Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для 7-9 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Рабочая программа элективного курса
«Решение нестандартных задач»
для 7-9 класса
Разработана Почебутовой Л.И.
учителем математики
Рабочая программа составлена на основе программы Внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы по математике, автор М.С. Цветкова, издательство М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 ______________________________________________________________________
г. Усть-Кут
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение нестандартные задач» для 7 класса составлена на основе программы Внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы по математике, автор М.С. Цветкова, издательство М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Предлагаемая программа «Решение нестандартных задач» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает её реализацию в факультативной или кружкой форме в 7-9 классах. Возможно продолжение данного курса в 10 классе.
Основной целью данного учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике, а также подготовка к участию в олимпиадах по предмету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получают дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, к способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать более эффективные способы решения задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
умение создавать, применять и преобразовать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательно деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области ИКТ.
Вместе с тем вносится значительный вклад в развитие личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирование информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Планируемые результаты изучения курса
Курс позволяет сформировать следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде, чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
строить классификацию на основе дихотомического деления;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Содержание учебного курса
7 класс
Арифметика
Метод подсчета. Признаки делимости на 9 и на 11. Числовые ребусы. Остатки квадратов. Проценты. Десятичная система счисления. Разложение на простые множители. Неравенства в арифметике. Недесятичные системы счисления.
Геометрия
Задачи на перекладывание и построение фигур. Задачи на построение с идеей симметрии. Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона.
Логика
Логические таблицы. Взвешивания. Популярные и классические логические задачи. Принцип Дирихле. Раскраски: шахматная раскраска; замощения; виды раскрасок.
Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий противника. Четность: делимость на 2; чередования; парность. Инварианты: четность; делимость; сумма; метод сужения объекта; правило крайнего.
Анализ
Разные задачи на движение. Суммирование последовательностей: арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторением и без. Размещения и сочетания.
Графы
Четность и сумма ребер. Эйлеровы и ориентированные графы
8 класс
Арифметика
Признаки делимости на 9 и на 11. Делимость и остатки. Числовые ребусы. Остатки квадратов и кубов. Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Неравенства в арифметике. Преобразование арифметических выражений. Арифметические конструкции. Метод полной индукции: разные задачи и схемы; суммирование последовательностей; доказательство неравенств; делимость; индукция в геометрии.
Геометрия
Задачи на перекладывание и построение фигур. Линии в треугольнике. Подобные треугольники.
Логика
Логические таблицы. Взвешивания. Принцип Дирихле: доказательство от противного; конструирование «ящиков»; с дополнительными ограничениями; в связи с делимостью и остатками; разбиение на ячейки (например, на шахматной доске); в геометрии. Раскраски: шахматная раскраска; замощения; виды раскрасок. Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий противника. Четность: делимость на 2; чередования; парность. Инварианты: четность; делимость; сумма; метод сужения объекта; правило крайнего; полуинвариант.
Анализ
Разные задачи на движение. Суммирование последовательностей: арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия.
Графы
Четность. Формула Эйлера. Связные графы. Ориентированные графы. Эйлеровы графы. Гамильтоновы графы.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторением и без. Размещения и сочетания. Метод «перегородок» (сочетания с повторениями).
9 класс
Арифметика
Десятичная запись и признаки делимости. Делимость и остатки. Остатки квадратов и кубов. Периодические дроби. Разложение на простые множители. Алгоритм Евклида вычисления НОД. Решение уравнений в целых и натуральных числах: метод перебора и разложение на множители; сравнение по модулю; замена неизвестной; неравенства и оценки. Метод полной индукции. Операции сложения и вычитания на множестве вычетов.
Малая теорема Ферма и теорема Вильсона.
Геометрия
Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Построение циркулем и линейкой. Линии в треугольнике. Подобные фигуры. Движение и гомотетия.
Логика
Принцип Дирихле. Раскраски: шахматная раскраска; замощения; виды раскрасок; четность. Инварианты: четность; сумма или другая функция переменных; сумма; метод сужения объекта; правило крайнего; полуинвариант. Игры: игры-шутки; выигрышные позиции; симметрия и копирование действий противника. Четность: делимость на 2;
чередования; парность. Взвешивания.
Алгебра
Разность квадратов и задачи на экстремум. Квадрат суммы и квадрат разности: выделение полного квадрата; неравенство Коши для двух чисел; доказательство неравенств и решение задач с несколькими неизвестными выделением полного квадрата. Квадратный трехчлен: критерии кратности корня; теорема Виета. Алгебраические тождества: треугольник Паскаля. Методы решения алгебраических уравнений и систем уравнений.
Анализ
Разные задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на составление уравнений. Идея непрерывности при решении задач на существование. Суммирование последовательностей: арифметическая прогрессия; геометрическая прогрессия; метод разложения на разность. Числа Фибоначчи.
Теория множеств
Соответствие. Булевы операции на множествах. Формулы включений и исключений. Мощность и множества; счетные множества и континуум.
Комбинаторика
Правило произведения. Выборки с повторением и без. Размещения и сочетания.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
7 класс | 34 | |
1 | Арифметика | 10 |
2 | Геометрия | 4 |
3 | Логика | 13 |
4 | Анализ | 3 |
5 | Комбинаторика | 3 |
6 | Графы | 1 |
8 класс | 34 | |
1 | Арифметика | 9 |
2 | Геометрия | 3 |
3 | Логика | 10 |
4 | Анализ | 3 |
5 | Графы | 5 |
6 | Комбинаторика | 4 |
9 класс | 34 | |
1 | Арифметика | 7 |
2 | Геометрия | 5 |
3 | Логика | 6 |
4 | Алгебра | 5 |
5 | Анализ | 6 |
6 | Теория множеств | 3 |
7 | Комбинаторика | 2 |