Рабочая программа по изобразительному искусству за 7 класс
Филиал МБОУ ТСШ № 1 в с . Полетаево
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседание Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 1
_________ /Титова Т.В/ _______ Литуновская Л.Д/
Протокол № ______
от «___»сентября 2011г. «___» сентября 2011г. «___» сентября 2011г.
Руководитель МО
__________ / /
Рабочая программа
предмет: изобразительное искусство
класс: 7
учитель: Семенова Е.И
количество часов - 35
в неделю -1 час
Учебник по ИЗО - 7 класс
Автор – С.Б Дроздова В.С Кузина « Изобразительное искусство»
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.)
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение: практических работ – 35 урока.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти
живопись, рисунок)
2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные техники)
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты. В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.
Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов. Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.
Задания:
а) рисование с натуры, а также по памяти (включая наброски и зарисовки);
б) выполнение с натуры натюрмортов, составленных из предметов быта, школьного оборудования, искусства, техники, спорта, природы (например, гипсовый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и яблоки на фоне драпировки; 3—5 предметов народных промыслов России — русский натюрморт в) изображение с натуры фигуры человека, чучел зверей и птиц;
г) выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении; выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях;
д) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.):
Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.
Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.
Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Задания:
а) рисование на темы: «Народный праздник», «Край в котором ты живешь», «Зарубежный друг»,»Мы охраняем памятники нашей Родины»,
б) иллюстрирование литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»; сказки зарубежных писателей по выбору.
Декоративная работа
Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.
Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы.
Задания:
а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России;
б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы;
в) выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;
г) выполнение эскизов плакатов, обложек туристической схемы «Мы охраняем памятники нашей Родины»;
д) выполнение эскизов фирменных знаков промышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; предприятий — шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.)
Лепка
Лепка фигуры человека.
Лепка тематических композиций на свободную тему.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
— красота вокруг нас:
— народ — творец прекрасного ;
— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;
— памятники искусства родного края;
Требования к уровню усвоения учебного предмета
знать:
— анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
уметь:
видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи;
Проверка и оценка знаний и умений:
Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.
При осуществлении тематического контроля необходимо учитывать как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.
Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.
При оценке практической работы следует принимать во внимание:
выполнение учебной задачи урока;
художественную выразительность композиции;
владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
предмет: изобразительное искусство 7 КЛАСС количество часов – 35 в неделю -1 час
Учебник по ИЗО - 6 класс Автор – С.Б Дроздова В.С Кузина « Изобразительное искусство»
Учебно тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
1 |
Многонациональное отечественное искусство. Красота вокруг нас. |
2 |
Народ – творец прекрасного. |
3-4 |
Праздничный Натюрморт. |
5 |
Мы - юные краеведы и этнографы. |
6 |
Национальный Натюрморт. |
7 |
Национальные традиции в культуре народа |
8 |
Народные праздники |
9 |
Иллюстрация сказок народов России |
10 |
Красота родного края |
11 |
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. Изобразительное искусство эпохи Возрождения |
12 |
Мир Леонардо |
13-14 |
Красота классической архитектуры |
15 |
Изобразительное искусство Западной Европы XVII века |
16 |
Творчество Рембрандта |
17-18 |
Искусство Натюрморта |
19 |
Изображение человека в движении |
20 |
Красота фигуры человека в движении |
21 |
Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв |
22 |
Античная расписная Керамика |
23 |
Зарубежный друг (гость) |
24-25 |
В мире литературных героев |
26-27 |
Трудовые ритмы |
28 |
Трудовые будни |
29 |
Мы - юные дизайнеры |
30 |
Рисуем лошадей |
31 |
Мы охраняем памятники нашей Родины |
32 |
Весенний пейзаж |
33 |
Цветы весны |
34 |
Итоговое занятие |
35 |
Резервный час Итоговое занятие |
Календарно тематическое планирование по ИЗО 7 класс
№ |
Дата по плану |
Тема урока |
Вид занятий |
Требования к уровню подготовки |
Дата |
Д/з |
1 |
Многонациональное отечественное искусство. Красота вокруг нас. |
Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель). |
Уметь видеть красоту вокруг себя . выражать свое настроение с помощи цвета |
Написать мини – сочинение на тему « Красота вокруг нас»Описание Красивого уголка природы, красивого здания, сооружения |
||
2 |
Народ – творец прекрасного. |
Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов. |
Уметь представлять , систематизировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве |
Подобрать репродукции , фотографии композиций , состоящих из букетов цветов и народной игрушки |
||
3 |
Праздничный Натюрморт. |
Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность. |
Подобрать репродукции , фотографии построек , украшенных резьбой |
|||
4-5 |
Мы - юные краеведы и этнографы. |
Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома |
Уметь выполнять зарисовки архитектурных сооружений, фрагментов построек деревянной архитектуры |
Сделать зарисовки с натуры декоративных деталей деревянного дома, ставней .Принести один предмет народного промысла |
||
6 |
Национальный Натюрморт. |
Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь). |
Уметь распознавать оттенки цвета Знать роль цвета в декоративно-прикладном искусстве, основы цветоведения |
Подобрать иллюстрации , рисунки различных видов орнамента , в народных костюмах, вышивках , предметах декоративно прикладного искусства |
||
7 |
Национальные традиции в культуре народа |
Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь) . |
Знать о декоративно-прикладном творчестве народов России Уметь выполнять эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов |
Подготовить сценку народного праздника ил рассказ о каком либо народном празднике |
||
8 |
Народные праздники |
Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок .Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель). |
Знать историю возникновения праздников, обряды , традиции, атрибуты праздников, Уметь смешивать цвета, работать с акварелью |
Подобрать иллюстрации к одному из литературных произведений , выполненные разными художниками |
||
9 |
Иллюстрация сказок народов России |
Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка Иллюстрирование сказки народов России |
Знать графику изобразительного искусства Уметь передавать изображение действий сюжета , персонажей |
Подобрать поэтические зарисовки пейзажей |
||
10 |
Красота родного края |
Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель, гуашь) |
Знать о жанре изобразительного искусства , произведения живописи Уметь использовать линейную и воздушную перспективу , многоплановость изображения |
Подготовить сообщения Биография художников эпохи Возрождения : Рафаэля, Микеланджело, Тициана |
||
11 |
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры. Изобразительное искусство эпохи Возрождения |
Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения. |
Знать искусство эпохи возрождения, творчество художников Западной Европы Уметь анализировать произведения, отмечая особенности светотени, колорита |
Реферат по теме «Картина Леонардо да Винчи», «Джоконда» |
||
12 |
Мир Леонардо |
Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Выступления творчестве Леонардо да Винчи. |
Подобрать иллюстрации по теме |
|||
13 |
Красота классической архитектуры |
Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. |
Уметь выполнять рисование с натуры гипсовой капители карандашом |
Подготовить сообщение « Краткая характеристика эпохи 17 века в западных странах» |
||
14 |
Изобразительное искусство Западной Европы XVII века |
Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века . |
Уметь определять стиль того или иного художника ,построения им композиции |
В письменном виде выразить свое отношение к творчеству одного из художников , подготовить сообщения по теме : « Краткая биографическая справка об основных событиях жизни Рембрандта» |
||
15 |
Творчество Рембрандта |
Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта . |
Знать биографию выдающего мастера , особенности его стиля Уметь анализировать художественные произведения, выявлять особенности композиции |
Подобрать репродукции или картинки с изображением натюрморта |
||
16 |
Красота классической архитектуры |
Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель). |
Знать роль рисунка в натюрморте его развитие Уметь выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветных пятен, работать с кистью |
Оформить информацию по теме : «Голландский натюрморт» подобрав иллюстрации из разных источников |
||
17-18 |
Искусство Натюрморта |
Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека. Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов |
Уметь рисовать фигуры людей в движении , работать с карандашом и акварелью |
Подобрать скульптуру малых форм , открытки , марки с изображением скульптурных произведений человека в движении |
||
19-20 |
Красота фигуры человека в движении |
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина). |
Знать о скульптуре , предметах изображения в скульптуре Уметь изображать фигуру человека , соблюдать пропорции |
Оформить информацию об одном их известных художников –скульпторов , написать о нем мини - реферат |
||
21 |
Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. |
Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века. |
Уметь читать картину , выделяя особенности техники живописи |
Подготовить реферат о творчестве одного их художников, подобрать иллюстрации |
||
22 |
Античная расписная Керамика |
Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев. Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель). |
Знать особенности росписи в греческой вазописи Уметь выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи |
Оформить в словаре информацию о греческой вазописи , подобрать картинки , фото с изображением костюмов разных народов мира |
||
23 |
Зарубежный друг (гость) |
Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», КитагаваУтамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека. Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель). |
Уметь рисовать фигуру человека в одежде , работать с акварелью и другим материалом |
Подобрать иллюстрации по теме : «Костюмы разных эпох» «Книжная графика» |
||
24-25 |
В мире литературных героев |
Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо |
Знать виды графики Уметь выразительно изображать действие сюжета, персонажей |
Подобрать иллюстрации с изображением литературных героев |
||
26-27 |
Трудовые ритмы |
Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской».Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени. Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов (инструментов), характеризующих труд рабочего, художника и т. д. (карандаш, акварель). |
Уметь анализировать форму , конструкцию изображаемых предметов, работать акварелью |
Подготовить сообщения « Профессия моих родителей», «моя будущая профессия» |
||
28 |
Трудовые будни |
Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека .Выполнение рисунка на тему «Моя будущая профессия» (карандаш, акварель). |
Уметь с помощью композиционных приёмов передавать свое отношение к изображаемому |
Подобрать этикетки и другие фирменные значки к различным видам изделий |
||
29 |
Мы - юные дизайнеры |
Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок. Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака (перо, тушь, акварель). |
Знать что такое «дизайн», произведения дизайнерского искусства, особенности работы художника-дизайнера Уметь создавать фирменные знаки для разного вида изделий |
Подобрать поэтические зарисовки весны , иллюстрации к теме «Плакат» , написать реферат о восстановлении или реставрации одного из памятников архитектуры |
||
30 |
Рисуем лошадей |
Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции. Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, пастель, уголь, гуашь). |
Знать особенности изображения животных Уметь передавать в рисунке движение животного |
Подобрать иллюстрации « Мы рисуем лошадей» |
||
31-32 |
Мы охраняем памятники нашей Родины |
Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь). |
Подготовить сообщения о крупнейших художественных музеях страны и мира .Эрмитаж, Русский музей , Третьяковская галерея, |
|||
33 |
Весенний пейзаж |
Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. |
Уметь выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа , работать с акварелью |
Подобрать иллюстрации , фотографии с изображением букетов весенних цветов и по теме урока. |
||
34 |
Цветы весны |
Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др. Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель, карандаш). |
Уметь выполнять рисунки с натуры живой природы |
Принести к следующему уроку иллюстрации , открытки с изображением репродукций картин , скульптур , написать мини-сочинение |
||
35 |
Резервный час Итоговое занятие |
Обобщение изученного. Свободное рисование. |
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005
а) основная литература:
Сборник методических материалов по реализации регионального компонента в преподавании предмета «Изобразительное искусство»/ Авт.-сост.: Кудашкина Л.Н.; МО РМ, МРИО-Саранск, 2007.-83 с.
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина / сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 365 с.
б) дополнительная литература для учителя
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-159 с.
Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя.- 2-е изд; доп. –М.: Просвещение, 1991.-416 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.