Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Для 9-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Цель программы – подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса через повторение и систематизацию учебного материала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного курса
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение элективного курса «Практическое обществознание» в 9 классе отводиться 1 час в неделю (35 часов в год).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания в 9 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право», «Культура», «Социология», «Экономика», «Философия»;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- описывать основные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, выделять их общие черты и различия;
- соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Использовать приобретённые знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Название темы |
Основные виды деятельности |
|
план |
факт |
||||
|
|
|
1 |
Введение |
Лекция |
|
|
|
1 |
Общество, его признаки и строение. |
Практическая работа с текстами выдержек из источников
|
|
|
|
1 |
Взаимосвязь природы и общества. |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества. |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Личность и социальная среда. Потребности человека. |
Урок - дискуссия
|
|
|
|
1 |
Социализация и воспитание. |
Урок - дискуссия
|
|
|
|
1 |
Социально-психологический процесс общения. |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Сущность и структура экономики. |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Типы экономических систем |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Товар и деньги. |
Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
|
1 |
Спрос и предложение |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Рынок, цена и конкуренция |
Урок - дискуссия
|
|
|
|
1 |
Предпринимательство. Роль государства в экономике |
Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
|
1 |
Социальная стратификация. |
Обучающий практикум |
|
|
|
1 |
Богатые и бедные |
Беседа - диспут |
|
|
|
1 |
Этнос: Межнациональные отношения |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Конфликты в обществе |
Урок - дискуссия
|
|
|
|
1 |
Семья |
Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
|
1 |
Власть. Государство |
|
|
|
|
1 |
Национально-государственное устройство |
Урок - дискуссия
|
|
|
|
1 |
Формы правления |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Политические режимы |
|
|
|
|
1 |
Гражданское государство |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Право. Закон и власть |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Конституция |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Право и имущественные отношения |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Потребитель и его права |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Труд и право |
Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
|
1 |
Культурные нормы. Формы культуры |
Лекция с последующим обсуждением
|
|
|
|
1 |
Религия. Искусство. |
Практическая работа с текстами выдержек из источников.
|
|
|
|
1 |
Образование. |
Обучающий практикум, роевая игра.
|
|
|
|
1 |
Наука |
Лекция с последующим обсуждением
|
33-35 |
|
|
3 |
Тестирование в форме ОГЭ |
Практикум |
Литература для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Экспо, 2006.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Кодекс об административных нарушениях РФ
Уголовный кодекс РФ
Интернет-ресурсы
http://www.examen.ru/gia/18361&egetestid=65
http://4ege.ru/gia-po-obwestvoznaniju/
http://resh-ege.ru/load/zadanija_gia_9_klass/gia_9_klass_po_obshhestvoznaniju/76
http://soc.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
http://test.i-exam.ru/training/diag/index.html