От текста к творчеству «Учебная рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
От текста к творчеству
Учебная рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для учащихся 10 класса
Количество часов
в неделю -1
в год-34
за курс-34
Составитель
учитель русского языка
и литературы
первой квалификационной категории
МАОУ « СОШ № 21»
А.Е.Кочетовская
Стерлитамак -2015
Пояснительная записка
Программа элективного курса « От текста к творчеству» для учащихся 10-х классов, углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Программа рассчитана на 34 часа. Базируется на учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.
Использует в качестве программно-методического сопровождения.
1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение.
2.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С).
3.Калганова Т.А.. Сочинения разных жанров в старших классах.
4.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
5.Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)».
6.Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично».
7.Ушаков А.Г. Пишем сочинение.
Элективный курс состоит из двух разделов.
Первый раздел « Пишем сочинение - рассуждение»
Основополагающей первого раздела является подготовка к сочинению –рассуждению. Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Занятия проходят в форме беседы с элементами полемики, практикумов написания творческих работ и сочинений – рассуждений.
Второй раздел « Пишем сочинения разных жанров»
В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Дается представление о многообразии жанров сочинений. Вторая часть представляет методику обучения сочинению, поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Таким образом, основополагающей второй части является работа над формой. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения точно и логически последовательно излагать свои мысли.
Программа включает в себя:
Пояснительную записку
Содержание программы
Технологию организации учебного процесса
Формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки
Список литературы.
Цели элективного курса:
помочь учащимся обобщить знания по литературе и русскому языку о сочинениях разных жанров;
завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;
подготовить учащихся к выполнению задания второй части ЕГЭ.
Задачи элективного курса:
Научить школьников:
определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;
отбирать и систематизировать материал для сочинения разных жанров;
составлять простой и сложный план текста сочинения;
отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;
вдумчиво читать и понимать текст.
выражать в тексте сочинения-рассуждения свою позицию в отношении высказанного тезиса;
четко формулировать личное мнение и убедительно его аргументировать.
Развить навык анализа и комментария текста.
Добиться максимально точного изложения мысли в грамотной и выразительной форме .
Сформировать навык логически последовательно выстраивать текст своей работы.
Развить навык грамотной письменной речи.
Содержание программы
Раздел 1
«Пишем сочинение – рассуждение»
1.Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте.
2.Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста.
3. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
4.Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
5.Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
6.Заключительная часть сочинения.
Учащиеся должны уметь:
понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);
определять тему текста, проблему, позицию автора;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;
развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
выбирать необходимый стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Раздел 2
«Пишем сочинения разных жанров»
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план определять основные теоретико-литературные понятия;
составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих);
анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины;
составлять план сочинения, подбирать фактический материал ;
представить классификацию по разным критериям;
писать сочинения разных жанров;
создавать коллективный план сочинения любого жанра4
строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра;
выбирать тему сочинения, обосновывать ее;
анализировать эпиграфы в художественных произведениях, подбирать эпиграф при написании сочинения;
составлять простой и сложный план;
писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения;
производить подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбирать произведения к теме сочинения;
находить художественные средства, определять их роль;
анализировать ошибки, править готовые сочинения, писать рецензии;
обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план;
разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий:
урок-лекция с элементами исследовательской деятельности,
урок применения знаний на практике,
уроки навыков (тренировочные),
уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Тематическое планирование ЭК «От текста к творчеству»
№п/п |
Тема Раздел 1 Пишем сочинение-рассуждение |
Количество часов |
Вид урока |
1 |
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
2 |
Формулировка проблем исходного текста. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
3 |
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
4 |
Авторская позиция, её отражение в тексте. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
5 |
Аргументация собственного мнения по проблеме . Источники аргументации. Заключение |
1 |
Практикум |
6 |
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) |
1 |
Промежуточный контроль |
7 8 |
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного и публицистического стиля |
2 |
Урок комплексного применения знаний |
9 |
Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
10 |
Анализ и редактирование своих работ Подготовка к контрольному сочинению |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
11 |
Контрольная работа 1 |
1 |
Итоговый контроль |
Пишем сочинения разных жанров |
|||
12 |
Анализ контрольных работ. Сочинение как текст. Основные признаки текста. |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
13 |
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
14 |
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
15 |
Отбор материала, систематизация фактического материала |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
16 |
Планирование будущего текста. Составление плана сочинения, подбор фактического материала |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
17 |
Классификация сочинений по проблематике . Классификация сочинений по тематике и жанрам. |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
18 |
Своеобразие жанров сочинений. Литературно-критическая статья Рецензия |
1 |
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
19 |
Эссе, очерк |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
20 |
Дневник, путешествие |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
21 |
Сочинение-характеристика |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
22 |
Литературный портрет Зависимость структуры сочинения от его типа |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
23 |
Выбор темы сочинения Выбор эпиграфа |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
24 |
Составление планов простых и сложных |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
25 |
Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
26 |
Анализ эпизода в школьном сочинении. |
1 |
Практикум |
27 |
Анализ стихотворения в школьном сочинении. |
1 |
Практикум |
28 29 |
Редактирование и рецензирование сочинений .Защита учащимися сочинений разных жанров |
2 |
Урок комплексного применения знаний |
30 31 |
Сочинение-рассуждение. Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением. |
2 |
Тренировочный |
32 |
Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении |
1 |
Тренировочный |
33 |
Контрольное сочинение. |
1 |
Итоговый контроль |
34 |
Анализ контрольных сочинений. |
1 |
Комплексное применение знаний |
Список рекомендуемой литературы
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010г.
А л е к с е е в а Т .В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.
Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / / Русский язык в школе. 2000. N 3.
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011г.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2013г.
Единый государственный экзамен. 2013: Русский язык. – М.: Просвещение, 2013г.
7. Калганова Т.А.. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.
8.Карнаух. Н.Л.. На пути к эссе / / Русская словесность. 2001. № 3.
9. Карнаух. Н.Л Школьное сочинение: Вопросы и ответы .Русская словесность. 2002. № 8 .
10. Карнаух. Н.Л Учимся писать эссе..
11. Котельникова С. А.Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 1998. № 1.
12.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения.2013.
13.М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
14.Озеров Ю. А.. Раздумья над сочинением. М., 1990.
15.Романичева Е. С.. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе.М., 1997.