12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Уманец Ольга Алексеевна1701
Россия, Ростовская обл., Таганрог

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Ростовской области

«Таганрогский педагогический лицей-интернат»

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ РО

«Таганрогский педагогический

лицей-интернат»

___________ О.А Кочеткова

Приказ от 28.08.2018 г. № 247

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

Уровень общего образования

среднее общее образование, 10 Б, 11Б классы

 

Учитель Уманец Ольга Алексеевна

Программа разработана на основе программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В. Б. Захаров)», «Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Дрофа, 2013 г.»; учебники: Захаров В. Б. Биология. Общая биология. Углубленный уровень. 10 класс, М., Дрофа, 2016 г.; Захаров В. Б. Биология. Общая биология. Углубленный уровень. 11 класс, М., Дрофа, 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса профильный уровень составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

При реализации рабочей программы используются учебники В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захаров. Биология. Общая биология. 10 класс. Учебник: углубленный уровень -М.: «Дрофа», 2016г.; В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захаров. Биология. Общая биология. 11 класс. Учебник: углубленный уровень -М.: «Дрофа», 2016г., входящие в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Примерная программа среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В. Б. Захаров)» – М., Дрофа, 2013 г»; «Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Дрофа, 2013 г».

В учебном плане ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для изучения биологии отводится 4 часа в неделю, 35 учебных недель в 10 классе, 34 учебных недели в 11 классе. В соответствии с календарным учебным графиком работы лицея-интерната и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники Российской Федерации: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. Поэтому рабочая программа скорректирована за счет уплотнения материала и составлена в 10 Б классе на 140 часов, в 11 Б – на 134 часа.

Программа направлена на достижение следующих целей:

освоение основополагающих знаний о биологических системах (биосистемах) разных уровней сложности, выдающихся открытиях в науке биологии, истории развития современных представлений о живой природе, методах познания и роли биологии в формировании естественно - научной картины мира;

овладение умениями применять знания биологии в практической деятельности, находить и анализировать информацию о живых объектах, наблюдать, сравнивать и описывать предметы и явления живого мира;

воспитание необходимости бережного, ответственного отношения к окружающей природе;

формирование готовности использовать приобретенные знания, умения и отношения в своей повседневной жизни, оценивать свою деятельность в окружающей природной среде, осознавать нормы и правила поведения в природе.

Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Задачи:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Формы контроля.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, контрольных, самостоятельных и практический (лабораторных) работ по окончании изучения раздела/темы, по окончании полугодия, но не реже 1 раза в месяц.

Текущий контроль: самостоятельная работа, тест, устный опрос.

Текущий контроль проводится с периодичностью не реже 1 раза в течение 3 уроков.

Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

обучения

10 класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

10

Анализ и самоанализ уровня освоения биологии за 6-9 класс. Анализ индивидуальных репрезентативных систем и стилей обучения. Составление индивидуальных траекторий обучения.

Биология. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем.

Предметные результаты освоения биологии:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

представлять основные биологические теории, идеи и принципы, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; методы биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строение, многообразие и особенности биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающиеся биологические открытия и современные исследования в биологической науке;

 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков    живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

убежденность в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, рационального природопользования и охраны природы;

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

прослеживание последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле, отражение гуманистической значимости природы и ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников.

2.

Происхождение и эволюция жизни на Земле.

12

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

3.

4.

5.

6.

7.

Раздел: Клетка

Клеточная теория

Химический состав клетки.

Клетка – структурная единица живого.

Клетка– функциональная единица живого.

Клетка – генетическая единица живого.

53

3

14

18

12

6

Клетка – генетическая единица живого. Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы изучения клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества: строение и функции молекул. Репликация молекулы ДНК. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток: доядерные и ядерные клетки; соматические и половые клетки. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных.

8.

9.

10.

11.

12.

Раздел: Организм.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Размножение организмов.

Индивидуальное развитие организмов.

Наследственность и изменчивость организмов.

Генетика – теоретическая основа селекции.

65

5

11

11

28

10

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Генетика – теоретическая основа селекции.

Организм. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетические карты. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).

11 класс

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Раздел №1:

Вид. Эволюция видов.

Развитие представлений об эволюции живой природы.

Дарвинизм

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Происхождение и эволюция человека.

74

6

9

21

16

11

11

Происхождение и эволюция человека. Доказательства эволюции живой природы. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди – Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс, их причины.

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение и единство человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

 

7

8

9

10

11

Раздел №2 Экосистемы.

Понятия о биосфере.

Жизнь в сообществах.

Взаимоотношения организма и среды.

Взаимоотношения между организмами.

Биосфера и человек. Ноосфера.

62

10

5

18

12

17

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Агроэкосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Проблема устойчивого развития биосферы.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

10 Б класс

11Б класс

10Б класс

11Б класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

10

 

2

 

2.

Происхождение и эволюция жизни на Земле.

12

 

1

 
 

Раздел: Клетка

53

     

3.

Клеточная теория

3

     

4.

Химический состав клетки.

14

 

1

 

5.

Клетка – структурная единица живого.

18

 

1

 

6.

Клетка –функциональная единица живого.

12

 

1

 

7.

Клетка – генетическая единица живого.

6

     
 

Раздел: Организм.

65

     

8.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

5

     

9.

Размножение организмов.

11

 

1

 

10.

Индивидуальное развитие организмов.

11

 

1

 

11.

Наследственность и изменчивость организмов.

28

 

1

 

12.

Генетика – теоретическая основа селекции.

10

 

1

 
 

Раздел: Вид. Эволюция видов.

 

74

   

1.

Развитие представлений об эволюции живой природы.

 

6

   

2.

Дарвинизм

 

9

 

1

3.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

 

21

 

1

4.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

 

16

 

1

5.

Основные черты эволюции животного и растительного мира.

 

11

 

1

6.

Происхождение и эволюция человека.

 

11

 

1

 

Раздел: Экосистемы.

 

62

   

7.

Понятия о биосфере.

 

10

 

1

8.

Жизнь в сообществах.

 

5

   

9.

Взаимоотношения организма и среды.

 

18

 

1

10.

Взаимоотношения между организмами.

 

12

 

1

11.

Биосфера и человек. Ноосфера.

 

17

 

1

Календарно-тематическое планирование биологии 10 Б

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Вид конт-роля

Д/З

Дата план

Дата факт

Тема №1 Биология как наука. Методы научного познания. (10 ч.)

Проектная деятельность «Структура царств живой природы»

Проектная деятельность «Методы исследования в биологии»

   

1.

Конструирование образовательного пространства путём использования особенностей репрезентативных систем обучающихся и коучингового подхода.

1

Практическая работа

П/р

Анализ особенностей своей РС

4.09

 

2.

Краткая история развития биологии. Отрасли биологии, её связи с другими науками.

1

лекция

 

Проектная деятельность

4.09

 

3.

Методы исследования в биологии.

1

лекция

 

Проектная деятельность

7.09

 

4.

Методы исследования в биологии. Практическая работа

«Устройство светового микроскопа».

1

комбинированный

П/р

Проектная деятельность

7.09

 

5.

Уровни организации живой материи.

1

комбинированный

С/р

§1.1 стр.12-? 3

11.09

 

6.

Практическая работа «Уровни биосистемы» (Виртулаб, экология).

1

Практикум

П/р

§1.1 стр.12-? 3

11.09

 

7.

Общие признаки биологических систем.

1

комбинированный

С/р

§1.2стр.20-?2*

14.09

 

8.

Зачёт «Биология как наука. Методы научного познания»

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

14.09

 

9.

Входная диагностическая работа.

1

урок контроля знаний

К/р

 

18.09

 

10.

Анализ диагностической работы. Коррекция колеса познания биологии и личного плана.

1

Практическая работа

П/р

Проектная деятельность

18.09

 

Тема №2 Происхождение и эволюция жизни на Земле. (12ч.)

Научно – исследовательская деятельность «Противоречия теории Большого взрыва законам физики»

Научно – исследовательская деятельность «Противоречия теории Большого взрыва законам молекулярной биологии»

Научно – исследовательская деятельность «Опыты С. Миллера: доказательство эволюции или креационизма?»

   

11.

История представлений о происхождении жизни. Представления древних и средневековых философов.

1

лекция

 

§2.1: 2.1.1-2.1.3

21.09

 

12.

История представлений о происхождении жизни. Материалистические теории происхождения жизни.

1

комбинированный

 

§2.1: 2.1.4

21.09

 

13.

Современные представления о происхождении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем.

1

комбинированный

 

§2.2.1, §2.2.2

25.09

 

14.

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли.

1

комбинированный

 

§2.2.3, §2.2.4

25.09

 

15.

Условия среды на древней Земле.

1

комбинированный

 

§2.2.5

28.09

 

16.

Теория происхождения протобиополимеров.

1

лекция

 

§2.3

28.09

 

17.

Эволюция протобионтов.

1

комбинированный

 

§2.4

2.10

 

18.

Начальные этапы биологической эволюции

1

комбинированный

С/р

§2.5

2.10

 

19.

Практическая работа «Кислородная революция» (Виртулаб, экология)

1

практикум

П/р

§2.5

5.10

 

20.

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

1

лекция

 

§2.5

5.10

 

21.

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

1

практикум

П/р

Повторить главу 2

9.10

 

22.

Контрольная работа «Происхождение и эволюция жизни на Земле».

1

Урок контроля знаний

К/р

 

9.10

 

Раздел: Клетка. (53ч.)

   

Тема №3 Клеточная теория (3ч)

Научно-исследовательская деятельность «Учёные, внёсшие вклад в развитие цитологии»

   

23.

Цитология – наука о клетке. Цели и задачи, методы изучения.

1

лекция

 

Стр. 83-86

12.10

 

24.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория строения организмов.

1

комбинированный

 

§5.5

12.10

 

25.

Значение клеточной теории для развития биологии

1

семинар

С/р

§5.5

16.10

 

Тема № 4 Химический состав клетки (9ч+5ч =14ч)

Научно-исследовательская деятельность «Вещества клетки: Белки, углеводы, жиры»

   

26.

Неорганические вещества клетки: вода.

1

лекция

 

§3.1

16.10

 

27.

Неорганические вещества клетки: минеральные соли.

1

комбинированный

 

§3.1

19.10

 

28.

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биополимеры – белки, их строение.

1

комбинированный

 

§3.2.1

19.10

 

29.

Биополимеры – белки, их функции.

1

комбинированный

С/р

§3.2.1

23.10

 

30.

Каталитическая функция белков, ферменты. Лабораторный опыт «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал». (Виртулаб, 8)

1

комбинированный

 

§3.2.1

23.10

 

31.

Практическая работа «Определение каталитической активности ферментов».

1

лекция

П/р

§3.2.1

«Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал». (Виртулаб, 8)

26.10

 

32.

Органические вещества – углеводы.

1

комбинированный

 

§3.2.2

26.10

 

33.

Органические молекулы – жиры и липоиды.

1

комбинированный

 

§3.2.3

6.11

 

34.

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

1

комбинированный

С/р

§3.2.4

6.11

 

35.

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

комбинированный

 

повтор гл 3 Рис 4.4 стр.124

9.11

 

36.

Решение задач по молекулярной биологии.

1

практикум

 

повтор гл 3

9.11

 

37.

Решение задач по молекулярной биологии.

1

практикум

С/р

повтор гл 3

13.11

 

38.

Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки».

1

семинар

 

повтор гл 3

13.11

 

39.

Контрольная работа «Химический состав клетки».

1

Урок контроля знаний

К/р

 

16.11

 

Тема №5 Клетка – структурная единица живого (8ч.+10ч = 18ч).

Научно-исследовательская деятельность «Значение прокариот».

Научно-исследовательская деятельность «Вирусные заболевания»

Проектная деятельность «Строение клетки как образ функционирования г. Таганрога»

   

40.

Прокариотическая клетка. Структурно - функциональная организация прокариот, спорообразование, его биологическое значение.

1

лекция

 

§5.1

16.11

 

41.

Лабораторная работа «Бактерии».

1

практикум

 

§5.1

20.11

 

42.

Эукариотическая клетка: структурно- функциональная организация. Мембрана, цитоплазма.

1

лекция

С/р

§5.2

20.11

 

43.

Одномембранные органоиды.

1

лекция

 

§5.2.1

23.11

 

44.

Двумембранные органоиды.

1

комбинированный

 

§5.2.1

23.11

 

45.

Немембранные органоиды.

1

комбинированный

 

§5.2.1

27.11

 

46.

Виртуальная лаборатория «Изучение микроскопического строения крови».(Виртулаб-8), «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» (Виртулаб - 9).

1

практикум

 

§5.2.1

27.11

 

47.

Сравнение строения и функций органоидов клеток прокариот и эукариот.

1

семинар

С/р

§5.2.1

30.11

 

48.

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.

1

комбинированный

 

§5.2.2

30.11

 

49.

Практическая работа «Изучение хромосом».

1

практикум

П/р

§5.2.2

4.12

 

50.

Практическая работа «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

1

практикум

П/р

§5.4

4.12

 

51.

Практическая работа «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

1

практикум

П/р

§5.4

7.12

 

52.

Виртуальная лаборатория «Изучение микроскопического строения плесневых грибов», «Строение одноклеточных животных».

1

практикум

П/р

§5.1, 5.2, 5.4

7.12

 

53.

Практическая работа «Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов».

1

практикум

П/р

§5.1, 5.2, 5.4

11.12

 

54.

Практическая работа «Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток».

1

практикум

П/р

§5.1, 5.2, 5.4

11.12

 

55.

Вирусы. Жизненный цикл вирусов. Вирусные заболевания.

1

лекция

 

§5.6, проект «Вирусное заболевание»

14.12

 

56.

Практическая работа «Распознавание различных клеток, внеклеточных форм жизни, их органоидов и частей».

1

практикум

 

повтор гл 5

14.12

 

57.

Контрольная работа «Клетка – структурная единица живого».

1

Урок контроля знаний

К/р

 

18.12

 

Тема №6 Клетка –функциональная единица живого (6ч+6ч =12ч).

Научно – исследовательская деятельность «Виды фотосинтеза», «Виды хемосинтеза»

   

58.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

лекция

 

Стр.118-119

18.12

 

59.

Анаболизм. Реализация наследственной информации.

1

лекция

С/р

§4.1

21.12

 

60.

Биосинтез белка.

1

семинар

С/р

§4.1

21.12

 

61.

Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене.

1

комбинированный

 

§4.1

25.12

 

62.

Решение задач по теме «Биосинтез белка».

1

практикум

С/р

§4.1

25.12

 

63.

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена.

1

лекция

 

§4.2

28.12

 

64.

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

1

лекция

 

§4.3, опыты по изучению фотосинтеза

28.12

 

65.

Гетеротрофный тип обмена веществ. Виртуальная лаборатория «Способы питания живых организмов» (Виртулаб - эк)

1

комбинированный

 

§4.3

11.01

 

66.

Решение биологических задач.

1

практикум

 

Повторить гл. 4

11.01

 

67-68.

Промежуточная диагностическая работа.

2

урок контроля знаний

К/р

Повторить гл. 1-4

15.01

15.01

 

69.

Зачёт «Клетка –функциональная единица живого»

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

18.01

 

Тема №7 Клетка – генетическая единица живого (6ч).

Научно- исследовательская деятельность «История открытия митоза и мейоза»

Проектная деятельность «Загадки природы: где митоз и где мейоз?»

   

70.

Анализ диагностической работы. Коррекция колеса познания биологии и личного плана.

1

практикум

 

§5.3

18.01

 

71.

Перевёрнутый класс: «Жизненный цикл клетки».

1

лекция

 

§5.3

22.01

 

72.

Митоз. Фазы митоза. Виртуальная лаборатория «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

1

комбинированный

 

§5.3

22.01

 

73.

Лабораторная работа «Митоз в корешке лука. Определение фаз».

1

практикум

 

§5.3

25.01

 

74.

Мейоз. Фазы мейоза.

1

лекция

 

Стр.202-206

25.01

 

75.

Решение биологических задач «Сравнение процессов митоза и мейоза».

1

семинар

С/р

 

29.01

 

Раздел: Организм. (65ч.)

   

Тема №8 Организм – единое целое. Многообразие организмов. (5ч.)

Проектная деятельность «Рекламное агентство тканей»

   

76.

Организм. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

1

лекция

 

Раб. тетрадь

29.01

 

77.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма растений, животных, человека.

1

комбинированный

 

Раб.тетрадь

1.02

 

78.

Виртуальная лаборатория «Изучение микроскопического строения тканей» (Виртулаб - 8). Распознавание тканей организмов.

1

практикум

 

Раб. тетрадь

1.02

 

79.

Типы живых организмов в зависимости от способа питания. Виртуальная лаборатория «Способы питания живых организмов» (Виртулаб - эк)

1

семинар

 

Раб. тетрадь

5.02

 

80.

Решение биологических задач «Признаки одноклеточных и многоклеточных организмов, автотрофов и гетеротрофов».

1

практикум

С/р

Раб. тетрадь

5.02

 

Тема №9 Размножение организмов. (10ч.+1ч.= 11ч)

   

81.

Бесполое размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

1

лекция

 

§ 6.1

8.02

 

82.

Бесполое размножение, его формы и значение.

1

семинар

С/р

§ 6.1

8.02

 

83.

Половое размножение, его формы и значение.

1

лекция

 

§ 6.2- стр.199-200

12.02

 

84.

Практическая работа «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

1

практикум

П/р

Повторить § 6.1,6.2

12.02

 

85.

Развитие половых клеток - гаметогенез.

1

комбинированный

 

§ 6.2

15.02

 

86.

Практическая работа «Сравнение процессов сперматогенеза и овогенеза».

1

практикум

П/р

§ 6.1, 6.2

15.02

 

87.

Решение биологических задач «Сравнение митоза и мейоза».

1

практикум

С/р

§ 6.1, 6.2

19.02

 

88.

Оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

1

лекция

 

§ 6.2

19.02

 

89.

Опыление. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

1

лекция

 

По тетради

22.02

 

90.

Решение биологических задач «Сравнивание процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».

1

практикум

С/р

§ 6.1, 6.2

22.02

 

91.

Контрольная работа «Размножение организмов».

1

урок контроля знаний

К/р

 

26.02

 

Тема №10 Индивидуальное развитие организмов. (8ч.+3ч.=11ч.)

Научно – исследовательская деятельность «Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека», «Эмбриональное развитие человека», «Постэмбриональное развитие человека», «Биогенетический закон как пример фальсификации в биологии».

   

92.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период: дробление, гаструляция, органогенез.

1

лекция

 

§7.1, §7.2.1, 7.2.2

26.02

 

93.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1

семинар

 

§7.2.3

1.03

 

94.

Постэмбриональный период развития.

1

комбинированный

С/р

§7.2

1.03

 

95.

Лабораторная работа «Дробление яйцеклетки лягушки. Стадии развития дрозофилы».

1

практикум

П/р

§7.3

5.03

 

96.

Решение биологических задач «Распознавание стадий онтогенеза организмов».

1

практикум

П/р

§7.3

5.03

 

97.

Биогенетический закон. Практическая работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

практикум с элементами дискуссии

П/р

§7.5

12.03

 

98.

Жизненные циклы и чередование поколений.

1

лекция

 

§7.4, Проектная деятельность к уроку 100

12.03

 

99.

Решение биологических задач «Жизненные циклы и чередование поколений».

1

семинар

 

§7.4, Проектная деятельность к уроку 100

15.03

 

100.

Развитие организмов и окружающая среда.

1

комбинированный

 

Повторить гл. 7

15.03

 

101.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

1

конференция

 

Повторить гл. 7

19.03

 

102.

Контрольная работа «Индивидуальное развитие организмов».

1

урок контроля знаний

К/р

 

19.03

 

Тема №11 Наследственность и изменчивость организмов. (28ч.)

Научно-исследовательская деятельность «Биография и научная деятельность Г. Менделя». Проектная деятельность «Чему я могу научиться у Г. Менделя», «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика», «Этические проблемы методов генетики человека: искусственное оплодотворение, клонирование, направленное изменение генома».

   

103.

Генетика, ее задачи. Г. Мендель—основоположник генетики.

1

лекция

 

По тетради

22.03

 

104.

Методы генетики. Генетическая терминология и символика.

1

лекция

 

Стр. 253-258

22.03

 

105.

Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. Закон чистоты гамет.

1

комбинированный

С/р

§9.1

2.04

 

106.

Решение задач на моногибридное скрещивание по I и II закону Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

практикум

 

§9.2.1, 9.2.2

2.04

 

107.

Практическая работа «Составление элементарных схем скрещивания».

1

практикум

П/р

§9.2.1, 9.2.2, 9.2.3

5.04

 

108.

Взаимодействие аллельных генов: неполное доминирование.

1

комбинированный

 

§9.2.1

5.04

 

109.

Взаимодействие аллельных генов: множественный аллелизм. Наследование групп крови у человека.

1

практикум

 

§9.2.1

9.04

 

110.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Анализирующее скрещивание.

1

лекция

 

§9.2.4

9.04

 

111.

Практическая работа «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

1

практикум

П/р

§9.2.4

12.04

 

112.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

комбинированный

 

§9.4, табл. 9.2 стр. 287

12.04

 

113.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

1

лекция

 

§9.3

16.04

 

114.

Решение задач на сцепленное наследование генов. Построение хромосомных карт.

1

практикум

 

§9.3

16.04

 

115.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

лекция

 

§9.5.2

19.04

 

116.

Решение задач «Взаимодействие неаллельных генов».

1

практикум

 

§9.5.2

19.04

 

117.

Практикум по решению комбинированных генетических задач.

1

практикум

 

Повторить §9.1 - §9.5

23.04

 

118.

Решение комбинированных генетических задач с коучинговым подходом.

1

Урок контроля знаний

Зачёт

§10.1

23.04

 

119.

Решение комбинированных генетических задач с коучинговым подходом.

1

Урок контроля знаний

Зачёт

§10.1

26.04

 

120.

Мутационная изменчивость.

1

лекция

 

§10.1

26.04

 

121.

Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».

1

практикум

П/р

§10.1

30.04

 

122.

Комбинативная изменчивость.

1

лекция

 

§10.1

30.04

 

123.

Модификационная изменчивость.

1

комбинированный

 

§10.2

3.05

 

124.

Практическая работа «Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой». (Виртулаб – 9).

1

практикум

П/р

Повторить §10.1, 10.2

3.05

 

125.

Практическая работа «Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой». (Виртулаб – 10).

1

практикум

П/р

Повторить §10.1, 10.2

7.05

 

126.

Решение биологических задач «Сравнение модификационной и наследственной изменчивости».

1

семинар

 

Повторить §10.1, 10.2

7.05

 

127.

Методы исследования генетики человека.

Решение задач «Составление родословных».

1

практикум

 

Повторить §10.1, 10.2

10.05

 

128.

Практическая работа «Составление родословных».

(Виртулаб – 9,10)

1

практикум

П/р

Повторить §10.1, 10.2

10.05

 

129.

Решение задач по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

1

практикум

 

Повторить главу 10

14.05

 

130.

Контрольная работа «Наследственность и изменчивость организмов».

1

урок контроля знаний

К/р

 

14.05

 

Тема №12 Генетика – теоретическая основа селекции. (10ч)

   

131.

Селекция, ее задачи.

1

Лекция с элементами проблемного обучения

 

Стр.319 Подготовка проектов к уроку 4.67

17.05

 

132.

Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1

лекция

 

§11.1.2, 11.1.3

17.05

 

133.

Основные методы селекции растений и животных.

1

лекция

 

§11.2

21.05

 

134.

Основные методы селекции растений и животных.

1

комбинированный

С/р

§11.2

21.05

 

135.

Практическая работа «Изучение изменчивости, критериев вида и результатов искусственного отбора». (Виртулаб - 9)

1

практикум

П/р

§11.1, 11.1.1

24.05

 

136.

Основные методы селекции микроорганизмов.

1

комбинированный

 

§11.3,повторить гл. 11

24.05

 

137-138

Диагностическая контрольная работа за год.

2

урок контроля знаний

К/р

 

28.05

28.05

 

139.

Защита проектов «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в генетике». (Клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).

1

конференция

   

31.05

 

140.

Проектирование индивидуальной учебной траектории.

1

практикум

   

31.05

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование биологии 11 Б

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Вид конт-роля

Д/З

Дата план

Дата факт

Раздел 1 Вид. (74ч).

   

1.1. Эволюция видов (40ч.+23ч).

   

Тема № 1 Развитие представлений об эволюции живой природы. (6 ч)

Проектная деятельность «Биография и научный труд К. Линнея /Ж.Б. Ламарка», научно-исследовательская деятельность «Теория катастроф Ж. Кювье»

   

1.

Введение. Проектирование индивидуальной учебной траектории.

1

Практическая работа

П/р

 

4.09

 

2.

История развития представлений об эволюции жизни на Земле.

1

Лекция с элементами дискуссии

 

§1.1.1

4.09

 

3.

Система органической природы К. Линнея.

1

комбинированный

 

§1.1.2

6.09

 

4.

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка.

1

комбинированный

 

§1.1.3

7.09

 

5.

Обобщение по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы».

1

семинар

 

Стр.5-14, повторить §1.1.1- §1.1.3

11.09

 

6.

Решение задач по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы».

1

Урок контроля знаний

С/р

 

11.09

 

Тема №2. Дарвинизм (9ч)

Проектная деятельность «Экспедиция « Бигль».

   

7.

Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина

1

лекция

 

§1.2.1, 1.2.2

13.09

 

8.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

лекция

 

§1.3.1

14.09

 

9.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.

1

лекция

 

§1.3.2, §1.4.4.

18.09

 

10.

Практическая работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

практикум

П/р

§1.3.1, §1.3.2

18.09

 

11.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов.

1

комбинированный

 

§1.3.2

20.09

 

12.

Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

1

практикум

П/р

Повторить §1.2.1-1.3.2

21.09

 

13-14.

Входная диагностическая работа.

2

Урок контроля знаний

К/р

Повторить §1.1.1-1.3.2

25.09

25.09

 

15.

Зачет «Развитие представлений об эволюции живой природы» и «Дарвинизм».

1

Урок контроля знаний

Зачёт

 

27.09

 

Тема №3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. (21ч)

   

16.

Проектирование индивидуальной учебной траектории.

1

Практическая работа

П/р

 

28.09

 

17.

Вид, критерии вида.

1

лекция

 

§1.4.1

2.10

 

18.

Практическая работа «Критерии вида. Сравнение близкородственных видов». (Виртулаб- 11)

1

практикум

П/р

§1.4.1

2.10

 

19.

Практическая работа «Наблюдение и описание особей одного вида по морфологическому критерию».

1

практикум

П/р

§1.4.1

4.10

 

20.

Практическая работа «Наблюдение и описание особей разных видов по морфологическому критерию».

1

практикум

П/р

§1.4.1

5.10

 

21.

Популяция – элементарная единица эволюции.

1

лекция

 

§1.4.3

9.10

 

22.

Эволюционная роль мутаций.

1

комбинированный

 

§1.4.2

9.10

 

23.

Эволюционная роль мутаций в популяциях. Работы С. С. Четверикова.

1

комбинированный

 

§1.4.3

11.10

 

24.

Генетические процессы в популяциях.

1

комбинированный

С/р

§1.4.4

12.10

 

25.

Формы естественного отбора.

1

лекция

 

§1.4.4

16.10

 

26.

Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

1

практикум

П/р

Повторить §1.4.1 - 1.4.5

16.10

 

27.

Решение биологических задач «Движущие силы эволюции»

1

семинар

 

Повторить §1.4.1 - 1.4.5

18.10

 

28.

Зачёт «Движущие силы эволюции».

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

19.10

 

29.

Адаптации организмов к среде обитания и их относительность.

1

лекция

 

§1.4.6

23.10

 

30.

Адаптации организмов к среде обитания и их относительность.

1

лекция

 

§1.4.6

23.10

 

31.

Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». (Виртулаб -11)

1

практикум

П/р

§1.4.6

25.10

 

32.

Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». (Виртулаб -9)

1

практикум

П/р

§1.4.6

26.10

 

33.

Видообразование.

1

лекция

 

§1.4.7

6.11

 

34.

Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования».

1

практикум

П/р

§1.4.7

6.11

 

35.

Решение текстовых задач «Основные положения синтетической теории эволюции».

1

семинар

 

§1.4.7

Повт. §1.4.

8.11

 

36.

Контрольная работа «Основные положения синтетической теории эволюции. Микроэволюция».

1

Урок контроля знаний

К/р

 

9.11

 

Тема №4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. (16ч.)

   

37.

Макроэволюция. Направления эволюции.

1

лекция

 

Стр. 79

13.11

 

38.

Практическая работа «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».

1

практикум

П/р

§2.1

13.11

 

39.

Пути достижения биологического прогресса.

1

комбинированный

 

§2.1

15.11

 

40.

Практическая работа «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».

1

практикум

П/р

§2.1

16.11

 

41.

Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений».

1

практикум

П/р

§2.1

20.11

 

42.

Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у растений».

1

практикум

П/р

§2.1

20.11

 

43.

Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных».

1

практикум

П/р

§2.1

22.11

 

44.

Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у животных».

1

практикум

П/р

§2.1

23.11

 

45.

Основные закономерности эволюции. Правила эволюции.

1

лекция

 

§2.2.1

27.11

 

46.

Основные закономерности эволюции.

1

семинар

С/р

§2.2.1

27.11

 

47.

Доказательства макроэволюции.

1

лекция

 

§2.2.1

29.11

 

48.

Доказательства макроэволюции.

1

лекция

 

§2.2.1

30.11

 

49.

Решение задач «Основные закономерности эволюции».

1

практикум

 

§2.2.1

4.12

 

50.

Решение задач «Основные закономерности эволюции».

1

семинар

С/р

Повт. гл 2

4.12

 

51.

Решение текстовых задач «Основные закономерности эволюции».

1

семинар

 

Повтор. гл 2

6.12

 

52.

Контрольная работа «Основные закономерности эволюции».

1

урок контроля знаний

К/р

 

7.12

 

Тема № 5. Основные черты эволюции животного и растительного мира. (11ч)

   

53.-54.

Промежуточная диагностическая работа.

2

урок контроля знаний

К/р

 

11.12

11.12

 

55.

Проектирование индивидуальной учебной траектории.

1

Практическая работа

П/р

Повт-ть хим. эв. 10 кл.

13.12

 

56.

Биохимическая эволюция (гипотеза Опарина -Холдейна).

1

урок актуализации знаний

 

Повт-ть хим. эв. 10 кл.

14.12

 

57.

Развитие жизни в архейской и протерозойской эре.

1

Лекция с элементами дискуссии

 

§3.1, 3.2 – стр.108

18.12

 

58.

Практическая работа «Кислородная революция» (Виртулаб -эк).

1

практикум

С/р

§3.1, 3.2 – стр.108

18.12

 

59.

Развитие жизни палеозое.

1

Лекция с элементами дискуссии

 

§3.2

20.12

 

60.

Развитие жизни в мезозое.

1

Лекция

 

§3.3

21.12

 

61.

Развитие жизни в кайнозое.

1

Лекция с элементами дискуссии

 

§3.4

25.12

 

62.

Решение задач «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

1

семинар

 

Повторить гл 3

25.12

 

63.

Зачет «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

27.12

 

Тема № 6 Происхождение и эволюция человека. (10ч.+1ч.=11ч.)

   

64.

Положение человека в системе животного мира.

1

лекция

 

§4.1

28.12

 

65.

Эволюция приматов.

1

комбинированный

С/р

§4.2

11.01

 

66.

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

1

Лекция с элементами дискуссии

 

§4.3

15.01

 

67.

Стадии эволюции человека. Древние люди.

1

лекция с элементами дискуссии

 

§4.3

15.01

 

68.

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

1

лекция с элементами дискуссии

 

§4.3

17.01

 

69.

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

1

практикум

П/р

§4.3

18.01

 

70.

Современный этап эволюции человека

1

комбинированный

С/р

§4.4

22.01

 

71.

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

1

практикум

П/р

§4.4

22.01

 

72.

Семинар «Происхождение и эволюция человека».

1

семинар

 

Повт. гл.4

24.01

 

73.

Семинар «Происхождение и эволюция человека».

1

семинар

 

Повт. гл.4

25.01

 

74.

Зачёт «Происхождение и эволюция человека».

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

29.01

 

Раздел2: Экосистемы. (40ч + 22ч = 62ч.)

   

Тема №7 Понятия о биосфере. (10ч)

   

75.

Биосфера – живая оболочка планеты. Виртуальная лаборатория «Уровни биосистемы».

1

лекция

 

§5.1., 5.1.2

29.01

 

76.

Структура биосферы. Живые организмы.

1

семинар

С/р

§5.1.2

31.01

 

77.

Круговорот воды в природе. Виртуальная лаборатория «Гидрологический цикл в условиях современной Земли» (Виртулаб - эк).

1

комбинированный

П/р

§5.2, стр.155-156, рис. 5.2

1.02

 

78.

Круговорот углерода. Виртуальная лаборатория «Биогеохимический цикл углерода в условиях современной Земли» (Виртулаб - эк).

1

комбинированный

П/р

§5.2, стр.156-158, рис. 5.3

5.02

 

79.

Круговорот фосфора и серы.

1

комбинированный

 

§5.2, стр.157-159, рис. 5.5

5.02

 

80.

Виртуальная лаборатория «Биогеохимический цикл серы в условиях современной Земли» (Виртулаб - эк).

1

семинар

С/р

§5.2

7.02

 

81.

Виртуальная лаборатория «Источники энергии биогеохимических циклов на примере цикла фосфора» (Виртулаб - эк).

1

комбинированный

 

§5.2, стр.157-158, рис. 5.4

8.02

 

82.- 83.

Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота».

2

практикум

П/р

Повторить §5.1-5.2

12.02

12.02

 

84.

Зачет по теме «Понятия о биосфере».

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

14.02

 

Тема№8 Жизнь в сообществах. (5ч)

   

85.

История формирования сообществ живых организмов. Виртуальная лаборатория «Движение континентов». (Виртулаб - эк).

1

комбинированный

 

§6.1

15.02

 

86.

Основные биомы суши.

1

комбинированный

 

§6.2

19.02

 

87.

Виртуальная лаборатория «Сравнение основных биомов суши», «Размещение биомов на Земле». (Виртулаб - эк).

1

практикум

П/р

§6.2

19.02

 

88.

Практическая работа «Видовая и пространственная структура экосистемы своей местности, сезонные изменения».

1

практикум

П/р

Повторить §6.1-6.2

21.02

 

89.

Практическая работа «Антропогенные влияния в экосистемах своей местности».

1

практикум

П/р

Повторить §6.1-6.2

22.02

 

Тема№9 Взаимоотношения организма и среды. (18ч)

   

90.

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

1

лекция

 

§6.3.1

26.02

 

91.

Экологические характеристики популяции, биоценоза, биогеоценоза.

1

комбинированный

 

задания в раб.тетради

26.02

 

92.

Организм и среда. Экологические факторы. Виртуальная лаборатория «Правило Алена. Правило Бергмана».

1

комбинированный

 

задания в раб.тетради

28.02

 

93.

Абиотические факторы. Виртуальная лаборатория «Реакция организмов на влияние экологических факторов».

1

комбинированный

 

§6.3.2

1.03

 

94.

Абиотические факторы. Виртуальная лаборатория «Действие ЭМИ».

1

комбинированный

 

§6.3.2

5.03

 

95.

Интенсивность действия фактора. Закон оптимума. Кривая толерантности.

1

комбинированный

 

§6.3.3

5.03

 

96.

Взаимодействие факторов. Закон лимитирующего фактора.

1

комбинированный

 

§6.3.3

7.03

 

97.

Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию абиотических факторов».

1

практикум

П/р

Повторить §6.3

12.03

 

98.

Биотические факторы. Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

лекция

 

§6.3.4

12.03

 

99.

Решение задач «Правило 10%». Виртуальная лаборатория «Пищевые цепи».

1

практикум

 

§6.3.4

14.03

 

100.

Практическая работа « Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах».

1

практикум

П/р

§6.3.4

15.03

 

101.

Практическая работа « Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах».

1

практикум

П/р

§6.3.4

19.03

 

102.

Саморегуляция экосистем.

1

Лекция

 

§6.3.5

19.03

 

103.

Виртуальная лаборатория «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

1

практикум

П/р

§6.3.5

21.03

 

104.

Агроэкосистемы.

1

лекция

 

Повторить §6.3-§6.4

22.03

 

105.

Практическая работа «Описание агроэкосистемы своей местности». (Видовая и пространственная структура экосистемы, сезонные изменения, антропогенные изменения).

1

практикум

П/р

Повторить §6.3-§6.4

2.04

 

106.

Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

1

практикум

П/р

Повторить §6.3.

2.04

 

107.

Зачет «Взаимоотношения организма и среды».

1

 

Зачёт

 

4.04

 

Тема № 10 Взаимоотношения между организмами. (12ч)

   

108.

Позитивные отношения.

1

лекция

 

§6.4.1

5.04

 

109.

Хищничество. Виртуальная лаборатория «Модель хищник - жертва».

1

комбинированный

 

§6.4.2

9.04

 

110.

Паразитизм. Виртуальная лаборатория «Паразит - хозяин».

1

комбинированный

 

§6.4.2

9.04

 

111.

Жизненные циклы паразитов.

1

комбинированный

 

§6.4.2

11.04

 

112.

Решение задач «Последовательность жизненного цикла паразита».

1

семинар

 

§6.4.2

12.04

 

113.

Конкуренция. Нейтрализм. Виртуальная лаборатория «Конкуренция».

1

практикум

 

§6.4.3

16.04

 

114.

Виртуальная лаборатория «Многообразие связей в биогеоценозе», «Взаимоотношения организмов».

1

практикум

 

§6.4.3

16.04

 

115.

Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

1

практикум

П/р

Повторить §6.4

18.04

 

116.

Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

1

практикум

П/р

Повторить §6.4

19.04

 

117.

Решение текстовых задач «Абиотические и биотические факторы среды и организмы».

1

семинар

 

Повторить §6.4

23.04

 

118.

Решение задач « Взаимоотношения между организмами».

1

семинар

 

Повторить §6.4

23.04

 

119.

Зачет «Взаимоотношения между организмами».

1

урок контроля знаний

Зачёт

 

25.04

 

Тема №11 Биосфера и человек. Ноосфера. (17ч)

   

120.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1

лекция с элементами дискуссии

 

§7.1,подготовка проекта к ур. 134,135

26.04

 

121.

Природные ресурсы и их использование.

1

лекция с элементами дискуссии

 

§7.2

30.04

 

122.

Загрязнение воздуха. Загрязнение пресных и морских вод.

Виртуальная лаборатория «Парниковый эффект».

1

комбинированный

 

§7.3.1 - §7.3.3

30.04

 

123.

Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир.

1

комбинированный

 

§7.3.4

§7.3.5

2.05

 

124.

Радиоактивное загрязнение биосферы.

1

комбинированный

 

§7.3.6

3.05

 

125.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Виртуальная лаборатория «Оценка качества окружающей среды».

1

комбинированный

 

§7.4

7.05

 

126.

Важнейшие экологические проблемы современности.

1

комбинированный

 

§7.4

7.05

 

127.

Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

1

практикум

П/р

§7.3.5

10.05

 

128.

Итоговая диагностическая работа.

1

практикум

К/р

§7.4

14.05

 

129.

Итоговая диагностическая работа.

1

практикум

К/р

Повторить гл 7

14.05

 

130.

Практическая работа №26 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

1

Урок контроля знаний

П/р

§7.4

16.05

 

131.

Решение биологических задач по теме «Биосфера и человек. Ноосфера».

1

Урок контроля знаний

 

Повторить гл 7

17.05

 

132.

Анализ достижений индивидуальной учебной траектории.

1

Практическая работа

П/р

 

21.05

 

133.

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.

1

лекция

 

Гл 8 стр. 260-268

21.05

 

134.

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Роль биологических знаний в 21 веке.

1

Защита проектов

   

23.05

 

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Планируемые результаты освоения биологии и система их оценки

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка предметных результатов.

Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговой проверочной работы. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки обучающимися является достижение предметных результатов, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки является итоговая контрольная работа – система заданий различного уровня сложности по предмету.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью промежуточных диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучаю­щимся планируемых результатов по учебному предмету:

способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.

предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (от­метка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируе­мых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированно­стью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесо­образно выделить также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксиру­ется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.

1. Устный опрос.

Описать строение человека по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание.  

2. Выполнение контрольных, самостоятельных работ, зачётов и тестовых заданий.

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Задание со свободным ответом оценивается в три балла.

Отметка «2» – от 0 до 50%

Отметка «3» – от 51% до 70%

Отметка «4» – от 71% до 85%

Отметка «5» – от 86% до 100%

3. Выполнение практических работ.

Оценка «5» ставится, если:

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую обучающийся исправляет по требованию учителя.

   Оценка «2» ставится, если обучающийся:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
   Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

4. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся:

Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.

5. Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся

1. Оценка «5» (отлично) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в и (учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

2. Оценка «4» (хорошо) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

3. Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

4. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые оценкой «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

5. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, когда у обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах обучающийся допускает грубые ошибки.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.

 Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам;

 неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

К негрубым относятся ошибки:

неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;  

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной литературой;

Недочётами являются:

нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

арифметические ошибки в вычислениях;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

орфографические и пунктуационные ошибки.

Список литературы:

1. Биология. Углубленный уровень. 10–11 классы. Методические рекомендации и рабочая программа.ФГОС
Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/biologiya-uglublennyy-uroven-10-11-klassy-metodicheskie-rekomendacii/

2. VirtuLab виртуальная образовательная лаборатория биология 10-11 virtulab.net

3. VirtuLab виртуальная образовательная лаборатория экология virtulab.net

 

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

кафедры ГБОУ РО

«Таганрогский педагогический

лицей-интернат»

от «___» июня 2018 г. № ____

заведующий кафедрой

_______________ /________/

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР

_______________ /________/

«____» августа 2018 года

РЕКОМЕНДОВАНА

Протокол заседания научно-методического совета ГБОУ РО «Таганрогский педагогический

лицей-интернат»

от «___» августа 2018 г. № ____

 

ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»

от «_____» августа 2018 г. № ___

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.