12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина8252
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты 

«Основная общеобразовательная школа № 3»

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ЧАС ЧТЕНИЯ», 5-6 класс

 

Автор:

Гришина Валентина Иосифовна,

учитель русского языка и литературы

год разработки методического материала: 2017

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                      Но более всего любовь к родному краю

                                                      Меня томила, мучила и жгла…

                                                                                          Сергей Есенин

Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

В общем объеме человеческой культуры пусть незначи­тельную, но важную часть занимает культура того региона, где живет и трудится человек. Особенность региональной культуры Кольского Севера со­стоит в том, что в малом географическом пространстве сосуще­ствует несколько культур: самая древняя саамская; берущая свое начало в ХII-ХIII веках поморская; культура и литература Мурманской области, которая в каждой стадии своего развития находится в сфере влияния, образуемого единством экономи­ческой и политической жизни страны. Культура края должна стать для школьников данного ре­гиона составляющей их образованности. Образованность есть результат как школьного обучения, так и личностного самораз­вития, самообразования.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».

Глубоким знанием природы, быта, литературы, культуры мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. Любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью. Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле.

Цели Часа чтения сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями:

воспитание духовно развитой личности, ее ценностных ориентаций, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры на основе чтения и изучения лучших произведений о крае, любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни края;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории и теории литературы, навыками исследовательской работы и собственно художе­ственного творчества; выявления в произведениях конкретно-исторического, регионального и общечеловеческого содержания.

Предлагаемая программа от первого знакомства с произ­ведениями, отражающими родную природу, историю края, его сегодняшний день, до завершающе-обобщающих занятий по курсу «Литературное краеведение» направлена на сотворчество учителя и ученика, что обеспечит знания и сформирует необхо­димые умения.

Учащиеся должны знать:

содержание изученных произведений;

основные факты жизни и творчества известных писателей, поэтов Мурманской области, тематику их произведений;

культурное пространство Кольского Севера;

периоды историко-литературного процесса, знаковые произведения каждого периода;

уметь:

раскрывать общечеловеческое, общенациональное, конкретно-историческое и региональное содержание изученных литературных произведений,

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой края;

характеризовать культурное пространство Кольского Се­вера;

видеть различные особенности писателей и поэтов Мур­манской области, проявляющиеся в их художественном стиле;

формулировать свое отношение к авторской позиции, ге­роям;

пользоваться источниками информации о литературно-художественном процессе в нашем крае, владеть необходимы­ми библиографическими навыками;

давать рецензию на самостоятельно прочитанное произ­ведение о родном крае.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры родного края и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки региональных литературных произведений;

определения своего круга чтения по региональной литературе, формирования культуры межнациональных отношений.

Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей истории и культуре Кольского края. Формы проведения занятий: урок-сказка с использованием инсценировки, театрализации; урок-театр (спектакль, драматизация) с последующим обсуждением; урок-викторина; урок-конкурс «Суперчитатель»; урок проведение народных праздников, посиделок, народных забав; портрет литературного героя; урок-встреча (пресс-конференция, интервью) с писателями или авторами; урок-КВН по прочитанным произведениям; урок - литературный турнир; «Литературная гостиная»; ученическая конференция «Советую почитать»; квест - игра; экскурсии по литературным местам; презентации устных журналов, буктрейлеров – коротких видеороликов о книге; создание иллюстраций, плакатов, кроссвордов и викторин по прочитанным произведениям; написание эссе; презентация прочитанных книг в любой форме.

Возраст детей: 5 - 6 класс. Срок реализации программы: 2 года

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения программы формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

развивать чувство ритма и координацию движения;

развивать речевое дыхание и артикуляцию;

развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

пополнять словарный запас;

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные умения:

участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие. Общее понятие об истории литературы Кольского Севера, являющейся частью общерусского литературного процесса. Культурное пространство региона. Ос­новные этапы развития литературы и культуры Мурманской об­ласти.

Тема 2. Мифы, предания Коль­ского полуострова: саам­ская кровь; Остров Кильдин, Кит-камень на Имандре, Сага об озере Сейдъявр. "Олень златорогий". Ловт "О начале челове­ка", "Саам-богатырь", "Ляйне", "Каменный че­ловек", легенды о Гирвасе и Мяндаше, сага о старом Няле и его сыновьях; Легенда "Олень-дикарь"; Легенда "Бабье озеро".

Легенды, сказания, мифы - живая летопись минув­ших событий; соединение исторического факта с волшебным вымыслом как средство борьбы за добро и справедливость. Талантливость саамского народа. Выражение любви к род­ной земле. Олицетворе­ния и их роль в поэзии саамов.

Тема 3. Фольклор Терского бере­га Белого моря. Фольклорные произведе­ния малых форм: байки, считалки, загадки, песни - потешки... Собиратели поморского фольклора: Д. М. Балашов, И. С. Меркурьев. Отражение народного опыта. Поэтика мест­ного фольклора.

Волшебные и бытовые сказки: "Как в триста три травы рассыпался", "Морской царь", "Пульница - слинница"; "Соль", "Степка-рыбак", "Колобок", "Куричья пастушка", "Про солдата", "Морозко", "Кот, петух и лиса", "Каменная царевна", "Морской царь" (по выбору). Особенности сказочного повествования. Местный колорит. Отражение в сказках нравственного и эстетического опыта по­моров. Традиция говоре­ния сказок.

Северная свадьба, ее элементы. Обрядовые и лирические песни. Отражение в обрядовой поэзии нравственных идеалов народа. Семья в Поморье, ее традиции: место человека в семейных отношениях. Высокая поэтичность обрядовых и лирических песен.

Тема 4. Культура саами. Саамские сказки: "Сказка о солнце", "Волшебный котел", "Олень-дикарь" ("Мяндаш"), "Чахкли", "То ли было, то ли не было", "Серебряная дева", "Семилетний стрелок из лука". Литературная сказка Б. Шергин. «Поморские сказки», «Ворон». Надежда Большакова "Подарок чайки". Сказки о Лапландии. Исследователи саамского фольклора В. Чарнолуский, Г. Керт. Творчество саамских по­этов. О. Воронова: "Над весенней тундрой", "Рисунки на камне", "Вирма", "Поной", "На все чудесные края", "Берёза", "Чем ты притягиваешь, родина". А. Бажанов. "Солнце над тундрой", "В саамском нашем поселе­нье", "Лыжня". Г. Василь­ева. "Растет на болоте морошка". Игорь Чесноков. Фрагменты из повести "Изгои". Давняя встреча на Кольской земле. Поэтизация картин при­роды. Единство реально­го и фантастического. Олицетворение окру­жающего мира. Особенно­сти выразительно-изобразительных средств.

Тема 5. Кольский край в очерковой литературе. Концепция русского национального характера в очерках С. В. Максимова "Год на Севере" ("Кола", "Мурман", "Терский бе­рег Белого моря"). Внимание русских писателей к северной окраине России. Изображение картин народной жизни в очерковой литературе. К. К. Случевский. Стихотворный цикл "Мурманские отголо­ски". Очерки «По северо-западу России». Север - мир древний, холодный, неприступный. Противо­стояние человека и природы. Драматизм повседневной жизни северян. Философские обобщения поэта. М. Пришвин "За волшебным колобком". Очерки: "Олений остров", "В краю непуганых птиц ", "Северный орех", "Река Нива и озеро Имандра" Легенды и правда о жизни лопарей. Борис Шергин "Поморские были и сказания". Очерк "Мурманские зуйки". Философские раз­думья о быстротечности жизни, о природной стихии и разумной воле человека. Новые традиции в изображении Крайнего Севе­ра.

Тема 6. На Мурманском направлении. Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: Александр Подстаницкий "Дружба", "Недопетая песня".

Константин Баёв "Ложка", Николай Букин "Прощайте, скалистые горы", Николай Абрамов "Горсть священной земли". Константин Симонов на Севере. Очерк "В праздничную ночь", поэма "Сын артиллериста". Павел Шубин "Полмига", "Далёкая Лица", "Солдаты Заполярья", Николай Букин "Альбатросы", "Я и часа не прожил без боя", Николай Флеров "Баллада о матросской матери". Констинтин Бельхин "Стихи из солдатских блокнотов" Картины всенародного сопротивления, подвиг и его бес­смертие. Осмысление подвига и трагедии народа в лирике.

Тема 7. Поэзия Кольской земли. Какие здесь всему великие размеры! Константин Случевский "Мурманские отголоски": "Будто в люльке нас качает…", "Перед бурей в непогоду…", "Здесь, в заливе, будто в сказке…", "Доплывешь когда сюда…", "Снега заносы по скалам…", "Какие здесь всему великие размеры…", "Здесь, говорят, у них порой…". Юрий Ушаков "Цветок Хибин" – первый поэтический сборник автора. Николай Колычев: "Мур-манчанка". Картины родной природы в лирике Николая Колычева: "Акварели рощ и полей", "Лесная сказка", "Задумчивая роща", "Холст неба выцвел", "Что за время – зима неушедшая". Традиции русской классики в лирике Николая Колычева. Тема родины в творчестве поэтов Заполярья: Виктор Тимофеев "Есть родина с большой и малой буквы…", Владимир Смирнов "Я родился у самого края земли…", Николай Колычев "Тёплый взгляд, лучистый, томный…", Владимир Семёнов "Люблю я Заполярный край…". Леонид Коновалов "Как камни облака". "Детские стихи" Николая Рубцова. "Морские стихи" Николая Рубцова. Мотив дома в творчестве Октябрины Вороновой: "Травы детства", "Тундры белое полымя", "Сыну", "Разлука", "Хочу остаться на земле". Творчество современных мурманских поэтов. Отражение драматизма эпохи. Темы природы, родины, на­значения поэзии. Идея личной ответственности каждого за про­исходящее на земле. Философские раздумья о времени и о се­бе. Стихотворения как самохарактеристика поэтов.

Тема 8. Проза мурманских писателей. Алексей Сусликов "Приключения мышат на малой подводной лодке": фантастическая сказка. Ольга Гарнат (Максимова). Главы из повести "Фунтик". Главы из повести "Найди свою Трою". Рассказы Виталия Семёновича Маслова: "Зырянова бумага", "Болят ли у рыбы зубы". Ответственность за хрупкую, ранимую красоту нашего мира. "Восьминка". Рассказ о нравственном выборе, умении любить людей и делать добро. Смелость в постановке соци­альных и нравственных проблем. Проявление проблем нашего времени и всего комплекса сложных человеческих отношений в деревне. Поиск героями путей возрождения деревни, нравст­венной жизни. Человек и природа. Борис Блинов. Сборник рассказов "Вершина Ян-Майена": "Три килограмма яблок", "Уходят в море корабли", "Мой Мурманск". Памятные страницы в жизни города.

Тема 9. Литературный Мурман сегодня. Успехи современных мурманских писателей, поэтов, которые создают произведения для детей. Олег Бундур - автор книг для детей о природе и людях Кольского полуострова: "У нас на Крайнем Севере", "Медвежка", "Я купался в Белом море", "На краю земли стою", "Каша с видами на море". Стихотворения о семье. Литературный клуб "Плитка". Литературное объединение "Хибины"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс

Тематический блок

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Введение

1

Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие.

сентябрь

 

Мифы, предания Коль­ского полуострова

2

Ловта "О начале человека"

сентябрь

3

Легенда "Кит-камень на Имандре"

сентябрь

4

Легенда "Олень-дикарь"

сентябрь

5

Легенда "Бабье озеро"

октябрь

Фольклор Терского бере­га Белого моря

 

 

6

Фольклорные произведе­ния малых жанров: байки, считалки, загадки, песни - потешки...

октябрь

7

Волшебные и бытовые сказки: "Колобок", "Куричья пастушка".

октябрь

8

Волшебные и бытовые сказки: "Про солдата"; "Морозко", "Кот, петух и лиса".

октябрь

9

Обрядовые и лирические песни

ноябрь

Культура саами

10

Саамские сказки: " То ли было, то ли не было", "Серебряная дева"

ноябрь

11

"Семилетний стрелок из лука"

ноябрь

12

Литературная сказка. Борис Шергин «Ворон»

ноябрь

13

Надежда Большакова "Подарок чайки". Сказки о Лапландии

декабрь

14

Творчество саамских по­этов. Октябрина Воронова: "Поной", "На все чудесные края", "Берёза", "Чем ты притягиваешь, родина"

декабрь

15

Игорь Чесноков. Фрагменты из повести "Изгои". Давняя встреча на Кольской земле

декабрь

Кольский край в очерковой литературе

16

Михаил Пришвин "За волшебным колобком ": очерк "Олений остров"

декабрь

17

Михаил Пришвин "За волшебным колобком ": очерк "В краю непуганых птиц "

январь

18

Борис Шергин "Поморские были и сказания"

январь

19

Сергей Васильевич Максимов "Год на Севере": очерк "Терский берег Белого моря "

январь

На Мурманском направлении

20

Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: Александр Подстаницкий "Дружба"

Константин Баёв "Ложка"

февраль

21

Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: Николай Букин "Прощайте, скалистые горы"

Николай Абрамов "Горсть священной земли"

февраль

22

 

Константин Симонов на Севере. Очерк "В праздничную ночь"

февраль

Поэзия Кольской земли

23

Какие здесь всему великие размеры! Константин Случевский "Мурманские отголоски": "Будто в люльке нас качает…", "Перед бурей в непогоду…", "Здесь, в заливе, будто в сказке…"

февраль

24

Юрий Ушаков "Цветок Хибин" – первый поэтический сборник автора

март

25

Николай Колычев: "Мур-манчанка"

март

26

Леонид Коновалов "Как камни облака"

март

27

"Детские стихи" Николая Рубцова

март

Проза мурманских писателей

28

Алексей Сусликов "Приключения мышат на малой подводной лодке": фантастическая сказка

апрель

29

Ольга Гарнат (Максимова). Главы из повести "Фунтик"

апрель

30

Виталий Семёнович Маслов "Болят ли у рыбы зубы". Ответственность за хрупкую, ранимую красоту нашего мира.

апрель

31

Борис Блинов. Сборник рассказов "Вершина Ян-Майена": "Три килограмма яблок".

апрель

Литературный Мурман сегодня

32

Олег Бундур. Стихотворения о семье.

май

33

Литературный клуб "Плитка"

май

34

Проект «Заполярье литературное»

май

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 класс

Тематический блок

№ занятия

Тема занятия

Дата проведения

Введение

1

Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие.

сентябрь

Мифы, предания Коль­ского полуострова

2

Ловта о Мяндаше

сентябрь

3

"Саам - богатырь"

сентябрь

4

Сага об озере Сейдъявр

сентябрь

5

Сага о старом Няле и его сыновьях

октябрь

Фольклор Терского бере­га Белого моря

 

 

6

Фольклорные произведе­ния малых жанров: байки, считалки, загадки, песни - потешки...

октябрь

7

Волшебные и бытовые сказки: "Каменная царевна", "Морской царь".

октябрь

8

Волшебные и бытовые сказки: "Соль"; "Степка-рыбак".

октябрь

9

Обрядовые и лирические песни

ноябрь

Культура саами

10

Саамские сказки: "Сказка о солнце", "Волшебный котел"

ноябрь

11

Литературная сказка. Борис Шергин "Поморские сказки"

ноябрь

12

Творчество саамских по­этов. Октябрина Воронова. "Над весенней тундрой", "Рисунки на камне", "Вирма..."

ноябрь

13

Творчество саамских по­этов. Аскольд Бажанов: "Солнце над тундрой", "В саамском нашем поселе­нье", "Лыжня". Г. Василь­ева "Растет на болоте морошка"

декабрь

Кольский край в очерковой литературе

14

Михаил Пришвин "За волшебным колобком ": очерк "Северный орех"

декабрь

15

Михаил Пришвин "За волшебным колобком ": очерк "Река Нива и озеро Имандра"

декабрь

16

Борис Шергин. Очерк "Мурманские зуйки"

декабрь

17

Сергей Васильевич Максимов "Год на Севере": очерк "Кола"

январь

На Мурманском направлении

18

Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: Павел Шубин "Полмига", "Далёкая Лица", "Солдаты Заполярья".

Николай Букин "Альбатросы", "Я и часа не прожил без боя".

январь

19

Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: Николай Флеров "Баллада о матросской матери"

январь

20

Константин Симонов на Севере. Поэма "Сын артиллериста"

февраль

21

Строки, опалённые войной: Констинтин Бельхин "Стихи из солдатских блокнотов"

февраль

22

 

Строки, опалённые войной: Александр Подстаницкий "Недопетая песня"

февраль

Поэзия Кольской земли

23

Какие здесь всему великие размеры! Константин Случевский "Мурманские отголоски": "Доплывешь когда сюда…", "Снега заносы по скалам…", "Какие здесь всему великие размеры…", "Здесь, говорят, у них порой…"

февраль

24

Мотив дома в творчестве Октябрины Вороновой: "Травы детства", "Тундры белое полымя", "Сыну", "Разлука", "Хочу остаться на земле"

март

25

Картины родной природы в лирике Николая Колычева: "Акварели рощ и полей", "Лесная сказка", "Задумчивая роща", "Холст неба выцвел", "Что за время – зима неушедшая".

март

26

Тема родины в творчестве поэтов Заполярья: Виктор Тимофеев "Есть родина с большой и малой буквы…", Владимир Смирнов "Я родился у самого края земли…", Николай Колычев "Тёплый взгляд, лучистый, томный…", Владимир Семёнов "Люблю я Заполярный край…".

март

27

"Морские стихи" Николая Рубцова

март

Проза мурманских писателей

28

Уметь делать добро. Рассказ Виталия Семёновича Маслова "Зырянова бумага"

апрель

29

Виталий Семёнович Маслов "Восьминка". Рассказ о нравственном выборе, умении любить людей и делать добро.

апрель

30

Ольга Гарнат (Максимова). Главы из повести "Найди свою Трою"

апрель

31

Борис Блинов. Сборник рассказов "Вершина Ян-Майена": "Уходят в море корабли", "Мой Мурманск".

апрель

Литературный Мурман сегодня

32

Олег Бундур - автор книг для детей о природе и людях Кольского полуострова: "У нас на Крайнем Севере", "Медвежка", "Я купался в Белом море", "На краю земли стою", "Каша с видами на море".

май

33

Литературное объединение "Хибины"

май

34

Проект «Заполярье литературное»

май

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

I. 1. Их имена на карте нашей области.

2. Твой город в творчестве писателей и поэтов.

3. Их имена носят улицы города (имена писателей, поэтов, героев, воспетых в литературе).

4. Тайна волшебных камней Кольского полуострова (культ сеидов и его отражение в литературе).

5. Родной край в творчестве О. Вороновой, В. Смирнова и других поэтов и писателей - земляков.

6. Два взгляда на мир поморов: сравнительный анализ про­изведений С. Максимова и К. Случевского.

7. Художественное пространство и время в лирике Николая Колыче­ва.

8. Тема моря в творчестве поэтов... (Поэты и произведения по выбору).

9. Время и судьбы героев Виталия Маслова. (Герои и произведе­ния по выбору).

10. Песни на стихи Николая Рубцова

ЛИТЕРАТУРА

Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Худ. лит., 1984.

Антонова А. А., Виноградова И. В. и др. Дары тундры. Сборник стихотворений саамских поэтов. — Мурманск: Фонд культуры, 1993.

Антонова А. А. Струны сердца. — Мурманск, 2007.

Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Сов. Россия, 1985.

Базпров Э., Бицадзе Н. Культура русских поморов: опыт системного исследования.- М.,2004.

Бажанов А. А. Белый олень. — Мурманск, 2007.

Бажанов А. А. Солнце над тундрой. — Мурманск, 1983.

Бажанов А. А. Стихи и поэмы о саамском крае. — Берлин, 2009.

Балашов Д. М. Терский берег. Очерки народной культуры Рус­ского Севера // Молодая гвардия. 1989. № 8, 9.

Балашов Д. М. Как собирать фольклор. Л.: Знание, 1999.

Большакова Н. Подарок чайки. Сказки о Лапландии. Кола: Рус­ский Север, 1994.

Большакова Н. Тиррв— по-саамски—здравствуй. Рассказы о ловозерском детстве. — Мурманск, 2000.

Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья.: Сборник стихов/Сост. Д. Коржов. - Мурманск: Издательство «Добросмысл». – 2004. – 160с.

Воронова О. В. Чахкли. — Мурманск, 1989

Воронова О. В. Снежница. — Мурманск, 1986.

Воронова О. В. Поле жизни. — Мурманск, 1995.

Воронова О. В. Ялла. Жизнь. — Мурманск, 1989.

Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1992.

Керт Н.М. Там, где ночует солнце // Север. 1991. № 11.

Киселев А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, эко­номика, культура. Мурманск, 1987.

Красовская Ю. Е., Балашов Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1989.

Кольский край в литературе / Сост. В. Н. Шейнкер. Мурманск, 1992.

Колычев Н. Мур-МАНчанка: Стихи для детей. - Мурманск: Издательство «Добросмысл». – 2009.

Коновалов Л.К. Как камни облака. Стихи.-Апатиты: Издательство МУП «Полиграф», 2000.-32с.

Меркурьев И. С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1979.

Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л.: Наука, 1978. Мурман - край Российский / Сост. Сорокажердьев. М.: Совре­менник, 1985.

Мурманский берег. Литературный альманах. Мурманск, 1998, № 4.

Пантелеева Л. Т. Ради жизни на Земле. Мурманск: Кн. изд-во, 1985.

Пантелеева Л. Т. С любовью к родному краю. Мурманск, 1998.

Пантелеева Л.Т. Урок литературы – дело творческое: Национально-региональный компонент: Литература Кольской земли в школьном изучении: Методическое пособие для учителей. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.

Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. Мурманск, 1994.

Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общест­венно-полит, альманах . Мурманск, 2001-2016гг.

Саамские сказки / Под ред. Г. М. Керта. Мурманск, 1980.

Сказки Терского берега Белого моря / Сост. Д. М. Балашов. Л.: Наука, 1990.

Сказки поморов Мурманской области / Сост. И. С. Меркурьев. СПб, 1997.

Симонов К. Мурманское направление. Мурманск: Кн. изд-во, 1992.

Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки/ Обраб. Для детей Е. Пация. – Мрманск: Кн. изд-во, 1990. – 112с.

Ушаков Ю. «Цветок Хибин»: поэтический сборник: Петрозаводск, 1997. – 254с.

Халдей Е. От Мурманска до Берлина. Мурманск, 1984.

Этих дней не смолкнет слава / Сост. В. В. Дранишников. Мур­манск, 1995.

Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. Записки этнографа. – М., 1992.

Юрьев П. П. Богатырь Ляйне. Саамские сказки. — Мурманск, 1978.

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.