Рабочая программа по химии, 8 класс

1
0
Материал опубликован 7 August 2017

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Воротнева Н.А../

Протокол № 1 от

« » августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А..

« » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »

/______________/ Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Программа по учебному курсу

«Химия 8 класс»

Учитель: Оркиш Елена Геннадьевна

2017- 2018 учебный год

2.Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса составлена на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012(№ 273-ФЗ).

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897).

- Примерной программы основного общего образования по химии для 8-го класса (Примерные программы по учебным предметам. Химия. М.: Просвещение, 2011.

- Авторской программы основного общего образования по химии для 8 класса О.С.Габриеляна (Рабочие программы. Химия. 7-9 классы. – М.: «Дрофа», 2015)

- Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2014

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

Цели химического образования:

формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-техниче­ский прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и те­орий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение получен­ных знаний и умений по химии является объективной необходи­мостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной шко­лы личной образовательной траектории: выбор профиля обуче­ния в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познаватель­ными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуни­кативными).


 

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу химии, в соответствии с ФГОС, включающий в себя: Габриелян О.С. Химия. 8класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.ФГОС. – М. :Дрофа, 2014.

Программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с учебным планом предмет «Химия» изучается с 7 по 11 класс. Уровень рабочей программы 7 - 9 классов - базовый (173 часа). В 8 классе на изучение химии отводится 70 часов (2 часа в неделю). Срок реализации – один год. Предмет «Химия » входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Химия 8 класс»

Ученик научится

•описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Ученик получит возможность научиться грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.


 

4.Содержание программы «Химия 8 класс»

(70 ч. 2 часа в неделю). Авторы: О,С.Габриелян.

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.

Введение

4

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информа­ции, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существова­ния: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от фи­зических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Мен­делеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и про­исхождение их названий. Химические формулы. Индексы и ко­эффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в ве­ществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менде­леева, ее структура: малые и большие периоды, группы и под­группы. Периодическая система как справочное пособие для по­лучения сведений о химических элементах.

Лабораторная работа №1. . Сравнение свойств твердых кристал­лических веществ и растворов.

.

Лабораторная работа №2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Тема 1. Атомы химических элементов.

9

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложнос­ти строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «от­носительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование но­вых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический эле­мент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химиче­ских элементов малых периодов. Понятие о завершенном элек­тронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менде­леева и строение атомов — физический смысл порядкового но­мера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уров­не атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметалли­ческих свойств в периодах и группах. Образование бинарных со­единений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ион­ной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и струк­турные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образо­вание бинарных соединений неметаллов. Электроотрицатель­ность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. На­хождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой — образова­ние металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Лабораторная работа №3 Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

Лабораторная работа №4 Изготовление модели, иллюстрирую­щей свойства металлической связи.

 

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов»

Тема 2. Простые вещества

6

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, маг­ний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные моди­фикации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметал­лические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная мас­са. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, мил- лимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

 

Лабораторные опыты № 5

Ознакомление с коллекцией метал­лов. Лабораторные опыты № 6

Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Контрольная работа №2. Простые вещества.

Тема 3. Соединения химических элементов

14

Степень окисления. Сравнение степени окисления и ва­лентности. Определение степени окисления элементов в бинар­ных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хло­риды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водород­ные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шка­ле кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и на­звания. Растворимость солей в воде. Представители солей: хло­рид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристалличе­ских решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газо­образных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связан­ные с использованием понятия «доля».

Лабораторные опыты № 7 . Ознакомление с коллекцией окси­дов.

Лабораторные опыты № 8. Ознакомление со свойствами аммиака.

Лабораторные опыты № 9 .Качественная реакция на углекислый газ.

Лабораторные опыты № 10. Определение pH растворов кисло­ты, щелочи и воды.

Лабораторные опыты № 11. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

Лабораторные опыты № 12. Ознакомление с коллекцией солей.

Лабораторные опыты № 13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом крис­таллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.

Лабораторные опыты № 14.Ознакомление с образцом горной породы.

Контрольная работа №3. Соединения химических элементов.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

12

Понятие явлений, связанных с изменениями, происхо­дящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строе­ния вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифуги­рование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — хи­мические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Поня­тие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на на­хождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с ис­пользованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного веще­ства или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Ката­литические и некаталитические реакции, обратимые и необра­тимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протека­ния реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реак­ции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реак­ций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимо­действие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаи­модействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с ме­таллами. Реакции обмена — гидролиз веществ.

Лабораторные опыты № 15.Прокаливание меди в пламени спиртовки.

Лабораторные опыты № 16. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) же­лезом.

Контрольная работа №4. «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом

5

 

Практические работы 1. Правила техники безопасности при работе в химиче­ском кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудова­нием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за измене­ниями, происходящими с горящей свечой, и их описание (до­машний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовле­ние раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые раство­римости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с раз­личным характером связи. Степень электролитической диссоци­ации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоци­ации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свой­ства в свете теории электролитической диссоциации. Молеку­лярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаи­модействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кис­лот с солями. Использование таблицы растворимости для харак­теристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств основа­ний. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электро­литической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свой­ствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образую­щих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окис­лительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстано­витель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Лабораторные опыты № 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидро- ксида и взаимодействие его с кислотами. 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимо­действие кислот с солями. 23. Взаимодействие щелочей с кисло­тами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований. 27. Взаимодействие основных окси­дов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимо­действие кислотных оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимо­действие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Контрольная ра­бота № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свой­ства растворов электролитов»

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов

2

 

Практическая работа 6. Решение эксперимен­тальных задач.

Итоговая контрольная работа

5.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Кол-во часов

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

 

Введение . (4 ч)

Знать/ понимать: определения важнейших понятий: «простые и сложные вещества», «химический элемент», «атом», «молекула», явления физические и химические, их отличия, структуру Периодической системы ХЭ Д.И.Менделеева- порядковый номер ХЭ, периоды (большие и малые), группы – подгруппы А и В, относительные атомная и молекулярная масса; массовая доля элемента в веществе.

Уметь: различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного по­ведения в окружающей среде, оценки влияния химического за­грязнения окружающей среды на организм человека, определять положение химического элемента в перио­дической системе, вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения; выводить простейшие формулы соединений по массовым долям химических элементов


 

·        

 

 


 

Учащийся должен уметь:

определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие меж­ду желаемым и действительным;

составлять сложный план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное на­блюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере знаков химиче­ских элементов, химических формул);

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере модели­рования атомов и молекул);

получать химическую информацию из различных источников; определять объект и аспект анализа и синтеза; определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

осуществлять качественное и количественное описание ком­понентов объекта;

определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Формирование интереса к новому предмету, ответственного отношения к учению.

Осознание и понимание достижений в области хи­мии своей страны; общемировых достижений в области химии, осно­в здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социаль­ную значимость и содержание профессий, связанных с химией.

Каждый учащийся должен уметь слушать и слышать партне­ра, признавать право каждого на собственное мнение и прини­мать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе.

     

1

Предмет химии. Вещества

     

Лабораторная работа №1. . Сравнение свойств твердых кристал­лических веществ и растворов.

 

1

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

     

Лабораторная работа №2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

 

1

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

         

1

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

         

1

 

Тема 1. Атомы химических элементов ( 9 ч).

Знать/ понимать: строение атома- ядро (протоны, нейтроны), электронная оболочка, определение понятий «химический элемент», «изотоп», строение электронных оболочек атомов – уровни, подуровни, электронные орбитали, формулировку периоди­ческого закона, определение понятий "ион", "ионная связь", определение понятий: «химическая связь», «ковалентная связь», «металлическая связь».

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, определять состав атомов ХЭ, объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения ато­мов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химиче­ские элементы (от Н до Са) на основе их положения в периоди­ческой системе и особенностей строения их атомов, определять тип химиче­ской связи (ковалентная непо­лярная) в соединениях, составлять схемы ее образования, (ковалентная полярная) в соединениях, составлять схемы ее образования, определять тип химической связи (металлическая) составлять схемы ее образования; объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.

Учащийся должен уметь:

формулировать гипотезу по решению проблем; составлять план выполнения учебной задачи, решения проб­лем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

составлять тезисы текста;

владеть таким видом изложения текста, как описание; использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как аналоговое моделирование;

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов; выполнять неполное однолинейное сравнение; выполнять неполное комплексное сравнение; выполнять полное однолинейное сравнение.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы, необходимости разумного использо­вания достижений науки и технологий для развития общества ,готовности к самостоятель­ным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовности (открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим по­ступкам.

Воспитание доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помо­щи нуждающимся в ней

     

5

Основные сведения о строении атомов. Изотопы

         

1

6

Строение электронных оболочек атомов первых четырех периодов ПСХЭ.

         

1

7

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов.

         

1

8

Ионная химическая связь.

         

1

9

Ковалентная неполярная химическая связь.

         

1

10

Электроотри-цательность. Ковалентная полярная химическая связь.

     

Лабораторная работа №3 Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

 

 

1

11

Металлическая химическая связь.

     

Лабораторная работа №4 Изготовление модели, иллюстрирую­щей свойства металлической связи.

 

1

12

Обобщение и системати-зация знаний по теме «Атомы химических элементов»

         

1

13

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов»

         

1

 

Тема 2. Простые вещества ( 6ч).

Знать/ понимать: особенности строения атомов металлов; общие физические свой­ства металлов, особенности строения атомов неметаллов; общие физические свойства неметаллов; определение аллотропии, аллотропные модификации кислорода, фосфора, углерода, олова, отличия в физических свойствах, причины аллотропии, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объема газов, понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

Уметь: характеризовать связь между составом, строени­ем и свойствами металлов, характеризовать физи­ческие свойства неметаллов.; связь между составом, строением и свойствами неме­таллов, вычислять молярную массу по формуле соединения, мас­су вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и об­ратные задачи), производить расчеты с использованием понятий «моль», «молярная масса», "молярный объем.

Учащийся должен уметь: составлять конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

.

 

1

14

Простые вещества металлы.

     

Лабораторные опыты № 5

Ознакомление с коллекцией метал­лов.

 

1

15

Простые вещества -неметаллы. Аллотропия.

     

Лабораторные опыты № 6

Ознакомление с коллекцией неметаллов

 

1

16

Количество вещества. Молярная масса

         

1

17

Молярный объем газов. Закон Авогадро.

         

1

18

Решение задач и упражнений по теме «Простые вещества»

         

1

19

Контрольная работа №2. Простые вещества.

         

1

 

Тема 3.Соединения химических элементов ( 14 ч).

Знать/ понимать: степень окисления, валентность, правила вычисления степеней окисления, номенклатуру бинарных соединений, основные классы неорганических соединений -оксиды и водородные соединения, понятие «основание», представители оснований – едкий натр и гашеная известь, их свойства и применение, понятие «кислота», понятие «соль», вещества аморфного и кристаллического строения; виды кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая); особенности свойств веществ с данными типами кристаллических решеток, понятия «чистое вещество», «смесь», их отличия, способы разделения смесей, основные количественные величины в химии.

Уметь: определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения, определять принадлеж­ность вещества к классу оксидов, называть его, составлять фор­мулы оксидов, определять принадлеж­ность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований, знать качественные реакции на углекислый газ и основания, определять принадлеж­ность вещества к классу кислот. знать формулы и названия кислот, качественную реакцию на кислоты, определять принадлеж­ность вещества к классу солей, называть его, составлять фор­мулы солей, : характеризовать и объ­яснять свойства веществ на ос­новании вида химической связи и типа кристаллической решетки,

отличать чистые вещества от смесей, вычислять массовую долю вещества в растворе (смеси).

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста таблицы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;

под руководством учителя проводить опосредованное на­блюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

осуществлять индуктивное обобщение (от единичного до­стоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единич­ного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации; осуществлять классификацию;

знать и использовать различные формы представления клас­сификации.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

     

20

Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений

         

1

21

Оксиды

     

Лабораторные опыты № 7 . Ознакомление с коллекцией окси­дов.

Лабораторные опыты № 8. Ознакомление со свойствами аммиака.

 

2

22

Основания.

     

Лабораторные опыты № 9 .Качественная реакция на углекислый газ.

 

 

2

23

Кислоты.

     

Лабораторные опыты № 10. Определение pH растворов кисло­ты, щелочи и воды.

Лабораторные опыты № 11. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

 

2

24

Соли

     

Лабораторные опыты № 12. Ознакомление с коллекцией солей.

 

 

2

25

Аморфные и кристаллические вещества

     

Лабораторные опыты № 13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом крис­таллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.

 

 

1

26

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси

     

Лабораторные опыты № 14.Ознакомление с образцом горной породы.

 

1

27

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.

         

2

28

Контрольная работа №3. Соединения химических элементов.

         

1

 

Тема 4. «Явления происходящие с веществами» ( 12 ч)

Знать/ понимать: способы разделения смесей, определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии., определение понятия «химическая реакция»; закон сохранения массы веществ при химических реакциях, понятие химическое уравнение, основные химические величины, определение понятий «реакция соединения», «реакция разложения», скорость химических реакций, катали­заторы, ферменты, : определение понятия «реакция соединения», определение понятия «реакция замещения», ряд активности металлов, определение понятия «реакция обмена»; условия протекания реакций обмена до конца, физические и химические свойства воды, определение понятия «гидролиз».

Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы ве­ществ, вычислять по химиче­ским уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей, отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций, отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций по цепочке превращений, отличать реакции заме­щения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с рас­творами кислот и солей, отличать реакции обме­на от других типов реакций, со­ставлять уравнения реакций, определять воз­можность протекания реакций обмена в растворах до конца, составлять уравнения реакций, характеризующих хи­мические свойства воды, опре­делять типы химических реак­ций.


 

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста схемы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание экс­перимента, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений хи­мических реакций);

различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; осуществлять родовидовое определение понятий.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

   

1

29

Физические явления.

         

1

30

Химические реакции

         

1

31

Химические уравнения.

         

1

32

Расчеты по химическим уравнениям.

         

2

33

Реакции разложения.

         

1

34

Реакции соединения.

     

Лабораторные опыты № 15.Прокаливание меди в пламени спиртовки.

 

1

35

Реакции замещения. Ряд активности металлов.

     

Лабораторные опыты № 16. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) же­лезом.

 

1

36

Реакции обмена. Правило Бертолле.

         

1

37

Типы химических реакций на примере свойств воды.

         

1

38

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

         

1

39

Контрольная работа №4. «Изменения, происходящие с веществами»

         

1

 

Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом ( 5 ч)

Знать: правила ТБ при работе в кабинете химии, устройство и назначение лабораторного оборудования, технику безопасности в кабинете химии; правила пользования лабораторным оборудованием.

Уметь:обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, определять химические реакции по характерным признакам, составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции, готовить растворы, рассчитывать концентрацию вещества.

Учащийся должен уметь:

самостоятельно использовать опосредованное наблюдение.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

     

40

Практическая работа №1. Ознакомление с лабораторным обо-рудованием.

         

1

41

Практическая работа №2. Наблюдения за измене­ниями, происходящими с горящей свечой, и их описание (до­машний эксперимент).

         

1

42

Практическая работа №3 Анализ почвы и воды (домашний эксперимент).

         

1

43

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

         

1

44

Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли

         

1

 

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов ( 18 ч)

Знать/ понимать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде, знать виды растворов, определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциа­ция», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролити­ческой диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации, понятия «ионы», «ионные уравнения», «реакции ионного обмена»; понимать их

сущность, основные положения ТЭД; определение кислот в свете ТЭД, их классификацию и свойства, основные положения ТЭД; определение оснований в свете ТЭД, их классификацию и свойства, определение солей в свете ТЭД, их классификацию и свойства, : понятия «генетическая связь», «генетический ряд», определение понятий «окислитель» и «восстановитель», «окисление» и «восстановление», свойства изученных классов веществ в свете ОВР.

Уметь: пользоваться таблицей растворимости, классифицировать ионы по различным признакам; составлять уравнения диссоциации электролитов, составлять уравнения реакций ионного обмена,; определять возможность протекания реакций ионного обмена, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, уравнения, характеризующие свойства кислот в ионном виде, составлять уравнения электролитической диссоциации оснований; уравнения, характеризующие свойства оснований в ионном виде, составлять уравнения характеризующие свойства оксидов в ионном виде, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот; составлять уравнения реакций, характеризующие свойства солей в ионном виде, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном видах, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения электронного баланса и ОВР, отличать ОВР от других типов реакций, классифицировать реакции по различным признакам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.

 

 

Делать пометки, выписки, цитирование текста; составлять доклад;

составлять на основе текста графики, в том числе с примене­нием средств ИКТ;

владеть таким видом изложения текста, как рассуждение; использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреак­ций окисления-восстановления);

различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);

осуществлять прямое индуктивное доказательство.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы.

Формирование умения интегрировать полученные знания в повседневную жизнь

     

45

Растворимость веществ в воде. Типы растворов.

         

1

46

Электролитическая диссоциация

         

1

47

Основные положения электролитической диссоциации

         

1

               

48

Ионные уравнения

     

Лабораторные опыты № 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.

18. Получение нерастворимого гидро- ксида и взаимодействие его с кислотами.


 

 

1

49

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства

     

Лабораторные опыты № 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимо­действие кислот с солями. действие солей с солями.

 

3

50

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

     

Лабораторные опыты № 23. Взаимодействие щелочей с кисло­тами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований.

 

2

51

Оксиды в свете ТЭД, их классификация и свойства

     

Лабораторные опыты № 27. Взаимодействие основных окси­дов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимо­действие кислотных оксидов с водой.

 

2

52

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства

     

Лабораторные опыты № 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимо­действие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами.

 

2

53

Генетическая связь между основными классами неоргани-ческих соединений

         

1

54

Окислительно-восстановительные реакции

         

1

55

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР.

         

1

56

Обобщение знаний по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»

         

1

57

Контрольная ра­бота№ 5 по теме «Растворение. Растворы. Свой­ства растворов электролитов»

         

1

 

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов ( 2ч )

Знать/ понимать: правила ТБ, свойства веществ разных классов.

Уметь: обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами. Использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности

Учащийся должен уметь:

определять, исходя из учебной задачи, необходимость непо­средственного или опосредованного наблюдения;

самостоятельно формировать программу эксперимента.

Формирование устойчивого учебно – познавательного интереса, инициативы в изучении мира веществ и реак­ций, освоении новых типов учебных задач и способов их решения; целеустремленности и настойчивости в достижении

     

58

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач

         

1

59

Итоговая контрольная работа

         

1


 


 


 


 

6.Литература

Для учителя:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 класса // Рабочие программы. Химия. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2015

    Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. - 2014

- дополнительная литература

Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс, 2009

Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа, 2010

Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009

Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2004

Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента

Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

Для обучающегося:

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.  – М.: Дрофа, 2016. –  159 с.

Рабочая тетрадь

Электронные образовательные ресурсы

Мультимедийные презентации по всем темам программы для сопровождения уроков. (Разработаны самостоятельно).

Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru)

Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.