От текста к творчеству «Учебная рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса»

2
0
Материал опубликован 13 October 2017 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

От текста к творчеству

Учебная рабочая программа

элективного курса по русскому языку

для учащихся 10 класса

Количество часов

в неделю -1

в год-34

за курс-34

 

Составитель

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ « СОШ № 21»

А.Е.Кочетовская

                                                     Стерлитамак -2015

Пояснительная записка

Программа элективного курса « От текста к творчеству» для учащихся 10-х классов, углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 34 часа. Базируется на учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.

Использует в качестве программно-методического сопровождения.

1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение.

2.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С).

3.Калганова Т.А.. Сочинения разных жанров в старших классах.

4.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

5.Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)».

6.Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично».

7.Ушаков А.Г. Пишем сочинение.

Элективный курс состоит из двух разделов.

                      Первый раздел « Пишем сочинение - рассуждение»

Основополагающей первого раздела является подготовка к сочинению –рассуждению. Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Занятия проходят в форме беседы с элементами полемики, практикумов написания творческих работ и сочинений – рассуждений.


 

                      Второй раздел « Пишем сочинения разных жанров»

В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Дается представление о многообразии жанров сочинений. Вторая часть представляет методику обучения сочинению, поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Таким образом, основополагающей второй   части является работа над формой. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения  точно и логически последовательно излагать свои мысли.


 

Программа включает в себя:

Пояснительную записку

Содержание программы

Технологию организации учебного процесса

Формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки

Список литературы.

Цели элективного курса:

помочь учащимся обобщить знания по литературе и русскому языку о сочинениях разных жанров;

завершить формирование умений работать с тек­стом художественных произведений и литературно-критических статей;

совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;

подготовить учащихся к выполнению задания второй части ЕГЭ.

Задачи элективного курса:


 

Научить школьников:

определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;

отбирать и систематизировать материал для сочинения разных жанров;

составлять простой и сложный план текста сочинения;

отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;

вдумчиво читать и понимать текст.

выражать в тексте сочинения-рассуждения свою позицию в отношении высказанного тезиса;

четко формулировать  личное мнение и убедительно его  аргументировать.


 

Развить навык анализа и комментария текста.

Добиться максимально точного изложения мысли в грамотной и выразительной форме .

Сформировать  навык логически последовательно выстраивать  текст своей работы.

Развить навык грамотной письменной речи.


 

                                                  Содержание программы

                                                              Раздел 1

                                      «Пишем сочинение – рассуждение»

1.Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте.

2.Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста.

3. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

4.Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

5.Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

6.Заключительная часть сочинения.

Учащиеся должны уметь:

понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

определять тему текста, проблему, позицию автора;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

выбирать необходимый стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Раздел 2

«Пишем сочинения разных жанров»


 

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, ре­цензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характе­ристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Ис­пользование цитат в сочинении. Развернутый план определять основные теоретико-литературные понятия;

составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих);

анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины;

составлять план сочинения, подбирать фактический материал ;

представить классификацию по разным критериям;

писать сочинения разных жанров;

создавать коллективный план сочинения любого жанра4

строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра;

выбирать тему сочинения, обосновывать ее;

анализировать эпиграфы в художественных произведениях, подбирать эпиграф при написании сочинения;

составлять простой и сложный план;

писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения;

производить подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбирать произведения к теме сочинения;

находить художественные средства, определять их роль;

анализировать ошибки, править готовые сочинения, писать рецензии;

обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план;

разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий:

урок-лекция с элементами исследовательской деятельности,

урок применения знаний на практике,

уроки навыков (тренировочные),

уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме творческих работ)

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Тематическое планирование ЭК «От текста к творчеству»

№п/п

Тема

Раздел 1

Пишем сочинение-рассуждение

Количество часов

Вид урока

1

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

2

Формулировка проблем исходного текста. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.

1

Урок комплексного применения знаний

3

Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

1

Урок комплексного применения знаний

4

Авторская позиция, её отражение в тексте.

1

Урок комплексного применения знаний

5

Аргументация собственного мнения по проблеме .

Источники аргументации. Заключение

1

Практикум

6

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

1

Промежуточный контроль

7

8

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного и публицистического стиля

2

Урок комплексного применения знаний

9

Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

1

Урок комплексного применения знаний

10

Анализ и редактирование своих работ

Подготовка к контрольному сочинению

1

Урок комплексного применения знаний

11

Контрольная работа 1

1

Итоговый контроль

 

Пишем сочинения разных жанров

   

12

Анализ контрольных работ.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

13

Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

14

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

15

Отбор материала, систематизация фактического материала

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

16

Планирование будущего текста.

Составление плана сочинения, подбор фактического материала

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

17

Классификация сочинений по проблематике .

Классификация сочинений по тематике и жанрам.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

18

Своеобразие жанров сочинений.

Литературно-критическая статья

Рецензия

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

19

Эссе, очерк

1

Урок комплексного применения знаний

20

Дневник, путешествие

1

Урок комплексного применения знаний

21

Сочинение-характеристика

1

Урок комплексного применения знаний

22

Литературный портрет

Зависимость структуры сочинения от его типа

1

Урок комплексного применения знаний

23

Выбор темы сочинения

Выбор эпиграфа

1

Урок комплексного применения знаний

24

Составление планов простых и сложных

1

Урок комплексного применения знаний

25

Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра

1

Урок комплексного применения знаний

26

Анализ эпизода в

школьном сочинении.

1

Практикум

27

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

1

Практикум

28

29

Редактирование и рецензирование сочинений .Защита учащимися сочинений разных жанров

2

Урок комплексного применения знаний

30

31

Сочинение-рассуждение.

Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением.

2

Тренировочный

32

Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении

1

Тренировочный

33

Контрольное сочинение.

1

Итоговый контроль

34

Анализ контрольных сочинений.

1

Комплексное применение знаний


 

Список рекомендуемой литературы


 

Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010г.

А л е к с е е в а Т .В. Как научиться писать сочинение на «от­лично». СПб., 2000.

Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / / Русский язык в школе. 2000. N 3.

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011г.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2013г.

Единый государственный экзамен. 2013: Русский язык. – М.: Просвещение, 2013г.

7. Калганова Т.А.. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.

8.Карнаух. Н.Л.. На пути к эссе / / Русская словесность. 2001. № 3.

9. Карнаух. Н.Л Школьное сочинение: Вопросы и ответы .Русская словесность. 2002. № 8 .

10. Карнаух. Н.Л Учимся писать эссе..

11. Котельникова С. А.Аннотация - отзыв - рецензия ­эссе 1/ Русский язык в школе. 1998. № 1.

12.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения.2013.

13.М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

14.Озеров Ю. А.. Раздумья над сочинением. М., 1990.

15.Романичева Е. С.. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе.М., 1997.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации