Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» для 9 класса
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Учимся рассуждать»
для 9 класса
основного общего образования
Рабочая программа составлена на основе авторской концепции Е.Н.Заречневой «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» (Барнаул, 2014).
Составитель: Баун Н.А.
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нечунаевская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК:
Авторская концепция Е.Н.Заречневой «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» (Барнаул, 2014).
И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. Экзамен в новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – Москва : АСТ; Астрель, 2015.
Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2015.
Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции уч-ся через освоение технологии написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, развития умения выделять микротемы текста, анализировать заявленную проблему, опираясь на факты текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
знакомить уч-ся с критериями оценок сжатого изложеня, второй части, сочинений-рассуждений (ОГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;
учить выделять микротемы текста, анализировать текст: выделять проблему, комментировать её, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный и читательский опыт;
учить выполнять второе задание, писать сочинение-рассуждение; моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приёмы
Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 9 класса (33 часа).
Результаты обучения:
В ходе изучения элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» обучающиеся в целях совершенствования коммуникативной компетенции должны усвоить:
основные понятия курса: «текст», «микротема». «проблема», «аргумент»;
критерии оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, тестовой части;
модель сочинения-рассуждения, приёмы создания его частей;
курс формирует: понимание проблемы текста, личностную позицию в отношении анализа текста;
курс развивает: умение ориентироваться в критериях оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения;
умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста; умение приводить 2 примера –аргумента;
умение рассуждать по поводу поставленных проблем;
умения и навыки создания собственного речевого высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ.
Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Выделение микро- и макротемы. Составление плана
с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
Аудирование и письмо.
Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
Контроль знаний (часть 1)
Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Работа над частью 2 (тесты)
Задания части 2 связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, эпитеты, сравнения, олицетворения).Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.Синонимичные словосочетания.
Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть2)
Работа над сочинением-рассуждением - задание 15(1), 15(2), 15(3)
Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, фраза, термин - понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, один из жизненного опыта, которые доказывают цитату, фрагмент, значение слова); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 15)
Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
Календарно - тематический план
№ |
Тема занятия |
Колич часов |
Дата |
1. |
Введение в курс «Учимся рассуждать».Концепцуальные основы изложения и сочинения- рассуждения |
1 |
05.09 |
2. |
Анализ демонстрационного варианта ОГЭ |
1 |
12.09 |
3. |
Анализ 1 части демонстрационного варианта |
1 |
19.09 |
4. |
Нормы и критерии оценивания сжатого изложения |
1 |
26.09 |
5 |
Алгоритм написания сжатого изложения |
1 |
03.10 |
6-7 |
практикум |
2 |
10.10 17.10 |
8 |
практикум |
1 |
24.10 |
9 |
практикум |
1 |
31.10 |
10 |
практикум |
1 |
07.11 |
11 |
практикум |
1 |
14.11 |
12 |
практикум |
1 |
21.11 |
13 |
практикум |
1 |
28.11 |
14 |
практикум |
1 |
05.12 |
15 |
практикум |
1 |
12.12 |
16 |
Смысловой анализ исходного текста |
1 |
19.12 |
17 |
Анализ изобразительно-выразительных средств исходного текста |
1 |
26.12 |
18 |
Практикум по определению изобразительно-выразительных средств исходного текста |
1 |
16.01 |
19 |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения |
1 |
23.01 |
20 |
Рабочая матрица сочинения-рассуждения |
1 |
30.01 |
21 |
Практикум по написанию сочинения-рассуждения. |
1 |
06.02 |
22 |
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения |
1 |
13.02 |
23 |
Практикум по написанию вступления сочинения-рассуждения |
1 |
20.02 |
24-25 |
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения |
2 |
27.02 06.03 |
26 |
Практикум по написанию основной части сочинения-рассуждения |
1 |
13.03 |
27 |
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения |
1 |
20.03 |
28 |
Практикум по написанию заключительной части сочинения-рассуждения |
1 |
03.04 |
29 |
Модели сочинения-рассуждения |
1 |
10.04 |
30 |
Критерии оценивания грамотности и фактической точности |
1 |
17.04 |
31-32 |
Контрольное сжатое изложение и сочинение -рассуждения |
2 |
24.04 15.05 |
33 |
Экпертиза сжатого изложения |
1 |
22.05 |