Рабочая программа кружка для учащихся 1 класса «Любознайки» (детское экспериментирование)
Рабочая программа кружка
« Любознайки» (детское экспериментирование)
разработала воспитатель Юрченко Любовь Анатольевна
МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка» Воронежская область
Содержание.
1.Актуальность.
2.Цели и задачи.
3. Принципы.
4. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности
5.Ожидаемые результаты.
6.Тематическое планирование.
7. Основное оборудование и материалы.
8. Работа с семьёй.
9.Мониторинг.
10. Список детей, посещающих кружок.
11.Список используемой литературы.
12. Приложения (анкеты, консультации прочее).
1.Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
В программе «Детство» экспериментирование указывается, но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт. Поэтому мы решили приобщить детей к экспериментированию в кружке « Хочу всё знать»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
2.Цель программы: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
3.Задачи:
Обучающие:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
Развивающие:
Развивать умение, наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Воспитательные:
Воспитывать у детей способность бережно относиться к природе.
Отличительная черта программы:
Формирование интегративного качества « Ребёнок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту». Углубление содержания образовательной области «Познавательное развитие» за счёт обучения детей методам и приёмам исследовательской деятельности.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.
3. В основу программы положены принципы:
-Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
-Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
-Принцип интеграции – интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие).
-Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
4. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Наблюдения в природе.
-Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
-Беседы по теме эксперимента.
5. Ожидаемые результаты.
У дошкольников развиты умения: осуществлять эксперимент; делать выводы; наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка
дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
6. Тематическое планирование кружковой работы.
месяц |
тема |
цели и задачи |
обеспечение интеграции образовательной области |
планируемые результаты |
|||||||||
сентябрь |
Путешествие с капелькой |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным .находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… |
Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению |
|||||||||
сентябрь |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы |
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
|||||||||
сентябрь |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. |
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
|||||||||
сентябрь |
Игра « Водяной у нас в гостях» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры |
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. |
Умеют называть водоемы и их обитателей. |
|||||||||
октябрь |
Ветер, ветер ветерок. |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным |
|||||||||
октябрь |
Поиски воздуха |
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
|||||||||
октябрь |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. |
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
|||||||||
№2 |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы |
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
|||||||||
№3 |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. |
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
|||||||||
№4 |
Игра « Водяной у нас в гостях» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры |
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. |
Умеют называть водоемы и их обитателей. |
|||||||||
Октябрь |
№1 |
Ветер, ветер ветерок. |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
||||||||
№2 |
Поиски воздуха |
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. |
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
|||||||||
№3 |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. |
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
|||||||||
№4 |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. |
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
|||||||||
Ноябрь |
№1 |
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича |
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) |
Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. |
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
||||||||
№2 |
Плавающие и тонущие предметы |
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . |
Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам . Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. |
Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. |
|||||||||
|
№3 |
Плавающее перо |
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека |
Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. |
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
||||||||
№4 |
Мех. Зачем зайчику другая шуба |
Мех. Зачем зайчику другая шуба |
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
|
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. |
|||||||||
Декабрь |
№1 |
Песок. глина. |
Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. |
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. |
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
||||||||
№2 |
Волшебная рукавичка |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) |
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. |
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
|||||||||
№3 |
Метал |
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) |
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. |
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. |
|||||||||
№4 |
Действие магнита на предмет |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. |
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. |
|||||||||
Январь
|
№1 |
Как снег становиться водой. |
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. |
Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
|
Умеют делать выводы и заключения. |
||||||||
№2 |
«Льдинка и снежинка» |
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. |
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. |
|||||||||
№3
|
Вода, лед, снег. |
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. |
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: |
Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. |
|||||||||
Февраль
|
№1 |
Волшебная кисточка |
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: |
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
||||||||
№2 |
С водой и без воды |
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. |
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. |
|||||||||
№3 |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. |
Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. |
Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. |
|||||||||
№4 |
Как достают скрепку из воды. |
Помочь определить какими свойствами магнитобладает в воде и на воздухе |
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей |
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. |
|||||||||
Март |
№1 |
Почему растаяла Снегурочка |
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. |
Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. |
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. |
||||||||
№2 |
Освобождение бусинок из ледяного плена . |
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми |
Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. |
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда. |
|||||||||
№3 |
Теплая капелька |
Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . |
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных ,обозначающих свойства воды . |
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
|||||||||
№4 |
Стекло ,его качества и свойства |
Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) |
Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла |
Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла |
|||||||||
Апрель |
№1 |
Чудеса растений |
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. |
Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) |
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
||||||||
№2 |
Нужен ли корешкам воздух |
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. |
Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. |
Называют комнатные растения.
|
|||||||||
№3 |
Почва( песок, глина камни) |
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Познание : знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. |
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
|||||||||
№4 |
«Солнечные зайчики» |
Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
Познание : Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. |
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
|||||||||
Май |
№1 |
Зачем растения вертятся |
Показать детям, что для роста растениям необходим свет. |
Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
||||||||
№2 |
«Растениям – теплую водичку» |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. |
Умеют ухаживать за растениями на грядке. |
|||||||||
№3 |
Передача солнечного зайчика |
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. |
Познание : называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. |
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. |
|||||||||
№4 |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). |
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Месяц |
Темы игр- экспериментов |
Задачи |
Материалы и оборудование |
Сентябрь 1-2 недели Сентябрь 3 неделя |
Мониторинг Сбор материала |
Определение уровня знаний детей по теме Организовать мини - лабораторию |
Картинки, вопросы Инструменты, предметы |
Сентябрь 4 неделя |
«Экскурсия в детскую лабораторию» |
Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), об эксперименте (опыте) – как способе познания мира. О назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. |
Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
Октябрь 1 неделя |
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» |
Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении: уши – слышать, узнавать различные звуки. Нос – определять запах. Пальцы – определять форму, структуру поверхности. Язык – определять на вкус. |
Газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры с отверстиями; чеснок в футляре, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон. |
Октябрь 2 неделя |
«Почему все звучит?» |
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. |
Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон. |
Октябрь 3 неделя |
«Прозрачная вода» |
Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком. Ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Октябрь 4 неделя |
«Вода принимает форму» |
Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. |
Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска. Резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос. |
Ноябрь 1 неделя |
«Какие предметы могут плавать?» |
Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
Большой таз с водой. Пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы. |
Ноябрь 2 неделя |
«Делаем мыльные пузыри» |
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. |
Жидкое мыло, кусочки мыла. Петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос. |
Ноябрь 3 неделя |
«Подушка из пены» |
Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) |
На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
Ноябрь 4 неделя |
«Воздух повсюду» |
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость |
Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Декабрь 1 неделя |
«Воздух работает» |
Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) |
Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
Декабрь 2 неделя |
«Каждому камешку свой домик» |
Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях |
Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков. |
Декабрь 3 неделя |
«Можно ли менять форму камня и глины» |
Выявить свойства глины (влажная, мягкая). Можно изменять ее форму, делить на части, лепить. И свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). |
Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
Декабрь 4 неделя |
«Свет повсюду» |
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные источники света - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа. |
Январь 1 неделя |
«Свет и тень» |
Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
Оборудование для теневого театра, фонарь. |
Январь 2 неделя |
«Замерзшая вода» |
Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. |
Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. |
Январь 3 неделя |
«Тающий лед» |
Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. |
Январь 4 неделя |
«Разноцветные шарики» |
Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая. Тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 1 неделя |
«Таинственные картинки» |
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. |
Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
Февраль 2 неделя |
«Все увидим, все узнаем» |
Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением. |
Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши. |
Февраль 3 неделя |
«Песочная страна» |
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. |
Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Февраль 4 неделя |
«Где вода?» |
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. |
Прозрачные емкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Март 1 неделя |
«Водяная мельница» |
Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы |
Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка. |
Март 2 неделя |
«Звенящая вода» |
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. |
Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске. |
Март 3 неделя |
«Угадай-ка» |
Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала. |
Март 4 неделя |
«Ловись, рыбка, и мала, и велика» |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист. |
Апрель 1 неделя |
«Солнечные зайчики» |
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) |
Зеркала. |
Апрель 2 неделя |
«Что растворяется в воде» |
Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. |
Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой. |
Апрель 3 неделя |
«Что отражается в зеркале?» |
Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода. |
Апрель 4 неделя |
«Волшебное сито» |
Познакомить детей со способом отделения камней от песка, мелкой и крупной крупы. Развивать самостоятельность. |
Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. |
Май 1 неделя |
«Игры с песком» |
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки. |
Май 2 неделя |
«Фонтанчики - радуга» |
Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
Пластиковые бутылки с дырочками. |
Май 3 неделя |
«Солнце дарит нам тепло» |
Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами |
Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла |
Май 4 неделя |
Диагностирование детей |
10. Основное оборудование и материалы:
Приборы: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы. Минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. Птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов. Кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани. Пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки. Шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки. Растительное масло, мука, соль. Цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны. Стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, ванна для игр с песком и водой. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
11. Литература.
1. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.
2. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С.П.2007г.
3. Л.Н. Меньщикова «Экспериментальная деятельность детей 3-6 лет»- Волгоград.2009г.
4. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.
12. Приложения.
Анкета для родителей:
1 Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями
Памятка для родителей.
« Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
-Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
-Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
-Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
-Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
-Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
-С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
-Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию исследовательской активности детей:
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите ребёнка о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг. Он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон.