12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Роза Утягулова221 преподаватель информатики и икт Россия, Башкирская респ., с.Иглино Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
СОГЛАСОВАНО Методист филиала государственного автономного профессионального образовательного учреждения Башкирский агропромышленный колледж с.Иглино _____________________ З.Т. Хусаинова «__» ______________ 2018 года | УТВЕРЖДАЮ Заведующий филиалом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Башкирский агропромышленный колледж с.Иглино ____________________ Р.З.Биккулов «__» ______________ 2018 года |
РАССМОТРЕНО на заседании Методической комиссии общеобразовательных дисциплин Председатель МК ____________________ Утягулова Р.Р. «__» ______________ 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
2018 г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и является частью базовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по следующим профессиям технического профиля:
23.01.03 Автомеханик;
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированный сварки (наплавки).
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебный дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИКТ», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).) и на основе примерной программы «Информатика» рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Дисциплина входит в общий образовательный цикл для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных
- Чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий.
- Осознание своего места в информационном обществе.
- Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации.
- Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций. -Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
- Умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту.
- Готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.
метапредметных
- Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации.
- Использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов.
- Использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет.
- Умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах.
- Умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
- Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
предметных
- Сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире.
- Владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы.
- Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки.
- Владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере.
- Владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.
- Сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими.
- Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
- Владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования.
- Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
- Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам.
- Применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» включает следующие разделы:
- Информационная деятельность человека.
- Информация и информационные процессы.
- Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
- Технологии создания и преобразования информационных объектов.
- Телекоммуникационные технологии.
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разно уровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Практические занятия и внеаудиторные самостоятельные работы акцентируют внимание обучающихся на поиске информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 162 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 108 часов;
- самостоятельная работа обучающегося – 54 часов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебный дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИКТ», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).) и на основе примерной программы «Информатика» рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015г.ФГАУ «ФИРО»), на основании
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский агропромышленный колледж
Разработчики:
Хусаинова Зиля Тангатаровна - методист
Утягулова Роза Рустамовна – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»……………………………………………………...4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….9
3. условия реализации программы дисциплины…………….17
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины…………………………………………………………………21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и является частью базовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по следующим профессиям технического профиля:
23.01.03 Автомеханик;
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированный сварки (наплавки)
Одной из характеристик современного общества является использование информационных технологий, средств ИКТ и информационных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования «Информатика и ИКТ» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с углубленным освоением отдельных тем с учетом осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» включает следующие разделы:
- Информационная деятельность человека.
- Информация и информационные процессы.
- Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
- Технологии создания и преобразования информационных объектов.
- Телекоммуникационные технологии.
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общий образовательный цикл для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ иработы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональныхзадач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, средствамиинформатики, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики исредств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числепроектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности глобальных и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознаниеответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных
- Чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий.
- Осознание своего места в информационном обществе.
- Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации.
- Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций.
- Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
- Умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту.
- Готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.
метапредметных
- Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации.
- Использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов.
- Использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет.
- Умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах.
- Умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
- Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
предметных
- Сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире.
- Владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы.
- Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки.
- Владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере.
- Владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.
- Сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими.
- Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса).
- Владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования.
- Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
- Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам.
- Применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
-
РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 54 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические занятия | 58 |
контрольные работы | 3 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 54 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план учебной дисциплины
«Информатика и ИКТ»
Наименование тем и разделов | Количество часов |
СПО | |
108 | |
Введение | 1 |
Информационная деятельность человека | 8 |
Информация и информационные процессы | 31 |
Средства ИКТ | 20 |
Технологии создания и преобразования информационных объектов | 24 |
Телекоммуникационные технологии | 24 |
Итого | 108 |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Введение | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. | 1 | ||
Раздел 1. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.1. | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 1 | ||
1.2. | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1 | ПР № 1. Информационные ресурсы общества. | 1 | ||
2 | ПР № 2. Образовательные информационные ресурсы. | 1 | ||
3 | ПР № 3. Работа с программным обеспечением. | 1 | ||
4 | ПР № 4. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление. | 1 | ||
5 | ПР № 5. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. | 1 | ||
6 | ПР№ 6. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
1 | Индивидуальный проект «Умный дом» | 1 | ||
2 | Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки | 1 | ||
3 | Работа с литературой по теме «Правовые нормы информационной деятельности». | 1 | ||
4 | Работа с конспектом «Информационные ресурсы общества». | 1 | ||
Раздел 2.Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 15 | ||
2.1. | Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 2 | ||
2.2. | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации. | 2 | ||
2.3. | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера. | 2 | ||
2.4. | Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному. | 2 | ||
2.5. | Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. | 2 | ||
2.6. | Компьютерные модели различных процессов. | 1 | ||
2.7. | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации. | 2 | ||
2.8. | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 2 | ||
Практические занятия | 15 | |||
1 | ПР № 7. Дискретное представление текстовой, звуковой, графической и видеоинформации. | 1 | ||
2 | ПР № 8. Представление информации в различных системах счисления. | 1 | ||
3 | ПР № 9. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. | 1 | ||
4 | ПР № 10. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. | 1 | ||
5 | ПР № 11. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях. | 1 | ||
6 | ПР № 12. Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. | 1 | ||
7 | ПР № 13. Разработка несложного алгоритма решения задачи | 1 | ||
8 | ПР № 14. Среда программирования | 1 | ||
9 | ПР № 15. Тестирование программы | 1 | ||
10 | ПР № 16.Программная реализация несложного алгоритма | 1 | ||
11 | ПР № 17. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 1 | ||
12 | ПР № 18. Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы. | 1 | ||
13 | ПР № 19. Создание архива данных | 1 | ||
14 | ПР № 20. Извлечение данных из архива. | 1 | ||
15 | ПР № 21. Запись информации на внешние носители различных видов. | 1 | ||
Контрольная работа по разделам 1 и 2. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 13 | |||
1. Сортировка массива | 1 | |||
2. Создание структуры базы данных библиотеки | 1 | |||
3. Простейшая информационно-поисковая система | 1 | |||
4. Конструирование программ | 1 | |||
5. Решение задач по теме: «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления». | 2 | |||
6. Решение задач по теме: «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно». | 2 | |||
7. Подготовка индивидуального проекта «Шифрование информации». | 2 | |||
8. Подготовка индивидуального проекта «Компьютерный тест по предметам подготовки». | 2 | |||
9. Подготовка материала к практическому занятию. | 1 | |||
Раздел 3.Средстваинформационных и коммуникационных технологий | Содержание учебного материала по темам. | 5 | ||
3.1. | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. | 2 | ||
3.2. | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 2 | ||
3.3. | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | 1 | ||
Практические занятия | 14 | |||
1 | ПР № 22. Операционная система. | 1 | ||
2 | ПР № 23. Графический интерфейс пользователя. | 1 | ||
3 | ПР № 24. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях. | 1 | ||
4 | ПР № 25. Программное обеспечение внешних устройств. | 1 | ||
5 | ПР № 26. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 | ||
6 | ПР № 27. Программные и аппаратные обеспечения компьютерных сетей. | 1 | ||
7 | ПР № 28. Сервер. Сетевые операционные системы. | 1 | ||
8 | ПР № 29. Понятие о системном администрировании. | 1 | ||
9 | ПР № 30. Разграничение прав доступа в сети. | 1 | ||
10 | ПР № 31. Подключение компьютера к сети. | 1 | ||
11 | ПР № 32. Администрирование локальной компьютерной сети | 1 | ||
12 | ПР№ 33. Защита информации, антивирусная защита. | 1 | ||
13 | ПР № 34. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 1 | ||
14 | ПР № 35. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 1 | ||
Контрольное тестирование по разделу 3. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |||
1 | Создание презентации «Мой рабочий стол на компьютере». | 1 | ||
2 | Создание презентации «Виды компьютеров». | 2 | ||
3 | Администратор ПК, работа с программным обеспечением | 1 | ||
4 | Подготовка доклада по теме: «Назначение операционных систем и сравнительный анализ их возможностей». | 1 | ||
5 | Подготовка индивидуального проекта «Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста». | 1 | ||
6 | Работа с литературой по теме «Компьютерные вирусы антивирусные программы». | 1 | ||
7 | Работа с конспектом «Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам». | 1 | ||
8 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||
9 | Профилактика ПК | 1 | ||
10 | Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам | 1 | ||
11 | Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста | 1 | ||
Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов | Содержание учебного материала по темам. | 15 | ||
4.1. | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 2 | ||
4.2. | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 | ||
4.3. | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 | ||
4.4. | Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 | ||
4.5. | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. | 3 | ||
4.6. | Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. | 2 | ||
Практические занятия | 8 | |||
1 | ПР № 36. Использование систем проверки орфографии и грамматики. | 1 | ||
2 | ПР № 37. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 1 | ||
3 | ПР № 38. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | ||
4 | ПР № 39. Формирование запросов для работ с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | ||
5 | ПР № 40.Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | ||
6 | ПР№ 41. Использование презентационного оборудования. | 1 | ||
7 | ПР № 42. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. | 1 | ||
8 | ПР № 43. Компьютерное черчение. | 1 | ||
Контрольное тестирование по разделу 4. | 1 | |||
Самостоятельная работа для обучающихся | 17 | |||
Создание презентации на основе использования шаблона. | 1 | |||
Разработка структуры информационного объекта «Рекламный буклет». | 1 | |||
Подготовка индивидуального проекта «Ярмарка профессий». | 2 | |||
Подготовка материала для создания электронной таблицы по теме. Плакат-схема | 1 | |||
Разработка структуры информационного объекта «Диаграммы». | 1 | |||
Эскиз и чертеж (САПР) | 2 | |||
Подготовка реферата «Назначение и области применения баз данных». | 1 | |||
Музыкальная открытка | 1 | |||
Написание план - конспекта на тему: «Режимы создания объектов в программе Access». | 2 | |||
Подготовка индивидуального проекта «Создание базы данных». | 1 | |||
Создание презентации на тему «Геосистемы». | 2 | |||
Звуковая запись | 1 | |||
Подготовка индивидуального проекта «Журнальная статья». | 1 | |||
Тема 5. Телекоммуникационные технологии | Содержание. | 8 | ||
5.1. | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2 | ||
5.2. | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 2 | ||
5.3. | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 | ||
5.4. | Методы создания и сопровождения сайта. | 1 | ||
5.5. | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:электронная почта, чат, видеоконференция., интернет-телефония. | 2 | ||
5.6. | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах. | 1 | ||
Практические занятия | 15 | |||
1 | ПР № 44. Браузер. | 1 | ||
2 | ПР № 45. Примеры работы с интернет-магазином, интернет- СМИ, интернет-турагенством, интернет-библиотекой. | 1 | ||
3 | ПР № 46. Поисковые системы. | 1 | ||
4 | ПР № 47. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. | 1 | ||
5 | ПР № 48. Модем. | 1 | ||
6 | ПР № 49. Единицы измерения скорости передачи данных. | 1 | ||
7 | ПР № 50. Подключение модема. | 1 | ||
8 | ПР № 51. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. | 1 | ||
9 | ПР № 52. Формирование адресной книги. | 1 | ||
10 | ПР № 53.Средства создания и сопровождения сайта. | 1 | ||
11 | ПР № 54. Организация форумов, общие ресурсы в сети интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 1 | ||
12 | ПР № 55. Настройка видео веб-сессий. | 1 | ||
13 | ПР № 56. АСУ различного назначения, примеры их использования. | 1 | ||
14 | ПР № 57. Примеры оборудования с программным управлением. | 1 | ||
15 | ПР № 58. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 1 | ||
Самостоятельная работа для обучающихся | 8 | |||
Написание план-конспекта на тему: «История развития браузера». | 1 | |||
Разработка структуры информационного объекта «Персональный сайт студента». Резюме: ищу работу | 2 | |||
Подготовка индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия «Наш колледж». | 2 | |||
Подготовка доклада по теме: «Локальные и глобальные сети», «Защита информации». | 2 | |||
Написание план-конспекта по теме: «Личное информационное пространство». | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | |||
Всего за курс обучения | 108 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» осуществляется в ГАПОУ БАК в учебном кабинете информатики и ИКТ, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне-учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики и ИКТ удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащен типовым оборудованием, учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» входят:
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»;
рабочее место преподавателя;
ноутбук.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор
персональные компьютеры
принтер со сканером
устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего кабинета.
-
. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В библиотечный фонд входят учебники, электронные учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Основные источники
Для обучающихся
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.: 2017.
Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М.: Академия, 2014.
Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413".
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Примерная программа «Информатика» рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015г.ФГАУ «ФИРО»)
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
.Михеева Е.В., Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования.-М.: Академия, 2015г.
Интернет-ресурсы
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
находитьсходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальныхсистемах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах; | практические работы, домашняя работа |
владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картинымира; исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленнойзадачей; выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути ихразрешения; использовать ссылки и цитирование источников информации; использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, владеть нормами информационной этики иправа, соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного функционирования средствИКТ; | практические работы, индивидуальное задание, домашние работы |
оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.); знать о дискретной форме представления информации; знать способы кодирования и декодирования информации; иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающеммире; владеть компьютерными средствами представления и анализаданных; отличать представление информации в различных системахсчисления; знать математические объектыинформатики; применять знания в логическихформулах; | практические работы, домашние работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов; уметь понимать программы, написанные навыбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокогоуровня; уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц; реализовывать технологию решения конкретнойзадачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решениязадачи, разбивать процесс решения задачи наэтапы. определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войтив алгоритм; определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретацияблок-схем); | практические работы, домашние работы, выполнение индивидуального проектного задания |
иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводитьпримеры; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целяммоделирования; выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; | практические работы, выполнение индивидуального проектного задания |
оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев,интервью; анализировать и сопоставлять различные источники информации; | практические работы, домашние работы |
анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программныхсредств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, выводаинформации; определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системыотказов; выделять и определять назначения элементов окна программы; | практические работы, домашние работы |
иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводитьпримеры; определять программное и аппаратное обеспечении компьютернойсети; знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это напрактике; | практические работы, домашняя работа |
владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствамиинформатизации; понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете применять их напрактике; реализовывать антивирусную защитукомпьютера; | практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
иметь представление о способах хранения и простейшей обработкеданных; уметь работать с библиотекамипрограмм; использовать компьютерные средства представления и анализаданных; осуществлять обработку статистической информации с помощьюкомпьютера; пользоваться базами данных и справочными системами; владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать сними; анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовыхзадач. | контрольная работа, домашняя работа |
иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий применять напрактике; знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своейработе; определять ключевые слова, фразы для поиска информации; уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации; иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводитьпримеры; | контрольная работа, домашняя работа |
иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводитьпримеры; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управленияпроектом; | контрольная работа, тестирование |
определять общие принципы разработки и функционированияинтернет-приложений. | тестирование, индивидуальное задание |