Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методсовета на заседании педагогического совета приказом № 81-од__от 31 августа 2015 г
протокол № 1 протокол № 1 Директор школы:____________
от 28 августа 2015 г. От 31 августа 2015 г Исхакова Ф.Ф
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предметному курсу
«Сочинение на лингвистическую тему»
русский язык
для 9 класса
(основного общего образования)
Составитель: Файзуллина Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
Год разработки: 2015
Пояснительная записка.
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения-рассуждения.
Место элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ» в учебном плане МАОУ «Новоатьяловской СОШ»: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки)
Содержание программы элективного курса.
1. Введение. Значение курса, его задачи (3 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (6 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (8 часов).
Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (15 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (2 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.),
аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Учебно-тематический план.
Раздел |
Кол-во часов |
В том числе |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1. Введение. Значение курса, его задачи. |
3 |
3 |
|
2. Текст. Сжатое изложение |
6 |
4 |
2 |
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему |
8 |
5 |
3 |
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий. |
15 |
14 |
1 |
5. Заключение. Итоговый контроль. |
2 |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
25 |
9 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Количество часов по разделу |
Тема урока |
Дата реализации темы урока |
Планируемый результат |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
Введение. Значение курса, его задачи. |
1 |
Особенности ОГЭ - 2016 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. |
04/09 |
Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. |
1 |
|
|
1 |
Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. |
11/09 |
Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. |
1 |
||
|
1 |
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
18/09 |
Знать: изобразительно-выразительные средства языка. Уметь: определять в тексте тропы. |
1 |
||
|
Текст. Сжатое изложение |
1 |
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
25/09 |
Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой |
1 |
|
|
1 |
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема |
02/10 |
Знать: орфографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися). |
1 |
||
|
1 |
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
09/10 |
Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. |
1 |
||
|
1 |
. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
16/10 |
Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. |
1 |
||
|
1 |
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ |
23/10 |
Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. |
1 |
||
|
1 |
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. |
06/11 |
Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. |
1 |
||
|
Сочинение на лингвистическую тему |
1 |
Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. |
13/11 |
Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. |
1 |
|
|
1 |
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. |
20/11 |
Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания |
1 |
||
|
1 |
Структура сочинения на лингвистическую тему. . |
27/11 |
Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении |
1 |
||
|
1 |
Учимся формулировать тезис. |
04/12 |
Знать: структурные особенности односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения. |
1 |
||
|
1 |
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. |
11/12 |
Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП. Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП. |
1 |
||
|
1 |
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. |
18/12 |
Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 |
||
|
1 |
Практическая работа : Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении |
25/12 |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ. |
1 |
||
|
1 |
Сочинение-рассуждение по предложенной модели |
15/01 |
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
1 |
||
|
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий |
1 |
Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание А1. Лексическое значение слова. Задание А2. |
22/01 |
Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
1 |
|
|
1 |
Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание А3. |
29/01 |
Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
1 |
||
|
1 |
Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. Задание А4. |
05/02 |
Уметь редактировать собственный текст. |
1 |
||
|
1 |
Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Задание А5. |
12/02 |
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
1 |
||
|
1 |
Правописание приставок. Задание А6. |
19/02 |
Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения. |
1 |
||
|
1 |
Правописание суффиксов. Задание А7. |
26/02
|
Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения |
1 |
||
|
1 |
Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание В1. |
04/03 |
Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. |
1 |
||
|
1 |
Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание В2. |
11/03 |
Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. |
1 |
||
|
1 |
Грамматическая основа предложения. Задание В3, В6.
|
18/03 |
Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. |
1 |
||
|
1 |
Предложения с однородными членами. Задание В4. |
08/04 |
Знать: типологию речевых ошибок и недочетов. Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. |
1 |
||
|
1 |
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание В4. |
15/04 |
Знать: синтаксические нормы современного литературного языка. Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения. |
1 |
||
|
1 |
Предложения с вводными словами и обращениями. Задание В5. |
22/04 |
Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) |
1 |
||
|
1 |
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задание В7. |
29/04 |
Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели |
1 |
||
|
1 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание В8 |
06/05 |
Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) |
1 |
||
|
1 |
Сложные предложения с различными видами связи. Задания В9. |
13/05 |
Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели |
1 |
||
|
Заключение. Итоговый контроль. |
1 |
Диагностическая работа в форме ОГЭ. |
20/05 |
Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) |
1 |
|
|
1 |
Анализ ошибок. |
27/05 |
Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели |
1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Егораева Г.Т. ОГЭ. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2015
2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011
3. Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012
4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2009
5. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
Учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса
Интернет-ресурсы:
Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http: //www. gramota. ru
Крылатые слова и выражения http: //slova.ndo. ru
Культура письменной речи http: //www. gramma. ru
Мир слова русского http: //www. rusword. ru
Основные правила грамматики русского языка http: //www. stihirus.ru/pravila.htm
Русское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http: //www. ropryal. Ru
ВЕб-Грамотей http://gramotei.cerm.ru/
Бекешина Надежда Викторовна
Бекешина Надежда Викторовна