Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» для 9 класса

0
0
Материал опубликован 27 September 2017 в группе

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нечунаевская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края

 


 

Принято

педагогическим советом школы

протокол от 29.08.2016 № 1


 

Утверждено

Директор МКОУ «Нечунаевская СОШ»

__________Л.А.Калинина


 

Приказ от 30.08.2016 № 46-3


 


 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Учимся рассуждать»

для 9 класса

основного общего образования

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской концепции Е.Н.Заречневой «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» (Барнаул, 2014).

Составитель: Баун Н.А.

учитель русского языка и литературы

 


 

с. Нечунаево

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нечунаевская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК:

Авторская концепция Е.Н.Заречневой «Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» (Барнаул, 2014).

И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. Экзамен в новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – Москва : АСТ; Астрель, 2015.

Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2015.


 

Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции уч-ся через освоение технологии написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, развития умения выделять микротемы текста, анализировать заявленную проблему, опираясь на факты текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.

Задачи курса:

знакомить уч-ся с критериями оценок сжатого изложеня, второй части, сочинений-рассуждений (ОГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;

учить выделять микротемы текста, анализировать текст: выделять проблему, комментировать её, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный и читательский опыт;

учить выполнять второе задание, писать сочинение-рассуждение; моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приёмы

Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 9 класса (33 часа).

Результаты обучения:

В ходе изучения элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» обучающиеся в целях совершенствования коммуникативной компетенции должны усвоить:


 

основные понятия курса: «текст», «микротема». «проблема», «аргумент»;

критерии оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения, тестовой части;

модель сочинения-рассуждения, приёмы создания его частей;


 

курс формирует: понимание проблемы текста, личностную позицию в отношении анализа текста;


 

курс развивает: умение ориентироваться в критериях оценивания сжатого изложения, сочинения-рассуждения;

умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста; умение приводить 2 примера –аргумента;

умение рассуждать по поводу поставленных проблем;

умения и навыки создания собственного речевого высказывания.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ.

Работа над частью 1. Изложение исходного текста.

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Выделение микро- и макротемы. Составление плана

с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

Аудирование и письмо.

Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).

Контроль знаний (часть 1)

Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

Работа над частью 2 (тесты)

Задания части 2 связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания.

Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Повторение морфологии.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. Лексика и фразеология.

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, эпитеты, сравнения, олицетворения).Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.Синонимичные словосочетания.

Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть2)

Работа над сочинением-рассуждением - задание 15(1), 15(2), 15(3)

Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, фраза, термин - понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, один из жизненного опыта, которые доказывают цитату, фрагмент, значение слова); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 15)

Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.


 

Календарно - тематический план

Тема занятия

Колич

часов

Дата

1.

Введение в курс «Учимся рассуждать».Концепцуальные основы изложения и сочинения- рассуждения

1

05.09

2.

Анализ демонстрационного варианта ОГЭ

1

12.09

3.

Анализ 1 части демонстрационного варианта

1

19.09

4.

Нормы и критерии оценивания сжатого изложения

1

26.09

5

Алгоритм написания сжатого изложения

1

03.10

6-7

практикум

2

10.10

17.10

8

практикум

1

24.10

9

практикум

1

31.10

10

практикум

1

07.11

11

практикум

1

14.11

12

практикум

1

21.11

13

практикум

1

28.11

14

практикум

1

05.12

15

практикум

1

12.12

16

Смысловой анализ исходного текста

1

19.12

17

Анализ изобразительно-выразительных средств исходного текста

1

26.12

18

Практикум по определению изобразительно-выразительных средств исходного текста

1

16.01

19

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1

23.01

20

Рабочая матрица сочинения-рассуждения

1

30.01

21

Практикум по написанию сочинения-рассуждения.

1

06.02

22

Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения

1

13.02

23

Практикум по написанию вступления сочинения-рассуждения

1

20.02

24-25

Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения

2

27.02

06.03

26

Практикум по написанию основной части сочинения-рассуждения

1

13.03

27

Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения

1

20.03

28

Практикум по написанию заключительной части сочинения-рассуждения

1

03.04

29

Модели сочинения-рассуждения

1

10.04

30

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

1

17.04

31-32

Контрольное сжатое изложение и сочинение -рассуждения

2

24.04

15.05

33

Экпертиза сжатого изложения

1

22.05


 

 


 


 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ


 

п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации