Программа факультативного курса «Решение нестандартных задач» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Касплянская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Решение нестандартных задач»
Класс 5
Учитель Богачева О.В.
Количество часов всего 34; в неделю 1 час
Планируемые результаты освоения курса «Решение нестандартных задач»
В результате факультативных занятий учащиеся должны:
расширить и углубить знания, получаемые на уроках математики;
овладеть новыми способами и методами решения трудных задач;
принимать участие в проведении математических конкурсов, викторин, олимпиад;
осознавать значимость проводимой работы, свою причастность к научной деятельности: возможность делать самостоятельные открытия, проводить исследования.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание курса
1. Решение текстовых задач различных типов.
Занимательные задачи на сообразительность и внимательность.
Задачи на переливание.
Задачи на планирование действий.
Логические задачи. Применение таблиц и графов при решении логических задач.
Дележи при затруднительных обстоятельствах.
Переправы и разъезды.
Задачи на дроби и проценты.
2. Задачи с геометрическим содержанием.
Упражнения со спичками.
Упражнения с куском бумаги (складывание, разрезание).
Периметр и площадь.
Равновеликие фигуры.
3. Приемы рационализации вычислений.
Свойства чисел. Свойства арифметических действий.
Числовые ребусы. Арифметические фокусы и софизмы.
Числовые суеверия.
4. Теория множеств и комбинаторика.
Множества. Подмножества.
Диаграммы Эйлера.
Решение комбинаторных задач.
5. История развития математики. Исторические задачи.
Цифра и число. Цифры у разных народов. Задачи на нумерацию.
Метрическая система мер.
Старые русские меры.
Магницкий и его «Арифметика». Старинные русские задачи.
Форма организации занятий
Основной является классно-урочная форма занятий.
Предусматривается работа с учетом запросов и индивидуальных наклонностей ученика.
Изучение теоретического материала сочетается с практической работой:
решение нестандартных задач, задач повышенного уровня трудности;
проведение исторических экскурсов, математических игр и фокусов;
разработка конкурсов, викторин, сценариев;
оформление математической газеты.
коллективные и индивидуальные математические проекты.
Методика работы предполагает применение различных технологий (игровых, дифференцированного обучения, УДЕ) и методов обучения.
Календарно – тематическое планирование занятий
факультативного курса по математике
«Решение нестандартных задач»
5 класс
№ занятия в году |
Дата |
Тема, содержание |
№ темы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 |
Введение. Занимательные задачи на сообразительность и внимательность. Числовые ребусы. Угадывание чисел. Задачи на переливание. Задачи на планирование действий. Задачи с геометрическим содержанием. Упражнения со спичками. Логические задачи. Решение логических задач с помощью графов. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Цифра и число. Цифры у разных народов. Задачи на нумерацию. Метрическая система мер. Старые русские меры. Магницкий и его «Арифметика». Старинные русские задачи. Из истории дробей. Свойства чисел. Свойства арифметических действий. Приемы быстрого счета. Числовые суеверия. Арифметические фокусы и софизмы. Упражнения с куском бумаги (складывание, разрезание). Периметр и площадь. Равновеликие фигуры. Геометрические фокусы и софизмы. Множества. Подмножества. Диаграммы Эйлера. Решение комбинаторных задач. Задачи на дроби и проценты. Задачи на совместную работу. Дележи при затруднительных обстоятельствах. Переправы и разъезды. Задачи на движение. Задачи на движение по воде. Геометрия вокруг нас (конкурс) Итоги года Состязание эрудитов. |
1 3 1 1 2 2 1 1 4 5 1 5 5 5 5 5 3 3 3 3 2 2 2 4 4 4 1 1 1 1 1 1 2 1 |
Медведева Татьяна Петровна