Рабочая программа дисциплины ОДБ.12 «Информатика и ИКТ» для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12 Информатика и ИКТ
для профессии СПО
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Лиски 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (базовый уровень), Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.
Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Разработчики:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ С.Н.Федорова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 116 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 79 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Объем часов |
||||
Всего |
В том числе по семестрам |
||||
1 семестр |
2 семестр |
3 семестр |
4 семестр |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
116 |
25 |
34 |
25 |
32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
79 |
17 |
23 |
17 |
22 |
в том числе: |
|||||
теоретические занятия |
41 |
9 |
12 |
8 |
12 |
практические занятия |
35 |
7 |
10 |
8 |
10 |
контрольные работы |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
37 |
8 |
11 |
8 |
10 |
в том числе: |
|||||
выполнение индивидуальных заданий подготовка рефератов создание презентаций задания с использованием ресурсов Интернета проработка конспекта |
|||||
Виды контроля по семестрам (контрольная работа, контрольная работа, контрольная работа, зачет) |
КР (1) |
КР (1) |
КР (1) |
З |
|
Итоговый контроль в форме зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека. |
|||
Тема 1.1. Этапы развития информационного общества. |
Содержание учебного материала |
11 |
|
Теоретические занятия |
4 |
1,2 |
|
Информатика как научная дисциплина. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. |
|||
Информационная картина мира. Информационное общество. Информационная культура Правила техники безопасности и охраны труда. |
|||
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Особенности различного использования компьютеров. |
|||
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
|||
Практические занятия |
3 |
2 |
|
ПЗ №1. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
|||
ПЗ №2. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением |
|||
ПЗ №3. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. |
|||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов. |
|||
Раздел 2. Информация и информационные процессы. |
|||
Тема 2.1 Информация и информационные процессы |
Содержание учебного материала |
13 |
|
Теоретические занятия |
5 |
1,2 |
|
Информация. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. |
|||
Системы счисления, используемые в ЭВМ: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. |
|||
Различные формы представления информации. Кодирование информации. |
|||
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (АСУ). |
|||
Практические занятия |
4 |
2 |
|
ПЗ №4. Представление информации в различных системах счисления. |
|||
ПЗ №5. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. |
|||
ПЗ №6. Демонстрация использования различных видов АСУ. |
|||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Расчетная работа. |
|||
Контрольная работа за 1 семестр. |
1 |
||
Тема 2.2 Принципы обработки информации компьютером |
Содержание учебного материала |
20 |
|
Теоретические занятия |
8 |
1,2 |
|
Арифметические и логические основы работы компьютера. Понятие алгоритма. |
|||
Языки программирования. Основные понятия о языке Qbasic. |
|||
Стандартные типы данных. Основы программирования простых задач. |
|||
Принципы сжатия информации. Программы-архиваторы. |
|||
Передача информации между компьютерами. Локальные компьютерные сети. |
|||
Практические занятия |
6 |
2 |
|
ПЗ №7. Среда программирования. Тестирование готовой программы. |
|||
ПЗ №8. Программная реализация несложного алгоритма. |
|||
ПЗ №9. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. |
|||
ПЗ №10. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети |
|||
Самостоятельная работа |
6 |
3 |
|
Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Решение задач. |
|||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. |
|||
Тема 3.1 Архитектура персональных компьютеров. |
Содержание учебного материала |
13 |
|
Теоретические занятия |
4 |
1,2 |
|
Основные характеристики компьютеров. Составные части компьютера. |
|||
Основные периферийные устройства. |
|||
Программное обеспечение ЭВМ. Прикладное программное обеспечение. |
|||
Операционные системы. |
|||
Практические занятия |
4 |
2 |
|
ПЗ №11. Изучение операционной системы Windows. |
|||
ПЗ №12. Операции с папками и файлами в программе-оболочке Проводник. |
|||
Самостоятельная работа |
5 |
3 |
|
Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Подготовка презентаций. |
|||
Контрольная работа за 2 семестр. |
1 |
||
Тема 3.2 Антивирусная защита персонального компьютера и данных (информации). |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Теоретические занятия |
4 |
1,2 |
|
Компьютерные вирусы. |
|||
Антивирусные программы. |
|||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Подготовка рефератов. |
|||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. |
|||
Тема 4.1 Текстовый процессор MS Word. |
Содержание учебного материала |
16 |
|
Теоретические занятия |
4 |
1,2 |
|
Текстовый редактор. Основы работы с текстовым редактором MS Word. |
|||
Оформление текста. Работа с иллюстрациями. Печать документов. |
|||
Практические занятия |
8 |
2 |
|
ПЗ №13. Создание и форматирование документа средствами текстового процессора MS Word |
|||
ПЗ №14. Работа с графикой в текстовом редакторе MS Word |
|||
ПЗ №15. Работа с таблицами в тестовом редакторе MS Word |
|||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий. |
|||
Контрольная работа за 3 семестр. |
1 |
||
Тема 4.2 Электронные таблицы MS Excel. |
Содержание учебного материала |
11 |
|
Теоретические занятия |
4 |
1,2 |
|
Электронные таблицы. Основы работы с электронными таблицами. |
|||
Основные типы данных, применяемые в электронных таблицах. Принципы построения диаграмм. |
|||
Практические занятия |
4 |
2 |
|
ПЗ №16. Создание и редактирование таблиц в MS Excel |
|||
ПЗ №17. Построение диаграмм в MS Excel |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий. |
|||
Тема 4.3 Система управления базами данных MS Access. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Теоретические занятия |
2 |
1,2 |
|
Базы данных. Системы управления БД. |
|||
Практические занятия |
2 |
2 |
|
ПЗ №18. Технология работы с СУБД Access |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
|
Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. |
|||
Тема 4.4 Программа для создания и проведения презентаций MS PowerPoint. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Теоретические занятия |
2 |
1,2 |
|
Способы создания презентации. Эффекты анимации. |
|||
Практические занятия |
2 |
2 |
|
ПЗ №19. Создание слайдов. Подготовка тематической презентации средствами Power Point |
|||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка презентаций. |
|||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии. |
|||
Тема 5.1 Технические и программные средства телекоммуникационных технологий |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Теоретические занятия |
2 |
1,2 |
|
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония |
|||
Практические занятия |
2 |
2 |
|
ПЗ №20. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги |
|||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов. |
|||
Зачет. |
2 |
||
Итоговый контроль в форме зачета. |
|||
Максимальной учебной нагрузки обучающегося |
116 |
||
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося |
79 |
||
Самостоятельной работы обучающегося |
37 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
- Основные источники:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-7-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-212 с.:ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-187 с.:ил
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева.-10-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-192 с.
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-352с.,[8]л. Цв. Ил.
Дополнительные источники:
- Голицына О. Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.: ил.
- Мельников В. П. Информационная безопасность. Практикум. / В. П. Мельников – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
- Каталог оwww.edu.ru бразовательных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – http://
- Энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://www.km.ru/
- Тесты по информатике [Электронный ресурс]. - http://www.ege.ru/
- Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс]. –
- http://co mp-science.narod.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен знать/понимать основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем; уметь оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства. |
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Рубежный контроль. 5. Итоговый контроль в форме зачета. |
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения |
Номер протокола заседания методического объединения и дата |
Страницы с изменениями |
Перечень откорректированных пунктов |
Подпись председателя методического объединения |
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата |
Должностное лицо, проводившее проверку |
Потребность в корректировке |
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений |
||
Ф.И.О. |
должность |
подпись |
|||
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование раздела дисциплины (тема)1 |
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы обучения2 |
1 |
Текстовый процессор MS Word. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
2 |
Электронные таблицы MS Excel. |
Практическое занятие |
1 |
Ролевая игра |
3 |
Информатика как научная дисциплина. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. |
Семинар |
1 |
Анализ конкретных ситуаций |
4 |
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Семинар |
1 |
Мозговой штурм |
5 |
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
6 |
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (АСУ). |
Семинар |
1 |
Компьютерная симуляция |
7 |
Основные периферийные устройства. |
Семинар |
1 |
Анализ конкретных ситуаций |
8 |
Изучение операционной системы Windows. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
9 |
Создание и редактирование таблиц в MS Excel. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
10 |
Компьютерные вирусы. |
Семинар |
1 |
Анализ конкретных ситуаций |
11 |
Антивирусные программы. |
Семинар |
1 |
Мозговой штурм |
12 |
Технология работы с СУБД Access. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
13 |
Создание и форматирование документа средствами текстового процессора MS Word. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
14 |
Создание слайдов. Подготовка тематической презентации средствами Power Point. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
15 |
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
1 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
2 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.