Программы объединения дополнительного образования «Литературный клуб «Вдохновение»»
Краснодарский край город Сочи
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 48 г. Сочи
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___29.08__ 2016 года протокол № 1
Председатель Т.В. Михайлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности гуманитарно-эстетического и профориентационного направления, работы с одаренными детьми
Литературного клуба «Вдохновение»
Уровень образования (класс) _________основное общее____7-9 классы______
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов ____34 (1 раз в неделю)_____
Учитель ___Кошикова Марина Евгеньевна_______________________
Программа разработана в соответствии и на основе ___________
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Партнеры в реализации программы:
НОУ «Академический колледж, г. Сочи;
«Международный инновационный университет» г. Сочи;
Районная детская библиотека Адлерского района г.Сочи;
Родительская общественность;
Творческая интеллигенция г. Сочи.
Пояснительная записка
Программа работы объединения учащихся «Литературного клуба «Вдохновение» для 7-9 классов МОУ (с привлечением и тесным взаимодействием студентов «Академического колледжа» г.Сочи и Международного Инновационного Университета
г. Сочи, а также в сотрудничестве с Районной детской библиотекой) разработана в соответствии с:
- Закон РФ «Об образовании» (2013 г.), (ст. 32);
- Уставом МОУ ООШ №48;
- Уставом НОУ «Академический колледж»;
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей, Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
- УМК издательства «Русское слово» по истории и литературе (с том числе серии «Детская классика», «В помощь школе», «Школьная историческая библиотека»).
Цели:
- создание системы творческого развития учащихся через поэтическое творчество одаренных детей;
- формирование языковой среды на основе использования лучших образцов русской литературы и русского литературного языка;
- достижение эффективности межнационального диалога в условиях многонационального населения;
Задачи: Формировать у детей через творческую групповую и индивидуальную деятельность следующие УУД:
Личностные:
- Уважение к истории, культурным и историческим литературным памятникам.
Познавательные:
- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;
- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
Коммуникативные:
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- Умение работы в группе.
Регулятивные:
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе ориентиров указанных учителем в творческой и проектной деятельности;
Воспитательные задачи
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
- воспитание патриотизма через соприкосновение с миром классической русской литературы;
Развивающие задачи
- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
- формирование у школьников положительной мотивации к обучению и чтению российской художественной литературы;
- знакомство с творчеством современных поэтов Краснодарского края и РФ.
Данная авторская программа дополнительного образования разработана с целью реализации внеурочной деятельности по предмету, дополнения к урокам литературы и истории, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.
Занятия по программе позволят учащимся и студентам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов великих поэтов России и зарубежья. (Подростки познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т.д.); развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок; обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать; обеспечить участие в творческих праздниках, мероприятиях в ОУ общего и средне-специального образования.
В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» молодого человека, самопознанию личности.
Новаторство этой программы и уникальность заключается в том, что в рамках работы клуба осуществляется преемственность поколений трех ступеней образования (общего, средне-профессионального и высшей), и тесное взаимодействие с Районной детской библиотекой Адлерского района. Студенты, посещая школу, проводят для учащихся 7-9 классов поэтические вечера, заседания, делятся своим опытом в написании литературных произведений. А ученики, поощренные и вдохновленные ими, делают первые шаги на поэтическом поприще и под руководством опытного педагога учатся это делать профессионально.
В рамках работы клуба «Вдохновение» кроме творческого развития детей, привития любви к русской и национальной литературе, осуществляется и профориентационная работа, и работа с одаренными детьми, и межнациональное взаимодействие детей и учителей разных национальностей. На вечера и встречи с интересными творческими людьми приглашаются и родители. А это способствует развитию родительско-детских отношений и укреплению института семьи.
Универсальность такого рода работы, взаимный интерес и дружба всех партнеров делает эту работу не только многогранной и полезной, но и всесторонне интересной и перспективной для всех ступеней образования.
Привлечение родителей к организации работы клуба, учеников общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей, учителей и работников библиотек расширяет круг знатоков русской литературы и любителей книги, осуществляет взаимодействие нескольких возрастных и социальных групп.
Данную программу можно реализовывать и расширять в течение нескольких лет и привлекать к этой работе новых партнеров (Учреждения культуры и общественные организации, детские дома, дошкольные учреждения).
Программа легко адаптируется к любому типу образовательного учреждения для ведения интенсивной и продуктивной внеурочной деятельности по пропаганде чтения и любви к русскому языку и литературе.
Содержание программы
Теоретическая часть
1 час. Введение. Значение поэзии в русской литературе и культуре.
1 час. Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.
1 час. Краеведение. Пушкин и Лермонтов на Кавказе. Влияние Кавказского колорита на тематику их творчества.
1 час. Краеведение. Поэты и писатели Кубани. Современные поэты России.
2 часа. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая.
Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.
1 час. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
1 час. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.
3 часов. Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.
4 часа. Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.
2 часа. Творческие встречи с поэтами и исполнителями г.Сочи.
1 час. Участие в литературном конкурсе «Дебют».
А также программа включает:
- Экскурсии;
- театрализованные представления и этно фестивали (исполнение литературных произведение на национальных языках учащихся);
- проведение литературных вечеров на базе трех учебных заведений (основного, средне-специального и высшего образования);
организацию конкурсов
- на лучшее тематическое стихотворение;
- на лучшего чтеца собственного стихотворения;
- на лучшее посвящение к юбилею поэта;
- на лучший макет собственных сборников стихов;
- на звание «Мисс-поэзия»;
- на лучший альманах, посвященный творчеству поэта;
- участие в городских, районных и краевых литературных конкурсах и этно фестивалях;
- публикации в интернет ресурсах: www.stihi.ru, www.proza.ru
- публикации в академическом журнале.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения (№ недели) |
1 |
Место и значение поэзии в русской литературе и культуре. |
1 |
1 |
2 |
Участие в конкурсе «Будни лесника» Написание стихотворных поздравительных открыток. |
1 |
2 |
3 |
Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов. |
1 |
3 |
4 |
Участие в конкурсе стихов ко Дню учителя. |
1 |
4 |
5 |
3 октября – Есенинский праздник поэзии. |
1 |
5 |
6 |
Краеведение. Пушкин и Лермонтов на Кавказе. Влияние Кавказского колорита на тематику их творчества. |
1 |
6 |
7 |
Участие в экологической неделе, посвященной Дню защиты животных (04.10). Написание эссе, рассказов, повестей, посвященных животным. |
1 |
7 |
8 |
Краеведение. Поэты и писатели Кубани. Современные поэты России. |
1 |
8 |
9 |
Праздник, посвященный 60ти-летию детского юмористического журнала «Веселые картинки» (1956) |
1 |
9 |
10 |
Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа. |
2 |
10-11 |
12 |
Литературно-музыкальный рождественский вечер с участием певицы Романовой Л.К. |
1 |
12 |
13 |
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. |
1 |
13 |
14 |
Литературный вечер, посвященный Дню рождения поэта Эдуарда Асадова. |
1 |
14 |
15 |
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. |
1 |
15 |
16 |
Этно фестиваль театрализованных постановок на родном национальном языке, посвященный Международному дню солидарности людей (20 декабря). |
1 |
16 |
17 |
Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий |
4 |
17-20 |
18 |
Проведение литературного конкурса, посвященного Весенней неделе добра. |
1 |
21 |
19 |
Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам. |
5 |
22-26 |
20 |
Проведение праздника русского романса. |
1 |
27 |
21 |
Проведение литературного вечера «Стихи, опаленные порохом…» (посвященного поэтам ВОВ) |
1 |
28 |
22 |
Творческие встречи, вечера, посвященные памятным датам. |
4 |
29-32 |
23 |
Участие в литературно-краеведческом конкурсе «Дебют» и городском литературном конкурсе на базе Районной детской библиотеки. |
2 |
34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Знать:
- основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих русских поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим городом и краем.
Уметь:
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Продуктом деятельности литературного клуба является публикации в «Академическом журнале», издание альманаха "Вдохновение", создание макетов собственных сборников стихов, публикации на интернет ресурсах, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение,1991
3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
7. Д.А.Белоусов. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М.«Просвещение», 1987.
8. Серии книг для детей издательства «Русское слово» по истории и литературе (с том числе серии «Детская классика», «В помощь школе», «Школьная историческая библиотека»).