Программы объединения дополнительного образования «Литературный клуб «Вдохновение»»

1
0
Материал опубликован 8 December 2017 в группе

 

Краснодарский край город Сочи

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 48 г. Сочи

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ___29.08__ 2016 года протокол № 1

Председатель Т.В. Михайлова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности гуманитарно-эстетического и профориентационного направления, работы с одаренными детьми

Литературного клуба «Вдохновение»

Уровень образования (класс) _________основное общее____7-9 классы______

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов ____34 (1 раз в неделю)_____

Учитель ___Кошикова Марина Евгеньевна_______________________

Программа разработана в соответствии и на основе ___________

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Партнеры в реализации программы:

НОУ «Академический колледж, г. Сочи;

«Международный инновационный университет» г. Сочи;

Районная детская библиотека Адлерского района г.Сочи;

Родительская общественность;

Творческая интеллигенция г. Сочи.

Пояснительная записка

Программа работы объединения учащихся «Литературного клуба «Вдохновение» для 7-9 классов МОУ (с привлечением и тесным взаимодействием студентов «Академического колледжа» г.Сочи и Международного Инновационного Университета

г. Сочи, а также в сотрудничестве с Районной детской библиотекой) разработана в соответствии с:

- Закон РФ «Об образовании» (2013 г.), (ст. 32);

- Уставом МОУ ООШ №48;

- Уставом НОУ «Академический колледж»;

- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей, Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);

- УМК издательства «Русское слово» по истории и литературе (с том числе серии «Детская классика», «В помощь школе», «Школьная историческая библиотека»).

Цели:

 

 

- создание системы творческого развития учащихся через поэтическое творчество одаренных детей;

 

- формирование языковой среды на основе использования лучших образцов русской литературы и русского литературного языка;

- достижение эффективности межнационального диалога в условиях многонационального населения;

Задачи: Формировать у детей через творческую групповую и индивидуальную деятельность следующие УУД:

Личностные:

- Уважение к истории, культурным и историческим литературным памятникам.

Познавательные:

- приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и зарубежных поэтов;

- развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;

Коммуникативные:

- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- Умение работы в группе.

Регулятивные:

- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе ориентиров указанных учителем в творческой и проектной деятельности;

Воспитательные задачи

- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

- воспитание патриотизма через соприкосновение с миром классической русской литературы;

Развивающие задачи

- актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;

- формирование у школьников положительной мотивации к обучению и чтению российской художественной литературы;

- знакомство с творчеством современных поэтов Краснодарского края и РФ.

Данная авторская программа дополнительного образования разработана с целью реализации внеурочной деятельности по предмету, дополнения к урокам литературы и истории, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.

Занятия по программе позволят учащимся и студентам, проявившим склонность к поэтическому творчеству, учиться создавать стихотворения на примере образцов великих поэтов России и зарубежья. (Подростки познакомятся с теоретическими знаниями стихосложения: стихотворным размером, рифмой, строфой и т.д.); развивать те творческие возможности, которыми располагает ребенок; обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать; обеспечить участие в творческих праздниках, мероприятиях в ОУ общего и средне-специального образования.

В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» молодого человека, самопознанию личности.

Новаторство этой программы и уникальность заключается в том, что в рамках работы клуба осуществляется преемственность поколений трех ступеней образования (общего, средне-профессионального и высшей), и тесное взаимодействие с Районной детской библиотекой Адлерского района. Студенты, посещая школу, проводят для учащихся 7-9 классов поэтические вечера, заседания, делятся своим опытом в написании литературных произведений. А ученики, поощренные и вдохновленные ими, делают первые шаги на поэтическом поприще и под руководством опытного педагога учатся это делать профессионально.

В рамках работы клуба «Вдохновение» кроме творческого развития детей, привития любви к русской и национальной литературе, осуществляется и профориентационная работа, и работа с одаренными детьми, и межнациональное взаимодействие детей и учителей разных национальностей. На вечера и встречи с интересными творческими людьми приглашаются и родители. А это способствует развитию родительско-детских отношений и укреплению института семьи.

Универсальность такого рода работы, взаимный интерес и дружба всех партнеров делает эту работу не только многогранной и полезной, но и всесторонне интересной и перспективной для всех ступеней образования.

Привлечение родителей к организации работы клуба, учеников общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей, учителей и работников библиотек расширяет круг знатоков русской литературы и любителей книги, осуществляет взаимодействие нескольких возрастных и социальных групп.

Данную программу можно реализовывать и расширять в течение нескольких лет и привлекать к этой работе новых партнеров (Учреждения культуры и общественные организации, детские дома, дошкольные учреждения).

Программа легко адаптируется к любому типу образовательного учреждения для ведения интенсивной и продуктивной внеурочной деятельности по пропаганде чтения и любви к русскому языку и литературе.

Содержание программы

Теоретическая часть

1 час. Введение. Значение поэзии в русской литературе и культуре.

1 час. Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов. Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих писателей.

1 час. Краеведение. Пушкин и Лермонтов на Кавказе. Влияние Кавказского колорита на тематику их творчества.

1 час. Краеведение. Поэты и писатели Кубани. Современные поэты России.

2 часа. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

1 час. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

1 час. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

3 часов. Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий.

4 часа. Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

2 часа. Творческие встречи с поэтами и исполнителями г.Сочи.

1 час. Участие в литературном конкурсе «Дебют».

А также программа включает:

- Экскурсии;

- театрализованные представления и этно фестивали (исполнение литературных произведение на национальных языках учащихся);

- проведение литературных вечеров на базе трех учебных заведений (основного, средне-специального и высшего образования);

организацию конкурсов

- на лучшее тематическое стихотворение;

- на лучшего чтеца собственного стихотворения;

- на лучшее посвящение к юбилею поэта;

- на лучший макет собственных сборников стихов;

- на звание «Мисс-поэзия»;

- на лучший альманах, посвященный творчеству поэта;

- участие в городских, районных и краевых литературных конкурсах и этно фестивалях;

- публикации в интернет ресурсах: www.stihi.ru, www.proza.ru

- публикации в академическом журнале.

Календарно-тематическое планирование

п.п.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

(№ недели)

1

Место и значение поэзии в русской литературе и культуре.

1

1

2

Участие в конкурсе «Будни лесника»

Написание стихотворных поздравительных открыток.

1

2

3

Влияние западной поэзии на творчество русских поэтов. Байрон и Пушкин, Лермонтов.

Подражательные ранние стихотворения и становление реализма в творчестве великих поэтов.

1

3

4

Участие в конкурсе стихов ко Дню учителя.

1

4

5

3 октября – Есенинский праздник поэзии. 

1

5

6

Краеведение. Пушкин и Лермонтов на Кавказе.

Влияние Кавказского колорита на тематику их творчества.

1

6

7

Участие в экологической неделе, посвященной Дню защиты животных (04.10). Написание эссе, рассказов, повестей, посвященных животным.

1

7

8

Краеведение. Поэты и писатели Кубани. Современные поэты России.

1

8

9

Праздник, посвященный 60ти-летию детского юмористического журнала «Веселые картинки» (1956) 

1

9

10

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

2

10-11

12

Литературно-музыкальный рождественский вечер с участием певицы Романовой Л.К.

1

12

13

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

1

13

14

Литературный вечер, посвященный Дню рождения поэта Эдуарда Асадова.

1

14

15

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

1

15

16

Этно фестиваль театрализованных постановок на родном национальном языке, посвященный Международному дню солидарности людей (20 декабря). 

1

16

17

Практическая работа по отработке теоретических литературоведческих понятий

4

17-20

18

Проведение литературного конкурса, посвященного Весенней неделе добра.

1

21

19

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам-юбилярам.

5

22-26

20

Проведение праздника русского романса.

1

27

21

Проведение литературного вечера «Стихи, опаленные порохом…» (посвященного поэтам ВОВ)

1

28

22

Творческие встречи, вечера, посвященные памятным датам.

4

29-32

23

Участие в литературно-краеведческом конкурсе «Дебют» и городском литературном конкурсе на базе Районной детской библиотеки.

2

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате реализации программы обучающиеся должны:

Знать:

- основные сведения о жизни и творчестве некоторых великих русских поэтов, а также поэтов, чье творчество связано с нашим городом и краем.

Уметь:

- анализировать поэтические художественные произведения;

- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Продуктом деятельности литературного клуба является публикации в «Академическом журнале», издание альманаха "Вдохновение", создание макетов собственных сборников стихов, публикации на интернет ресурсах, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.

Перечень учебно-методического обеспечения

 

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение,1991

3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Д.А.Белоусов. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М.«Просвещение», 1987.

8. Серии книг для детей издательства «Русское слово» по истории и литературе (с том числе серии «Детская классика», «В помощь школе», «Школьная историческая библиотека»).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.