
1 |
10. 12 |
17 |
Игра-соревнование «Экстремальная ситуация» |
1 |
17. 12 |
18 |
Мастерская Деда Мороза (украшение класса). Подготовка к новогоднему празднику |
1 |
24. 12 |
19 |
1 |
15. 01 |
|
20 |
Групповая игра «Азбука общения» |
1 |
22. 01 |
21 |
«О мужестве юных» |
1 |
29. 01 |
22 |
Интерактивная беседа+ конкурс «Мой помощник- внимание» |
1 |
4. 02 |
23 |
Интеллектуальная игра «Конкурс эрудитов» |
1 |
11. 02 |
24 |
Путешествие в глубь веков «На страже Родины» |
1 |
18. 02 |
25 |
Ролевая игра «Необыкновенный ринг» |
1 |
25. 02 |
26 |
Праздник «Я песню маме пою» |
1 |
4. 03 |
27 |
Профориентационный кл.ч. «Мастер своего дела» |
1 |
11. 03 |
28 |
«Хорошая книга – твой друг навсегда» |
1 |
18. 03 |
29 |
Презентация «Великий сказочник» |
1 |
1. 04 |
30 |
Классное собрание «Я учусь с удовольствием, умею добывать знания» |
1 |
8. 04 |
31 |
Викторина «Растительный мир земного шара» «Наши пушистые друзья- кошки» |
1 |
15. 04 22. 04 |
32 |
«Жизнь виртуальная и жизнь реальная» |
1 |
29. 04 |
33 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
1 |
6. 05 |
34 |
Классный час «Курение- опасная ловушка» |
13. 05 |
|
35 |
Беседа «Ура! Каникулы!» |
27 05 |