Рабочая программа элективного курса «Изучаем Конституцию»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9 КЛАССА
Данилов Алексей Михайлович учитель истории и обществознания
МАОУ СШ №1 г.Окуловка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Изучаем Конституцию» для обучающихся 9 класса составлена на основе авторской программы Степанько С. Н «Изучаем Конституцию. Правоведение. 8 – 9 класс» –Волгоград/Учитель, 2007.
В условиях формирования Правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно на уроках обществознания и права учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувства собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.
Данный материал направлен на то, чтобы:
А) воспитать социально-активных и законопослушных граждан;
Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;
В) выработать у учащихся собственное представление и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.
Воспитание правового сознания на уроках права связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.
Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся в сфере обществознания и права.
2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающем закрепление правовых и политических основ нашего государства.
3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.
4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.
5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
6. Создание условий для социализации личности;
Изменения, внесённые в программу: Авторская программа рассчитана на 24 учебных часа. Учебный план школы на 2018/2019 учебный год отводит на изучение курса «Изучаем Конституцию» 34 учебных недели. Таким образом, общее количество часов было увеличено на 10 часов: в связи с авторской рекомендацией было добавлено 4 часа на изучение вопроса о правах человека в количестве 4 часов, 1 час отведен на вводный урок и 1 на итоговое повторение материала, с 1 до 2 часов было увеличено изучение тем «Конституционные права и свободы» , «Избирательная система РФ», «Судебная власть в РФ» и 1 час выделен на изучение темы «Конституционные обязанности граждан России». Таким образом, общее количество часов было доведено до 34.
УМК
1. Конституция РФ
2. Степанько С. Н. Изучаем Конституцию. /«Учитель», 2007 г.
Место предмета в учебном плане.
Курс «Изучаем Конституцию» в основной школе изучается в 9 классе. Общая недельная нагрузка составляет Количество часов: 9 класс - всего 34 часа; в неделю 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение
к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения:
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализаций ценностей здорового образа
жизни, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение
к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять
планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
другого, эффективно разрешать конфликты:
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных
социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства:
8) владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической
ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление
со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания
для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения
их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты
в конкретных жизненных ситуациях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
по праву должны обеспечивать возможность дальнейшего
успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Платон и его модель «идеального государства». Томас Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». «Великая хартия вольности». «Декларация независимости» 4 июля 1776 года.
Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября – начало демократического конституционализма. 1906 г. – принятие «Основных государственных законов Российской империи». Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности. 1922 г. – образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная система и государственные символы. 7 октября 1977 г. – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей.
Причины конституционного кризиса 90-х годов. 1993 г. – противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 г. – Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.
Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. Идеологический плюрализм. РФ – полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Презумпция невиновности. Политические права и свободы: свобода мысли, слова и объединений, право участвовать в управлении делами государства.
Социальные права
Право на достойный уровень жизни.
Прожиточный минимум.
Социальная помощь.
Забота об инвалидах.
Культурные права
Термин «культурные права».
Стремление человека к культуре.
Право на образование.
Право на участие в культурной жизни.
Государство и обеспечение равенства в правах на культуру.
Экономические права
Право на собственность.
Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью.
Право на труд и отдых.
Деятельность государства по предотвращению безработицы.
Конституционные обязанности
Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.
Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.
РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.
Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.
Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС)
№ урока |
Дата по факту |
Тема |
1 |
Введение |
|
2 |
Понятие прав человека |
|
3 |
Становление и развитие прав человека |
|
4 |
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. |
|
5 |
Проблема прав человека в нашей стране |
|
6 |
История появления конституции |
|
7 |
Истоки конституционализма |
|
8 |
Конституции зарубежных стран |
|
9 |
История становления и развития Конституции РФ |
|
10 |
Конституция РФ |
|
11 |
Конституционный строй РФ |
|
12 |
Основы правового статуса личности |
|
13 |
Гражданство РФ |
|
14 |
Конституционные права и свободы |
|
15 |
Конституционные права и свободы |
|
16 |
Конституционные обязанности граждан России |
|
17 |
Защита Отечества – право или обязанность граждан |
|
18 |
Конституционно-правовой статус РФ |
|
19 |
Субъекты Федерации |
|
20 |
Разделения властей и условия их взаимодействия |
|
21 |
Органы власти в РФ |
|
22 |
Избирательная система РФ |
|
23 |
Избирательная система РФ |
|
24 |
Уполномоченный по правам человека |
|
25 |
Президент РФ |
|
26 |
Федеральное собрание РФ |
|
27 |
Совет федерации России |
|
28 |
Государственная Дума |
|
29 |
Правительство РФ |
|
30 |
Судебная власть в РФ |
|
31 |
Судебная власть в РФ |
|
32 |
Конституционный суд |
|
33 |
Местное самоуправление |
|
34 |
Итоговый урок. Зачет |