Рабочая программа факультатива «Текстовые задачи в математике» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 30 October 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Решение текстовых задач по алгебре" Русовой Н.Ю. для 7 класса. Занятия факультатива посвящёны одной из важных тем «Текстовые задачи». Статистические данные анализа результатов проведения ОГЭ с момента его существования говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30 %. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Данные факультатива рассчитаны в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, качественно подготовиться к ОГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения.

Цель:

Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики на основе представления о решении текстовых задач и понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи:

Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач.

Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения.

Развивать и укреплять межпредметные связи.

Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.

Планируемые результаты обучения:

уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

уметь использовать дополнительную математическую литературу.

Данные факультатива рассчитаны в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, которые помогут школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Содержание факультатива "Текстовые задачи".

Тема1. Повторение.

Нахождение значений алгебраических выражений. Сравнение чисел. Выражение переменной из формул. Оценка значения выражения. Перевод ед. измерения. Упрощение выражений. Область определения дробей. Разложение многочлена на множители. Нахождение суммы, разности, произведения и частного алгебраических дробей. Решение линейных уравнений, содержащих модуль, с параметрами. Решение систем уравнений и неравенств.

Тема 2. Задачи на пропорции и проценты.

Простые задачи на пропорцию. Сложные задачи на пропорцию(три и более величин). Нахождение процентов числа. Нахождение числа по его процентам. Нахождение процентного отношения.

Тема 3. Задачи на движение.

Движение из одного пункта в другой в одном направлении. Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути. Движение из разных пунктов навстречу друг другу. Задачи, где пройденный путь принимается за 1, а единственной данной величиной является время. Движение по водному пути. Тела движутся по окружности.

Тема 4. Задачи на работу.

Вычисление неизвестного времени работы. Задачи на «бассейн», который одновременно наполняется разными трубами.

Тема 5. Задачи на планирование.

Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы; найти производительность труда. Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы.

Тема 6. Задачи на смеси и сплавы.

Задачи, в которых отношение компонентов смеси и сплава задано в процентах.

Тема 7. Задачи на разбавление.

Задачи на переливания, на многократные переливания.

Тема 8. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

Задачи, в которых используется формула двузначного числа. Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых,каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы. Задачи, где неизвестные являются членами прогрессии. Задачи, компонентами которых являются геометрические величины.

Формы организации и виды деятельности:

Раздел

Виды деятельности

Формы организации деятельности.

1.

Повторение.

Сравнивать числа, переводить единицы измерения, упрощать выражения, решать линейные уравнения, системы уравнений и неравенств.

практические занятия, работа в парах, математический бой.

2.

Задачи на пропорции и проценты.

Нахождение процентов числа, числа по его процентам, процентного отношения, решать задачи на пропорции и проценты.

практические занятия, работа в парах.

3.

Задачи на движение.

применять формулы при решении задач, решать задачи разными способами

работа в группах, практические занятия

4.

Задачи на работу

Вычислять неизвестноевремя работы, решать задачи на «бассейн», который одновременно наполняется разными трубами.

Работа в парах, практическое занятие

5.

Задачи на планирование

определять тип задачи (объем выполняемой работы, производительность труда, число рабочих), применять формулы при решении задач, решать задачи разными способами

Работа в парах, практическое занятие

6.

Задачи на смеси и сплавы

Решать задачи на отношение компонентов смеси и сплава в %.

Работа в группах, практическое занятие

7.

Задачи на разбавление

Решать задачи на переливания.

Работа в парах, практическое занятие

8.

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

применять математические знания в решении жизненных задач,выполнять работу над ошибками, работать с дополнительной математической литературой.

Викторина, работа в группах, математическое кафе


 

Календарно-тематическое планирование

факультатива "Текстовые задачи в математике".

1час в неделю. Всего 35ч.

Тема занятия (факультатив 7 класс)

Кол-во

часов

Дата

провед.

 

Раздел 1.

Повторение

11

по плану

фактич

1.

Нахождение значений алгебраических выражений. Сравнение чисел.

1

03.09

 

2

Выражение переменной из формул. Оценка значения выражения. Перевод ед. измерения.

1

10.09

 

3.

Упрощение выражений. Область определения дробей.

1

17.09

 

4-5.

Разложение многочлена на множители. Нахождение суммы, разности, произведения и частного алгебраических дробей.

2

24.09

01.10

 

6.

Решение уравнений.

1

08.10

 

7.

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1

15.10

 

8.

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

22.10

 

9.

Решение систем уравнений.

1

12.11

 

10.

Решение неравенств.

1

19.11

 

11.

Уравнения с параметрами.

1

26.11

 
 

Раздел 2. Текстовые задачи.

24

   

12.

Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету.

1

03.12

 

13.

Задачи на пропорции и проценты.

1

10.12

 

14.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели  реальных ситуаций.

1

17.12

 

15.

Решение задач на площадь прямоугольного участка.

1

24.12

 

16.

Текстовые задачи на движение.

1

14.01

 

17.

Решение задач на движение по прямой.

1

21.01

 

18.

Решение задач на движение по реке.

1

28.01

 

19.

Решение задач на движение по окружности.

1

04.02

 

20-21.

Задачи на смеси и сплавы.

2

11.02

18.02

 

22.

Задачи на разбавление.

1

25.02

 

23-24.

Задачи на многократные переливания.

2

04.03

11.03

 

25.

Задачи на планирование.

1

18.03

 

26.

Задачи на работу.

1

01.04

 

27.

Задачи на работу, наполнение резервуара.

1

08.04

 

28-29.

Решение комбинаторных задач.

1

15.04

 

30.

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.

1

22.04

 

31-32.

Решение задач на зависимость между компонентами арифметических действий.

2

29.04

06.05

 

33.

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

13.05

 

34.

Математическое кафе.

1

20.05

 

35.

Итоговое занятие.

1

27.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.