Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «ППТ» ____________/Е.И. Марченкова «____»_____________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
по программе подготовки специалистов среднего звена
29.02.04 «КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
Первоуральск
2017 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методической комиссии
№___ «____»_____________2017 года
__________руководитель МК _______________
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий ИМО
__________ Л.А. Ленькова
от «____»_________ 20176 г.
Регистрационный № _____
СОГЛАСОВАНО:
_____________________________
_____________________________ФИО, должность работодателя*
от «____»_______________ 2017 г.
Разработчик:
Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
9 |
|
10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» откосится к циклу «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» в рамках реализации ФГОС СПО по специальности 2.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», реализуется на 4 курсе.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
особенности взаимодействия общества и природы;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
условия устойчивого развития экосистем;
возможные причины возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
методы экологического регулирования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
принципы производственного экологического контроля;
условия устойчивого состояния экосистем.
Результатом освоения программы является формирование общих компетенций (далее ОК).
Общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка студентов: 48 часов
В том числе:
Обязательная аудиторной нагрузка студентов: 32 часов
Самостоятельная работа студентов 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
изучение нормативных документов |
|
подготовка доклада |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Номер занятия |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. |
2 |
1,2 |
1 |
||||
1. Состояние и развитие экосистем. |
5 |
||||||
1.1 Концепция устойчивого развития. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Условия устойчивого развития экосистем. Условия устойчивого состояния экосистем |
2 |
3,4 |
1 |
||||
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «История и условия возникновения концепции устойчивого развития» |
2 |
||||||
1.2 Экологические кризисы. |
Содержание учебного материала |
3 |
|||||
Возможные причины возникновения экологического кризиса. |
1 |
5 |
1 |
||||
Практическая работа № 1 «Экологические кризисы и экологические катастрофы» |
2 |
6,7 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «История и условия возникновения концепции устойчивого развития» |
4 |
||||||
2. Рациональное природопользование. |
12 |
||||||
2.1 Основные понятия рационального природопользования |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Принципы и методы рационального природопользования |
2 |
8,9 |
1 |
||||
Практическая работа № 2 «Решение экологических задач» |
2 |
10,11 |
|||||
2.2 Принципы размещения производства. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Принципы размещения производств различного типа |
2 |
12,13 |
1 |
||||
2.3 Отходы. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
Основные группы отходов, их источники и масштабы образования |
2 |
14,15 |
1 |
||||
Практическая работа № 3 «Твёрдые бытовые отходы» |
2 |
16,17 |
2 |
||||
2.4 Промышленные отходы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Семинар: основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов |
2 |
18,19 |
1 |
||||
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Экологические последствия различных видов деятельности» |
4 |
||||||
3. Экологическое регулирование. |
4 |
||||||
3. 1 Методы экологического регулирования. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Методы экологического регулирования. |
2 |
20,21 |
1 |
||||
3.2 Мониторинг окружающей среды. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Понятие и принципы мониторинга окружающей среды |
2 |
22,23 |
1 |
||||
Самостоятельная работа: изучение регламентов по экологической безопасности в профессиональной деятельности. |
4 |
||||||
4. Охрана окружающей среды. |
4 |
||||||
4.1. Природо-пользование и экологическая безопасность. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. |
2 |
24,25 |
1 |
||||
Практическая работа № 4 «Природные ресурсы и способы их охраны» |
2 |
26, 27 |
2 |
||||
4.2.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
1 |
28 |
1 |
||||
4.3 Охраняемые природные территории |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Охраняемые природные территории |
1 |
29 |
1 |
||||
4.4 Экологический контроль. |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Принципы производственного экологического контроля |
2 |
30,31 |
1 |
||||
Дифференцированный зачёт |
1 |
32 |
3 |
||||
Итого максимальной нагрузки /аудиторных часов: |
46/32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
набор ученической мебели;
рабочее место преподавателя;
учебная (магнитная) доска:
наглядные пособия (таблицы, стенды, раздаточный материал).
Основные источники:
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования : учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Протасов В. Ф. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с.
Дополнительные источники:
Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
Экологические вопросы социально-экономического развития регионов России / Чхутиашвили Л.В. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, стр. 0-0
Интернет-ресурс:
http://www.studfiles.ru
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Преподаватель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель
Образование высшее, в 1990 году закончила Уральский государственный университет
Специальность: «Астрономо – геодезия»
Квалификация: астрономо – геодезист. Преподаватель физики и астрономии
Квалификационная категория: высшая.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Формируемые компетенции |
Результаты освоения дисциплины (умения, знания) |
Основные показатели результатов обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1-9 |
Умения: |
Точность и правильность выполнения учебных заданий |
Оценка выполнения практических работ, результаты дифференцированного зачёта |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности |
|||
Знания: |
|||
особенности взаимодействия общества и природы; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; условия устойчивого развития экосистем; возможные причины возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; методы экологического регулирования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории; принципы производственного экологического контроля; условия устойчивого состояния экосистем. |
Требования к результатам освоения учебной дисциплины |
Формируемые компетенции |
Способы достижения средствами учебной дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: |
|||
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности |
ОК 1, ОК 3, ОК 8 |
Решает учебные задачи, самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы |
Обучающийся должен знать: |
|||
особенности взаимодействия общества и природы; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; условия устойчивого развития экосистем; возможные причины возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; методы экологического регулирования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории; принципы производственного экологического контроля; условия устойчивого состояния экосистем. |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9. |
Самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы |