Рабочая программа по химии, 8 класс
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Воротнева Н.А../ Протокол № 1 от « » августа 2017г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А.. « » августа 2017 г. |
«Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Программа по учебному курсу
«Химия 8 класс»
Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна
2017- 2018 учебный год
2.Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).
- Примерной программы основного общего образования по химии для 8-го класса (Примерные программы по учебным предметам. Химия. М.: Просвещение, 2011.
- Авторской программы основного общего образования по химии для 8 класса О.С.Габриеляна (Рабочие программы. Химия. 7-9 классы. – М.: «Дрофа», 2015)
- Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2014
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Цели химического образования:
формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;
формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу химии, в соответствии с ФГОС, включающий в себя: Габриелян О.С. Химия. 8класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.ФГОС. – М. :Дрофа, 2014.
Программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с учебным планом предмет «Химия» изучается с 7 по 11 класс. Уровень рабочей программы 7 - 9 классов - базовый (173 часа). В 8 классе на изучение химии отводится 70 часов (2 часа в неделю). Срок реализации – один год. Предмет «Химия » входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Химия 8 класс»
Ученик научится
•описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Ученик получит возможность научиться грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
4.Содержание программы «Химия 8 класс»
(70 ч. 2 часа в неделю). Авторы: О,С.Габриелян.
Название темы |
Кол-во часов |
Изучаемые в теме вопросы |
Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
4 |
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. |
Лабораторная работа №1. . Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. . Лабораторная работа №2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. |
|
9 |
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. |
Лабораторная работа №3 Изготовление моделей молекул бинарных соединений. Лабораторная работа №4 Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов» |
|
Тема 2. Простые вещества |
6 |
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, мил- лимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
|
Лабораторные опыты № 5 Ознакомление с коллекцией металлов. Лабораторные опыты № 6 Ознакомление с коллекцией неметаллов. Контрольная работа №2. Простые вещества. |
Тема 3. Соединения химических элементов |
14 |
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». |
Лабораторные опыты № 7 . Ознакомление с коллекцией оксидов. Лабораторные опыты № 8. Ознакомление со свойствами аммиака. Лабораторные опыты № 9 .Качественная реакция на углекислый газ. Лабораторные опыты № 10. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Лабораторные опыты № 11. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. Лабораторные опыты № 12. Ознакомление с коллекцией солей. Лабораторные опыты № 13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. Лабораторные опыты № 14.Ознакомление с образцом горной породы. Контрольная работа №3. Соединения химических элементов. |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами |
12 |
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ. |
Лабораторные опыты № 15.Прокаливание меди в пламени спиртовки. Лабораторные опыты № 16. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. Контрольная работа №4. «Изменения, происходящие с веществами» |
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом |
5 |
Практические работы 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. |
|
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
18 |
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций. |
Лабораторные опыты № 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидро- ксида и взаимодействие его с кислотами. 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. 23. Взаимодействие щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований. 27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимодействие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами. Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
2 |
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач. Итоговая контрольная работа |
5.Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Материально- техническое обеспечение |
Дата проведения |
Кол-во часов |
||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|||||
Введение . (4 ч) |
Знать/ понимать: определения важнейших понятий: «простые и сложные вещества», «химический элемент», «атом», «молекула», явления физические и химические, их отличия, структуру Периодической системы ХЭ Д.И.Менделеева- порядковый номер ХЭ, периоды (большие и малые), группы – подгруппы А и В, относительные атомная и молекулярная масса; массовая доля элемента в веществе. Уметь: различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, определять положение химического элемента в периодической системе, вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения; выводить простейшие формулы соединений по массовым долям химических элементов
·
|
Учащийся должен уметь: определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным; составлять сложный план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов; использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул); использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул); получать химическую информацию из различных источников; определять объект и аспект анализа и синтеза; определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. |
Формирование интереса к новому предмету, ответственного отношения к учению. Осознание и понимание достижений в области химии своей страны; общемировых достижений в области химии, основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией. Каждый учащийся должен уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе. |
||||
1 |
Предмет химии. Вещества |
Лабораторная работа №1. . Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. |
1 |
||||
2 |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
Лабораторная работа №2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. |
1 |
||||
3 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. |
1 |
|||||
4 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. |
1 |
|||||
Тема 1. Атомы химических элементов ( 9 ч). |
Знать/ понимать: строение атома- ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка, определение понятий «химический элемент», «изотоп», строение электронных оболочек атомов – уровни, подуровни, электронные орбитали, формулировку периодического закона, определение понятий "ион", "ионная связь", определение понятий: «химическая связь», «ковалентная связь», «металлическая связь». Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, определять состав атомов ХЭ, объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов, определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях, составлять схемы ее образования, (ковалентная полярная) в соединениях, составлять схемы ее образования, определять тип химической связи (металлическая) составлять схемы ее образования; объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. |
Учащийся должен уметь: формулировать гипотезу по решению проблем; составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; составлять тезисы текста; владеть таким видом изложения текста, как описание; использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи); использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование; использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов); определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов; выполнять неполное однолинейное сравнение; выполнять неполное комплексное сравнение; выполнять полное однолинейное сравнение. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества ,готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовности (открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Воспитание доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней |
||||
5 |
Основные сведения о строении атомов. Изотопы |
1 |
|||||
6 |
Строение электронных оболочек атомов первых четырех периодов ПСХЭ. |
1 |
|||||
7 |
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов. |
1 |
|||||
8 |
Ионная химическая связь. |
1 |
|||||
9 |
Ковалентная неполярная химическая связь. |
1 |
|||||
10 |
Электроотри-цательность. Ковалентная полярная химическая связь. |
Лабораторная работа №3 Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
|
1 |
||||
11 |
Металлическая химическая связь. |
Лабораторная работа №4 Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи. |
1 |
||||
12 |
Обобщение и системати-зация знаний по теме «Атомы химических элементов» |
1 |
|||||
13 |
Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов» |
1 |
|||||
Тема 2. Простые вещества ( 6ч). |
Знать/ понимать: особенности строения атомов металлов; общие физические свойства металлов, особенности строения атомов неметаллов; общие физические свойства неметаллов; определение аллотропии, аллотропные модификации кислорода, фосфора, углерода, олова, отличия в физических свойствах, причины аллотропии, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объема газов, понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов, характеризовать физические свойства неметаллов.; связь между составом, строением и свойствами неметаллов, вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи), производить расчеты с использованием понятий «моль», «молярная масса», "молярный объем. |
Учащийся должен уметь: составлять конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов; выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы. Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь |
. |
1 |
||
14 |
Простые вещества металлы. |
Лабораторные опыты № 5 Ознакомление с коллекцией металлов. |
1 |
||||
15 |
Простые вещества -неметаллы. Аллотропия. |
Лабораторные опыты № 6 Ознакомление с коллекцией неметаллов |
1 |
||||
16 |
Количество вещества. Молярная масса |
1 |
|||||
17 |
Молярный объем газов. Закон Авогадро. |
1 |
|||||
18 |
Решение задач и упражнений по теме «Простые вещества» |
1 |
|||||
19 |
Контрольная работа №2. Простые вещества. |
1 |
|||||
Тема 3.Соединения химических элементов ( 14 ч). |
Знать/ понимать: степень окисления, валентность, правила вычисления степеней окисления, номенклатуру бинарных соединений, основные классы неорганических соединений -оксиды и водородные соединения, понятие «основание», представители оснований – едкий натр и гашеная известь, их свойства и применение, понятие «кислота», понятие «соль», вещества аморфного и кристаллического строения; виды кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая); особенности свойств веществ с данными типами кристаллических решеток, понятия «чистое вещество», «смесь», их отличия, способы разделения смесей, основные количественные величины в химии. Уметь: определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения, определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов, определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований, знать качественные реакции на углекислый газ и основания, определять принадлежность вещества к классу кислот. знать формулы и названия кислот, качественную реакцию на кислоты, определять принадлежность вещества к классу солей, называть его, составлять формулы солей, : характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки, отличать чистые вещества от смесей, вычислять массовую долю вещества в растворе (смеси). |
Учащийся должен уметь: составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ; под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов; осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения; осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации; осуществлять классификацию; знать и использовать различные формы представления классификации. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы. Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь |
||||
20 |
Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений |
1 |
|||||
21 |
Оксиды |
Лабораторные опыты № 7 . Ознакомление с коллекцией оксидов. Лабораторные опыты № 8. Ознакомление со свойствами аммиака. |
2 |
||||
22 |
Основания. |
Лабораторные опыты № 9 .Качественная реакция на углекислый газ.
|
2 |
||||
23 |
Кислоты. |
Лабораторные опыты № 10. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Лабораторные опыты № 11. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. |
2 |
||||
24 |
Соли |
Лабораторные опыты № 12. Ознакомление с коллекцией солей.
|
2 |
||||
25 |
Аморфные и кристаллические вещества |
Лабораторные опыты № 13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.
|
1 |
||||
26 |
Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси |
Лабораторные опыты № 14.Ознакомление с образцом горной породы. |
1 |
||||
27 |
Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. |
2 |
|||||
28 |
Контрольная работа №3. Соединения химических элементов. |
1 |
|||||
Тема 4. «Явления происходящие с веществами» ( 12 ч) |
Знать/ понимать: способы разделения смесей, определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии., определение понятия «химическая реакция»; закон сохранения массы веществ при химических реакциях, понятие химическое уравнение, основные химические величины, определение понятий «реакция соединения», «реакция разложения», скорость химических реакций, катализаторы, ферменты, : определение понятия «реакция соединения», определение понятия «реакция замещения», ряд активности металлов, определение понятия «реакция обмена»; условия протекания реакций обмена до конца, физические и химические свойства воды, определение понятия «гидролиз». Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ, вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей, отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций, отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций по цепочке превращений, отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций.
|
Учащийся должен уметь: составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов; использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций); различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; осуществлять родовидовое определение понятий. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы. Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь |
1 |
|||
29 |
Физические явления. |
1 |
|||||
30 |
Химические реакции |
1 |
|||||
31 |
Химические уравнения. |
1 |
|||||
32 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
2 |
|||||
33 |
Реакции разложения. |
1 |
|||||
34 |
Реакции соединения. |
Лабораторные опыты № 15.Прокаливание меди в пламени спиртовки. |
1 |
||||
35 |
Реакции замещения. Ряд активности металлов. |
Лабораторные опыты № 16. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
1 |
||||
36 |
Реакции обмена. Правило Бертолле. |
1 |
|||||
37 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
1 |
|||||
38 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» |
1 |
|||||
39 |
Контрольная работа №4. «Изменения, происходящие с веществами» |
1 |
|||||
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом ( 5 ч) |
Знать: правила ТБ при работе в кабинете химии, устройство и назначение лабораторного оборудования, технику безопасности в кабинете химии; правила пользования лабораторным оборудованием. Уметь:обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, определять химические реакции по характерным признакам, составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции, готовить растворы, рассчитывать концентрацию вещества. |
Учащийся должен уметь: самостоятельно использовать опосредованное наблюдение. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы. Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь |
||||
40 |
Практическая работа №1. Ознакомление с лабораторным обо-рудованием. |
1 |
|||||
41 |
Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). |
1 |
|||||
42 |
Практическая работа №3 Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). |
1 |
|||||
43 |
Практическая работа №4. Признаки химических реакций. |
1 |
|||||
44 |
Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли |
1 |
|||||
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов ( 18 ч) |
Знать/ понимать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде, знать виды растворов, определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации, понятия «ионы», «ионные уравнения», «реакции ионного обмена»; понимать их сущность, основные положения ТЭД; определение кислот в свете ТЭД, их классификацию и свойства, основные положения ТЭД; определение оснований в свете ТЭД, их классификацию и свойства, определение солей в свете ТЭД, их классификацию и свойства, : понятия «генетическая связь», «генетический ряд», определение понятий «окислитель» и «восстановитель», «окисление» и «восстановление», свойства изученных классов веществ в свете ОВР. Уметь: пользоваться таблицей растворимости, классифицировать ионы по различным признакам; составлять уравнения диссоциации электролитов, составлять уравнения реакций ионного обмена,; определять возможность протекания реакций ионного обмена, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, уравнения, характеризующие свойства кислот в ионном виде, составлять уравнения электролитической диссоциации оснований; уравнения, характеризующие свойства оснований в ионном виде, составлять уравнения характеризующие свойства оксидов в ионном виде, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот; составлять уравнения реакций, характеризующие свойства солей в ионном виде, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном видах, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения электронного баланса и ОВР, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным признакам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.
|
Делать пометки, выписки, цитирование текста; составлять доклад; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ; владеть таким видом изложения текста, как рассуждение; использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреакций окисления-восстановления); различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства); осуществлять прямое индуктивное доказательство. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы. Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь |
||||
45 |
Растворимость веществ в воде. Типы растворов. |
1 |
|||||
46 |
Электролитическая диссоциация |
1 |
|||||
47 |
Основные положения электролитической диссоциации |
1 |
|||||
48 |
Ионные уравнения |
Лабораторные опыты № 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидро- ксида и взаимодействие его с кислотами.
|
1 |
||||
49 |
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства |
Лабораторные опыты № 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. действие солей с солями. |
3 |
||||
50 |
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства |
Лабораторные опыты № 23. Взаимодействие щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований. |
2 |
||||
51 |
Оксиды в свете ТЭД, их классификация и свойства |
Лабораторные опыты № 27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. |
2 |
||||
52 |
Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства |
Лабораторные опыты № 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимодействие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами. |
2 |
||||
53 |
Генетическая связь между основными классами неоргани-ческих соединений |
1 |
|||||
54 |
Окислительно-восстановительные реакции |
1 |
|||||
55 |
Свойства изученных классов веществ в свете ОВР. |
1 |
|||||
56 |
Обобщение знаний по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов» |
1 |
|||||
57 |
Контрольная работа№ 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
1 |
|||||
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов ( 2ч ) |
Знать/ понимать: правила ТБ, свойства веществ разных классов. Уметь: обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами. Использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности |
Учащийся должен уметь: определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения; самостоятельно формировать программу эксперимента. |
Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реакций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении |
||||
58 |
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач |
1 |
|||||
59 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
6.Литература
Для учителя:
-
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 класса // Рабочие программы. Химия. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2015
Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. - 2014
- дополнительная литература
Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс, 2009
Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа, 2010
Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2004
Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента
Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
Для обучающегося:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.
Рабочая тетрадь
Электронные образовательные ресурсы
Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).
Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)