12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Етнеут Анастасия Александровна561 учитель истории, обществознания и МХК Россия, Камчатский край, пос.Палана, Камчатский край Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. » |
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Для 9-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Цель программы – подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса через повторение и систематизацию учебного материала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного курса
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение элективного курса «Практическое обществознание» в 9 классе отводиться 1 час в неделю (35 часов в год).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания в 9 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право», «Культура», «Социология», «Экономика», «Философия»;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- описывать основные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, выделять их общие черты и различия;
- соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Использовать приобретённые знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Дата | Кол-во часов | Название темы | Основные виды деятельности | |
план | факт | ||||
|
|
| 1 | Введение | Лекция |
|
|
| 1 | Общество, его признаки и строение. | Практическая работа с текстами выдержек из источников
|
|
|
| 1 | Взаимосвязь природы и общества. | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества. | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Личность и социальная среда. Потребности человека. | Урок - дискуссия
|
|
|
| 1 | Социализация и воспитание. | Урок - дискуссия
|
|
|
| 1 | Социально-психологический процесс общения. | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Сущность и структура экономики. | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Типы экономических систем | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Товар и деньги. | Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
| 1 | Спрос и предложение | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Рынок, цена и конкуренция | Урок - дискуссия
|
|
|
| 1 | Предпринимательство. Роль государства в экономике | Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
| 1 | Социальная стратификация. | Обучающий практикум |
|
|
| 1 | Богатые и бедные | Беседа - диспут |
|
|
| 1 | Этнос: Межнациональные отношения | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Конфликты в обществе | Урок - дискуссия
|
|
|
| 1 | Семья | Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
| 1 | Власть. Государство |
|
|
|
| 1 | Национально-государственное устройство | Урок - дискуссия
|
|
|
| 1 | Формы правления | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Политические режимы |
|
|
|
| 1 | Гражданское государство | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Право. Закон и власть | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Конституция | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Право и имущественные отношения | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Потребитель и его права | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Труд и право | Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
| 1 | Культурные нормы. Формы культуры | Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
| 1 | Религия. Искусство. | Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
| 1 | Образование. | Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
| 1 | Наука | Лекция с последующим обсуждением
|
33-35 |
|
| 3 | Тестирование в форме ОГЭ | Практикум |
Литература для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Экспо, 2006.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Кодекс об административных нарушениях РФ
Уголовный кодекс РФ
Интернет-ресурсы