Рабочая программа по химии для 9 класса по УМК О.С. Габриеляна

0
0
Материал опубликован 25 January 2018 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

по _____________

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

«Утверждено»

Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

_________ /___________________/

Ф.И.О.

_________ /___________________/ Ф.И.О.

_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О.

     

Протокол № __________

От «_____» __________ 2016 г.

От «_____» __________ 2016 г.

Приказ №_____

От «_____» __________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 9 «А» класса

на 2016-2017 учебный год

Учитель: Воронаев Иван Геннадьевич

Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений:

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2011;

а также

Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

Учебник: Габриелян О.С.. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________

Санкт-Петербург, 2016


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.

Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Курс химии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Контрольных работ – 5, практических работ – 6.

Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 2 и 4 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. В курсе 9 класса практические работы проводятся во время изучения тем «Металлы» и «Неметаллы». Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. Тема «Химия и жизнь2 (2 часа) объединены с темой «Органические соединения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

знать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников основной школы определены для каждой темы.


 

Содержание разделов и тем учебного курса

9 класс (2ч в неделю, 68 ч, из них резервное время 4 ч)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Знать:

- периодический закон;

- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Тема 1. Металлы

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать важнейшие катионы

Тема 2. Неметаллы

Знать:

- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;

- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

- качественные реакции на важнейшие анионы.

Уметь:

- объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.

Тема 3. Органические соединения

Знать:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Знать:

важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь характеризовать

- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ.

Уметь определять:

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях;

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

- уравнения химических реакций.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

практ.

работы

контр.

работы

лаборат.

опыты

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

7

 

1

1

2.

Металлы

18

3

1

5

3

Неметаллы

26

3

1

7

4.

Органические соединения

11

 

1

4

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

 

1

 
 

Итого

68

6

5

17

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

_________ /___________________/

Ф.И.О.

 

От «_____» __________ 2016 г.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по химии

Класс 9 «А»

 

Учитель Воронаев Иван Геннадьевич

Количество часов:

всего 68 часов;

в неделю 2часа.

 

Планирование составлено на основе рабочей программы

Поурочное тематическое планирование учебного материала 9 класса (2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Темы уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Контроль знаний

Дом. задание

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 7 часов

       

1(1)

Окисление и восстановление

Типы химических реакций, окислитель,

восстановитель

З.строение атомов У. определять степень окисления атомов

Фронтальная беседа

Конспект

2(2)

Окислительно - восстановительные реакции.

Метод электронного баланса

З.типы хим.р-ций У.составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

Проверочная раб.№1

Конспект

3(3)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Оксиды, кислоты, основания. соли

З.структуру п.с.х.э.; У; давать характеристику хим.элементов

 

п.1.у.1

4(4)

Генетические ряды металла и неметалла

Генетические ряды металла и неметалла

У.составлять генетические ряды металла и неметалла

 

п.1 с.8

5(5)

Понятие о переходных элементах. Амфотерность

Амфотерность

З. понятие «переходные элементы»

 

п.2,у.2,

6, 7(6,7)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атомов.

Периодический закон

З.современную формулировку периодического закона

К.р.№1

п.3,у.5.6

 

Тема 1. Металлы

       

1(8)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь

З.строение атомов металлов,У.давать хар-ку атомов по их положению в п.с.х.э.

 

п.7,8 у.2,3

2(9)

Общие физические свойства металлов

Металлический блеск, тепло- и электропроводность

З.общие физ. Св-ва металлов

 

п.9

3(10)

Сплавы, их свойства и значение

Чугун, сталь, бронза, латунь

   

п.10, у.4

4(11)

Химические свойства металлов как восстановителей.

Электрохимический ряд напряжений металлов

У.использовать электрохимический ряд напряжений для характеристики химических свойств конкретных металлов

 

п.11, у.5.7

5(12)

Способы получение металлов

пиро-, гидро электрометаллургия

   

п.12,у.4,5

6(13)

Коррозия металлов и способы борьбы с ней

Виды коррозии

   

п.13

7(14)

Общая характеристика щелочных металлов.

Металлы в природе. Строение атома.

З. свойства щелочных металлов – простых веществ, их физические и химические свойства

 

п.14 с.86-89

8(15)

Важнейшие соединения щелочных металлов.

оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты.Калийные удобрения

З. их свойства и применение в народном хозяйстве.

 

п.14 с.90-94.у.1

9(16)

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства

З.строение атомов; У. давать общую характеристику

 

п.15,у.4

10(17)

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты)

З. их свойства и применение в народном хозяйстве

 

п.15 с.99-104,у.5

11(18)

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

 

З.химические свойства металлов, их способы получения;Упроводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Практ.раб.№1

 

12(19)

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

З. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

 

п.16

13(20)

Соединения алюминия.

оксид и гидроксид алюминия

З. , их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. У.приводить примеры применения алюминия и его солей

 

с.111-114, у.6 с.115

14(21)

Железо, физические и химические свойства простого вещества

Строение атома, физические и химическиесвойства простого вещества

   

п.17 с.116-118, у.4

15(22)

Генетические ряды железа.

Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ Важнейшие соли железа

З. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве

 

п.17 с.119-122, у.2

16(23)

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов

Получение и свойства соединений металлов

З.химические свойства металлов, их способы получения; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Пр. работа№2

с.127-128

17(24)

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Качественные реакции

З.химические свойства металлов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Пр.работа№3

с.125-125

18(25)

Контрольная работа №2. Металлы

Свойства, получение применение металлов.

З. Свойства, получение применение металлов; У. сотавлять ур.хим. р-ций; Н.различать типы хим.р-ций

К.р.№2

 
 

Тема 2. Неметаллы

       

1(26)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева.

Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов

З. положение неметаллов в п.с.х.э.; У. давать характеристику строения атомов

 

п.18

2(27)

Кислород. Озон.

Аллотропные видоизменения кислорода

   

п.18, у.1,2

3(28)

Водород. Положение в периодической системе Д.И. Менделеева.

Особенности строение атома и молекулы.

З. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение

 

п.19, у.4

4(29)

Галогены.

Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства

З. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде

 

п.22, у.2,4

5(30)

Галогеноводородные кислоты и их соли

Свойства галогеноводородных кислот, качественная реакция на хлорид-ион.

З. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве; У. составлять реакции ионного обмена

 

п.23, у.4, п.24

6(31)

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы

З.особенности строения атома, свойства и применение ромбической серы

 

п.26, у3

7(32)

Оксиды серы (IV) и (VI),

Получение, свойства и применение оксидов серы.

З. Получение, свойства и применение оксидов серы; У. составлять уравнения ОВР

 

п.27

8(33)

Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли

свойства и получение серной, сернистой и сероводородной кислот .

З. свойства и получение серной, сернистой и сероводородной кислот, их применение

 

с.196-202

9(34)

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Химические свойства неметаллов

З.химические свойства неметаллов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Пр.раб.№4

 

10(35)

Решение расчетных задач на избыток и недостаток

Избыток и недостаток реагирующих веществ

Уметь решать расчётные задачи

   

11(36)

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества

З. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества; У. составлять уравнения хим. Реакций

 

п.28, у.2

12(37)

Аммиак.

Строение молекулы, свойства, получение и применение

З. Строение молекулы, свойства, получение и применение

 

п.29, у.4 с.209

13(38)

Соли аммония, их свойства и применение

селитры

З. соли аммония, их свойства и применение

 

п.30,

у.4

14(39)

Оксиды азота (II) и (IV)

Высшая низшая степени окисления азота

З. строение атома азота; У.определять с.о.

 

п.31, у.2

15(40)

Азотная кислота, ее свойства и применение

Концентрированная азотная кислота

Знать: взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

 

с.220-223, у.7 с 225

16(41)

Соли азотной кислоты

Нитраты

   

с.223-224

17(42)

Фосфор.

Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли

Уметь составлять уравнения химических реакций ионные уравнения

 

п.32, у.2

18(43)

Решение расчетных задач на выход продукта реакции

Практический выход продуктов реакции

     

19(44)

Углерод.

Аллотропия углерода, кристаллические решётки

З. аллотропные видоизменения углерода; У. объяснять свойства веществ в связи со строением кристаллических решёток.

 

п.33, у.8

20(45)

Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли

Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли

З.строение молекул угарного и углекислого газов

 

п.34, у.6

21(46)

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Подгруппа азота и углерода

З.химические свойства неметаллов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Пр.раб.№5

 

22(47)

Кремний. Оксид кремния

кремнезём, кварцевой песок

З.строение атома

У.объяснять значение кремния в живой и неживой природе

 

п.35, у.4

23(48)

Кремниевая кислота. Силикаты

Кремниевая кислота, силикаты

Иметь представления о силикатной промышленности

 

с.252-254

24(49)

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов

 

З.химические свойства неметаллов, способы получения газов.

У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием

Пр.раб.№6

 

25(50)

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

Свойства и применение неметаллов и их соединений

З. Свойства и применение неметаллов и их соединений, У.составлять уравнения химических реакций РИО и ОВР

   

26(51)

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»

Проверка знаний и умений по теме.

 

К.р.№3

 
 

Тема 3. Органические соединения

       

1(52)

Основные сведения о химическом строении органических веществ

Органические вещества, валентность,

ТХС

З.основные положения ТХС.

   

2(53)

Углеводороды: метан, этан.

Предельные углеводороды, гомологический ряд, радикалы

З. понятия «Углеводороды», «гомологический ряд», «радикалы»

   

3(54)

Непредельные углеводороды: этен, ацетилен.

Кратные связи

З. о двойной связи

   

4(55)

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты (метанол, этанол, глицерин)

Функциональные группы.Спирты (метанол, этанол, глицерин)

З. о свойствах спиртов

   

5(56)

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений

 

З.о свойствах и применении карбоновых кислот

   

6(57)

Биологически важные вещества: жиры.

 

З.реакцию этерификации

   

7(58)

Биологически важные вещества: углеводы

 

З.о значении углеводов

   

8(59)

Понятия об аминокислотах.

 

З. о реакциях поликонденсации

   

9(60)

Белки, их строение и биологическая роль

       

10(61)

Обобщение знаний по теме «Первоначальные представления об органических веществах»

       

11(62)

Контрольная работа №4 по теме «Первоначальные представления об органических веществах»

   

К.р.№4

 
 

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

       

1(63)

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона

З.закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах.У.объяснять значение периодического закона

   

2(64)

Типы химических связей и типы кристаллических решеток.

Взаимосвязь строения и свойств веществ

У. объяснять взаимосвязь строения и свойств веществ

   

3(65)

Классификация химических реакций по различным признакам

Типы химических реакций

     

4(66)

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

   

 

5(67)

Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли.

состав, классификация и общие химические свойства основных классов в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления

   

 

6(68)

Контрольная работа №5 за курс основной школы

   

К.р.№5

 

Список литературы

Учебно-методический комплекс

Габриелян О.С.. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2011.

Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями. – М.: Оникс, 2006.

Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. – Изд. стер. – М.: Кнорус, 2016.

Глинка Н. Л., Рабинович В. А., Рубина Х. М. Задачи и упражнения по общей химии. – 2002.

Лилич Л. С., Хрипун М. К. Растворы как химические системы: Донорно-акцепторное взаимодействие в растворах: Уч. пособ.-2-е изд //СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2010.

Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1980.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.