Рабочая программа по физике для 10 класса (профильный уровень) по УМК Л.Э. Генденштейна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для среднего общего образования составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ № 18;
Учебного плана МБОУ «СШ № 18»;
Примерной рабочей программы с методическими рекомендациями (Физика. 10класс.[авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова, А. В. Кошкина, Н. Н. Лукиенко]-М.:Мнемозина,2015.)
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений «Физика 10. Базовый и углубленный уровень» Гендельштейн Л.Э., Булатова А.А.
Цели изучения физики в старшей школе следующие:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследований объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Программа по физике определяет цели изучения физики в старшей школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным образовательным стандартом на изучение физики в 10 классе углублённого профиля отводится 175 часов в год из расчета 5 учебных часов в неделю.
При распределении часов учтено время для решения задач, лабораторных работ (13 часов), контрольных работ (7 часов) и 2 часа на выполнение итоговой контрольной работы в форме ЕГЭ.
После каждого раздела физики предусмотрен зачёт по теме в форме тестирования.
В соответствии с положением о промежуточной и итоговой аттестации МБОУ «СШ № 18» полугодовые оценки выставляются в конце каждого полугодия.
Особенности организации обязательной части образовательного процесса для учащихся 10 классов:
60% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме;
40% учебного материала в каждом предмете – учебные занятия во внеурочных формах учебной деятельности, реализуемые через организацию проектной, исследовательской деятельности, проведение предметных конференций, проектов, творческих мастерских, практико-ориентированных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся будут использоваться часы из резервного времени.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей;
компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально–экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, сопоставлять имеющиеся
возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учётом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных информационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и находить обобщенные способы их решения;
приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми;
при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, исполнителя и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств;
координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности;
подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
точно и ёмко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты выпускник научится:
объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
характеризовать системную связь между понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы её применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приёмами построения теоретических доказательств, прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, планировать и проводить физические эксперименты, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач, решать практико-ориентированные качественные задачи;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
Выпускник получит возможность научиться:
проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, описывать и анализировать полученную в результате экспериментов информацию, определять её достоверность;
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
использовать методы математического моделирования, в том числе, простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента;
понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Особенность профильного курса физики:
Роль физики, как науки, в современном обществе возрастает, поэтому профильные классы позволяют обеспечить повышенную подготовку по физике и другим профильным предметам, обеспечить благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся.
На уроках использую современные образовательные технологии: блочную, проектную; информационно-коммуникационные технологии и др. Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми.
Профильные классы отличаются от существующих общеобразовательных классов учебным планом. В нем больше часов отводится на лабораторные работы, на уроки по решению задач и углубленное изучение теоретического материала. В целях повышения качества образования, кроме традиционных уроков, все больше стала использовать такие формы, как лекция, семинар, практикум, компьютерные уроки, электронные презентации в сочетании с проектной деятельностью, что способствует формированию ключевых компетентностей.
На уроках изучения нового материала большое внимание уделяю наглядности, демонстрационному эксперименту, развитию устной речи учащихся. Использование современных технических средств, создание проблемных ситуаций позволяет заинтересовать учащихся, способствует самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой.
Обучение методике решения задач позволяет учащимся находить правильный подход к задачам разного уровня. Мы учимся решать задачи уровня В и С, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы.
Для ребят, стремящихся получить инженерные специальности особенно интересны лабораторные работы и физический практикум, на которых они могут получить навыки работы с приборами, умения оценивать погрешности измерений. Работа практикума сначала самостоятельно выполняется группой учащихся, после чего они становятся консультантами по этой работе. Ребята с большим интересом подбирают приборы, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты.
Такая система работы позволяет добиться глубокого усвоения знаний, умений применять их в измененных ситуациях, развивает интеллект, трудолюбие, самостоятельность мышления, целеустремленность, формирует профильную направленность. Очень важно при этом создать атмосферу сотрудничества, творчества, уважения, дать учащимся тот уровень знаний, который заставляет их идти вперед. Тщательно подбираю задачи разного уровня, демонстрационные опыты, видеофильмы, компьютерные программы.
Общая характеристика уровня предметных умений 10А класса
Программа преподавания физики строится с учетом психологических особенностей возраста. Учащиеся 10 классов уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, они могут уже оперировать гипотезами, а также владеют дедукцией и индукцией. Развитие самосознания находит выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труд. Активно совершенствуется самоконтроль: вначале – контроль по результату, затем способность выбрать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Происходит перестройка памяти (преобладание логической над механической), что особенно важно при изучении физики в этом подростковом возрасте. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям (вспоминать – значит мыслить). Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности (умение вступать в контакт, расположение и взаимопонимание)
Учитывая вышеизложенное, занятия на уроках физики предусматривают запоминание формул с помощью логического размышления, от частного случая к выводу закономерности (формул). Для лучшего запоминания предлагается оформить плакаты, памятки, справочники, создание рефератов, докладов, проектов.
Предусматриваются задания разных уровней как на уроке, так и в домашнем задании. Проводятся занятия, направленные на применение знаний физики на практике, проведение практических уроков, лабораторных работ, интегрированных уроков, а также проведение занятий в парах и в группах.
Уделяется особое внимание читательской грамотности учащихся, умение правильно прочитать и понять условия текстовой задачи, уловить суть вопроса при выполнении заданий.
Для развития устной речи учащихся, предусмотрены индивидуальные зачеты в устной форме.
Для учащихся с высоким уровнем математических способностей предусмотрены дополнительные, индивидуальные задания, компьютерное тестирование.
Учащиеся 10А класса изучающие предмет «Физика» на углублённом уровне изучали данный предмет в основной школе по программе «Физика», автор Л.Э. Генденштейн в соответствии с федеральным государственным стандартом.
Виды и формы организации учебного процесса
Общеклассные формы: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные -иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; гностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование; письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике; лабораторно-практический контроль -контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.
Курс рассчитан на 2018-2019 учебный год.
Кол-во часов в год | Всего часов в неделю | Распределение часов на год | |
Урочная деятельность | Неурочная деятельность | ||
175 | 5 | 103 | 72 |
Система оценки, достижения планируемых результатов изучения предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов отражает принципы оценивания достигнутых результатов по программе предмета в соответствии ФК стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторских программ в МБОУ «СШ № 18».
Мониторинг результатов освоения программы проводится посредством проведения контрольных, зачетных, самостоятельных работ, а также тестирования и письменного опроса.
Контрольные работы проводятся по окончанию изучения материала по теме.
Примерный график проведения контрольных работ
№ п/п | Вид контроля | Тема | Номер урока |
1 | Тематический | Контрольная работа № 1 «Кинематика» | 26 |
2 | Тематический | Контрольная работа №2 «Динамика» | 53 |
3 | Тематический | Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике». | 83 |
4 | Тематический | Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика» | 110 |
5 | Тематический | Контрольная работа № 5 «Термодинамика» | 125 |
6 | Тематический | Контрольная работа №6 «Электростатика» | 139 |
7 | Тематический | Контрольная работа №7 «Постоянный ток» | 162 |
8 | Итоговый | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | 167-168 |
Примерный график проведения зачетных работ
№ п/п | Вид контроля | Тема | Номер урока |
1 | Комплексная проверка предметных знаний и умений | Зачёт по теме: «МЕХАНИКА» | 85 |
2 | Зачёт по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» | 127 | |
3 | Зачёт по теме: «Электростатика и постоянный электрический ток» | 164 |
Примерный график проведения лабораторных работ
№ п/п | Тема | Номер урока | |
1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». | 22 |
2 | Лабораторная работа № 2 «Измерение жесткости пружины». | 31 | |
3 | Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения с помощью наклонной плоскости. Конструирование наклонной плоскости с заданным КПД». | 73 | |
4 | Лабораторная работа № 4 «Определение энергии и импульса по тормозному пути». | 79 | |
5 | Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения энергии в механике с учётом действия силы трения скольжения». | 80 | |
6 | Лабораторная работа № 6 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта». | 97 | |
7 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 98 |
8 | Лабораторная работа № 8 «Исследование скорости остывания воды». | 107 | |
9 | Лабораторная работа № 9 «Измерение модуля Юнга». | 109 | |
10 | Лабораторная работа № 10 «Определение удельной теплоты плавления льда». | 122 | |
11 | Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания». | 148 | |
12 | Лабораторная работа № 12 «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении». | 142 | |
13 | Лабораторная работа № 13 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 153 |
- тестирование, проводится письменно, содержит 6-7 вопросов, на которые приводится несколько вариантов ответа, оценивается по бальной системе;
- письменный опрос содержит 1-2 теоретических вопроса и 1-2 задачи по теме, аналогичные заданию в классе и домашнему заданию
- самостоятельные работы включают 5-7 типовых задач, необходимые для дальнейшего изучения учебного материала;
- творческие задания отличаются от приводимых задач в учебнике или большей сложностью или нестандартностью формулировки задания, новым способом решения.
В зависимости от уровня подготовки учащихся рассматриваются:
- со всеми учащимися в виде домашнего задания;
- дифференцированно с наиболее подготовленными школьниками.
Содержание программы по предмету «Физика» (профильный уровень)
10 класс (175 ч, 5 ч/нед.)
Содержание предмета | Тематическое планирование | Основные виды деятельности учащихся | |
ФИЗИКА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ (2 ч) | |||
Физика - фундаментальная наука о природе | Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Погрешности измерений физических величин. Закономерность и случайность | Объясняет и анализирует роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; характеризует взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; характеризует системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия | |
МЕХАНИКА (78 ч) | |||
Кинематика (24 ч) | |||
Предмет и задачи классической механики. Границы применимости классической механики. Система отсчёта, траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Сложение скоростей. Прямолинейное равно- ускоренное движение. Свободное падение, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности | Система отсчёта, материальная точка, траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение: скорость, график зависимости координаты тела от времени, средняя скорость, сложение скоростей при движении вдоль одной прямой. Прямолинейное равноускоренное движение: зависимость скорости от времени при прямолинейном равно- ускоренном движении, график зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении, перемещение при прямолинейном равноускоренном движении, тормозной путь. Свободное падение тела, движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Абсолютная и относительная погрешности. Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». Равномерное движение по окружности: направление скорости тела при движении по окружности, ускорение тела при равномерном движении по окружности, частота обращения и угловая скорость, конический маятник, поступательное и вращательное движение твёрдого тела. Контрольная работа № 1 «Кинематика» | Решает практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой на известные физические законы, закономерности и модели (материальная точка); объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; анализирует границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов | |
Динамика (27 ч) | |||
Три закона Ньютона. Силы тяготения. Силы упругости. Силы трения. Движение тела под действием нескольких сил. Тело на наклонной плоскости. Равномерное движение по окружности под действием нескольких сил. Движение системы тел | Три закона Ньютона: Закон инерции - первый закон Ньютона, принцип относительности Галилея, явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчёта второй закон Ньютона, масса тела, единица силы, силы в механике, третий закон Ньютона, графики зависимости скорости тела от времени и равнодействующая, движение тела под действием сил, направленных под углом друг к другу. Силы тяготения: закон всемирного тяготения, условия применимости формулы закона всемирного тяготения, движение планет вокруг Солнца, сила тяжести и закон всемирного тяготения, первая космическая скорость, как измерили гравитационную постоянную, третий закон Кеплера, задачи о средней плотности планеты, геостационарная орбита. Силы упругости: силы упругости и деформация тел, закон Гука, примеры сил упругости, вес тела, движущегося с ускорением, удлинение и длина пружины, последовательное соединение пружин, параллельное соединение пружин, применение закона Гука для движения тела с ускорением. Лабораторная работа № 2 «Измерение жёсткости пружины». Силы трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды сил трения. Движение по горизонтали под действием силы, направленной под углом к горизонту. Тело на наклонной плоскости: тело на гладкой наклонной плоскости, условие покоя тела на шероховатой наклонной плоскости, движение вверх по наклонной плоскости, уменьшение скорости тела при движении по наклонной плоскости вниз. Равномерное движение по окружности под действием нескольких сил: поворот транспорта, конический маятник, поворот на наклонной дороге, движение по окружности в полусфере и в конусе. Движение системы тел: тела движутся в одном направлении, тела движутся в разных направлениях, система с двумя блоками, движение системы тел при наличии наклонной плоскости и блока, движение системы тел с учётом трения. Контрольная работа № 2 «Динамика» | Решает практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой на известные физические законы (законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука), закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; объясняет принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств | |
Законы сохранения в механике (21 ч) | |||
Импульс. Закон сохранения импульса, условия применения закона сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Энергия и работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Движение жидкостей и газов. Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости. Применение законов сохранения в механике к движению системы тел | Импульс. Закон сохранения импульса: импульс, импульс силы, закон сохранения импульса, условия применения закона сохранения импульса, изменение импульса при движении по окружности, изменение импульса тела, движущегося под действием силы тяжести, изменение импульса тела и импульс равнодействующей приложенных к телу сил, использование закона сохранения импульса при столкновении тел, применение закона сохранения импульса к движению системы тел. Реактивное движение. Освоение космоса: реактивное движение, развитие ракетостроения, освоение космоса, современное состояние космических исследований. Механическая работа. Мощность: определение работы, работа силы тяжести, работа силы упругости, работа силы трения, мощность, применение закона сохранения энергии в механике к подвешенному на пружине грузу, работа равнодействующей нескольких сил, работа по подъему цепи, работа при подъеме тела на пружине. Энергия и работа. Потенциальная и кинетическая энергия: связь энергии и работы, потенциальная энергия, потенциальная энергия деформированной пружины, потенциальная энергия поднятого груза, кинетическая энергия, теорема об изменении кинетической энергии, применение теоремы об изменении кинетической энергии при движении по криволинейной траектории и по наклонной плоскости, применение теоремы об изменении кинетической энергии при наличии выталкивающей силы. Закон сохранения энергии в механике: механическая энергия и закон сохранения энергии в механике, когда можно применять закон сохранения энергии в механике, примеры применения закона сохранения энергии в механике, изменение механической энергии вследствие трения скольжения, применение закона сохранения энергии к неравномерному движению по окружности, применение закона сохранения энергии к движению тела под действием нескольких сил. Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения с помощью наклонной плоскости. Конструирование наклонной плоскости с заданным КПД». Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости: нормальное и тангенциальное ускорение, движение груза, подвешенного на нити, движение по «мертвой петле», соскальзывание с полусферы. Применение законов сохранения в механике к движению системы тел: разрыв снаряда в полете, баллистический маятник, гладкая горка и шайба. Лабораторная работа № 4 «Определение энергии и импульса по тормозному пути». Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения энергии в механике с учётом действия силы трения скольжения». Движение жидкостей и газов: закон Бернулли (как опытный факт). Контрольная работа № 3 «Законы сохранения» | Решает практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой на известные физические законы (закон сохранения импульса, закон сохранения энергии в механике), закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; объясняет принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств | |
Статика и гидростатика (6 ч) | |||
Условия равновесия тела. Центр тяжести. Виды равновесия. Равновесие жидкости и газа | Условия равновесия тела: первое условие равновесия, условие равновесия тела, закреплённого на оси, второе условие равновесия, применение условий равновесия тела к лёгкому стержню. Центр тяжести. Виды равновесия, центр тяжести системы нескольких материальных точек, применение условий равновесия тела к однородному стержню. Равновесие жидкости и газа: зависимость давления жидкости от глубины; закон Архимеда, плавание тел, воздухоплавание | Решает практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой на известные физические закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач | |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (34 ч) | |||
Молекулярная физика (19 ч) | |||
Строение вещества. Изопроцессы. Уравнение состояния идеального газа. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Насыщенный пар. Влажность. Свойства жидкостей и твердых тел | Строение вещества: основные положения молекулярно-кинетической теории, опытные подтверждения молекулярно-кинетической теории, броуновское движение, диффузия, основная задача молекулярно-кинетической теории, макроскопические и микроскопические параметры, количество вещества, закон Авогадро, моль, атомная единица массы, относительная атомная и молекулярная масса, молярная масса. Изопроцессы: изобарный процесс, абсолютная шкала температур, изохорный процесс, изотермический процесс, не изопроцессы. Лабораторная работа № 6 «Опытная проверка закона Бойля–Мариотта». Лабораторная работа № 7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Уравнение состояния идеального газа: уравнение Клапейрона, уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона), закон Дальтона. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, связь между температурой и средней кинетической энергией молекул, скорости молекул, вывод основного уравнения молекулярно-кинетической теории. Насыщенный пар. Влажность: насыщенный и ненасыщенный пар, зависимость давления насыщенного пара от температуры, кипение, влажность воздуха, измерение влажности, точка росы. Лабораторная работа № 8 «Исследование скорости остывания воды». Свойства жидкостей и твердых тел: модель строения жидкостей, поверхностное натяжение, модель строения твёрдых тел, механические свойства твердых тел. Лабораторная работа № 9 «Измерение модуля Юнга». Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика» | Решает практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой на известные физические законы (закон Авогадро, Бойля - Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, Дальтона), закономерности и модели (идеальный газ); объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; характеризует глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем | |
Термодинамика (15 ч) | |||
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к газовым процессам. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики. Фазовые переходы | Первый закон термодинамики: внутренняя энергия и способы ее изменения, два способа изменения внутренней энергии тела, количество теплоты, как внутреннюю энергию частично превратить в механическую, первый закон термодинамики, адиабатный процесс, следствия первого закона термодинамики для изопроцессов. Применение первого закона термодинамики к газовым процессам: изменение внутренней энергии газа, работа газа, циклические процессы. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики: принцип действия и основные элементы теплового двигателя, коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя, второй закон термодинамики, пример расчёта КПД цикла, энергетический и экологический кризисы. Фазовые переходы: плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, уравнение теплового баланса при наличии фазовых переходов. Лабораторная работа № 10 «Определение удельной теплоты плавления льда». Контрольная работа № 5 «Термодинамика» | Решает практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой на известные физические законы (первый закон термодинамики), закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; характеризует глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем; объясняет принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств | |
ЭЛЕКТРОСТАТИКА И ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (36 ч) | |||
Электростатика (18 ч) | |||
Электрические взаимодействия. Напряженность электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Работа электрического поля. Разность потенциалов (напряжение). Электроемкость. Энергия электрического поля | Электрические взаимодействия: два знака электрических зарядов, закон сохранения электрического заряда, электризация через влияние, перераспределение зарядов, единица электрического заряда, элементарный электрический заряд, закон Кулона. Напряжённость электрического поля: линии напряжённости, принцип суперпозиции полей, поле равномерно заряженной сферы. Проводники и диэлектрики в электрическом поле: проводники в электрическом поле, электростатическая защита, поляризация диэлектрика, равновесие подвешенных на нитях заряженных шариков в воздухе и в жидком диэлектрике. Работа электрического поля. Разность потенциалов (напряжение): работа поля при перемещении заряда, разность потенциалов (напряжение), соотношение между напряжением и напряжённостью для однородного поля, эквипотенциальные поверхности, движение заряженной частицы в однородном электрическом поле. Электроемкость, энергия электрического поля, энергия заряженного конденсатора, движение заряженной частицы в конденсаторе. Контрольная работа № 6 «Электростатика» | Решает практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой на известные физические законы (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона), закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; объясняет принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств | |
Постоянный ток (18 ч) | |||
Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в жидкостях и газах. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Расчёт более сложных электрических цепей | Закон Ома для участка цепи: сила тока, действия электрического тока, закон Ома для участка цепи, удельное сопротивление, природа электрического сопротивления. Зависимость сопротивления от температуры, сверхпроводимость, последовательное и параллельное соединение проводников, измерение силы тока и напряжения. Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания». Работа и мощность тока: работа тока, закон Джоуля–Ленца, применение закона Джоуля–Ленца к последовательно и параллельно соединённым проводникам, мощность тока. Лабораторная работа № 12 «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении». Закон Ома для полной цепи: источник тока, электродвижущая сила источника тока, закон Ома для полной цепи, напряжение на полюсах источника, КПД источника тока. Расчет более сложных электрических цепей: метод эквивалентного преобразования электрических схем, использование точек с равным потенциалом, максимальная мощность во внешней цепи, конденсаторы в цепи постоянного тока. Лабораторная работа № 13 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Электрический ток в жидкостях и газах: электрический ток в электролитах, закон электролиза (закон Фарадея), применения электролиза, электрический ток в газах и вакууме, плазма. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы: носители заряда в полупроводниках, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности, примесная проводимость полупроводников, полупроводниковый диод, транзистор. Контрольная работа № 7 «Постоянный ток» | Решает практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой на известные физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля–Ленца, закон Фарадея), закономерности и модели; объясняет условия применения физических моделей при решении физических задач, находит адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешает проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки; объясняет границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; самостоятельно конструирует экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывает абсолютную и относительную погрешности; объясняет принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств | |
Резерв учебного времени (5 ч) |
тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид урока | Примеч |
Физика и естественный метод познания природы. | Урок - лекция | | |
Физика и естественный метод познания природы. | | ||
Система отсчета, траектория, путь и перемещение. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Прямолинейное равномерное движение. | | ||
Сложение скоростей | | ||
Переход в другую систему отсчёта | | ||
Мгновенная и средняя скорость | | ||
Прямолинейное равноускоренное движение. | | ||
Нахождение пути по графику зависимости скорости от времени | | ||
Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | | ||
Соотношения между путем и скоростью. | | ||
Свободное падение тел . | | ||
Движение тела, брошенного вертикально вверх | | ||
Основные характеристики равномерного движения по окружности. | | ||
Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности. | | ||
Сложение скоростей при движении на плоскости. | | ||
Переход в другую систему отсчета при движении на плоскости | | ||
Средняя скорость при равноускоренном движении | | ||
Пути, проходимые за последовательные равные промежутки времени | | ||
Движения тела, брошенного горизонтально | | ||
Движения тела, брошенного под углом к горизонту | | ||
Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально». | Урок применения знаний на практике | | |
Относительное движение брошенных тел | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Исследование ключевой ситуации «Отскок мяча от наклонной плоскости» | Урок - исследование | | |
Обобщающий урок «Кинематика» | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Контрольная работа № 1 «Кинематика» | Урок контроля знаний | | |
Три закона Ньютона | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Всемирное тяготение | | ||
Сила тяжести | | ||
Сила упругости | | ||
Лабораторная работа № 2 «Измерение жесткости пружины». | Урок применения знаний на практике | | |
Вес и невесомость. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Силы трения. | | ||
Решение задач по теме «Силы в природе» | | ||
Решение задач по теме «Силы в природе» | | ||
Плотность планеты | | ||
Учет вращения планеты вокруг своей оси | | ||
Тело на гладкой наклонной плоскости | | ||
Движение тела по наклонной плоскости с учетом трения | | ||
Решение задач по теме «Движение по наклонной плоскости» | | ||
Решение задач по теме «Движение по наклонной плоскости» | | ||
Движение по горизонтали | | ||
Движение по вертикали | | ||
Поворот транспорта. | | ||
Конический маятник | | ||
Движение системы связанных тел в одном направлении без учета трения | | ||
Движение системы связанных тел в разных направлениях без учета трения | | ||
Движение системы тел. | | ||
Учет трения со стороны внешних тел. | | ||
Учет трения между телами системы тел в начальном состоянии движутся друг относительно друга | | ||
Обобщающий урок по теме «Динамика» | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Обобщающий урок по теме «Динамика» | | ||
Контрольная работа №2 «Динамика» | Урок контроля знаний | | |
Импульс. Закон сохранения импульса. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Изменение импульса при движении по окружности. Изменение импульса тела, движущегося под действием силы тяжести. | | ||
Использование закона сохранения импульса при столкновении. | Урок – учебный проект | | |
Условия применения закона сохранения импульса. Внутренние и внешние силы. | | ||
Удары, столкновения, разрывы, выстрелы. | | ||
Применение закона сохранения импульса к движению системы тел. | | ||
Комбинированные задачи с использованием закона сохранения импульса. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Реактивное движение. Освоение космоса. | | ||
Изменение скорости ракеты при неоднократных выбросах газа и вследствие отделения ступени. | | ||
Механическая работа. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Работа сил тяжести, упругости, трения. | | ||
Мощность. | | ||
Работа равнодействующей нескольких сил. | | ||
Связь энергии и работы. | | ||
Потенциальная энергия. | | ||
Кинетическая энергия. | | ||
Применение теоремы об изменении кинетической энергии. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | | |
Закон сохранения механической энергии. | | ||
Решение задач по теме «Применение закона сохранения энергии в механике» | | ||
Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения с помощью наклонной плоскости. Конструирование наклонной плоскости с заданным КПД». | Урок применения знаний на практике | | |
Нормальное и тангенциальное ускорение. Движение груза, подвешенного на нити. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | | |
Движение по «мертвой петле» Соскальзывание с полусферы. Движение системы тел | | ||
Разрывы снарядов в полете. | | ||
Баллистический маятник. | | ||
Гладкая горка и шайба. | | ||
Лабораторная работа № 4 «Определение энергии и импульса по тормозному пути». | Урок применения знаний на практике | | |
Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения энергии в механике с учётом действия силы трения скольжения». | Урок применения знаний на практике | | |
Движение жидкостей и газов: закон Бернулли (как опытный факт). | | | |
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике». | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике». | Урок контроля знаний | | |
Обобщение по теме «Механика» | | | |
Зачёт по теме: «МЕХАНИКА» | Тематический контроль в виде тестирования | | |
Первое условие равновесия тел Условие равновесия тела, закреплённого на оси. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Второе условие равновесия. | | ||
Центр тяжести. | | ||
Виды равновесия. | | ||
Зависимость давления жидкости от глубины. Закон Архимеда | | ||
Плавание тел. Воздухоплавание. | | ||
Основные положения МКТ. | | ||
Агрегатное состояние вещества. Количество вещества. | | ||
Изобарный и изохорный процессы. | | ||
Изотермический процесс. Уравнение Клапейрона. | | ||
Решение задач по темам « Изопроцессы. Уравнение Клапейрона». | | ||
Лабораторная работа № 6 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта». | Урок применения знаний на практике | | |
Лабораторная работа № 7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | Урок применения знаний на практике | | |
Уравнение Клайперона. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона. | | ||
Закон Дальтона. | | ||
Основное уравнение МКТ. | | ||
Связь между температурой и средней кинетической энергией. Скорость молекул. | | ||
Решение задач по теме «Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул». | Урок - конференция | | |
Насыщенный и ненасыщенный пар. | | ||
Кипение. Влажность воздуха. | | ||
Лабораторная работа № 8 «Исследование скорости остывания воды». | Урок применения знаний на практике | | |
Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. | | | |
Лабораторная работа № 9 «Измерение модуля Юнга». | Урок применения знаний на практике | | |
Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика» | Урок контроля знаний | | |
Внутренняя энергия и способы ее измерения. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Первый закон термодинамики. | | ||
Адиабатный процесс. | | ||
Изменение внутренней энергии газа. Работа газа. | | ||
Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. | | ||
Пример расчета КПД цикла | | ||
Второй закон термодинамики | | ||
Плавление и кристаллизация. | | ||
Парообразование и конденсация. | | ||
Применение уравнения состояния идеального газа: учет гидростатического давления | | ||
Первый закон термодинамики и уравнение теплового баланса | | ||
Лабораторная работа № 10 «Определение удельной теплоты плавления льда». | Урок применения знаний на практике | | |
Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» | Урок - проект | | |
Обобщающий урок «Молекулярная физика. Тепловые явления» | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Контрольная работа № 5 «Термодинамика» | Урок контроля знаний | | |
Обобщение по теме: «Электростатика и постоянный электрический ток» | | | |
Зачёт по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» | Тематический контроль в виде тестирования | | |
Электрические взаимодействия Закон сохранения электрического заряда Закон Кулона. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Решение задач по теме «Закон Кулона» | | ||
Напряженность электрического поля. | | ||
Поле равномерно заряженной сферы. | | ||
Проводники и диэлектрики в электрическом поле | | ||
Решение задач по теме «Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в эл. Поле» | | ||
Работа электрического поля. Разность потенциалов | | ||
Решение задач по теме «Работа электрического поля. Разность потенциалов» | | ||
Эквипотенциальные поверхности. | | ||
Электроемкость. Энергия электрического поля. | | ||
Обобщающий урок по теме « Электростатика» | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Контрольная работа №6 «Электростатика» | Урок контроля знаний | | |
Закон Ома для участка цепи | | | |
Природа электрического сопротивления. Зависимость сопротивления от температуры. | | | |
Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания». | Урок применения знаний на практике | | |
Последовательное и параллельное соединение проводников | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» | | ||
Работа и мощность тока | | ||
Закон Джоуля–Ленца | | ||
Применение закона Джоуля–Ленца к последовательно и параллельно соединённым проводникам, мощность тока. | | ||
Лабораторная работа № 12 «Мощность тока в проводниках при их последовательном и параллельном соединении». | Урок применения знаний на практике | | |
Источник тока. Закон Ома для полной цепи. | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
КПД источника тока. | | ||
Метод эквипотенциальных электрических схем. | | ||
Конденсаторы в цепи постоянного тока. | | ||
Лабораторная работа № 13 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | Урок применения знаний на практике | | |
Электрический ток в электролитах | Урок лекция с элементами беседы. Решение задач. | | |
Закон электролиза (Закон Фарадея) | | ||
Применение электролиза. | | ||
Электрический ток в газах и вакууме. | | ||
Плазма. | | ||
Полупроводники. | | ||
Полупроводниковый диод. Транзистор. | | ||
Обобщающий урок «Постоянный ток» | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
Контрольная работа №7 «Постоянный ток» | Урок контроля знаний | | |
Обобщение по теме: «Электростатика и постоянный электрический ток» | | | |
Зачёт по теме: «Электростатика и постоянный электрический ток» | | | |
Повторение пройденного материала | Урок повторения знаний, умений и навыков | | |
Повторение пройденного материала | | ||
Повторение пройденного материала | | ||
Повторение пройденного материала | | ||
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | Урок контроля знаний | | |
| |||
| Резерв времени (5 часов) | | |
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.
При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно - оценочная деятельность учителя физики может строиться по двум основным направлениям.
Традиционная система. В этом случае по теме учащийся должен иметь:
оценку за устный ответ или другую форму контроля теоретического материала,
за контрольную работу по решению задач,
а также за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше.
Зачетная система. В этом случае сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за итоговый зачет. Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. Следует отметить, что в зачетный материал должны быть включены все три элемента: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие же оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Предусмотренные программными требованиями ученические практические работы могут проводиться в различных формах и на разных этапах изучения темы:
Если работа проводится при закреплении материала как традиционная лабораторная работа (или работа практикума), то она оценивается для каждого учащегося. (Оценки выставляются в столбик, а в графе содержание записывается название и номер лабораторной работы).
Если работа проводится в качестве экспериментальной задачи при изучении нового материала, то она может не оцениваться или оцениваться выборочно. В этом случае в графе содержание урока записывается тема урока и номер лабораторной работы.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученике удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.
Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
Условия при которых протекает явление.
Связь данного явления с другими.
Объяснение явления на основе научной теории.
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физический опыт.
Цель опыта
Схема опыта
Условия, при которых осуществляется опыт.
Ход опыта.
Результат опыта (его интерпретация)
Физическая величина.
Название величины и ее условное обозначение.
Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
Определение.
Формула, связывающая данную величины с другими.
Единицы измерения
Способы измерения величины.
Физический закон.
Словесная формулировка закона.
Математическое выражение закона.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Примеры применения закона на практике.
Условия применимости закона.
Физическая теория.
Опытное обоснование теории.
Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
Основные следствия теории.
Практическое применение теории.
Границы применимости теории.
Прибор, механизм, машина.
Назначение устройства.
Схема устройства.
Принцип действия устройства
Правила пользования и применение устройства.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
Определять относительную погрешность измерений.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.
Инструкция по проверке задания части С ЕГЭ по физике.
Общие критерии оценки выполнения физических заданий с развернутым ответом | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) представлен (в случае необходимости1) не содержащий ошибок схематический рисунок, схема или график, отражающий условия задачи; 2) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; 3) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями2). | 3 |
Приведено решение, содержащее ОДИН из следующих недостатков: — в необходимых математических преобразованиях и (или) вычислениях допущены ошибки; — представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов; — правильно записаны необходимые формулы, представлен правильный рисунок (в случае его необходимости), график или схема, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. | 2 |
Приведено решение, соответствующее ОДНОМУ из следующих случаев: — в решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты; — допущена ошибка в определении исходных данных по графику, рисунку, таблице и т.п., но остальное решение выполнено полно и без ошибок; — записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка; — представлен (в случае необходимости) только правильный рисунок, график, схема и т. п. ИЛИ только правильное решение без рисунка. | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
1 – Если в авторском решении оговорена необходимость рисунка, но выбранный учащимся путь решения, в отличие от авторского, не требует рисунка, то его отсутствие не снижает экспертную оценку.
2 – Допускается отсутствие комментариев к решению с указанием “названий” используемых законов; также допускается вербальное указание на проведение преобразований без их алгебраической записи с предоставлением исходных уравнений и результата этого преобразования.
33