Рабочая программа по литературе по учебнику Г.А. Обернихина (10 класс, профильный уровень)

3
0
Материал опубликован 25 August 2018 в группе

Пояснительная записка

Литература. 10 класс (Профильный уровень).

Автор рабочей учебной программы по литературе: Воложина Ирина Васильевна – учитель русского языка и литературы, высокой квалификационной категории, педагогический стаж – 9 лет.

Программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений - «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – Г.А. Обернихина, М. «Русское слово», 2013г.)

Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования

программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией Г.А. Обернихиной (М.: «Русское слово», 2013),

Приказа Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год.

Характеристика классного коллектива: группа обучающихся, которая выбрала гуманитарный профиль обучения состоит из 8 учениц. Из них высокий уровень подготовки имеют четыре ученицы, средний уровень – три ученицы, и низкий (слабый) – одна ученица. Класс спокойный, в большей степени ответственный. Домашнее задание всегда выполняют старательно и творчески.

Таким образом, на основе характеристики настоящего 10 класса данная программа направлена на достижение следующих целей:

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга;

формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;

повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);

подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

Структура программы (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое (техническое) оборудование, список дополнительной литературы для учителя, для обучающихся; лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе).

Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №2»

В учебном плане МБОУ «СОШ №2» на 2016-2017 учебный год на изучение курса литературы в 10 классе (углубленный уровень) выделено 68 часов.

Методические подходы, технологии обучения:

Работа в группах и парах, проблемное обучение, ИКТ, проектное обучение.

Формы организации учебного процесса:

уроки-лекции, беседы, киноуроки, семинары;

участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

подготовка рефератов, докладов, проектных исследований;

написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

устные и письменные интерпретации художественного произведения;

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

Формы контроля знаний:

Сочинение, рассказ по плану, письменный развёрнутый ответ на вопрос, рецензия, создание проекта, читательская конференция.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений

определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентированной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Контроль знаний десятиклассников будет осуществляться через проверочные работы, уроки по развитию речи (сочинения, защита проектов, анализ стихотворений), ответы на уроках, выполнение индивидуальных заданий, создание презентаций к урокам

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе в10 классе

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметка «1» Ответ обнаруживает полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

«1»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

1. Совершенно не раскрывается тема сочинения, что свидетельствует о полном незнании текста и неумении излагать свои мысли;

2. количество ошибок больше , чем установлено для отметки «2».

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

    В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.

    В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.

    В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.

    В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.

    В 9 классе — 3,0 — 4,0.

В 10 классе-4,5-5,0 страниц

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

«1»-менее 30%

Календарно-тематическое планирование.

Учебная

четверть

Месяц

урока

(количество часов)

Содержание учебного материала (раздел, тема урока)

Тип урока

Формы, методы, технологии обучения

Планируемые результаты УУД

Формы средства и способы проверки результатов обучения

Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение урока

1 полугодие

Сентябрь

1-3

Введение.

Общественно-культурная обстановка в России конца 18-начала 19 века

Особенности развития литературы на рубеже веков

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков.

 

Лекция

Лекция, беседа

Сообщения учащихся

Знать о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе.

Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника.

Знать о жизненном и творческом поэтов; тексты произведений; особенности жанра оды.

Уметь выразительно читать и анализировать оды, определять основную проблематику произведения. .

Фронтальный опрос

Портреты зарубежных и русских писателей конца 18-начала 19 века

Презентации

Александр Сергеевич Пушкин

1 полугодие

Сентябрь

4-12

1.Жизнь и творческий путь А.С. Пушкина. Назначение художника и философское осмысление действительности

2. Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок.

3. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень».

4-5 «Борис Годунов», идейно-художественное своеобразие произведения

6-7 Идейно-художественные особенности повести «Пиковая дама».

8. «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

9. РР Классное сочинение

 

Сообщения учащихся, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; писать сочинение по изученному произведению.

Тест



 



 

Контрольная работа № 1 (классное сочинение)

Презентация

Портрет поэта

Иллюстрации к произведениям

Михаил Юрьевич Лермонтов

1 полугодие

Сентябрь

13-16

1. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

2-3. Основные темы и мотивы лирики.

4. Богоборческие мотивы в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон».

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания.

Тест





 

Контрольная работа №2 (домашнее сочинение)

Презентация

Портреты Лермонтова

Рисунки поэта

Николай Васильевич Гоголь.

1 полугодие

Сентябрь

17-18

Жизнь и творчество.

«Петербургские повести» (образ «маленького человека», образ Петербурга)

 

Работа с текстом, викторина

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению.

Составить тезисы

Написать отзыв о фильме

Презентация

Портреты писателя разных лет

Иллюстрации к произведениям писателя

   

19

Основные тенденции развития литературы второй половины 19 века

 

Лекция

     

Иван Александрович Гончаров

1 полугодие

Октябрь-ноябрь

20-26

Жизнь и творчество.

Роман «Обломов». Характер и судьба главного героя.

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика .

Вторая половина жизни Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Обломов и «обломовщина». Оценка романа И.А.Гончарова в критике

Художественное мастерство в романе «Обломов»

Общий обзор романа И.А.Гончарова «Обрыв»

 

Сообщения учащихся

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.

Написать интервью

Презентация

Фотографии Гончарова

Иллюстрации к произведениям

Александр Николаевич Островский

1 полугодие

Ноябрь

27-34 (8)

Жизненный и творческий путь А.Н.Островского.

Творческая история драмы А.Н. Островского «Гроза». Калинов и его обитатели.

Незаурядность характера Катерины. Катерина и «темное царство».

Драма «Бесприданница». Система художественных образов, конфликт драмы.

Лариса и ее окружение.

Классное сочинение.

 

Лекция, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Тест

Характеристика героев.


Работа со статьей.
 

Контрольная работа № 3 (классное сочинение)

Презентация

Портрет Островского работы Перова

Кино, видеофильмы по пьесам Островского

Иван Сергеевич Тургенев

1 полугодие

Декабрь

35-41 (7)

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Особенности реализма И.С.Тургенева «(Записки охотника»).

Особенности романа И.С.Тургенева . Проблематика романа «Рудин».

Роман И.С.Тургенева «Накануне». Разрыв с «Современником».

Романа «Отцы и дети». Смысл названия, особенности композиции.

Евгений Базаров и Кирсановы. (2)

«Стихотворение в прозе» - итог творчества писателя.

Домашнее сочинение.

 

Озаглавить эпизоды, сообщение.

Дать характеристику героям .

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Сравнительная характеристика.



Работа с критической статьей.


 

Контрольная работа № 4 (домашнее сочинение).

Портреты Тургенева, Полины Виардо.

Романс «Утро туманное».

Иллюстрации к произведениям

Николай Гаврилович Чернышевский

1 полугодие

Декабрь

42

Жизненный и творческий путь писателя.

Система персонажей в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

   

Портрет, иллюстрации к роману

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

2 полугодие

Январь

43-45

Жизненный и творческий путь Салтыкова-Щедрина. Сказки.

«История одного города»: смысл названия, композиция, жанр

Город Глупов и его обитатели

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Составить цитатный план отрывка.

Дать характеристику героям. Составить тезисы

Презентация

Портрет Салтыкова-Щедрина

Николай Алексеевич Некрасов

2 полугодие

Январь

46-49 (4)

Жизнь и творчество.

Народность лирики Н.А.Некрасова. Стиль писателя.

«Довольно даже нам поэтов, но нужно, нужно нам граждан!» (анализ лирических произведений).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, композиция.

Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова.

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Анализ стиха . Выучить отрывок наизусть.

Дать характеристику героям , цитатный план 2,3глав

Презентация.

Фотографии Некрасова

2 полугодие

Январь

50

Русская лирика второй половины 19 века

 

Лекция

     

Федор Иванович Тютчев

2 полугодие

Январь

51-52

Личность и судьба Ф.И.Тютчева. Образы русской природы в лирике Тютчева.

Любовная лирика Тютчева.

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка

Сообщение . Выучить наизусть 1 из стихов

Презентация; портреты и фотографии поэта.

Романсы на стихи Тютчева

Афанасий Афанасьевич Фет

2 полугодие

Февраль

53

Жизненный и творческий путь, особенности лирики А.А.Фета.

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений.

Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

Выучить наизусть 1 из стихов

Фотографии поэта.

Романсы на стихи Фета

Алексей Константинович Толстой

2 полугодие

Февраль

54

Жизнь и творчество А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

 

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества; тексты произведений.

Уметь выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

Выучить наизусть 1 из стихов

Портрет и фотографии А.Толстого; музыкальная запись романса «Средь шумного бала»

Федор Михайлович Достоевский

2 полугодие

Февраль

55-59 (5)

Судьба Достоевского.

Обзор романа Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Петербург обездоленных и униженных в романе «Преступление и наказание».

История преступления Раскольникова.

Лужин - «двойник» Раскольникова. Место образа Лужина в композиции романа.

Урок развития речи по роману Ф.М.Достоевского. Работа по структуре письменного сочинения.

Общая характеристика романа Достоевского «Идиот».

 

Лекция

Эвристическая беседа.

Сообщения учащихся.

Работа с текстом

Выразительное чтение

Обсуждение

Исследование

Комментирование текста

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Характеристика героев.



Работа с критической статьей.


Контрольная работа № 5 (домашнее сочинение).

Презентация, портреты Достоевского, иллюстрации к произведениям

Лев Николаевич Толстой

2 полугодие

Март-апрель

60 -65 (6)

Жизнь и судьба. Духовные искания писателя в юности.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Семьи Болконских и Ростовых.

Судьба главных героев. Нравственно-философское осмысление войны в романе.

Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории в понимании Толстого.

Художественное своеобразие романа «Война и мир». Обобщение.

Общая характеристика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Классное сочинение

 

Составить цитатный план отрывка.

Дать характеристику героям. Составить тезисы.

Беседа.

Сообщение учащихся

Работа с текстом

Пообразный анализ. Сопоставление

Анализ эпизода

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Сравнительная характеристика.


 

Контрольная работа № 6 (классное сочинение)

Презентация

Портреты Л.Толстого разных художников, фотография усадьбы Ясная Поляна, иллюстрации к произведениям писателя

Николай Семенович Лесков

2 полугодие

Апрель

66-67

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». Ком позиция, язык, жанр

 

Эвристическая беседа, исследование, сопоставление

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов.

Ответить на вопросы письменно

Презентация, портреты Лескова работы Репина и Серова, иллюстрации к произведениям

Антон Павлович Чехов

2 полугодие

Май

68

Жизнь и творчество. Проблематика, художественное своеобразие творчества А.П.Чехова.

 

Лекция с элементами беседы.

Работа с

текстом

Беседа, комментированное чтение

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Характеристика героев.




 

Презентация, портреты и фотографии писателя, иллюстрации к рассказам

Контрольные работы:

1полугодие:

№1. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

№2. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

№3. Классное сочинение по творчеству А.Н.Островского

№4. Домашнее сочинение по творчеству И.С.Тургенева

2 полугодие

№5. Домашнее сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

№6. Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

Учебно-методическое (техническое) оборудование:

Компьютер

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Литература для учителя:

А.В.Хуторской « Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?», М.,2005.

В.А.Чалмаев и др. «Уроки литературы в 10 кл. к учебнику В.И. Коровина» М., «Просвещение»,2004.

Ю.И.Лыссой. «Рус. литература 19 века. Практикум. М.,1998.

Г.А.Обернихина. Русская литература 19 века. Книга для учителя. 10 класс: М.,дрофа, 2007.

Г.А.Обернихина «Преподавание литературы в 10 кл. Метод. и справочные материалы в 2-х частях», М.,2001.

Р.А.Гальцева и др. «Литература 10 кл. Методические советы», М., «Просвещение»,2001.

Л.И.Косивцова « Литература. Поурочные планы. 10 кл., Волгоград, 2003.

Т.М.Фадеева «Тематическое и поурочное планирование по литературе ,10 кл., М.,2005.

И.М.Лейфман «Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе в 10 кл.» в 2-х частях, Материк-Альфа, М.,2005.

О.Д.Ушакова «Понятия и определения. Литература»,Санкт-Петербург,2005.

И.К.Мартемьянова «Как избежать «Мильон терзаний» (литер. олимпиады по творчеству писателей и поэтов к. 19-20 века)»,11. кл., Волгоград,2005.

.Г.А.Водопьянова «Литературные олимпиады 10-11кл.», М.,2005.

И.М.Михайлова «Тесты 9-11 кл. Литература», М.,1999 .

Русская литература 19 века.10 класс: Практикум/Под ред. Ю.И.Лыссого.- М. Просвещение, 2003г

Литература для обучающихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 10 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 10 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 10 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации