Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Час чтения»
Программа внеурочной деятельности в 5-7 классах
«Час чтения»
Автор-составитель: Кряжева Е.М.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы 468
Выборгского района Санкт-Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Контроль читательской деятельности учащихся
Список литературы для 5 класса
Список литературы для 6 класса
Список литературы для 7 класса
Планируемы результаты освоения курса
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Календарно-тематическое планирование 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, программы среднего общего образования по литературе.
Час чтения – время, отведенное в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.
Программа курса предусматривает изучение произведений, включенных в список «100 книг для самостоятельного чтения» и других произведений признанных детских писателей.
Данный курс обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших средств воспитания духовно-нравственной личности.
Цель программы: сформировать у учащихся интерес к книге, стойкую привычку к самостоятельному чтению, воспитание грамотного компетентного читателя.
Задачи программы:
-развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
-выработка привычки к вдумчивому чтению;
-развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Программа предусматривает проведение библиотечных уроков и экскурсии в библиотеки, просмотр кинофильмов, снятых по изучаемым произведениям, и обсуждение их.
Место курса «Час чтения» в учебном плане.
Образовательная область – филология.
Количество часов в неделю – 1
Количество часов на учебный год – 35.
КОНТРОЛЬ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Одним из форм контроля и руководства чтением является «Дневник читателя».
«Дневник читателя» - это рабочая тетрадь для самоконтроля читательской деятельности ученика. Заполняется дневник учащимися самостоятельно, но под руководством педагога и проверяется учителем 1 раз в месяц. Дневник содержит обязательные графы для заполнения:
Список рекомендованной литературы.
Отчет о прочитанном (оформляется в виде таблицы, содержит графы: № п/п, автор и название, основная тема и сюжет, впечатления о прочитанном.)
Задания для словарной работы.
Творческие задания для деятельности после прочтения книги по желанию ученика (рисунки, поделки, электронные презентации, кроссворды, викторины, эссе и т.д.). Творческие работы выполняются в самом дневнике или в виде приложения к нему к нему.
1 раз в четверть проводится выставка лучших «Дневников читателя» с выполненными творческими заданиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА
1. Н. Кун «Мифы Древней Греции».
2. Русские народные сказки «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Мудрая дева»
3. Сказки народов мира: итальянская сказка «Волшебное кольцо», шведская сказка «Замухрышка»
4. Былины: «СтаврГодинович», «Соловей Будимирович»
5. Бажов П.П. «Уральский рассказы»
6. Булычев К. «Приключения Алисы»
7. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
8. Драгунский В. «Денискины рассказы»
9. Л. А. Кассиль «Рассказ об отсутствующем».
10. Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
11. Шварц Е. «Дракон»
12. Андерсен Х.К. «Сказки»
13. Дефо Д. «Робинзон Крузо»
14. Твен М. «Приключения Гекельберри Финна»
15. Гумилев «Мик» Африканская поэма
16. Дж. Барри «Питер Пэн»
17. Р. Киплинг «Книга Джунглей»
18. В.П. Крапивин «Летящие сказки»
19. А.Г. Алексин «Повести о дружбе и любви»
20. В.П. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу!»
21. Ф.А. Искандер «Детство Чика»
22. Ю.И. Коваль «Алый»
23. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
24. К. Льюис «Лев, колдунья и волшебный шкаф»
25. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
26. В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»
27. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса дикими гусями»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 6 КЛАССА
1. Е. Носов «Кукла»
2. К. Паустовский«Тёплый хлеб»
3. Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
4. Ю. Яковлев «А Воробьев стекла не разбивал».
5. О.И. Ларькина "Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком"
6. А. Гайдар «Тимур и его команда»
7. К. Станюкович «Максимка»
8. В.П. Катаев В.П. «Сын полка»
9. Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
10. Крапивин В.П. «Оруженосец Кашка»
12. Лондон Д. «Белый Клык»
13. Ч. Айтматов «Белый пароход»
14. А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
15. Соломатов А. « Тайна зеленой планеты»
16. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
17. В.К. Железников «Чудак из 6 Б»
18. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
19. Свифт «Путешествие Гулливера»
20. О. Генри «Вождь краснокожих»
21. Дж. Родари «Сказки по телефону»
22. Губарев «Королевство Кривых зеркал».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
1. Грин А. «Словоохотливый домовой»
2. Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев»
3. братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
4. Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
5. Беляев А.Р. «Человек-амфибия»
6. Васильев Б. «А зори здесь тихие...»
7. Верн Ж. «Пятнадцатилетний капитан»
8. Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
9. Дюма А. «Три мушкетера»
10. Железников В.К. «Чучело»
11. Мурашова В.К. «Класс коррекции»
12. Толкиен Д.Р.Р. «Хоббит»
13. Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ»
14. Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря»
15. В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер»
16. Осеева В.А. «Динка прощается с детством»
17. О. Уайльд «Мальчик-Звезда»
18. В. Скотт «Айвенго»
19. М. Рид «Всадник без головы»
20. Р. Брэдбери «Ржавчина»
21. И. Ефремов «На краю Ойкумены»
22. Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны»
23. Г. Мартынов «Каллисто»
24. Г. Уэллс «Человек-невидимка»
25. Куприн «Изумруд»
26. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
27. Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев»
28.В.Г.Короленко «Дети подземелья»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ученик получит возможность научиться:
- Ориентироваться в мире художественной литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы.
-Определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей.
- Писать отзыв о прочитанной книге.
- Создавать собственные творческие работы.
- Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений.
- Анализировать литературные произведения разных жанров.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСЫ ЧТЕНИЯ 5 КЛАСС
№ урока |
Тема |
Дата |
Кол-во часов |
Цели и задачи занятия |
Словарь |
Примечания |
1 |
Книга, о которой хочется рассказать |
|
1 |
-Изучение читательской позиции школьников -Уметь кратко пересказывать сюжет. -Уметь самостоятельно работать с художественными произведениями. |
Сюжет, тема, идея, образ |
Написание эссе на предложенную тему |
2-3 |
Н. Кун «Мифы Древней Греции». |
|
2 |
-Познакомить детей с античными мифами, рассказывающими о происхождении мира и богов. -Прочитать миф о появлении на Земле Зевса, его жизни, борьбе и победах. |
Хаос, мифология, античные мифы, боги, нимфы
|
|
4-5 |
Русские народные сказки: «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Мудрая дева» |
|
2 |
-Формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа. -Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества. -Формирование представлений о ценностях русского народа. |
кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться |
|
6-7 |
Сказки народов мира. итальянская сказка «Волшебное кольцо», шведская сказка «Замухрышка» |
|
2 |
-Знакомство со сказками народов мира. -Сравнить сказку итальянскую с русской. Учить находить в них общее и различия. -Развивать интерес к чтению сказок. -Учить детей сравнивать содержание сказок народов мира, делать самостоятельно выводы. -Развивать мышление, речь, обогащать словарь. |
Странствовать, коромысло, сальдо, коварная изменница. Фляга, латы, тролль |
Сравнение сказок |
8-9 |
Былины СтаврГодинович», Соловей Будимирович» |
|
2 |
-Познакомить учащихся с былинами разных циклов. -Развивать умение «сказывать» былины.
|
Ракита, ключники, сени, сватанье |
|
10 |
Бажов П.П. «Уральские сказки» |
|
1 |
-Развивать интерес у детей к чтению сказок П. Бажова. -Чтение авторских сказок, сравнение с русскими народными, что в них сказочного, а что могло быть на самом деле. |
Малахит, дивиться, лазоревка, мудровать, в забое, штольня |
|
11 |
Булычев К. «Приключения Алисы» |
|
1 |
-Познакомить учащихся с творчеством писателя-фантаста К. Булычёва. -Познакомить учащихся с историей написания повести. -Воспитание интереса к произведениям жанра фантастика. |
Фантазия, фантастика, Атлантида |
|
12 |
Андерсен Х.К. «Сказки» |
|
1 |
-Формировать у учащихся представление о своеобразии художественного мира Андерсена-сказочника; о событиях его жизни, повлиявших на выбор замысла сказок. -Создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
сказка, жанр, литературная сказка |
|
13 |
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» |
|
1 |
-Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя. -Развить умение давать характеристику героям. -Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге. |
|
|
14 |
Драгунский В. «Денискины рассказы» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Выяснить какими качествами обладает настоящий друг. -создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
Фантомас, на злобу дня, лапта, марципаны. |
|
15-16 |
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Учить давать оценку поступкам героев. -Воспитать чувство дружбы, товарищества создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
Широта, долгота, Старый свет, рестеадоры, пампасы |
«Познания и странствия неотделимы друг от друга». К. Паустовский |
17 |
Л. А. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». |
|
1 |
-Познакомить с произведением о Великой Отечественной войне, с подвигами, взрослых и детей в то нелёгкое время. - Учить давать оценку поступкам героев. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки; |
Адъютант, окольный путь, миномет, малец, припадочный |
|
18 |
Лагин Л. «Старик Хоттабыч» |
|
1 |
-Познакомить с биографией писателя, с историей написания произведения. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
Джинн, Ковер-самолет
|
|
19 |
Дефо Д. «Робинзон Крузо» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Уметь пересказывать эпизод. -Формирование интереса к чтению и изучению литературы. -Расширение кругозора учащихся за счет межпредметных связей (география, биология, история). |
Парусина, шифоньерка, землетрясение |
|
20 |
Шварц Е. «Дракон» |
|
1 |
-Познакомить с биографией писателя -Чтение по ролям. -Познакомить учащихся с особенностями чтения пьес. |
«убить дракона в себе» |
|
21 |
Гумилев «Мик» Африканская поэма |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Познакомить учащихся с «Африканским циклом» стихотворений поэта. - Развивать интерес к поэзии.
|
Абиссинцы, павиан, консул, Южный Крест |
|
22 |
Дж. Барри «Питер Пэн» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Знакомство с историей написания произведения. -Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге. |
Фея, пират, краснокожие. |
|
23 |
В.П. Крапивин «Летящие сказки» |
|
1 |
-Знакомство с биографией автора. -Познакомить учащихся с книгой о настоящей дружбе и необыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах. |
Карронад |
|
24-25 |
А.Г. Алексин «Повести о дружбе и любви» |
|
2 |
-Познакомить с биографией писателя. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
|
|
26 |
В.П. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу!» |
|
1 |
-Познакомить с биографией писателя. -Показать детям, насколько важна профессия учителя в современном мире. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
|
http://litfile.net/web/478204/423000-424000 |
27 |
Р. Киплинг «Книга Джунглей» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Знакомство с историей написания произведения. -Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге. |
|
|
28 |
Ф.А. Искандер «Детство Чика» |
|
1 |
-Показать своеобразие Ф. Искандера как писателя -Формировать умение переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни, умение характеризовать героя, определять разницу между юмором и иронией, развивать воображение, обогащать словарный запас учащихся. -Пробудить интерес к творчеству Ф. Искандера, воспитывать позитивное отношение к жизни. |
Юмор, ирония |
|
29 |
Ю.И. Коваль «Алый» |
|
1 |
-Прививать интерес к чтению произведений о животных, их повадках, приобретенных умениях. -Развить умение давать характеристику героям. -Воспитать чувство дружбы, товарищества.
|
Пограничник, застава |
|
30-31 |
К. Льюис «Лев, колдунья и волшебный шкаф» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя. -Прививать интерес к чтению произведений жанра фантастика. создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
Фавн, рахат-лукум, плотина. |
|
32 |
Твен М. «Приключения Гекельберри Финна» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Определение особенностей романа Марка Твена. -Развитие навыков краткого сюжетного пересказа и выразительного чтения. |
Приключения, доброта, писатель |
«…Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн»… Ничего равного ей не создано с тех пор». Эрнест Хемингуэй |
33
|
С. Лагерлеф «Путешествие Нильса дикими гусями» |
|
1 |
-Познакомить учащихся с биографией писателя. -Познакомить учащихся с историей создания книги. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
|
|
34 (резервный урок) |
В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Учить анализировать произведение, давать характеристику героям, оценивать героев и выражать свое отношение. -Развивать речь, память, внимание учащихся. |
Чертополохи, четырёхгранный, звериная мелкота, ярость, встрепенулась |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «ЧАС ЧТЕНИЯ» 6 КЛАСС
№ урока |
Тема |
Дата |
Кол-во часов |
Цели и задачи |
Словарь |
Примечания |
1 |
Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах» |
|
1 |
- Знакомство с жизнью первопечатника Ивана Федорова; - Уметь кратко пересказывать сюжет, выделяя главное; -Воспитывать интерес к книге, к жизни выдающихся людей, чувство ответственности за свое дело. |
Друкарь, буквица.типография. |
Устный рассказ |
2 |
Книга, о которой хочется рассказать |
|
1. |
-Изучение читательской позиции школьников. -Уметь кратко пересказывать сюжет. -Уметь самостоятельно работать с художественными произведениями. |
Сюжет, тема, идея, образ |
Написание эссе на предложенную тему |
3 |
Посещение школьной библиотеки. Знакомство с фондом. |
|
1. |
-Знакомство с фондом школьной библиотеки. - Воспитание интереса к чтению -Развитие познавательных интересов учащихся.
|
Абонент |
Устный отзыв о посещении библиотеки. |
4 |
Сказки народов России |
|
1 |
-Формирование навыка работы с иллюстрациями и лексикой, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа. -Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества. -Формирование представлений о ценностях русского народа |
«Вечные» ценности |
Работа с иллюстрациями Васнецова, Билибина.и др. |
5 |
Короленко В.Г. «Слепой музыкант» |
|
1 |
-Знакомство, с биографией писателя, с историей написания произведения. -Воспитание чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой. |
Дворяне, Гарибальди, «искать правду» |
|
6 |
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 1.
|
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. |
Гуттаперчевый |
Кинофильм |
7 |
К. Станюкович «Максимка» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения; Формирование представлений о жизни детей в дореволюционной России. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. |
Корвет, работорговцы, матрос, юнга |
|
8-9 |
В.К. Железников «Чудак из6 Б» |
|
2 |
-Познакомить с биографией писателя. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках; -Формирование способности понимать истинную сущность человека. |
Рассказ |
Киносценарий |
10 |
Е. Носов «Кукла» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с рассказом; Воспитание доброго отношения к людям старшего поколения и их памяти; |
|
|
11 |
К. Паустовский «Тёплый хлеб» |
|
1. |
-Формирование читателя, способного увидеть характерные черты героев. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду. -Расширение словарного запаса учащихся. |
Ходули, охлаждение сердца, мороз стрясся, пронзительный ветер, сплоченность, подаяние |
Викторина |
12-13 |
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя, с произведение о войне и историей написания произведения. -Расширить знания детей о Великой Отечественной войне. -Учить давать оценку поступкам героев. |
Партизаны |
Развернутый ответ на вопрос |
14-15 |
Ю. Яковлев «А Воробьев стекла не разбивал», «Баваклава» |
|
2. |
-Знакомство с биографией писателя и произведением. -Способствовать развитию читательской самостоятельности учащихся, развивать читательский интерес, кругозор учащихся. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках.
|
Оружейник, гимнаст, зверинец |
Отзыв |
16 |
О.И. Ларькина "Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком" |
|
1. |
-Знакомство с биографией писателя и произведением; -Формирование читателя, способного увидеть характерные черты героев. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. |
Приключение |
Тест |
17-18 |
Гайдар А. «Тимур и его команда» |
|
2. |
-Знакомство с биографией писателя. -Учить анализировать произведение, давать характеристику героям, оценивать героев и выражать свое отношение. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. |
Полковник, красноармейцы, конфронтация |
Кинофильм и обсуждение |
19-20 |
Катаев В.П. «Сын полка» |
|
2. |
-Познакомить с произведением о Великой Отечественной войне, с подвигами, взрослых и детей в то нелёгкое время. -Учить давать оценку поступкам героев. -Уметь давать характеристику образа. -Роль эпиграфа в понимании текста |
Разведчик, сын полка, тыл, блиндаж, батальон |
Иллюстрации |
21-22 |
Крапивин В.П. «Оруженосец Кашка» |
|
2. |
-Знакомство с историей написания повести. -Познакомить учащихся с книгой о настоящей дружбе и необыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. |
Оруженосец, турнир, лучники |
|
23-24 |
Ч. Айтматов «Белый пароход» |
|
2. |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер. -Формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово. |
Заповедный кордон, маралы, браконьеры |
Киносценарий |
25-26 |
А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя и произведением; -Воспитание интереса к произведениям жанра научной фантастики. - Формирование умения различать отрицательное и положительное в человеке. |
Фантастика |
Кроссворд |
27-28 |
В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» |
|
2 |
Знакомство с биографией писателя, с историей написания книги. -Выяснить какими качествами обладает настоящий друг. -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
«Вечные» темы |
|
29 |
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
|
2. |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Сформировать умение работать с книгами приключенческой литературы. -Прививать учащимся любовь к фантастическим произведениям.
|
Сатира, манифест, гипербола |
|
30-31 |
А. Саломатов « Тайна зеленой планеты» |
|
2. |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Учить давать оценку поступкам героев. -Воспитать чувство дружбы, товарищества создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки.
|
Робинзонада, подводная лодка, парусник, колонист |
Отзыв |
32 |
Лондон Д. «Белый Клык» |
|
1 |
-Знакомство с биографией автора. -Прививать интерес к чтению произведений о животных, их повадках, приобретенных умениях. -Развить умение давать характеристику героям. |
|
|
33-34 |
О. Генри. «Вождь краснокожих» |
|
1. |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Проанализировать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих» с точки зрения использования художественных приемов для создания эффекта комического. |
Гипербола, юмористические сравнения, непредсказуемый финал |
Тест |
35 |
Дж. Родари «Сказки по телефону» |
|
1 |
- Знакомство с биографией писателя. -Воспитание интереса к литературе других народов. |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «ЧАС ЧТЕНИЯ»
7 КЛАСС
№ урока |
Тема |
Дата |
Кол-во часов |
Цели и задачи |
Словарь |
Примечание |
1 |
Книга, о которой хочется рассказать |
|
1 |
-Изучение читательской позиции школьников -Уметь кратко пересказывать сюжет. -Уметь самостоятельно работать с художественными произведениями. |
Сюжет, тема, идея, образ |
Написание эссе на предложенную тему |
2 |
Верн Ж. «Пятнадцатилетний капитан» |
|
1 |
-Познакомить учащихся с историей написания произведения. -Расширить знания учащихся о морском деле. -Воспитать чувство дружбы, товарищества -Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
Щхуна-бриг, энтомолог, цеце, широта и долгота |
|
3 |
Грин А. «Словоохотливый домовой» |
|
1 |
-Знакомство с историей написания произведения. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки.
|
Кольцевая композиция, джеттатура |
|
4 |
Ильф И., Петров Е. «Двенадцать стульев» |
|
1 |
-Знакомство с биографией авторов. -Прививать интерес к чтению произведений жанра авантюрно-приключенческого романа. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. |
«Союз меча и орала», совработник, гидропресс |
|
5-6 |
Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста» |
|
2 |
-Знакомство с биографией автора, с историей написания книги. -Помочь ученикам осознать содержание произведения, его идейно-художественные особенности. -Воспитывать гуманистическое мировосприятие, уважение к морально-этическим ценностям человечества. |
Работный дом, карманник, аристократия |
|
7 |
Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателей, с историей написания произведения. -Воспитать чувство дружбы, товарищества создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки. |
ИЗНАКУРНОЖ, транслятор, НИИЧАВО, автоклав. |
|
8 |
Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Познакомить с жизнью девочки. -Рассмотреть ее зарождающиеся отношения с мальчиком. Обратить внимание учащихся на чистоту этих отношений. |
Тунгус, нарты, нанайцы, |
«Книга Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» — это полная света, прозрачная поэма о любви между девочкой и мальчиком». К. Паустовский |
9-10 |
Дюма А. «Три мушкетера» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведений. -Дать понятие историко-приключенческий роман, его особенности. -размышление о характере человека, его нравственных качествах. -умение давать характеристику герою, составлять психологический портрет героя, внимание к детали как средству создания характера. |
Гасконец, гвардейцы, кардинал, клеймо |
|
11 |
Беляев А.Р. «Человек-амфибия» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Прививать учащимся любовь к фантастическим произведениям. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. |
Епископ, атрофия, «морской дьявол» |
|
12-13 |
Васильев Б. «А зори здесь тихие...» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Расширить знания детей о Великой Отечественной войне. -Познакомить с произведением о Великой Отечественной войне, посвященным теме женщины на войне. -Учить давать оценку поступкам героев. |
Зенитчики, самоволка, диверсанты |
|
14 |
Алексин А. «Домашнее сочинение» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. - Определение понятия «память». -Умение составлять характеристику героя. |
Домашняя библиотека |
|
15 |
Железников В.К. «Чучело» |
|
1 |
-Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. -Умение сопереживать и чувствовать боль других людей. -Воспитывать в себе чувство собственного достоинства. |
Антигерой, чудак, бойкот |
|
16 |
Мурашова В.К. «Класс коррекции» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Научить детей толерантности по отношению у тем, кто слабее. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. |
Милосердие, сострадание. |
|
17 |
Стивенсон Р.Л. «Остров сокровищ» |
|
1 |
- Знакомство с жизнью и творчеством Р.Л. Стивенсона, с историей создания его знаменитой книги «Остров сокровищ». - Развитие устной речи учащихся, умения анализировать прочитанное произведение. - Воспитание любви к слову, книгам. |
Пират, люггер, сквайр, шлюпка |
|
18 |
Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря» |
|
1 |
-Знакомство с историей написания повести. -Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. -Расширить знания учащихся о жизни северных народов. |
Судьба, любовь, слово |
|
19 |
О. Уайльд «Мальчик-Звезда» |
|
1 |
-Формирование: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки. -Создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
|
Гордыня, жестокость, доброта |
|
20 |
В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер» |
|
1 |
-Знакомство с историей написания повести. -Познакомить учащихся с книгой о настоящей дружбе и необыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах. |
Фрегат, фламинго, дружба |
|
21 |
Осеева В.А. «Динка прощается с детством» |
|
1 |
-Знакомство с историей написания произведения. -Раскрыть на примере текста тему дружбы. -Развивать аналитические и творческие способности учащихся. -Формировать у них чувство совестливости. |
Баржа, «политические», революционер, прокламации, шпик. |
|
22 |
Г. Уэллс «Человек-невидимка» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Познакомить учащихся с жанром социально-философского романа. -Привить интерес к чтению книг жанра научная фантастика. |
Сверхчеловек, альбинос, злой гений |
|
23 |
И. Ефремов «На краю Ойкумены» |
|
1 |
-Знакомство с биографией автора, с историей написания книги. -Расширить знания учащихся о культуре Древнего Египта. -Расширить знания учащихся о культуре Древней Греции Эгейского периода. |
Фараон, жрец, финикийцы, работорговцы. |
|
24 |
Г. Мартынов «Каллисто» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Знакомство с историей написания произведения. -Привить интерес к чтению книг жанра научная фантастика. |
Каллисто, пришельцы, коммунизм |
|
25 |
М. Рид «Всадник без головы» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Развитие способности учащихся к общению, умозаключению; развитие аналитического мышления при анализе прочитанной книги. |
Плантатор, военный форт, гауптвахта, мустангер |
|
26 |
Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо» |
|
1 |
-Знакомство с биографией автора, с историей написания книги. -Прививать интерес к чтению произведений о животных, их повадках, приобретенных умениях. -Воспитать духовную культуру читателя |
Шотландский сеттер, ложь, жестокость |
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми». Г.Н. Троепольский |
27 |
В. Г. Короленко «Дети подземелья» |
|
1 |
-Знакомство с историей написания произведения. - Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора» - Формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание. |
Несправедливость, сострадание, благородство. |
|
28-29 |
Ф. Купер «Зверобой, или Первая тропа войны» |
|
2 |
-Знакомство с биографией автора, с историей написания книги. -Расширить знания учащихся о культуре индейских племен. -Расширить знания учащихся об истории колонизации Северной Америки. |
Индейцы, колонизаторы, могиканин, скальп |
|
30 |
А. Куприн «Изумруд» |
|
1 |
-Знакомство с биографией писателя. -Прививать интерес к чтению произведений о животных, их повадках, приобретенных умениях. -Воспитать духовную культуру читателя. |
|
|
31-32 |
В. Скотт «Айвенго» |
|
2 |
-Знакомство с биографией писателя, с историей написания произведения. -Расширить знания учащихся об истории Шотландии и Англии 12-13 веков. |
Крестовый поход, рыцарь-храмовник, пилигрим |
|
33-34 |
Л. Пантелеев «Ленька Пантелеев» |
|
1 |
-Знакомство с биографией автора. -Знакомство с укладом жизни детей во время Революции и гражданской войны. -Вызвать у учащихся интерес к чтению произведений об их сверстниках. |
Революция, Гражданская война, РКСМ |
|
35
|
Р. Брэдбери «Ржавчина» |
|
1 |
-Познакомить с биографией писателя, с историей написания произведения. -Привить интерес учащихся к чтению произведений жанра «фантастика». |
Полковник, сержант, ржавчина |
|