Рабочая программа по химии для 9 класса по УМК О.С. Габриеляна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» Руководитель ШМО по _____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
«Утверждено» Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О. |
Протокол № __________ От «_____» __________ 2016 г. |
От «_____» __________ 2016 г. |
Приказ №_____ От «_____» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 9 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Воронаев Иван Геннадьевич
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2011;
а также
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Габриелян О.С.. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________
Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Курс химии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Контрольных работ – 5, практических работ – 6.
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 2 и 4 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. В курсе 9 класса практические работы проводятся во время изучения тем «Металлы» и «Неметаллы». Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. Тема «Химия и жизнь2 (2 часа) объединены с темой «Органические соединения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников основной школы определены для каждой темы.
Содержание разделов и тем учебного курса
9 класс (2ч в неделю, 68 ч, из них резервное время 4 ч)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Знать:
- периодический закон;
- важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- объяснять сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Тема 1. Металлы
Знать:
- положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
- качественные реакции на важнейшие катионы.
Уметь:
- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжения металлов;
- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- распознавать важнейшие катионы
Тема 2. Неметаллы
Знать:
- положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;
- качественные реакции на важнейшие анионы.
Уметь:
- объяснять явление аллотропии;
- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;
- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
- обращаться с лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила техники безопасности;
- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.
Тема 3. Органические соединения
Знать:
- причины многообразия углеродных соединений (изомерию);
- виды связей (одинарную, двойную, тройную);
- важнейшие функциональные группы органических веществ;
- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.
Уметь:
- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;
- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Знать:
важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь характеризовать
- химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- связь между составом, строением и свойствами веществ;
- химические свойства основных классов неорганических веществ.
Уметь определять:
- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- типы химических реакций;
- валентность и степень окисления элемента в соединениях;
- тип химической связи в соединениях;
- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:
- формулы неорганических соединений изученных классов;
- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- уравнения химических реакций.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
практ. работы |
контр. работы |
лаборат. опыты |
1. |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса |
7 |
1 |
1 |
|
2. |
Металлы |
18 |
3 |
1 |
5 |
3 |
Неметаллы |
26 |
3 |
1 |
7 |
4. |
Органические соединения |
11 |
1 |
4 |
|
6. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
6 |
1 |
||
Итого |
68 |
6 |
5 |
17 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга |
_________ /___________________/ Ф.И.О. |
От «_____» __________ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
Учитель Воронаев Иван Геннадьевич
Количество часов:
всего 68 часов;
в неделю 2часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы
Поурочное тематическое планирование учебного материала 9 класса (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п |
Темы уроков |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Контроль знаний |
Дом. задание |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 7 часов |
|||||
1(1) |
Окисление и восстановление |
Типы химических реакций, окислитель, восстановитель |
З.строение атомов У. определять степень окисления атомов |
Фронтальная беседа |
Конспект |
2(2) |
Окислительно - восстановительные реакции. |
Метод электронного баланса |
З.типы хим.р-ций У.составлять уравнения ОВР методом электронного баланса |
Проверочная раб.№1 |
Конспект |
3(3) |
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева |
Оксиды, кислоты, основания. соли |
З.структуру п.с.х.э.; У; давать характеристику хим.элементов |
п.1.у.1 |
|
4(4) |
Генетические ряды металла и неметалла |
Генетические ряды металла и неметалла |
У.составлять генетические ряды металла и неметалла |
п.1 с.8 |
|
5(5) |
Понятие о переходных элементах. Амфотерность |
Амфотерность |
З. понятие «переходные элементы» |
п.2,у.2, |
|
6, 7(6,7) |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атомов. |
Периодический закон |
З.современную формулировку периодического закона |
К.р.№1 |
п.3,у.5.6 |
Тема 1. Металлы |
|||||
1(8) |
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. |
Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь |
З.строение атомов металлов,У.давать хар-ку атомов по их положению в п.с.х.э. |
п.7,8 у.2,3 |
|
2(9) |
Общие физические свойства металлов |
Металлический блеск, тепло- и электропроводность |
З.общие физ. Св-ва металлов |
п.9 |
|
3(10) |
Сплавы, их свойства и значение |
Чугун, сталь, бронза, латунь |
п.10, у.4 |
||
4(11) |
Химические свойства металлов как восстановителей. |
Электрохимический ряд напряжений металлов |
У.использовать электрохимический ряд напряжений для характеристики химических свойств конкретных металлов |
п.11, у.5.7 |
|
5(12) |
Способы получение металлов |
пиро-, гидро электрометаллургия |
п.12,у.4,5 |
||
6(13) |
Коррозия металлов и способы борьбы с ней |
Виды коррозии |
п.13 |
||
7(14) |
Общая характеристика щелочных металлов. |
Металлы в природе. Строение атома. |
З. свойства щелочных металлов – простых веществ, их физические и химические свойства |
п.14 с.86-89 |
|
8(15) |
Важнейшие соединения щелочных металлов. |
оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты.Калийные удобрения |
З. их свойства и применение в народном хозяйстве. |
п.14 с.90-94.у.1 |
|
9(16) |
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. |
Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства |
З.строение атомов; У. давать общую характеристику |
п.15,у.4 |
|
10(17) |
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов |
– оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты) |
З. их свойства и применение в народном хозяйстве |
п.15 с.99-104,у.5 |
|
11(18) |
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. |
З.химические свойства металлов, их способы получения;Упроводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Практ.раб.№1 |
||
12(19) |
Алюминий. |
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. |
З. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. |
п.16 |
|
13(20) |
Соединения алюминия. |
оксид и гидроксид алюминия |
З. , их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. У.приводить примеры применения алюминия и его солей |
с.111-114, у.6 с.115 |
|
14(21) |
Железо, физические и химические свойства простого вещества |
Строение атома, физические и химическиесвойства простого вещества |
п.17 с.116-118, у.4 |
||
15(22) |
Генетические ряды железа. |
Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+ Важнейшие соли железа |
З. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве |
п.17 с.119-122, у.2 |
|
16(23) |
Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов |
Получение и свойства соединений металлов |
З.химические свойства металлов, их способы получения; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Пр. работа№2 |
с.127-128 |
17(24) |
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ |
Качественные реакции |
З.химические свойства металлов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Пр.работа№3 |
с.125-125 |
18(25) |
Контрольная работа №2. Металлы |
Свойства, получение применение металлов. |
З. Свойства, получение применение металлов; У. сотавлять ур.хим. р-ций; Н.различать типы хим.р-ций |
К.р.№2 |
|
Тема 2. Неметаллы |
|||||
1(26) |
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева. |
Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов |
З. положение неметаллов в п.с.х.э.; У. давать характеристику строения атомов |
п.18 |
|
2(27) |
Кислород. Озон. |
Аллотропные видоизменения кислорода |
п.18, у.1,2 |
||
3(28) |
Водород. Положение в периодической системе Д.И. Менделеева. |
Особенности строение атома и молекулы. |
З. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение |
п.19, у.4 |
|
4(29) |
Галогены. |
Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства |
З. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде |
п.22, у.2,4 |
|
5(30) |
Галогеноводородные кислоты и их соли |
Свойства галогеноводородных кислот, качественная реакция на хлорид-ион. |
З. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве; У. составлять реакции ионного обмена |
п.23, у.4, п.24 |
|
6(31) |
Сера. |
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы |
З.особенности строения атома, свойства и применение ромбической серы |
п.26, у3 |
|
7(32) |
Оксиды серы (IV) и (VI), |
Получение, свойства и применение оксидов серы. |
З. Получение, свойства и применение оксидов серы; У. составлять уравнения ОВР |
п.27 |
|
8(33) |
Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли |
свойства и получение серной, сернистой и сероводородной кислот . |
З. свойства и получение серной, сернистой и сероводородной кислот, их применение |
с.196-202 |
|
9(34) |
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
Химические свойства неметаллов |
З.химические свойства неметаллов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Пр.раб.№4 |
|
10(35) |
Решение расчетных задач на избыток и недостаток |
Избыток и недостаток реагирующих веществ |
Уметь решать расчётные задачи |
||
11(36) |
Азот. |
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества |
З. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества; У. составлять уравнения хим. Реакций |
п.28, у.2 |
|
12(37) |
Аммиак. |
Строение молекулы, свойства, получение и применение |
З. Строение молекулы, свойства, получение и применение |
п.29, у.4 с.209 |
|
13(38) |
Соли аммония, их свойства и применение |
селитры |
З. соли аммония, их свойства и применение |
п.30, у.4 |
|
14(39) |
Оксиды азота (II) и (IV) |
Высшая низшая степени окисления азота |
З. строение атома азота; У.определять с.о. |
п.31, у.2 |
|
15(40) |
Азотная кислота, ее свойства и применение |
Концентрированная азотная кислота |
Знать: взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью |
с.220-223, у.7 с 225 |
|
16(41) |
Соли азотной кислоты |
Нитраты |
с.223-224 |
||
17(42) |
Фосфор. |
Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли |
Уметь составлять уравнения химических реакций ионные уравнения |
п.32, у.2 |
|
18(43) |
Решение расчетных задач на выход продукта реакции |
Практический выход продуктов реакции |
|||
19(44) |
Углерод. |
Аллотропия углерода, кристаллические решётки |
З. аллотропные видоизменения углерода; У. объяснять свойства веществ в связи со строением кристаллических решёток. |
п.33, у.8 |
|
20(45) |
Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли |
Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли |
З.строение молекул угарного и углекислого газов |
п.34, у.6 |
|
21(46) |
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» |
Подгруппа азота и углерода |
З.химические свойства неметаллов, качесивенные реакции на ионы; У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Пр.раб.№5 |
|
22(47) |
Кремний. Оксид кремния |
кремнезём, кварцевой песок |
З.строение атома У.объяснять значение кремния в живой и неживой природе |
п.35, у.4 |
|
23(48) |
Кремниевая кислота. Силикаты |
Кремниевая кислота, силикаты |
Иметь представления о силикатной промышленности |
с.252-254 |
|
24(49) |
Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов |
З.химические свойства неметаллов, способы получения газов. У.проводить хим.экспериментН..обращаться с лаб.оборудованием |
Пр.раб.№6 |
||
25(50) |
Обобщение знаний по теме «Неметаллы» |
Свойства и применение неметаллов и их соединений |
З. Свойства и применение неметаллов и их соединений, У.составлять уравнения химических реакций РИО и ОВР |
||
26(51) |
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» |
Проверка знаний и умений по теме. |
К.р.№3 |
||
Тема 3. Органические соединения |
|||||
1(52) |
Основные сведения о химическом строении органических веществ |
Органические вещества, валентность, ТХС |
З.основные положения ТХС. |
||
2(53) |
Углеводороды: метан, этан. |
Предельные углеводороды, гомологический ряд, радикалы |
З. понятия «Углеводороды», «гомологический ряд», «радикалы» |
||
3(54) |
Непредельные углеводороды: этен, ацетилен. |
Кратные связи |
З. о двойной связи |
||
4(55) |
Кислородсодержащие органические соединения. Спирты (метанол, этанол, глицерин) |
Функциональные группы.Спирты (метанол, этанол, глицерин) |
З. о свойствах спиртов |
||
5(56) |
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений |
З.о свойствах и применении карбоновых кислот |
|||
6(57) |
Биологически важные вещества: жиры. |
З.реакцию этерификации |
|||
7(58) |
Биологически важные вещества: углеводы |
З.о значении углеводов |
|||
8(59) |
Понятия об аминокислотах. |
З. о реакциях поликонденсации |
|||
9(60) |
Белки, их строение и биологическая роль |
||||
10(61) |
Обобщение знаний по теме «Первоначальные представления об органических веществах» |
||||
11(62) |
Контрольная работа №4 по теме «Первоначальные представления об органических веществах» |
К.р.№4 |
|||
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
|||||
1(63) |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона |
З.закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах.У.объяснять значение периодического закона |
||
2(64) |
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. |
Взаимосвязь строения и свойств веществ |
У. объяснять взаимосвязь строения и свойств веществ |
||
3(65) |
Классификация химических реакций по различным признакам |
Типы химических реакций |
|||
4(66) |
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. |
Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла |
|
||
5(67) |
Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли. |
состав, классификация и общие химические свойства основных классов в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления |
|
||
6(68) |
Контрольная работа №5 за курс основной школы |
К.р.№5 |
Список литературы
Учебно-методический комплекс
Габриелян О.С.. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2011.
Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями. – М.: Оникс, 2006.
Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. – Изд. стер. – М.: Кнорус, 2016.
Глинка Н. Л., Рабинович В. А., Рубина Х. М. Задачи и упражнения по общей химии. – 2002.
Лилич Л. С., Хрипун М. К. Растворы как химические системы: Донорно-акцепторное взаимодействие в растворах: Уч. пособ.-2-е изд //СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2010.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Просвещение, 1980.